Альтернативные задания VS Photomath и готовых домашних заданий
Авторы: Авакян Асмик Макичевна, Саблин Максим Андреевич
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 18.03.2021
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Авакян, А. М. Альтернативные задания VS Photomath и готовых домашних заданий / А. М. Авакян, М. А. Саблин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6166/ (дата обращения: 17.11.2024).
В статье рассмотрена проблема списывания. Предложены образцы интегрированных заданий, которые можно использовать на уроках математики как альтернативные задания, на которые не найти решений в Photomath и в готовых домашних заданиях (ГДЗ). Рассмотрен вариант создания шаблонов для разработки подобных заданий.
Ключевые слова: списывание, альтернативные задания, готовые домашние задания, развитие способностей, математические способности, универсальные учебные действия.
Развитие цифровых технологий способствовало развитию передачи информации. Не секрет, что большой проблемой для педагогических работников и родителей являются интернет-ресурсы с готовыми домашними заданиями. Хотя на сайтах предложены не только домашние задания, но и все номера учебников с подробными пояснениями. Не требуется больших усилий и исследований, чтобы утверждать, что такие сайты не оказывают доброго влияния на учеников. И усилия, приложенные педагогическими работниками для достижения образовательных результатов, не всегда приносят положительные плоды.
В целях конкретизации и сужения радиуса затронутой проблемы, процитируем один компонент из раздела «Портрет выпускника школы» ФГОС СОО. В перечне характеристик портрета выпускника есть характеристика: владеющий основами научных методов познания окружающего мира. Какой из методов познания развивает способ выполнения домашнего задания (и не только) в приложениях Photomath и ГДЗ?
Под научными методами познания понимаем: «… методы познания и исследования, являющиеся универсальными или почти универсальными. К числу последних относятся, прежде всего, диалектический метод познания, а также развивающий его на конкретном материале и получивший широкое признание, — общий системный подход. Почти универсальными по применению, являются методы логики и математики » [2, с. 8].
В деятельности учителя много времени занимает подготовка к урокам. Новые темы, новые понятия, которые учитель пытается раскрыть для аудитории, требуют усилия. Кроме достижения предметных результатов, необходимо создать условия для формирования и совершенствования личностных и метапредметных результатов, что относится к универсальным учебным действиям. То есть то, что необходимо на всех занятиях и, впоследствии, в жизни. Обычная логическая цепочка, которая складывается в деятельности учителя: выбор способа подачи информации; обучение использования нового материала на практических занятиях; консультирование и помощь во время тренировочных занятий для закрепления нового материала; контроль усвоения и т. д. Но что делать, если на одном из звеньев цепочки теряется мотивация современного ученика — понять и самостоятельно выполнить?
Под словосочетанием «современный ученик» имеем в виду ученика:
— владеющего смартфоном;
— вооруженного различными онлайн-калькуляторами и приложениями, подобными Photomath и ГДЗ;
— который в своем арсенале имеет не только дополнительные цифровые домашние возможности, но и дополнительный семейно-интеллектуальный фонд (в период дистанционного режима обучения).
Каким образом создать условия в учебном процессе, чтобы такой ученик был поставлен в вынужденные условия развития и, в дальнейшем, «владел основами научных методов познания окружающего мира»?
Учитывая международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA ) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, можно утверждать, что важно не наполнить ученика знаниями, но способствовать развитию становления психокомпетентной личности.
Определим понятие «способности», — это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам [3].
В 1968 году Вадим Андреевич Крутецкий — крупный известный специалист в области возрастной и педагогической психологии напечатал труд «Психология математических способностей школьников», где дано определение «математическим способностям», — это специальные индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие, при прочих равных условиях, успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики... Понятие математические способности трактуем в двух аспектах:
а) творческие (научные) способности — способности к научной математической деятельности, дающей новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт;
б) как учебные способности — способности к изучению (обучению, усвоению) математики (в данном случае школьного курса математики), быстрому и успешному овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками» [2, с. 74].
Затрагивает ли развитие математических способностей процесс выполнения домашнего задания (и не только), которое ученик выполняет с помощью Photomath и ГДЗ?
Предложенные образцы заданий, которые могут послужить в качестве альтернативных, не отвечают на все поставленные вопросы и затронутые проблемы. Мы делали попытки что-то изменить в своей деятельности и делимся своими разработками в данной статье. Используя такие задания на уроках, мы заметили, что студенты не торопятся запускать приложения Photomath. Проведенный опрос среди студентов продемонстрировал значимость таких заданий. Студенты высказали свое мнение о таких заданиях: нужно думать, приходится работать, просто так не списать.
В таблице 1 предложен шаблон для использования на разных уроках.
