Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования
Авторы: Кузнецова Эльза Афанасьевна, Лизуненко Марьям Элдар кызы
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 28.11.2019
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Э. А. Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования / Э. А. Кузнецова, М. Э. Лизуненко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4612/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассматривается нормативно-правовая база в области охраны здоровья педагогов дополнительного образования. Представлена анкета-опросник для педагогов дополнительного образования, на основе которой будет разработана программа мероприятий, направленных на укрепление здоровья и организацию двигательной активности в режиме трудового дня.
Ключевые слова: нормативно-правовая база, трудовая деятельность, педагог дополнительного образования, здоровье.
Преподаватель дополнительного образования детей является одной из ключевых фигур в системе образования. Его моральное и физическое здоровье должно позволять выполнять трудовые обязанности в полном объеме, к тому же, в основном работа выполняется либо стоя у доски или мольберта, либо сидя за столом с иголкой, спицами или крючком в руках, зачастую работа является монотонной, однотипной. Как известно, статическое положение, сидя или стоя, дает большую нагрузку на весь организм, особенно на опорно-двигательный аппарат, органы зрения. Поэтому крайне важно на рабочем месте преподавателя соблюдать установленные на законодательном уровне нормы труда и отдыха и обязательно выполнять упражнения производственной гимнастики, которые позволят снять мышечное напряжение, поддержать работоспособность. [7].
Например, в Советском Союзе производственная гимнастика внедрялась в 1930-х годах, но в настоящее время не во всех регионах нашей страны разработаны и введены в действие методические рекомендации, примерные комплексы производственной гимнастики.
Нормы, принципы охраны здоровья закреплены в законодательных актах, а их реализация осуществляется через стратегии и программы [2]. Нормативно-правовые акты, разработанные и утвержденные в нашей стране, в области охраны здоровья, регулирующие режим труда и отдыха педагогических работников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Нормативно-правовые акты, регулирующие режим труда иотдыха педагогических работников
Нормативно-правовой акт |
Краткое содержание |
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6]. |
Закрепляет основные права и обязанности государства и граждан в области охраны здоровья. Так, согласно статьи 18 каждый имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Согласно статьи 19 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] |
В обязанности образовательной организацией входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, также закон устанавливает обязанность педагогических работников проходить предварительные, периодические, а также внеочередные медицинские осмотры, а также (ст.28. п.15, ст.48. п.9,) |
СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [5] |
Содержат требования по содержанию учреждений дополнительного образования детей, требования к помещениям, образовательному процессу, температурному и питьевому режиму.(п.1.8–1.9, 5.6, 6.2, 6.7., гл. VII-VIII, IХ, ХI) |
Приказ от 21 марта 2014 года N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» [4] |
Устанавливает критерии, возраст граждан и наименование профилактических прививок, а также порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок |
Постановление правительства Пензенской области от 29 октября 2007 года n 728-пП «О производственной гимнастике и регламентированных перерывах на предприятиях и в организациях пензенской области» [3]. |
Рекомендует организациям, финансируемым из бюджета Пензенской области, установить специальные перерывы, обусловленные технологией, организацией производства и условиями труда, которые включаются в рабочее время, для активного отдыха с выполнением прилагаемых примерных комплексов производственной гимнастики. |
Как мы видим в таблице 1, не во всех регионах нашей страны есть установленные законом рекомендации по проведению производственной гимнастики, остальные нормативно — правовые акты регулируют общие вопросы прав и обязанностей государства, образовательных учреждений и граждан, но нет конкретных рекомендаций, которые помогали бы педагогам дополнительного образования на рабочем месте проводить гимнастику.
Для оценки влияния трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования нами разработана анкета-опросник.
Анкета-опросник для педагогов дополнительного образования
1. Укажите ваш пол
а) ж
б) м
2. Укажите ваш возраст
а) 18–24
б) 25–30
г) 31–36
д) 37–42
е) 43–48
ж) 49–54
з) 55–60
и) 61 и выше
3. Ваш трудовой стаж на данном рабочем месте составляет
а) до 1 года
б) 1 год
в) 2–5 лет
г) 6–9 лет
д) 10–13 лет
е) 14–17 лет
ж) 18–21 год
и) 22–25 лет
к) 26–29 лет
л) 30–34 года
м)35–39 лет
4. Какое количество занятий вдень вы проводите?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4 и более
5. Продолжительность ваших занятий составляет
а) 20–25 минут
б) 30–35 минут
в) 40–45 минут
г) 50–60 минут
д) 90 минут
6. Берете ли вы «работу на дом»?
а) никогда
б) иногда
7. Знаете ли вы нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы здоровья человека?
а) да
б) нет
Если вы ответили «да», укажите какие ____________________.
8. Курите ли вы?
