Организация поисковой деятельности дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 29.01.2020

Статья просмотрена: 1331 раз

Библиографическое описание:

Минуллина, Р. Ф. Организация поисковой деятельности дошкольников / Р. Ф. Минуллина, Р. В. Рыжманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4848/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье раскрываются содержание и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, дошкольное образование, деятельность, проблемная ситуация, познавательная задача.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Научный поиск эффективных средств достижения обозначенных ориентиров представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает поисковая деятельность.

Элементарная поисковая деятельность — это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

В основе возникновения и развития почти безграничной поисковой, исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира лежит данная самой природой потребность ребёнка в новых впечатлениях. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи, возможна также постановка познавательной задачи детьми. Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки выдвинутых детьми предположений, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с образовательной программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Для этого важно создание проблемных ситуаций на занятиях или в разнообразной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира.

Проблемная ситуация возникает, когда задача уже есть, но сразу ее решение детям недоступно. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить уже известные факты, сделать какие-то выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ, выявление известного и неизвестного. В результате такого анализа под руководством воспитателя выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений.

Предположения, высказанные детьми, могут быть правильными, ошибочными, и даже противоречивыми. Но при этом все они должны быть обсуждены. Важно выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. предложить проверить, чье правильнее. Если дети не высказывают предположения, воспитатель побуждает к этому или сам высказывает необходимые предположения.

У детей в ходе анализа и оценки предположений возникает интерес и его надо использовать для перехода к следующему этапу поисковой деятельности — рассмотрению вариантов проверки и к самой проверке.

Дети обычно предлагают разные способы проверки, и педагог тоже может их предложить: кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы и т. д.

Формулирование выводов — заключительный этап поисковой деятельности. Необходимо побуждать детей самостоятельно формулировать выводы, не торопиться им подсказывать, выслушивать все высказывания детей, задавать вопросы для правильного направления мысли. Если выводы детей неправильные, можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

Нами был проведено экспериментальное исследование уровня сформированности поисковой деятельности через определение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Для этого была использована методика В. С. Юркевича «Древо желаний» и стандартизованная анкета «Любознательный, активный» В. С. Юркевича, Ю. А. Барановой.

В ходе проведённой диагностики было выявлено, что уровень развития познавательной активности у детей в основном соответствует среднему и низкому уровню. Для повышения уровня поисковой деятельности дошкольников необходимо разработать ряд мер, которые будут способствовать развитию познавательной активности детей и поддерживанию интереса к поисковой деятельности.

Рекомендуется оформить и оборудовать в группе:

– Центр «Хочу все знать» (картотека занятий на методах исследовательского обучения, чтение художественной литературы: «Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» и др.).

– Клуб знатоков «Я познаю мир» (обобщение опыта по разрабатываемым темам, составление докладов, мониторинг, презентации научных работ).

– Игровой центр (игры словесные, развивающие игры и упражнения).

– Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок).

Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Литература:

  1. АбдрахмановаА. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3. — С. 38–41.
  2. Исматуллаева М. Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников. URL.http://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.01.2020).
  3. Щетинина В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.-126с.
  4. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 83–92
Основные термины (генерируются автоматически): поисковая деятельность, дошкольное образование, познавательная задача, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, повседневная жизнь, познавательная активность детей, проблемная ситуация, старший дошкольный возраст, элементарная поисковая деятельность.

Похожие статьи

Развитие познавательной активности старших дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически) : познавательная активность, ребенок, старший дошкольный возраст, задача, развитие, познавательная активность дошкольников, метод решения, окружающий мир, педагогический метод решения, дошкольник.

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации. Эта деятельность зарождается в раннем детстве...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

Главный принцип организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста — осознанность и активность самого ребенка в процессе получения новых для него знаний. Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование...

Формирование познавательной активности детей старшего...

Ключевые слова: прогулка, познавательная активность, дети дошкольного возраста, основные

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке предполагает

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего...

Организация познавательно-исследовательской деятельности...

Итак, познавательно - исследовательская деятельность -это активность ребенка

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и

В образовательной деятельности дошкольники развивают умение выдвигать гипотезы...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии дошкольников с введением Федеральных

Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её надо рассматривать не как самоцель и развлечение, а как наиболее...

Похожие статьи

Развитие познавательной активности старших дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически) : познавательная активность, ребенок, старший дошкольный возраст, задача, развитие, познавательная активность дошкольников, метод решения, окружающий мир, педагогический метод решения, дошкольник.

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации. Эта деятельность зарождается в раннем детстве...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

Главный принцип организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста — осознанность и активность самого ребенка в процессе получения новых для него знаний. Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование...

Формирование познавательной активности детей старшего...

Ключевые слова: прогулка, познавательная активность, дети дошкольного возраста, основные

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке предполагает

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего...

Организация познавательно-исследовательской деятельности...

Итак, познавательно - исследовательская деятельность -это активность ребенка

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и

В образовательной деятельности дошкольники развивают умение выдвигать гипотезы...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии дошкольников с введением Федеральных

Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её надо рассматривать не как самоцель и развлечение, а как наиболее...

Задать вопрос