Ключевые слова: кох, танцоры-борцы, западноармянский, восточноармянский, стиль, разновидности, процесс, обучение, подготовка, этнопедагогика, учебное занятие.
Keywords: kokh, dancers-wrestlers, Western Armenian, Eastern Armenian, variety style, process, learning, preparation, ethnopedagogy, educational lesson.
Пища, питье, сон, любовь — пусть все будет умеренным.
Гиппократ
Актуальность. Кризис нынешней системы школьного образования в целом коснулся и системы физического воспитания: недостаточная ее эффективность приводит к тому, что весьма значительное количество учащихся не в состоянии выполнять нужные требования. В связи с этим необходимо изменение в методике физического воспитания в (основной и старшей) школе, перестройка концептуальных основ преподавания физической культуры, которое отстало от современных требований общества. Одним из вероятных направлений оздоровления системы физического воспитания в общеобразовательной школе является интенсивность уроков физической культуры, использование наряду с элементами гимнастики, акробатики, танцев и атлетики, элементов народно национальных, культурно-спортивных игр и состязаний, особенно национальных видов борьбы, включение во внеклассные занятия. Международный опыт показывает, что таким путем в разные времена следовали специалисты Японии, Болгарии, Узбекистана, Киргизии и некоторые другие народы. Исследования С. Ф. Ионова (1972 г.), Ю. М. Закарьяева (1983 г.), А. Д. Егизаряна (1985 г.), Б. М. Рыбалко (1987 г.), В. Г. Пашинцева (1989 г.), С. И. Телюка (1989 г.) и других показали, что спортивная борьба способствует интенсивному повышению скоростно-силовой подготовленности, ловкости, вестибулярной устойчивости и более гармоничному развитию подростков. В современной эпохе проблемам всестороннего воспитания личности придается большое значение. Особо остро ставятся вопросы воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Одна из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. В этом плане важное значение приобретает хорошо организованное физическое воспитание в школах, где первостепенное место занимают вопросы дифференцированной организации учебного процесса с учетом наступающих изменений в росте и развитии подростков в результате влияния социально-экономических, климатогеографических и этнических факторов. Организация учебного процесса по физическому воспитанию в школах требует обязательного учета местных специфических факторов, которые проявляются лишь в условиях жизни данного этноса. Общепринятые средства физического воспитания, рекомендованные школьной программой, не могут полностью отразить в себе сущность специфики, а это сказывается на их эффективности в учебном процессе. Однако в деле развития физической культуры не всегда учитываются традиции народных видов спорта, игр и упражнений [3, с. 4].
Необходимость изучения опыта национального воспитания, в том числе и физического, обусловлена также тем, что результаты такой работы помогают проследить эволюцию форм, методов, средств всей системы физического воспитания, определить ее закономерности, связанные с изменениями социальной жизни, а также создать предпосылки для улучшения организации физического воспитания и пополнения его прогрессивными элементами национальных средств. Цель нового исследования эффективность применения национальных видов спорта, восстановление навасардских[1]игр и упражнений, в частности армянская национальная борьба «Кох» в системе физического воспитания молодого поколение.
Мы поставили следующие задачи:
- Провести сравнительно-исторический анализ развития этнических средств физического воспитания в Джавахетском регионе у армян, определить их роль и место в прошлом и современной практике физического воспитания молодежи.
- Выявить практическое значение национальных игр, физических упражнений; определить перечень, рекомендуемых материалов для занятий в школьной, внешкольной, секционной работе, а также спортивных лагерях.
- Внедрить наиболее практических национальных игр и физических упражнений в физическом воспитании в данном регионе.
- Начиная с октября месяца этого года, провести социологический письменный опрос среди пожилых людей (старше 76 лет) с целью восстановления коллективной памяти армянского этноса по поводу древних навасардских игр и их восстановления в наши дни в 3-х областях Республики Армении. А именно в Лоринской (г. Степанаван и ближайшие некоторые селения), Армавирской (г. Армавир — бывший Октемберян и ближайшие некоторые селения), Сюникской (г. Горис и ближайшие некоторые селения) областях.
В исследовании были применены следующие методы:
- Изучение этнографической, исторической и специальной литературы и их анализ.
- Теоретический анализ и обобщение архивных материалов.
- Полевые экспедиции и опросы среди пожилых (старше 76 лет) людей.
- Разработка и анализ полученного основополагающего материала и данных.
