Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Светлов А. А. Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт // Образование и воспитание. — 2020. — №1. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/154/4694/ (дата обращения: 30.01.2020).

Препринт статьи



В условиях проведения реформирования российской системы образования появляется необходимость изучения тенденций развития различных систем образования за рубежом. Главная цель — выявить преимущества образовательных систем развитых стран мира с возможностью использовать их в российской системе образования. В статье используются методы анализа и сравнения, которые позволяют раскрыть характеристики систем образования в Финляндии, США, России и во Франции. Главный вывод — необходимо использовать различный экономические и маркетинговые инструменты для развития нашей системы образования и уменьшить нагрузку на детей, обучающихся в школе, привести систему высшего образования в надлежащий вид.

Ключевые слова: образование; образовательная система; финансирование; экономические инструменты, модернизация.

In the context of the reform of the Russian education system, it is necessary to study the development trends of various educational systems abroad. The main goal is to identify the advantages of educational systems of developed countries with the ability to use them in the Russian education system. The article uses methods of analysis and comparison, which allow to reveal the characteristics of educational systems in Finland, the USA, Russia and France. The main conclusion is that it is necessary to use various economic and marketing tools to develop our education system and reduce the burden on children studying at school, to turn our higher educational system into proper form.

Keywords: education; educational system; budgeting; economic tools; modernization.

В современном мире образование играет очень важную роль в процессе формирования человеческого капитала. Прежде чем говорить об образовательной системе, нужно дать определение понятию «образование». В научной литературе образование определяется как триединство процессов обучения, воспитания и развития.

Для того чтобы развивать саму систему образования, необходимо четко представлять, что означает каждый из этих процессов, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой. Обучение — передача знаний от учителя ученику, формирование умений и навыков. Воспитание — это процесс формирования личности. Развитие — это процесс качественных прогрессивных преобразований.

Однако в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образование» определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… осуществляемый… в целях интеллектуального, духовно — нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека…», то есть закон определяет понятие «образование» как двуединый процесс, который включает в себя только процесс обучения и воспитания [1].

Современные процессы глобализации и интернационализации образования выдвинули критерий его качества на первое место при оценке образовательной системы страны. Современная российская практика показывает, что многие университеты не могут адаптироваться к сложившимся экономическим условиям, удовлетворить потребность потребителей образовательных услуг в предоставлении качественного образования.

Под качеством образования можно понимать «способность системы образования готовить специалистов, обладающих знаниями, востребованными на рынке труда и умеющими их успешно применить на практике» [6, с.234]. Оно включает в себя следующие компоненты:

  1. Высокий уровень квалификации профессорского состава;
  2. Современные методики обучения;
  3. Аккредитация университетов;
  4. Контроль качества работы преподавателей и студентов;
  5. Материально — техническая база университетов.

В настоящее время мировое сообщество продолжает совершенствовать образовательный процесс в школах и университетах, внедряет высокие технологии в образовательные учреждения, что говорит о том, что введение преобразований в систему образования является очень важной и актуальной задачей.

В условиях проведения образовательной реформы в Российской Федерации необходимо рассматривать и анализировать зарубежный опыт развития различных систем образования. Поскольку для того чтобы построить грамотную систему образования, необходимо знать достоинства и недостатки образовательных систем ведущих стран мира.

Финляндия является одним из лидеров по многим аспектам среди европейских стран. Она занимает лидирующие позиции, имея минимальную коррупцию во власти, конкурентноспособную экономику и эффективную систему образования. Родители могут отдать ребенка в детский сад с 9 месяцев. Занятия в детских садах отсутствуют, все внимание сосредоточено на воспитании ребенка.

Главный образовательный принцип заключается в том, что качественное образование должно быть доступно для всех одинаково. В 2012 году в Финляндии «было принято решении об увеличении учебного дня и о реструктуризации дисциплин» для того, чтобы «обеспечить большую свободу выбора между предметами» [4, с.5]. Финские школы не делятся на государственные и частные как в России. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. При этом собирать деньги с родителей строго запрещено. Среднее общее образование в Финляндии бесплатное, также как и получение учебников и учебных пособий, предоставление детям, которые живут далеко от школы автобуса, экскурсии и канцелярские товары. Высшее образование также является бесплатным. Причем бесплатно в вузе могут учиться не только граждане Финляндии, но и иностранные студенты. Для того чтобы поступить в университет, необходимо сдать вступительные экзамены. С моей точки зрения, это финская система образования является одной из самых сильнейшей в мире, поскольку предоставляет очень много возможностей для интеллектуального, творческого развития граждан.

Если рассматривать Францию, то школьное образование там начинается с 6 лет. До этого возраста детей могут отдавать в детские сады (можно с двух лет). Воспитатели детских садов должны подготовить детей к школе, поэтому они проводят с ними занятия по развитию коммуникативных навыков, помогают детям самовыражаться. Дети в возрасте от 2-х до 4-х лет только играют, дети от 4-х до 5-ти лет обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, дети от 5-ти до 6 — ти лет обучаются чтению, письму.

