Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 11.01.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Слепнева Д. А. Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 381-383. — URL https://moluch.ru/archive/240/55472/ (дата обращения: 24.02.2019).



В статье раскрываются вопросы обучения иностранных студентов в России, анализируется проблема их трудоустройства в нашей стране.

Ключевые слова: иностранные студенты, высшее образование, Болонская декларация, трудоустройство.

Образовательная система в высших учебных заведениях в России за последнее десятилетие подверглась многочисленным изменениям, главным образом, направленным на повышение его качества и доступности получения. Государство разрабатывает системные комплексные подходы для решения этих вопросов: разрабатывает критерии анализа и оценки вузов; выявляет факторы, обуславливающие высокое качество и создает системы управления им. Решение этих и многих других вопросов приводит к тому, что повышение качества образования обеспечивает конкурентоспособность вуза на международных рынках образовательных услуг, а его выпускников на рынке труда [1].

Одним из подходов в решении этого вопроса является заключение Болонской декларации, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Данный процесс направлен на объединение систем высшего образования стран Европы и регулирует свободную мобильность студентов и преподавателей [3]. Таким образом, обмен и принятие иностранных студентов во многих странах стали доступны в рамках этого заключения.

Также огромное влияние на процесс обмена студентов оказала и мировая глобализация — без принятия иностранных студентов в российские вузы стало невозможно развитие и повышение эффективности образовательных систем.

Повышение востребованности российских вузов за текущие четыре года было зафиксировано Росстатом не только среди отечественных выпускников, но также среди иностранных граждан. В этот период Росстат зафиксировал, что количество поступающих из других стран с 2014–2016 гг. увеличилось на 7.6 % [7]

Традиционно большая часть иностранных студентов в российских вузах — это жители стран СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия и др.), Индии, Китая и небольших стран Африки. Но в последнее время интерес к нашему образованию стали проявлять и граждане европейских стран.

Причины, по которым иностранные студенты решают продолжить свое обучение в России, различны. Основной причиной для жителей бедных стран является достаточно низкая цена на образование (по сравнению с Европой или Америкой, где в год платится от 10 до 40 тысяч долларов) [6]. Также одной из причин является мобильность молодого поколения, они не привязаны к определенному месту, а готовы переезжать в другие страны для получения должного образования.

Кроме того, повлияли на выбор вузов рекомендации членов семьи, преподавателей и коллег.

Причины, по которым наше государство готово принимать иностранных граждан:

‒ Демографическая яма. Правительство России опубликовало Доклад о реализации государственной политики в сфере образования за 2017 год. За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7 % [4];

‒ Повышение необходимого количества иностранных студентов для вуза;

По исследованиям, проведенным Центром карьеры ННГУ, 20 % иностранных выпускников планируют вернуться после обучения к себе на Родину, а остальные 80 % желают остаться в России и продолжить образование, либо устроиться на работу. Примечательно, что 95 % иностранных выпускников ННГУ желают работать по специальности.

На момент окончания обучения официально трудоустроено было 6 % студентов, 94 % не работали. Полученные данные объясняются следующими факторами:

‒ большая часть пока планирует продолжение обучения в магистратуре (31 %) /аспирантуре (27 %);

‒ небольшой процент молодых людей планирует служить в армии (4 %), а девушки уйти в отпуск по уходу за ребенком (1 %);

‒ также планируется развитие своего бизнеса (1 %);

‒ для официального трудоустройства у иностранных выпускников отсутствует российское гражданство.

Отсутствие гражданства и недостаточное знание русского языка являются не единственными проблемами при трудоустройстве иностранного выпускника российского вуза. Существует ряд ограничений и особенностей, которые не дают иностранцам начать работу также, как и нашим соотечественникам: требуется разрешение на работу, работодатель должен обеспечить жильем и ежегодно делать отчетность об изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами [5].

Большей востребованностью у иностранных граждан в России пользуются гуманитарные науки. По данным выпускников ННГУ им. Н. И. Лобачевского за 2017 год, больше всего иностранных студентов выпускалось из института экономики и предпринимательства, меньше — из института биологии и биомедицины и факультета физической культуры и спорта (рис.1).

Рис. 1. Диаграмма иностранных выпускников ННГУ им. Лобачевского за 2017 (по данным Центра карьеры ННГУ). ИМОМИ — Институт международных отношений и мировой истории; ИЭП — Институт экономики и предпринимательства; ИИТММ — Институт информационных технологий и математического моделирования; ИББМ — Институт биологии и биомедицины; ЮФ — юридический факультет; ИФИЖ — Институт филологии и журналистики; ХФ — химический факультет; ФКС — факультет физической культуры и спорта.

