Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 1197 раз

Библиографическое описание:

Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1115-1119. — URL https://moluch.ru/archive/90/18764/ (дата обращения: 20.10.2018).

Данная статья посвящена вопросам привлечения иностранных студентов в российские вузы. В статье рассмотрены вопросы значимости данного критерия для попадания вуза в высшие строки мировых рейтингов. Особое внимание уделено анализу причин, препятствующих увеличению числа иностранных студентов и вопросам привлекательности получения образования в России для иностранных студентов. Приведены рекомендации по совершенствованию данного процесса.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, глобальная образовательная среда, зарубежные студенты, мобильность.

 

Высшее учебное заведение по сути своей интернационально, и с первых дней основания, в эпоху средневековья и возрождения, характеризуется нарастающей мобильностью и слушателей (студентов), и преподавателей. Более того, в сфере образования активно происходил и происходит процесс экспорта образовательных систем, что обусловило согласованность учебных программ и процедуры получения специальности при одновременном сохранении уникальности традиций и культуры конкретных стран. Нынешнее поколение молодых людей во всем мире растет мобильным, готовым к переездам и путешествиям. Интернет, социальные сети стирают этнические и культурные границы, и молодежь сегодня не боится «чужих». [1, с. 8]

Российские вузы, в частности те, которые участвуют в программе «5–100», борются за высокое место в рейтингах Минобрнауки РФ, включая борьбу за такой показатель, как наибольшее число иностранных студентов. В последнее время происходит положительная динамика роста числа иностранных студентов. Для этого вузы проводят рекламные акции и кампании в зарубежных СМИ, иностранном сегменте Интернета, участвуют в международных образовательных выставках и форумах, переписываются с поступающими. При этом обстоятельства складываются так, что рейтинги делают нечто большее, чем просто определяют уровень деятельности вуза. Они становятся образцом маркетизации и глобализации высшего образования и инструментом борьбы за качество мирового уровня. Среди основных показателей рейтинга QS, который сейчас взят за основу МО РФ, указываются следующие: репутация вуза в академических кругах (40 % от оценки), соотношение студентов и преподавателей (20 %), цитируемость работ преподавательского состава (20 %), репутация университета среди работодателей (10 %), количество зарубежных студентов (5 %) и преподавателей (5 %) [2].

Показатель — число международных студентов, обучающихся по образовательным программам в российских университетах, несмотря на свою незначительную долю (всего 5 %) от общего числа совсем не прост в выполнении, особенно для университетов, которые работают за пределами центрального региона России. Иностранные студенты важны для России из-за экономической и политической выгоды: они могут создавать рабочие места в экономике региона, ввозят валюту и тратят её на территории РФ, поддерживают при этом сферу сбыта, услуг и т. д. Кроме того, какая-то их часть является потенциальным ресурсом для развития бизнеса и двусторонних экономических отношений между странами. [3, с. 32] Но настолько ли важно уделять вопросу привлечения иностранных студентов такое значительное внимание с учетом «легковесности» данного показателя? С учетом всех положительных моментов, упомянутых выше, действительно ли нужны российским университетам иностранные студенты?

Ответ на оба вопроса будет скорее всего положительным с учетом того факта, что Минобрнауки, МИД и Россотрудничество обратились к правительству с предложением значительно — на треть — увеличить квоту для иностранных студентов в российских вузах. Результатом обучения иностранцев в России чиновники видят «формирование пророссийских национальных элит», которые смогут «более эффективно продвигать российские интересы, в том числе долгосрочного характера». Если человек учился за рубежом, в нем воспитывается некая лояльность к стране пребывания, и то, что Россия рассчитывает на пользу от такой лояльности, логично и правомерно. С 2014 года оператором программы по отбору иностранных граждан для обучения в России является Россотрудничество, которое располагает в 80 странах центрами научного и культурного сотрудничества. Абитуриенты отсылают в центры заявки (если в стране нет такой структуры, прием осуществляется через посольства РФ) и документы об образовании. Затем соискатели проходят тестирование по профильным предметам. Успешно прошедшие отбор составляют список из шести российских вузов, в которых они хотели бы учиться.

Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года. [4, с. 257] Томский политехнический университет в инициативном порядке перешёл на «уровневую» систему годом раньше. В результате мы получили, как минимум, два преимущества, а именно: конкурентную среду и ряд свобод (выбор содержания, места и времени реализации индивидуальной образовательной траектории). В связи с этим иностранным студентам становится выгодно учиться в ТПУ, а университету — готовить элитных специалистов для России и мира. При этом образовательные традиции русской инженерной школы остаются нашим конкурентным преимуществом. Формирование двуязычной научно-образовательной и социальной среды — является одним из важных пунктов маркетинговой стратегии Программы повышения конкурентоспособности ТПУ [5]. Университет в течение последних 15 лет занимается обучением иностранных студентов, получив право разработки и реализации программ на английском языке в 1999 г. Сегодня международная среда университета — это более 1611 иностранных студентов из 30 стран мира. Ежегодно около 100 иностранных специалистов принимают участие в научно-образовательной деятельности ТПУ. С целью максимальной интеграции в современное международное научно-образовательное пространство планируется, что языковая академическая и социальная среда университета будет состоять из двух равнозначных компонентов — русского языка и английского как языка мировой науки. Планируется достижение следующих показателей:

-          доля образовательных программ, реализуемых на английском языке — 30 %;

-          число программ уровня «двойной диплом» — 30;

-          доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан — обладателей степени PhD зарубежных университетов НПР — 10 %;

-          доля иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ) — 25 %;

-          доля НПР, владеющих английским языком, — 100 %;

-          формирование двуязычного социального пространства.