Обучение в школе начинается с 6- ти лет. Среднее образование делится на 2 этапа. Сначала дети учатся в колледже, потом в лицее. Обучение в колледже является обязательным для всех. Одним из главных недостатков системы образования является тот факт, что она предполагает специализацию предметов и детям с 13 лет уже необходимо выбирать их дальнейший род деятельности. В целом французская образовательная система слегка схожа с российской. Однако детские сады во Франции являются более эффективными, чем в России, поскольку во Франции они способствуют постепенному развитию ребенка, последовательно обучая его полезным навыкам.

Если рассматривать американскую систему образования, то она отличается от западноевропейской. Главным достоинством данной системы является высокая степень ее децентрализации, которая заключается в том, что каждый штат вправе самостоятельно определять структуру системы образования. Каждый штат имеет свой совет по делам образования, который занимается разработкой учебных планов, взимает налоги, осуществляет набор учителей. Единые образовательные стандарты отсутствуют.

В России главной проблемой в российской системе школьного образования является перегруженность школьников учебным материалом. Школьная программа включает в себя очень большой объем теоретического материала, что ведет к перегруженности учеников. Это приводит к тому, что ученики не могут применить полученные знания на практике, и это вызывает у школьников некоторые трудности. Еще одной важной проблемой российского школьного образования является нехватка квалифицированных кадров (учителей), которые могли бы качественно подготовить студентов к единому государственному экзамену. Родителям приходится нанимать ученикам репетиторов, которые готовят их к выпускным экзаменам.

В настоящее время российская система высшего образования включает в себя два уровня: бакалавриат и магистратуру. Однако специалитет в некоторых российских ВУЗах сохранился. В 2003 году была подписана Болонская декларация и Россия начала переход на ту систему образования, которая была принята на всей европейской территории. В России бакалавриат стал формой усеченного специалитета, что привело к росту нагрузки на преподавателей и студентов. Поэтому можно утверждать, что «многие предметы и дисциплины не осваиваются в должном объеме, так как увеличивается самостоятельная работа студентов и сокращается количество лекционных занятий» [5, c.5].

В соответствии с Болонской декларацией, обучение на бакалавриате должно обеспечить общую подготовку студентов, которые должны развить навыки самостоятельного поиска и анализа информации. Помимо этого, обучение на программах бакалавриата должно способствовать развитию критического мышления, логики, аналитических способностей.

Одним из положительных фактов такой системы образования является то, что общение между преподавателем и студентом не ограничивается только лекциями. Студент может обратиться к преподавателю в любое время с интересующим его вопросом. Помимо лекций также существуют семинары, которые могут проходить в виде обсуждений, дискуссий, различных выступлений студентов.

С моей точки зрения, российскую систему образования постепенно нужно совершенствовать, чтобы хотя бы довести ее до уровня Финляндии. Сделать это можно с помощью увеличения финансирования на модернизацию инфраструктуры школ и вузов, различных государственных программ по подготовке и переподготовке кадров, различных экономических инструментов и инструментов маркетинга.

Иностранные государства, например, активно используют международный маркетинг при продвижении своих образовательных услуг. Международный маркетинг — деятельность «…по производству и продвижению товаров и услуг к потребителю за рубежом» [3, c.470]. Одним из важнейших инструментов маркетинга является реклама. Реклама «представляет собой неличные формы коммуникаций, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования» [7, c.542].

Рекламная деятельность должна дополняться стимулированием сбыта и пропагандой, которые также входят в состав комплекса маркетинга.

Стимулирование сбыта — «использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить или усилить ответную реакцию рынка» [7,c.563].

Для рекламы учебных заведений лучше использовать пропаганду. Пропаганда является составной частью Public Relations, обеспечивает учреждениям/организациям благожелательный образ, противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений. Однако влияние пропаганды трудно оценить, поскольку ее обычно используют вместе с другими инструментами.

Литература:

  1. СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
  2. Бордовская, Н. В. Педагогика / Бордовская Н. В., Реан А. А.: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
  3. Герасименко В. В. Маркетинг: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2016. — 512с.
  4. Дорофеева Е. В., Новоселов К. А. Сравнительный анализ современных образовательных систем России и зарубежных странах [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32583401_40074746.pdf (Дата обращения: 14.10.2019)
  5. Новоселов К. А., Дорофеева Е. В. Сравнительный анализ современных образовательных систем высшего образования России и зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36734176_33679330.pdf (Дата обращения: 18.10.2019)
  6. Фурсова В. В. Качество образования как фактор повышения конкурентоспособности университетского образования: зарубежный опыт и российская практика [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения: 07.10.2019)
  7. Philip Kotler. Marketing Essentials/ Philip Kotler. — N.J.: Prentice — Hall Inc., 1991. — P.788
Задать вопрос