Надо полагать, что интерес к российскому образованию зарубежом будет только возрастать, так как:

‒ российское образование продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное, междисциплинарное;

‒ наша страна дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии, а также русистики;

‒ РФ для целого ряда стран является страной-лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки [8];

‒ в странах СНГ уменьшается число ВУЗов, в которых можно обучаться на русском языке [2].

Литература:

  1. Сироткин Г. В. Системный анализ факторов качества образования в вузе. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии № 2 (22), 2013
  2. Оя Е. Борьба за место: в 2017 году число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот / RT на русском // URL: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya
  3. Болонская декларация. URL: https://docviewer.yandex.ru/Bolonskaja_deklaracija.pdf
  4. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2017 году. URL: http://government.ru/news/32737/
  5. Портал ГАРАНТ.РУ // Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан: http://www.garant.ru/ [2013]. URL: http://www.garant.ru/article/505146/#ixzz5UFwTdRQE (дата обращения 15.10.2018)
  6. Портал LiveJournal // Жизнь и образование в США. «Американская мечта» глазами студента из России: https://www.livejournal.com/ [2013]. URL: https://michael-petrov.livejournal.com/868.html
  7. Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) // Росстат зафиксировал значительный приток иностранных студентов в российские вузы: https://www.vedomosti.ru/ [2016]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/news/2016/05/11/640626-inostrannih-studentov-v-rossii-stalo-bolshe (дата обращения 15.10.2018)
  8. Глебова: РФ приглашает бесплатно учиться в вузах 15 тысяч иностранцев / РИА Новости // URL: https://ria.ru/abitura_world/20160303/1383584036.html
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, российское образование, студент, Институт экономики, Институт биологии, РФ, физическая культура, русский язык, Болонская декларация, страна СНГ.


Похожие статьи

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Иностранные студенты важны для России из-за экономической и политической выгоды: они могут

Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года.

При этом образовательные традиции русской инженерной школы остаются нашим конкурентным...

Изменения в системе национального Российского образования

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече

В России присоединение к болонской системе вызвало много критики.

Например, получив диплом бакалавра экономики, пойти в магистратуру по юридической специальности.

Россия на международном рынке образовательных услуг

Россия фактически потеряла экономические и научно-технические связи с другими странами, стало наблюдаться резкое ослабление

Внимание в мире к культуре, языку, образованию в России, которое достигло максимума в 1980–1990-х годах в период перестройки...

Сравнительный анализ систем высшего образования в США...

В 1999 году 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, целью которой является гармонизация систем образования в Европе. Позже, в 2003 году на Берлинской конференции министров образования европейских стран к Болонскому процессу...

Методология современного образования. Болонский процесс

Проблема преподавания иностранных языков в России, преимущественно в отдаленных регионах, до сих пор является не решенной

Опыт Российского университета дружбы народов показывает, что в отношении студентов, которые изъявили желание обучаться по программе...

Нормативно-правовое обеспечение мобильности студентов...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система

С момента присоединения России к Болонскому процессу для Российского образования...

Университетское образование в России: история вопроса

Великобритания, Российская Федерация, США, Россия, высшее образование, позиция, Европа, Московский государственный университет, Болонский процесс

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная...

Формирование российского образования через призму...

Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации...

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

В декларации были заявлены три основные цели для европейских стран в области высшего образования

К тому же, в Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Иностранные студенты важны для России из-за экономической и политической выгоды: они могут

Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года.

При этом образовательные традиции русской инженерной школы остаются нашим конкурентным...

Изменения в системе национального Российского образования

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече

В России присоединение к болонской системе вызвало много критики.

Например, получив диплом бакалавра экономики, пойти в магистратуру по юридической специальности.

Россия на международном рынке образовательных услуг

Россия фактически потеряла экономические и научно-технические связи с другими странами, стало наблюдаться резкое ослабление

Внимание в мире к культуре, языку, образованию в России, которое достигло максимума в 1980–1990-х годах в период перестройки...

Сравнительный анализ систем высшего образования в США...

В 1999 году 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, целью которой является гармонизация систем образования в Европе. Позже, в 2003 году на Берлинской конференции министров образования европейских стран к Болонскому процессу...

Методология современного образования. Болонский процесс

Проблема преподавания иностранных языков в России, преимущественно в отдаленных регионах, до сих пор является не решенной

Опыт Российского университета дружбы народов показывает, что в отношении студентов, которые изъявили желание обучаться по программе...

Нормативно-правовое обеспечение мобильности студентов...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система

С момента присоединения России к Болонскому процессу для Российского образования...

Университетское образование в России: история вопроса

Великобритания, Российская Федерация, США, Россия, высшее образование, позиция, Европа, Московский государственный университет, Болонский процесс

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная...

Формирование российского образования через призму...

Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации...

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

В декларации были заявлены три основные цели для европейских стран в области высшего образования

К тому же, в Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

Задать вопрос