Процессы, которые происходят в современном мире, а также быстротечные изменения в общественной жизни, требуют повышения роли не «шаблонного» образования и нововведения, том числе в учебно-тренировочной деятельности в спортивных клубах, школах. И это стало требованием нового времени. Ныне существующая школьная программа по физическому воспитанию не может предусмотреть специфику климатогеографических, этнических и других факторов, определяющих особенности местных условий. Обязательным становится существенная перестройка учебно-воспитательной работы. Для создания благополучной среды в занятия необходимо внедрить общепринятые методы обучения. Включение в школьную программу национальных видов спорта, некоторые элементы навасардских игр и физических упражнений отвечало бы требованию времени и решило бы задачу совершенствования методов дифференцированного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения [3, с. 11]. Комплексное использование национальных средств физического воспитания и общепринятых программой видов спорта и упражнений требует четкой взаимосвязи их педагогической целенаправленности. Разнообразие армянских национальных игр и физических упражнений позволяет использовать их для занятий с молодежью различных возрастно-половых групп.
Данная методика проведения занятия, выработанная веками и доведенная до достаточного уровня общей и моторной плотности, позволяет работать дифференцированно, помогает воспитывать разносторонне танцоров-борцов. В процессе данного исследования были проанализированы программы по физическому воспитанию общеобразовательных школ Джавахетского региона. Изучались исследования по истории быта, культуры и физической культуры на территории Кавказа, в частности, В. Пассека (1838), Н. Ф. Дубравина (1871), В. Б. Пфаффа (1871), В. М. Миллера (1881), Е. А. Покровского (1884), Н. Жданова (1898), С. Д. Лисициан (1927)[2] и многих других авторов. Весьма ценными по содержанию являются опубликованные в некоторых исследованиях В. И. Элашвили, М. А. Горгадзе, А. А. Стародубцева, В. А. Анекокова, Х. Г. Байрамкулова, М. А. Дибирова, Г. Г. Агаева, И. Абдулаева, А. И. Краснова, Г. С. Туманяна, В. Г. Короев, Л. В. Певговой, Г. Н. Абсалямова, Г. Н. Боховской, Д. О. Мурзакова, М. Б. Брусиловского, К. Тена, М. Таникеева. Помимо вышеуказанных источников[3] были использованы некоторые результаты археологических, этнографических исследований по малой Азии и Кавказу, а также некоторые материалы музеев и опросы старожилов. Собранный и обобщенный материал позволил нам проиллюстрировать сложившийся быт, культуру и обычаи армянского этноса в историческом аспекте его развития, проанализировать физические упражнения и игры армянского этноса, применяемые в физическом воспитании. Проведенный сравнительно-исторический анализ развития национальных средств физического воспитания в Армении и их место в современной практике дал возможность еще раз показать актуальность исследуемой темы и ее большое практическое значение.
Непрерывные военные столкновения требовали от каждого мужчины физической подготовки, где поощрялись храбрость, ловкость и сила. Многовековая история Армении знает немало примеров мужественной борьбы с иноплеменными захватчиками за свою свободу и независимость. В данном случае климатические особенности Кавказа в горной и предгорной части также предъявляют повышенные требования к человеку. За многовековой период существования общества в этой системе сформировались свои национальные средства, которые занимали особое место в подготовке подрастающего поколения и к формированию будущего хранителя очага. Были военно-спортивные состязания, где надо было продемонстрировать военное искусство, ловкость, силу, находчивость, быстроту и т. д. Этническая система физического воспитания в силу менявшейся исторической обстановки различных внешних факторов, совершенствовалась, изменялась в зависимости от утилитарных требований. Значительное место в жизни армянского этноса занимали и национальные танцы, которые служили не только средством эстетического воспитания, но были и отличными физическими упражнениями. Искусству национального танца армяне обучались с раннего возраста. Приверженность к этническим играм и упражнениям диктовалась климатогеографическими условиями и существовавшими национальными традициями.
Если вы имеете свой удачный опыт по данному направлению, то смелее экспериментируйте, добавляйте в мои подходы и планы свое. Совместные поиски приведут нас только к повышению эффективности занятия в целом.
