Генезис дополнительного профессионального образования
Авторы: Макарова Яна Александровна, Долгих Юлия Александровна, Станкевич Алевтина Владимировна, Мамонов Евгений Алексеевич, Верютин Сергей Егорович, Козловский Сергей Николаевич, Мищенко Андрей Васильевич, Долматов Виктор Павлович
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 02.12.2019
Статья просмотрена: 321 раз
Библиографическое описание:
Генезис дополнительного профессионального образования / Я. А. Макарова, Ю. А. Долгих, А. В. Станкевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4667/ (дата обращения: 16.12.2024).
Изменения, внесенные последней образовательной реформой в отечественную высшую школу, имеют настолько противоречивый характер, что Закон «Об образовании» 2012 года, обсуждается, применительно к профессиональному образованию, как правило, только в её контексте. Но, дополнительное профессиональное образование претерпело не менее существенные изменения в процессе данной реформы. Система дополнительного профессионального образования, на сегодняшний день, законодательно выделено в отдельную систему. Профессиональная подготовка стала одним из компонентов, который отдельно упоминается в законе вне традиционного повышения квалификации. До проведения реформы в сфере образования, данный вид образования рассматривался, с точки зрения законодательства, как одна из неотъемлемых частей дополнительного образования в целом. Проведенная реформа, в настоящее время, не предполагает государственную аккредитацию профессиональных дополнительных образовательных программ, что лишает лиц их прошедших получения документов государственного образца, заменив их на документы образца установленного. Данные изменения двойственно сказываются на развитии дополнительного профессионального образования. С одной стороны, закон укрепляет его нормативно-правовой статус, но с другой… Появление магистратуры, как возможности повышения квалификации и переквалификации кадров, (законом предусмотрено выбирать магистерскую программу по профилю не соответствующему основному образованию) дополнительное профессиональное образование испытывает кардинальное соперничество с магистерскими программами. На сегодняшний день, дополнительное профессиональное образование, как и образование в целом, рассматривается как услуга, что лишает оценку образования как педагогического феномена. Экономический спад повлек за собой трудности в трудоустройстве и отсутствие гарантий стабильной работы даже лиц, имеющих несколько высших образований, включая магистров. Поэтому с точки зрения экономической ситуации в стране, дополнительное профессиональное образование стало менее полезным, чем могло бы быть при более стабильной экономике. Современные исследования связывают дополнительное профессиональное образование с новыми технологиями и стремительно развивающимся технологическим прогрессом, которые нуждаются в расширении знаний за все более короткий промежуток времени. Представляется, что такое обоснование необходимости дополнительного профессионального образования не является вполне достаточным. Спрос на получение дополнительного профессионального образования может стать одним из инструментов влияния на рынок данных услуг. Однако, создание неэластичного спроса на данном рынке услуг, может привести к сбору документов для портфолио, и не иметь значения для профессионального развития. Получение свидетельства или сертификата превратится в самоцель, а содержание образовательной программы уйдет на второй план.
Основу дополнительного профессионального образования составляет идея развития и непрерывного образования и профессионального роста личности, а также стремление к самосовершенствованию независимо от спроса и квалификационных требований на рынке труда, которые непрерывно меняются. Дополнительное профессиональное образование должно помочь в реализации данной идеи, однако, в современных условиях этого добиться невозможно в полной мере. Несмотря ни на что, система дополнительного профессионального образования стремительно развивается. Происхождение этой системы интересны для анализа тем, что в ней изначально заложены богатые педагогические традиции и многие современные идеи берут свои истоки с самого начала ее возникновения. Как и в любой системе образования основным фактором развития дополнительного профессионального образования является социальный заказ. На сегодняшний день такое развитие определяется спросом на образовательные услуги конкретных людей готовых за них заплатить, в то время как социальный заказ определяет потребность общества в лицах с определенной квалификацией и профессиональными навыками. Данная потребность возникла задолго до коммерциализации образовательных систем.
Дополнительное образование на сегодняшний день является родовым понятием для дополнительного профессионального образования. Это связано с тем, что кроме профессиональных программ существует множество общеразвивающих образовательных программ без профессионального уклона. Еще в 19 веке такого разделения дополнительного образования не существовало. В те временя дополнительное образование существовало только в рамках профессионального уклона. Основными задачами дополнительного профессионального образования были: обучение грамоте и ремеслу. Зарождение профессионального дополнительного образования относится к эпохе Петра. В это время возникали первые культурные и образовательные структуры, происходило зарождение прогрессивной философии и гуманистической литературы. Возникают первые типографии гражданской печати, начинает развиваться книжное дело, появляются светские библиотеки. Несмотря на профессиональный уклон, петровская школа имела общекультурное значение. Российское общество делало важные шаги в сфере развития общественного понимания роли человеческой личности в обществе.
Революция 1905–1907 гг. создала благоприятные условия для совершенствования культурно-просветительской деятельности. В эти годы легально создаются общественные организации, профессиональные союзы и политические партии, обществу позволено организовываться по интересам. Появляются организации для низших слоев общества наряду с организациями для интеллигенции.
Первая мировая война поставила под угрозу сохранение культурно-просветительской деятельности, однако, ее длительность позволила понять, что выход из нее и восстановление экономики страны будет невозможно без образования народи и культурной работы с ним. Именно это понятие позволило сохранить деятельность общественных организаций содействия народному образованию, обществ народных чтений и пр.
Октябрьская революция поставила новую задачу по перестройке системы народного образования, так как большая часть населения все еще оставалась безграмотным. Ликвидация безграмотности и подготовка специалистов достигается путем внешкольного образования взрослого населения, которое помогает решить следующие задачи: ликвидация безграмотности взрослых; развитие библиотек; подготовка специалистов для различных отраслей внешкольного образования; подготовка работников самоуправления. В данный момент внешкольное образование выполняет роль дополнительного профессионального образования, выполняя функцию повышения квалификации и переквалификации образованной части населения, что определило основную на тот момент функцию — компенсаторную, заполняя пробелы базового образования, а не дополняя его.
В 1918 г. в Петрограде начинает функционировать Институт внешкольного образования. Он занимается разработкой педагогических проблем образования взрослых, наряду с подготовкой педагогических кадров для дополнительного профессионального образования. Посредством промышленных академий развивается система профессиональной переподготовки специалистов и руководителей производства. Происходит существенное расширение сети техникумов и вузов, что способствует сближению теоретического обучения с производственной практикой. Определяется потребность в совершенствовании деловых качеств, связанных с профессиональной деятельностью, что к середине 20-х годов приводит к созданию курсов и факультетов повышения квалификации, а также учреждений усовершенствования руководителей и специалистов народного хозяйства.
Таким образом, именно в 1920-е годы в нашей стране дополнительное профессиональное образование приобретает ту форму, которую оно имеет в наши дни.
Литература:
- Богуславский, М. В. Истории российского образования ХХ века: десятилетие за десятилетием // Вестник образования. 2003. № 15. 17–24 с.
- Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1896. 380 с.
- История образования взрослых в России / Под ред. Е. П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. 114 c.
- Морозова Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление. Дис.... д-ра пед. наук. М., 2003. 332 c.
- Мухина Т. Г., Копосов Е. В., Бородачев В. В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы: Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2013. 289 с
- Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. Воронеж, 1995. 232 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 2008, 528 c.