Таблица 1
Задание Перечерти таблицу и заполни пустые ячейки, пользуясь справочным материалом. Собери уравнение (неравенство) по заданной схеме и реши его. Если в ответе получается бесконечная десятичная дробь, то округли результат до десятых. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица данных |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Справочный материал |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В таблице 2 предложены схемы уравнений и неравенств, которые нужно собрать, пользуясь таблицей 1.
Таблица 2
Тематика схем |
Схемы |
Квадратные уравнения |
1) (Таллин + Финляндия — 0,5) Болгария = 2* Мадрид 2) (Копенгаген: 4+ София*Мадрид*х) София = Испания * 4 |
Квадратные неравенства |
1) (Бухарест + Финляндия +0,5) София > 3* Брюссель 2) (Таллин + Финляндия — 0,5) Болгария >2* Мадрид |
Показательные уравнения |
1) (Мадрид) Бухарест =1/4 ● Копенгаген 2) (Брюссель) Хельсинки (Бельгия) Мадрид |
Показательные неравенства |
1) (Мадрид) Бухарест 1/4 ● Копенгаген 2) (Брюссель) Хельсинки (Бельгия) Мадрид |
Такие альтернативные задания, на наш взгляд, способствуют созданию вынужденных условий для развития таких умений как:
— анализировать и интерпретировать информацию;
— сравнивать, сопоставлять, подбирать информацию;
— быть внимательным;
— логически мыслить и т. д.
Альтернативное задание вполне соответствует требуемым результатам освоения дисциплины «Математика».
Литература:
- ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
- Рузавин Г. И., Методология научного познания.− Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.−287с.
- Крутецкий В. А., Психология математических способностей / В. А. Крутецкий. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 416 c. — Текст: непосредственный.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
- Канин Евгений Степанович Математические способности учащихся и их Развитие // Вестник ВятГУ. 2013. № 2–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-sposobnosti-uchaschihsya-i-ih-razvitie
Ключевые слова
универсальные учебные действия, развитие способностей, математические способности, списывание, альтернативные задания, готовые домашние заданияПохожие статьи
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт
В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...
Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка
В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...
Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей
В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...
Веб-разработка на уроках информатики. Фронтенд-разработчик
В статье рассмотрена идея применение полученных знаний по информатике для открытия своего бизнеса или работа в стиле фриланс. Рассмотрена только техническая часть этого процесса. Предложена программа обучения. Обучение возможно с полного нуля до веб-...
Разбор и анализ сложности одной из новых задач ЕГЭ-2022
В статье автор разбирает решение одной из новых задач по теории вероятностей, введённой в ЕГЭ-2022. Рассматриваются как классический вариант решения, не приводящий к решению, так и альтернативные, которые оказываются наиболее оптимальными. Приводятся...
Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера
В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.
Программная модель формирования текстуры ткани
В статье описана программная модель формирования текстуры ткани с возможными дефектами для дальнейшего тестирования систем автоматического обнаружения дефектов ткани и их сертификации. Модель позволяет вводить ряд следующих параметров: максимальная ш...
Перспективы обучения студентов основам автоматического управления с помощью средств разработки на языке CFD
В статье рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью обучения студентов не связанных на прямую со сферой информационных технологий методам и приемам программирования программируемых логических контроллеров с применением языка CFD. В статье предлож...
Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament
В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...
Сравнение моделей качества программного обеспечения
В данной статье приводится пример разработки плана развития использования облачных технологий на предприятии на основе разработанной модели с использованием методов оптимизации — многокритериального линейного программирования, а также метода ограниче...
Похожие статьи
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт
В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...
Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка
В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...
Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей
В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...
Веб-разработка на уроках информатики. Фронтенд-разработчик
В статье рассмотрена идея применение полученных знаний по информатике для открытия своего бизнеса или работа в стиле фриланс. Рассмотрена только техническая часть этого процесса. Предложена программа обучения. Обучение возможно с полного нуля до веб-...
Разбор и анализ сложности одной из новых задач ЕГЭ-2022
В статье автор разбирает решение одной из новых задач по теории вероятностей, введённой в ЕГЭ-2022. Рассматриваются как классический вариант решения, не приводящий к решению, так и альтернативные, которые оказываются наиболее оптимальными. Приводятся...
Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера
В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.
Программная модель формирования текстуры ткани
В статье описана программная модель формирования текстуры ткани с возможными дефектами для дальнейшего тестирования систем автоматического обнаружения дефектов ткани и их сертификации. Модель позволяет вводить ряд следующих параметров: максимальная ш...
Перспективы обучения студентов основам автоматического управления с помощью средств разработки на языке CFD
В статье рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью обучения студентов не связанных на прямую со сферой информационных технологий методам и приемам программирования программируемых логических контроллеров с применением языка CFD. В статье предлож...
Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament
В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...
Сравнение моделей качества программного обеспечения
В данной статье приводится пример разработки плана развития использования облачных технологий на предприятии на основе разработанной модели с использованием методов оптимизации — многокритериального линейного программирования, а также метода ограниче...