Процесс обучения
Армянская национальная борьба «Кох» сочетает в себе элементы музыки, танца, акробатики и состязаний. Это танец и единоборство, самая настоящая игра, ставящая изобретательность, сообразительность и находчивость выше грубой силы и враждебности, дающее возможность самовыражаться, открывать в себе новые способности, развиваться физически, умственно и эстетически. Она укрепляет мышечный корсет, вырабатывает гибкость и растяжку, силу и выносливость, развивает музыкальный слух и пластику тела. Методика основана на развитии координации, способности повторять движения, ориентироваться в пространстве и находить баланс. В тренировках используется специализированный подход, начиная с общеразвивающих игр и заканчивая четкой дисциплиной, спортивными вызовами с элементами координационных тренировок у подростков. Занятия направлены, в первую очередь на гармоничное развитие человека. Противопоказаниями к занятиям Армянской национальной борьбы «Кох» являются кожные заболевания, серьезные болезни суставов и позвоночника, врожденные и приобретенные пороки сердца, хронические заболевания дыхательных путей и конечно вызов нашего времени «COVID-19».
Занятия состоят из различных составляющих:
— укрепление вестибулярного аппарата;
— пластика, гибкость, умение управлять своим телом;
— развитие навыков коммуникации и налаживание контакта;
— музыкальные способности и чувство ритма;
— основы акробатики и бросковая техника;
— развитие выносливости и силы воли;
— преодоление различных страхов;
— умение постоять за себя при необходимости;
— развитие оптимизма и позитивного отношения к жизни;
— развитие стремления к движению, физическим и психическим нагрузкам.
Все вышеперечисленное — реальная альтернатива игромании. В ходе решаются задачи развития и воспитания личности (танцора-борца), содержание образования, формы его организации, средства и результаты, усвоение содержания образования в целом. Основная часть занятия — работа с физической и технико-тактической подготовкой.
Закрепление пройденного материала
В конце занятия все садятся в круг. Каждый танцор-борец по очереди выходит и показывает 5–7 своих любимых движений, упражнений или «коронные» приемы.
Специальные упражнения для занятий нужно разделить на несколько видов: танцевальные, акробатические и т. д. Содержание образования как воплощение целей обучения с каждым периодом приобретает иное наполнение. Обучение определяет тактику своего поведения, оценивая ее с целью определения, программирования обучения. Коллективом преобразуется личность и деятельность танцора-борца. Мотивы учения выступают в качестве источника обучения, а в процессе взаимодействия могут изменяться. Многообразие возможных изменений обуславливает необходимость планирования, построение его сценария, коррекции его хода и результатов, осуществление контроля и самоконтроля. Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов, может быть понятно только при учете психических процессов, происходящих в ходе учения и преподавания, и представлены как модель. Ее основная функция состоит в раскрытии механизмов организации средствами преподавания усвоения содержания образования. Функции обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: потребность в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития. Противоречие отражает и обобщенную цель обучения — постоянная и постепенная (по определенным нормативам) смена учебно-наглядно-познавательных задач. Перед танцорами-борцами ставятся новые цели и задачи. Суть, логика постановки и решения вышеперечисленных задач воплощает, в том числе и самодвижение обучения, формирует его сценарий.
Единство преподавания-тренировки, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем-тренером информации и воспроизводящей деятельности танцоров-борцов; сравнительная обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность танцора-борца. Эти свойства образуют целостность обучения специфического социального организма; направленность общего воспитания и образования на развитие личности танцора-борца индивида; соотношение общего обучения, инноваций и пути повышения качества образования. Модель позволяет намного глубже понять эмпирически зафиксированную главную идею о единстве образования, воспитания и развития, как одну из важнейших дидактических закономерностей. Их единство является одновременно закономерностью и принципом обучения. Достижение на этом пути целей воспитания и умственного развития; процесс, требующий осознанной деятельности педагога-тренера; готовность и устремленность к самореализации; умственная, нравственная и эстетическая воспитанность; сформированность системы ценностей, общая активность, мотивированная этой системой и усвоенная социальным опытом.
Данное теоретическое рассмотрение является определяющим условием нашего исследования-обзора. Педагог-тренер имеет обширное пространство для творческой и научной конкретизации подходов, методик, средств и путей проектирования и построения учебно-тренировочного процесса в целом и каждого его урочного процесса в частности. Новые типы школы отличаются целями, приемами, формами обучения. Инновации, строящиеся на содержательном обобщении, диалоге культур и цивилизаций, внимании к знаковой системе, мыследействию, рефлексии способны внести существенные изменения, в том числе индивидуализированные организационные формы обучения (учебно-тренировочный процесс).