Почему же, тем не менее, мы испытываем проблемы с активным притоком иностранных абитуриентов, в частности из стран Европы, так ли привлекательно для них получение образования в России, как мы полагаем.

Чаще всего среди причин, препятствующих увеличению доли иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, выделяют следующие:

1)      географическое положение,

2)      небезопасность жизнедеятельности,

3)      язык преподавания.

Если говорить о вузах Западной Сибири и Урала, то климатические условия и наличии удобных транспортных коммуникаций в совокупности не повышают привлекательности российских университетов для иностранных абитуриентов, а на безопасность жизнедеятельности вузы и вовсе не могут влиять, т. к. многое определяется политической и экономической ситуацией в стране и влиянием средств массовой информации за рубежом, формирующими как позитивный, так и негативный настрой.

В июне 2014 г. состоялся визит представителей Института кибернетики в один из европейских вузов-партнеров ТПУ, входящих в ТОП-100 мировых лидеров образования. Цель визита заключалась в участии в мероприятиях, организованных европейским вузом для своих студентов, на которых представители вузов-партнеров рассказывали о реализуемых совместных программах, преимуществах и поддержке для иностранных студентов. На презентации программ ТПУ присутствовали около 25 иностранных студентов. Присутствующим студентам было предложено (в добровольном порядке, анонимно) ответить на 3 вопроса заранее подготовленной анкеты:

1.      Бывали ли вы в России?

2.      Считаете ли вы привлекательным обучение в России для будущей карьеры?

3.      Что останавливает вас от поступления в российский вуз? (были предложены следующие варианты: климат, расстояние, язык или другое).

Ответы были проанализированы и представлены в виде следующих наглядных диаграмм (Рис. 1 и 2):

 

Рис. 1. Причины, препятствующие поступлению иностранцев в российский вуз

 

Рис. 2. Привлекательность обучения в России для будущей карьеры иностранцев

 

Очень часто мы ошибочно считаем, что иностранные студенты боятся холодной зимы, и их пугает дальность расстояний. При этом почему-то мы не уделяем должного внимания таким факторам, как низкая мировая известность научных школ и слабо прорекламированная репутация образовательных услуг, возможностей участия в научных проектах, прохождения стажировки в российских компаниях с перспективой получения опыта работа в России и дальнейшего трудоустройства.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале статьи — настолько ли важно уделять вопросу привлечения иностранных студентов такое значительное внимание с учетом «легковесности» данного показателя и действительно ли нужны российским университетам иностранные студенты. Среди основных показателей рейтинга QS наибольший вес имеет такой показатель, как репутация в академических кругах. При этом очевидным является тот факт, что репутация не может возникнуть из ниоткуда. Для её возникновения требуется взаимодействие — партнерское, научное, взаимовыгодное сотрудничество. Сама по себе студенческая мобильность без четкого понимания целей и задач, видения результатов, которые будут достигнуты сразу после участия в таких программах или в перспективе, вряд ли может стать толчком к такому взаимодействию и сформировать зачатки репутации. В таком случае можно говорить, что маловесные показатели, такие как количество зарубежных студентов и преподавателей, а вместе с ними и цитируемость работ преподавательского состава и формируют тот самый весомый показатель академической репутации. И именно иностранные студенты могут важным элементом, влияющих на повышение репутации российского образования в международных кругах.

Предлагаю рассмотреть следующие способы привлечения иностранных студентов:

-          создание новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными университетами;

-          переход на модульный междисциплинарный принцип проектирования и реализации образовательных программ;

-          создание виртуальной образовательной среды с активным использованием мировых открытых образовательных ресурсов (EdX, Coursera);

-          формирование репутации университета, реализующего уникальные образовательные программы, соответствующие международным стандартам;

-          грантовая поддержка лучших российских и иностранных студентов;

-          развитие кампуса.

В заключении можно сделать следующий вывод: чтобы показатель количества иностранных студентов действительно сыграл в плюс вузу нужно выстраивать работу с иностранным контингентом таким образом, чтобы это в дальнейшем повысило репутацию вуза в академических национальных и международных кругах. Именно правильно спланированная двусторонняя академическая мобильность студентов может в дальнейшем привести к результатам, которые будут измеримы и видимы в форме созданных совместных научных групп, разработанных совместных научных проектов, изданных совместных публикаций, в форме обмена не только студентами и аспирантами, но и научно-педагогическими работниками, что в свою очередь не замедлит благоприятно сказаться на формировании конкурентной глобальной образовательной среды в российском вузе и вхождению в ведущие строки мировых рейтингов.