а) да
б) курил (а), но бросил (а)
в) нет
9. Испытываете ли вы стресс на работе (стресс, связанный сисполнением ваших трудовых обязанностей).
а) никогда
б) иногда
в) часто
г) постоянно
10. Во время проведения занятий чувствуете ли вы усталость или напряжение (например, вногах, спине, усталость глаз)?
а) никогда
б) иногда
в) часто
г) постоянно
11. Во время занятий или вперерывах между ними делаете ли вы простейшие упражнения, чтобы снять напряжение?
а) никогда не делаю
б) делаю во время занятий
в) делаю во время перерывов
г) делаю во время занятий и перерывов
Если не делаете, то почему? ____________________________
12. Занимаетесь ли вы активными физическими нагрузками?
а) нет
б) 1–2 раза в неделю
в) 3–4 раза в неделю
г) каждый день делаю легкую гимнастику
13. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?
а) 1 раз в месяц
б) 1 раз в 3 месяца
в) 1 раз в 6 месяцев
г) 1 раз в год
14. Имеются ли увас нарушения/заболевания (допустимо несколько вариантов ответа)
а) сердечно-сосудистой системы
б) опорно-двигательного аппарата
в) желудочно-кишечного тракта
г) дыхательной системы
д) эндокринной системы
е) иммунной системы
ж) мочевыделительной системы
з) нарушение зрения
15. Готовы ли вы следовать «Памятке здорового педагога», которая будет включать всебя рекомендации по снятию напряжения во время работы, комплексы упражнений для туловища, ног ирук, глаз.
а) да
б) да, если это займет не более 10 минут
г) да, если это займет не более 15 минут
д) нет
Если вы ответили нет, то почему? ___________________________
в) часто
г) постоянно
На основе полученных данных с помощью анкеты, мы сможем понять, имеются ли проблемы со здоровьем у педагогов дополнительного образования, а также разработать перечень мероприятий, направленных на укрепление их здоровья и организацию двигательной активности в режиме трудового дня.
Литература:
- Багнетова Е. А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога [Электронный ресурс]: монография/ Багнетова Е. А.— Электрон. текстовые данные.— Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017.— 100 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87014.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 25.10.2019);
- Кузнецова Э. А., Чернова Е. Ю., Чиглинцев В. М. Основные нормативные документы в сфере охраны здоровья // Географические науки и образование: материалы XII Всероссийской науч-но-практической конференции (г. Астрахань, 25 марта 2019 г.) / сост.: В. В. Занозин, М. М. Иолин, А. З. Карабаева, М. В. Валов. — Астрахань: Астраханский государ-ственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. — С.
- Постановление правительства пензенской области от 29 октября 2007 года n 728-пП «О производственной гимнастике и регламентированных перерывах на предприятиях и в организациях пензенской области» URL: http://docs.cntd.ru/document/949107215 (дата обращения 26.10.2019).
- Приказ от 21 марта 2014 года N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/499086215 (дата обращения 25.10.2019);
- СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420207400 (дата обращения 25.10.2019);
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения 26.10.2019г.);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 26.10.2019);
- Цибульникова В. Е. Профессиональное здоровье работников образования [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины/ Цибульникова В. Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2016.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72509.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 25.10.2019).
Ключевые слова
нормативно-правовая база, здоровье, педагог дополнительного образования, трудовая деятельностьПохожие статьи
Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников
В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Особенности трудового процесса врачей общей практики семейных поликлиник г. Ташкента
Основными направлениями оздоровительных мероприятий по оптимизации условий труда врачей общей практики в семейных поликлиниках является комплекс профилактических мероприятий, внедрение которых позволит снизить нервно-эмоциональное напряжение и улучши...
Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников
В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...
Оценка информированности населения о деятельности Центров Здоровья в городском округе «Город Чита»
В настоящее время вопросам профилактики уделяется все больше внимания. При этом акцент ставится на выявлении и устранении влияния факторов риска. С этой целью по всей стране создана сеть Центров Здоровья. Для того чтобы эта система функционировала на...
Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ
В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Похожие статьи
Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников
В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Особенности трудового процесса врачей общей практики семейных поликлиник г. Ташкента
Основными направлениями оздоровительных мероприятий по оптимизации условий труда врачей общей практики в семейных поликлиниках является комплекс профилактических мероприятий, внедрение которых позволит снизить нервно-эмоциональное напряжение и улучши...
Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников
В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...
Оценка информированности населения о деятельности Центров Здоровья в городском округе «Город Чита»
В настоящее время вопросам профилактики уделяется все больше внимания. При этом акцент ставится на выявлении и устранении влияния факторов риска. С этой целью по всей стране создана сеть Центров Здоровья. Для того чтобы эта система функционировала на...
Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ
В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.