С философско-методологической точки зрения, обучение — это система (полисистема), образованная множеством субъектов, взаимодействующих по поводу воспроизводства и усвоения общественно-исторического опыта, любых видов человеческой деятельности [1, с. 81]. Одной из главных задач системы физического воспитания является забота о формировании здорового и жизнерадостного подрастающего поколения, готового к труду, защите Родины и активному участию в общественной жизни. Спрос народа о подъеме массовости физической культуры и спорта предлагает коренным образом улучшить руководство физическим воспитанием учащейся молодежи, внедрить физическую культуру в повседневную жизнь подростков, добиться охвата учащихся для начала внеурочными формами занятий армянской национальной борьбы «Кох». В процессе преподавания балетмейстер-преподаватель (национальные танцы), тренер-преподаватель (акробатика, борьба), должен использовать наиболее эффективные методы обучения движениям и двигательным действиям, развивать у подопечных основные(базисные) физические качества — ловкость, мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, равновесие и содействовать гармоническому физическому развитию.
Тренер-преподаватель должен обеспечить прохождение программы, но делать это надо с учетом учебно-материальной базы, климатических условий, относительного уровня теоретической, физической, технической, тактической и интегральной подготовленности учащихся (танцоров-борцов) и других факторов. Уроки по армянской национальной борьбе «Кох» с юношами и девушками проводятся раздельно. Соответственно и раздельно составлена программа. Но существенные отличия касаются только разделов силового и соревновательного блока. В них отмечаются специфические особенности проведения упражнений с юношами и девушками.
Основы методики и организации тренировок
В процессе решаются следующие важнейшие воспитательные и образовательные задачи:
— воспитание нравственности, воли, дисциплинированности, организованности и самостоятельности, чувства долга и ответственности, навыков культуры поведения,
— формирование заботы человека о своем здоровье, физическом развитии, физической подготовленности,
— формирование у танцоров-борцов правильной осанки, подтянутости и опрятности.
При проведении тренировок по армянской национальной борьбе «Кох» в старших группах особое значение имеет дифференцированный подход к танцорам-борцам. Это действенное внимание к каждому танцору-борцу, конкретизация задач учебно-воспитательной работы, варьирование ее методов с учетом, как общего, так и индивидуального, особенного в личности каждого. При дифференцированном подходе к танцорам-борцам, осуществлении постоянной взаимосвязи физического и психического развития необходимо учитывать не только физические, но и психологические особенности каждого из них. Педагогический такт балетмейстера-преподавателя (по И. В. Страхову): естественность, простота обращения, искренность тона; рекомендации и советы без навязчивости; серьезность тона в обращении, ирония, юмор без насмешливости, настойчивость, умение вести с танцорами-борцами беседу без поверхностного дидактизма.
Профилактика травматизма
К практическим занятиям категорически запрещается допускать танцоров-борцов, не прошедших очередной медицинский осмотр. После перенесенных заболеваний танцор-борец представляет балетмейстеру-преподавателю справку от врача, в которой указывается срок временного отстранения от практических занятий. Не разрешается допускать на тренировки без соответствующей формы. Нельзя проводить тренировки при температуре и скорости ветра не соответствующим нормальным требованиям для данного региона, установленным органами образования и здравоохранения.
Танцоры-борцы должны быть проинструктированы по технике безопасности на занятиях армянской национальной борьбе «Кох», обучены приемам помощи, страховки и самостраховки (в том числе и правильному падению), правилам обращения со спортивным инвентарем и оборудованием. Перед интенсивными физическими нагрузками обязательно проводится разминка. В зоне проведения упражнений не должно быть лишних предметов (скамеек, гимнастических снарядов, инвентаря). Оконные стекла, лампы, радиаторы отопления в танцорских, акробатических и борцовских залах должны быть закрыты предохранительными решетками.
Перед каждым упражнением следует обязательно проверить, все ли правила безопасности соблюдены. На занятиях пары подбираются по подготовленности и по весу. Учебной схватке на занятиях следует отводить 3–6 минуты с перерывом на отдых 60 секунд. В заключение общей разминки выполняются упражнения в положении борцовского «моста». Дозировка упражнений: на месте 25–30 раз, в движении до 55–60 секунд.
Акробатика —стойка на руках у стены 4–5 раза по 15–20 секунд.
Ходьба на четырех конечностях 3–5 минут.
Занятия начинаются с покачивания шага, это связующее звено в каскаде движений — танца. Схематически это перемещение выглядит просто, но на его изучения уходят несколько месяцев.