 

Литература:

 

1.         Иванкина Л. И., Фисоченко О. Н., Берестнева О. Г. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям ВУЗа, Издательство ТПУ 2013–8 с.

2.         Российские вузы не помещаются в рейтинг. — [Электронный ресурс]. — URL: www.gazeta.ru/social/2012/11/02/4839677.shtml (дата обращения 04.05.2014).

3.         Сидоренко Т. В. Мировые рейтинги университетов как стимул к совершенствованию системы высшего образования России // Всероссийский научный журнал Философия образования. — НГПУ ИФиП СО РАН, 2014. — № 4(55). — 32 с.

4.         Елкин С. Е. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов (монография) / С. Е. Елкин, Н. М. Калинина, В. П. Чижик. — Омск: Изд-во Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. — 257 с.

5.         Портал Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. — [Электронный ресурс]. — URL: http://5top100.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, студент, английский язык, российский вуз, программа, показатель, вуз, университет, значительное внимание, высшее образование.


Ключевые слова

мобильность., интернационализация высшего образования, глобальная образовательная среда, зарубежные студенты

Похожие статьи

Профессиональный иностранный язык как инструмент интеграции...

Связь между конкурентоспособностью российского высшего образования и студенческой мобильности очевидна. Признание дипломов, программы двойных дипломов, учеба в разных вузах — сегодня студенты стремятся получить образование...

Профессиональный английский язык в российской системе...

В настоящее время в России имеется множество высших учебных заведений, в которых можно осваивать профессиональный английский язык как в рамках учебного плана, так и в рамках дополнительного образования (т. е. факультативно). На примере некоторых вузов...

Целесообразность преподавания английского языка по системе...

Главная задача учебного курса по английскому языку в высшем учебном заведении

По завершении изучения английского языка по такой учебной программе в российском вузе

Россия, высшее учебное заведение, английский язык, иностранный язык, TOEFL, IELTS...

Высшее образование на русском языке за рубежом

· особое внимание уделяется высшему образованию по прикладным программам. · принятие новых стандартов высшего образования, переход университетов на систему 3+2+3. · выдача приложения к диплому об окончании университета на английском языке (где...

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов.

Российские университеты в международных рейтингах

В-четвертых, российские университеты были высоко оценены работодателями. Это означает, что выпускники наших вузов конкурентоспособны и востребованы на рынке труда. В 2017 году продолжается процесс совершенствования системы образования...

Россия на международном рынке образовательных услуг

Значительно ослабились позиции российских вузов во всем мире.

Внимание в мире к культуре, языку, образованию в России, которое

Рис. 2. Общая численность иностранных студентов, обучающихся очно в вузах России и прогноз до 2030 года, тыс. человек.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных заведений, которые принимают иностранных студентов, а также всё большее количество иностранных студентов выбирают для получения высшего образования российские вузы.

Важность создания единой системы оценки качества...

AHELO, вуз, студент, проект, международный уровень, английский язык, высшее образование, справедливая оценка, Россия, оценка результатов обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональный иностранный язык как инструмент интеграции...

Связь между конкурентоспособностью российского высшего образования и студенческой мобильности очевидна. Признание дипломов, программы двойных дипломов, учеба в разных вузах — сегодня студенты стремятся получить образование...

Профессиональный английский язык в российской системе...

В настоящее время в России имеется множество высших учебных заведений, в которых можно осваивать профессиональный английский язык как в рамках учебного плана, так и в рамках дополнительного образования (т. е. факультативно). На примере некоторых вузов...

Целесообразность преподавания английского языка по системе...

Главная задача учебного курса по английскому языку в высшем учебном заведении

По завершении изучения английского языка по такой учебной программе в российском вузе

Россия, высшее учебное заведение, английский язык, иностранный язык, TOEFL, IELTS...

Высшее образование на русском языке за рубежом

· особое внимание уделяется высшему образованию по прикладным программам. · принятие новых стандартов высшего образования, переход университетов на систему 3+2+3. · выдача приложения к диплому об окончании университета на английском языке (где...

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов.

Российские университеты в международных рейтингах

В-четвертых, российские университеты были высоко оценены работодателями. Это означает, что выпускники наших вузов конкурентоспособны и востребованы на рынке труда. В 2017 году продолжается процесс совершенствования системы образования...

Россия на международном рынке образовательных услуг

Значительно ослабились позиции российских вузов во всем мире.

Внимание в мире к культуре, языку, образованию в России, которое

Рис. 2. Общая численность иностранных студентов, обучающихся очно в вузах России и прогноз до 2030 года, тыс. человек.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных заведений, которые принимают иностранных студентов, а также всё большее количество иностранных студентов выбирают для получения высшего образования российские вузы.

Важность создания единой системы оценки качества...

AHELO, вуз, студент, проект, международный уровень, английский язык, высшее образование, справедливая оценка, Россия, оценка результатов обучения.

Задать вопрос