— Философские основы армянской национальной борьбы «Кох»
В основе теории армянской национальной борьбы «Кох» лежат следующие этноидейные и философские принципы:
- 1.защита системы национальных ценностей (родины, родителей, церкви, человека-личности);
- морально-психологическая подготовка;
- принципы гуманизма и великодушия;
- общение человека с природой;
- сознательная смерть и вечность бытия.
— Задачи психологической подготовки танцоров-борцов
Психическое состояние, интеллектуальные способности имеют особое значение. Остановимся на некоторых критериях классификации Армянской национальной борьбы «Кох»:
— ритуал;
— условия социально-моральной поддержки или противостояния зрителей-болельщиков;
— степень интенсивности физических, психических, умственных нагрузок;
— требования к общей и специальной выносливости.
Все вышеперечисленные критерии в совокупности создают специфические и различные условия для деятельности Армянской национальной борьбы «Кох», влияющие на психическое состояние танцоров-борцов. В том числе это связано с основными факторами успеха танцора-борца: технико-тактическое мастерство восприятия пространства и времени; оперативно-тактическое мышление, формирование настойчивости, зависящее от развития планирующих и прогнозирующих функций, образ психической устойчивости, сила, подвижность нервной системы. Армянская национальная борьба «Кох» формирует интеллект, внимательность к напарнику, твердость характера, чувство благородности, рыцарство и надежность.
Психология национальной борьбы «Кох», как вид спортивной деятельности изучает три крупных вопроса:
- психологические механизмы противоборства;
- влияние психологических факторов на успешность спортивной деятельности;
- психологические основы спортивного отбора и подготовки [2, с. 547].
— Влияние народно-национальной музыки на состояние танцоров-борцов
Физиолог И. Г. Тарханов, основываясь на своих наблюдениях, сделал вывод, что приятные мелодии замедляют пульс, расширяют сосуды, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение и повышают аппетит, кларнет влияет на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают, флейта расслабляет. Музыка способна оказать благотворное влияние. Начинать надо с прослушивания мелодичной, спокойной музыки и потом слушать бодрящую, жизнерадостную, желательно больше народно-национальную музыку (мелодию).
— Внетренировочная деятельность танцоров-борцов
Здоровый образ жизни человека характеризуется следующими факторами: личная гигиена танцора-борца, гигиена тренировочных помещений, скверов и парков в процессе закаливания организма, повышения и восстановления работоспособности танцоров-борцов, рациональное питание и т. п.
Идея суточного режима заключается в строгом соблюдении распорядка: в одно и то же время просыпаться, проводить первую тренировку, завтракать, отдыхать, обедать, проводить вторую тренировку, ужинать, гулять и ложиться спать.
«Организму нужен стабильный режим жизни, чтобы быть сильным» [2, с. 146].
Развитие двигательных качеств:
- Типовые скоростно-силовые упражнения. Челночный бег 7 раз по 15 метров.
- Упражнения для развития силы и силовой выносливости. Исходное положение-приседание на одной ноге с набивным мячом в руках (12–14 раз).
- Упражнения для развития подвижности в суставах. Стоя на коленях, руки на поясе, (не касаясь ягодицами голеностопных суставов) 20–25 раз.
Силовых упражнений в разминке должно быть не больше пяти. Их следует чередовать с упражнениями на расслабление и растягивание. Заканчивают разминку упражнениями для мышц шеи. Продолжительность разминки перед занятием 20–25 минут, количество повторений каждого упражнения на месте не менее 20 раз.
- Скоростно-силовые упражнения.
Лазанье по канату на время, прыжки с поворотами на 180 градусов и 360 градусов в правую и левую сторону (выполняются непрерывно). В положении стоя набивной мяч зажат голеностопами. Прыжком подбросить мяч вперед. Каждое упражнение выполняется в течение 15 секунд максимальное количество раз; после каждого упражнения отдых 35 секунд.
- Упражнения для развития равновесия тела танцора-борца.
а. способы и направления выведения из равновесия,
б. выведение из равновесия, раскачивая вперед-назад,
в. выведение из равновесия, раскачивая в стороны,
г. выведение из равновесия, скручивая вперед — в стороны и назад — в стороны,
д. неклассические способы выведения из равновесия (приложения сил к верхней части тела или подниманием танцора-борца),
е. выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела танцора-борца.
Главное в поединке — это преодолеть блокирующие действия партнера-соперника, нейтрализовать действия и попытаться реализовать свой захват за чуху (восточноармянская разновидность) определенными приемами.
Заключение
В данной статье использованы следующие методы исследования:
А. Теоретический анализ и обобщение;
Б. Конкретно-исторический анализ;
В. Актуализация, т. е. воссоздания реконструкции исходных принципов и становления теории и концепции;
Г. модульно-ситуационное обучение;
Д. анализ разнообразных источников.
Задача настоящей статьи является попытка обобщить опыт работы некоторых педагогов-тренеров, с целью дальнейшей оптимизации системы интегральной подготовки танцоров-борцов. Идея ускоренного метода проблемного обучения в целом требует нового подхода и методического осмысления общечеловеческого опыта. Коэффициент полезного действия зависит от характера бросков, техники подхода движения. В настоящее время основная задача состоит в сохранении важного потенциала, создании устойчивой базы для будущих поколений, способствовании продвижению ценностей армянской национальной борьбы «Кох» в обществе. Данное явление представляет собой органическую часть этнической и общечеловеческой культуры. Учитывая возрастающее значение выполненного нами в 2019 году нового исследования, изложенного как попытка единой концепции, не исчерпывает изучаемую проблему и требует еще дополнительного изучения и анализа.
Выводы
Анализ научно-методической литературы и обобщение исторического опыта свидетельствуют о том, что требуется использование нетрадиционных форм, методов и интегральная подготовленность, а также интенсификация применяемых средств. Национальные средства физического воспитания –игры, виды спорта, упражнения, создаваемые этносом применительно к особенностям общественного строя, всего хозяйственного уклада, быта и психического склада представляют собой почти нетронутый, но важный фонд обогащения современной системы физического воспитания. Исследования 2019 года подтвердили воспитательно-образовательную ценность армянских национальных средств физического воспитания, целесообразность их использования в учебной работе с молодежью, как в сельских, так и в городских населенных пунктах. Исходя из общих направлений воспитания и подготовки танцора-борца в данном процессе обучений, решаются следующие задачи:
- Нравственные, эстетические, интеллектуальные воспитания и специальные задачи психологической подготовки танцора-борца.
- Общая физическая подготовка и обеспечение гармонического физического развития и укрепления здоровья.
- Формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе воспитания тактического мышления танцора-борца и других его качеств, от которых непосредственно зависит техническо-тактическое совершенствование.
«У многих народов Востока, например, в Турции для более эффективного воспитания у борцов ловкости и быстроты их тела смазываются маслом («масляная борьба»)» [2, с. 31].
«Спина сильнейшего не должна отряхиваться после поединка», — гласит народная армянская мудрость [2, с. 12].
Борьба происходит не только за доской в турнирном зале, но и в тиши кабинетов [2, с. 338].
Практические рекомендации —Первые 3 практических занятия целиком посвящаются изучению элементов самостраховки и страховки партнера. Приемы в стойке связаны, в том числе с падением атакуемого, чаще и атакующего. Танцоры-борцы должны хорошо ориентироваться в пространстве и смягчать падение. Одновременно пристальное внимание уделяется тренировке вестибулярного аппарата с помощью прыжков с вращением, кувырков, поворотов и акробатических прыжков. Последующие 6 занятий посвящаются изучению подводящих и имитационных движений, упражнений, которые могут даваться и в качестве домашнего задания танцоров-борцов. В занятия вводятся подвижные игры, развивающие ловкость, силовую выносливость (бой всадников, петушиный бой, борьба в кругу, борьба за захват), т. е. воссоздающие реальные условия борьбы в виде высокоэмоциональных игр.
Только после ознакомления и удовлетворительного выполнения движения, упражнения и приемов самостраховки можно переходить к изучению наиболее простых технических действий. Прежде всего, выведение из равновесия партнера переходит к изучению и выполнению различных переворотов с захватом пояса, чухи (куртки) и полукоротких шараварах-табатах (брюк).
Постепенно в борьбе стоя следует изучить до 15 приемов и до 10 упражнений, но каждому из танцора-борца рекомендовано при работе индивидуальной техникой совершенствовать не более 3–5 приемов. Используя способность танцоров-борцов к интенсивному развитию в этом возрасте абсолютной силы, необходимо после 15–20 минутной обязательной разминки включать специальные движения и упражнения с партнером своего веса. Режим работы должен соответствовать поставленной задаче: все движения и упражнения выполняются с максимальной быстротой, количество движений в упражнении в одном подходе 2–3, отдых между подходами 90 секунд, количество подходов при выполнении однотипного упражнения 2–3. Учитывая предрасположенность подростков к развитию силовой выносливости, перед заключительной частью каждого урока-занятия следует выполнить несколько серий (3–5) специальных движений и упражнений с отягощениями, которые создаются с использованием предметов или усилий партнеров. Количество повторений в каждом подходе возрастает до 7–9, число подходов в каждой серии 5–7 раз. Все это и многое другое, касающееся обучения Армянской национальной борьбы «Кох», формировалось многими веками в виде этнической мудрости и обогащалось достижениями науки на различных этапах становления армянского этноса.
И это намного больше, чем просто очередная борьба. Это — попросту философия бытия армянского этноса.
Знать национальные подходы, методы, принципы и приемы народного воспитания мало. Необходимо регулярно, последовательно и системно применять их с учетом различных факторов — это и есть этнопедагогика[4].
Таблица 1
Контрольные нормативы по физической подготовке для танцоров-борцов армянской национальной борьбы «Кох» для групп спортивного совершенствования (свыше 1 года обучения, возраст занимающихся 18–23 лет)
Упражнение |
Норматив |
|
1 |
Бег на 30 метров с места |
4,8 секунд |
2 |
Бег на 1300 метров по пересеченной местности |
4 минуты 11 секунд |
3 |
Прыжки в длину с места |
2 метра 30 см |
4 |
Подтягивание на перекладине |
17 раз (для танцоров-борцов тяжелого веса 11 раз) |
5 |
Приседание с партнером (штангой равного веса) |
25 раз |
6 |
Наклоны вперед с партнером (штангой равного веса) |
21 раз |
7 |
Выжимание штанги весом равной весу танцора-борца (для тяжелого веса — на 25 % меньше) |
3 раза |
8 |
Национальные танцы в сопровождении национальной музыки |
50 минут без отдыха (но до этого 12 минут общая разминка) |
9 |
Контрольно-соревновательные схватки по 7 минут, выше среднего темпа |
По 3 схватки 3 дня подряд |
Таблица 2
Карточка индивидуального развития
танцора-борца ________________________________________(Ф. И. О.)
Поступил(а) в возрасте ____ лет
Показатели |
Срок обучения (годы) |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
(подготовительная группа) |
||||||
Специальные данные |
||||||
1.Шаг |
||||||
2.Подъем |
||||||
3.Прыжок |
||||||
4.Гибкость |
||||||
5.Равновесие |
||||||
6.Ловкость |
||||||
Танцевальность |
||||||
1.Логичность и правильность |
||||||
2.Музыкальность |
||||||
3.Выразительность танцора-борца |
||||||
Примечание:
а) шаг — измеряется в градусах (45°, 90° и т. д.);
б) подъем — измеряется в сантиметрах (3,5см, 7см, 14см);
в) прыжок — измеряется в сантиметрах;
г) гибкость — измеряется в градусах (45°, 90° и т. д.);
д) равновесие — измеряется через акселерометр;
е) ловкость — измерению не подается.
Литература:
- Лебединцев В. Б. Обучение как многоуровневое явление. Новое в психолого-педагогических исследованиях: научно-практический журнал. Российская академия образования; Московский психолого-социальный университет, 2015. -№ 1. С. 81–93.
- Туманян Г. С.Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений спортивного профиля.- Москва: Издательский центр «Академия», 2006.-591 с.
- Короев В. Г.Исследование эффективности применения национальных видов спорта, игр и упражнении для рационализации системы физического воспитания школьников Осетии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук г. Ленинград:-1975г. 20 стр.
- Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.-http://lib.sportedu.ru
- История спорта и физическая культура — http://sport-history.ru/physicalculture/item/f00/s00/e0000110/index.shtml
[1] Навасардские игры – это игры, по свидетельству древних историков Армении, были посвящены богу плодородия Аманору и проводились в Багаване (западная Армения).
[2] «Историко-этнографический очерк Шатаха»; он стал основой для выяснения ряда вопросов и ответов при исследовании данной темы.
[3]Исследования специальных материалов были начаты в Национальном архиве Армении (НАА) и Научно-исследовательском институте древних рукописей «Матенадаран» (НИИДРА).
[4]Весь материал данной статьи построен в виде исследовательской деятельности, выводов и логических рассуждений автора.