Педагогические технологии в образовательном процессе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Шевченко О. И., Ветров И. И. Педагогические технологии в образовательном процессе // Образование и воспитание. — 2019. — №5. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/139/4450/ (дата обращения: 24.10.2019).



Встатье рассматривается понятие «педагогическая технология». Авторы раскрывают классификацию педагогических технологий и их применение.Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию образовательного процесса. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, соискателей, научных сотрудников. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах

Ключевые слова: педагогические технологии, классификация, традиционное обучение, признаки, обучающиеся.

Реформирование системы высшего образования в России сопровождается современными тенденциями в теории и практике образования. Активизация образовательного процесса, повышения познавательной активности обучающихся привели к необходимости внедрения в процессе образования современных педагогических технологий. Этому способствовало внедрение информационных технологий в нашу жизнь, научно-технический прогресс во всех сферах жизни человека, и желание добиться гарантированных результатов.

Существуют различные взгляды на то, что такое «технология».

  1. Технология — частная методика по достижению отдельно поставленной цели обучения (например, технология организации групповой деятельности).
  2. Технология — педагогическая система в целом, при этом ее важнейшими элементами являются обучающиеся и преподаватели (по определению В. П. Беспалько).

Технология включает в себя как методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение поставленного результата форм организации процесса), так и систему средств обучения.

Характерные признаки технологии:

технология может быть представлена как совокупность методов изменения уровня обучающегося;

технология направлена на проектирование и использование в процессе обучения эффективных форм, методов и средств.

Выстроенный в определенной последовательности образовательный процесс с использованием методов, средств и форм обучения — это технология.

В педагогическом энциклопедическом словаре представлены следующие определения понятий «педагогическая технология» и «технология обучения»:

− педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели;

− технология обучения — представляет собой вариативную составляющую педагогической технологии, при этом выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.

Признаки «педагогической технологии»:

− наличие четко поставленной цели;

− представление изучаемого материала в заданной форме;

− работа обучающихся по схемам, планам, алгоритмам предстоящих действий;

− наличие разноуровневых заданий (маршрутов) с правом выбора доступного для достижения стандарта;

− для того чтобы обучающиеся могли оценить уровень своих достижений — «знаниевые опоры»;

− для обучающихся — работа профессорско-преподавательского состава с учетом их достижений и возможностей в дозированной и регламентированной форме;

− взаимодействие участников образовательного процесса на основе проблемно-поисковых ситуации, проектов, деловых игр, новых информационных технологий;

− психологическая поддержка усвоения в виде актуализации мотивационно-смысловой сферы обучающихся;

− на протяжении процесса обучения эффективный контроль и самоконтроль достижений.

Педагогическая технология имеет концептуальную основу, содержательную часть обучения, процессуальную часть — технологический процесс.

Единой классификации педагогических технологий нет. Классификация, предложенная Г. К. Селевко, является наиболее полной классификацией педагогических технологий:

− общепедагогические, частно-предметные, отраслевые, локальные, модульные, узко методические — по уровню применения;

− биогенные, социогенные, психогенные — по психическому развитию;

− информационные (знания, умения, навыки), операционные (способы учебной деятельности), сфера действенно-практическая — по ориентации на личностные структуры;

− обучающие (воспитательные; общеобразовательные, профессиональные, гуманистические, технократические) — по характеру содержания и структуре;

− классно-урочные, альтернативные, индивидуальные, групповое дифференцированное обучение — по организационным формам;

− авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества — по подходу к обучающемуся;

− объяснительно-иллюстрированное, развивающее, проблемно-поисковое, саморазвивающее обучение, информационное — по преобладающему (доминирующему) методу.

В настоящее время, в образовательном процессе используются следующие виды педагогических технологий:

− проблемное обучение (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер и др.);

− программированное обучение (Б. Ф. Скиннер и др.);

− компьютерное обучение (А. И. Берг, Е. И. Машбиц и др.);

− дистанционное обучение (А. В. Краснослободцев и др.);

− модульно-рейтинговое обучение (Ю. В. Дулепова, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.);

− контекстное обучение (А. А. Вербицкий и др.);

− технология образовательного проекта (В. В. Гузеев, Е. С. Полат, Т. С. Федорова и др.);

− технология естественнонаучного обучения (Н. П. Воскобойникова, А. М. Захлебный, Н. Е. Кузнецова, В. М. Назаренко и др.).

− контрольно-корректирующая технология (М. В. Кларин, К. У. Кретсберг и др.);

− технология индивидуальных образовательных траекторий и комбинированная система предметного обучения (Н. П. Гузик и др.);

− проблемно-деятельностная технология обучения (А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. Н. Коротков и др.).

Остановимся на некоторых из них:

  1. Технология программированного обучения. Основатель — профессор Б. Ф. Скиннер. Он в основу программированного обучения положил два требования: от контроля перейти к самоконтролю; педагогическую систему перевести на самообучение обучающихся. Программированное обучение строится по четким алгоритмам обучения (точным инструкциям), которые приводят к ожидаемому результату и обязательно включают обратную связь.
  2. Технология проблемного обучения. Проблемное обучение — активная технология обучения. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы. Под руководством преподавателя создается проблемная ситуация и при помощи активной самостоятельной деятельности обучающихся находятся пути по ее разрешению. В образовательном процессе в настоящее время используются четыре уровня проблемности в обучении.

− первый уровень — создание и решение проблемной ситуации самим преподавателем, а обучающиеся это осмысливают;

− второй уровень — создание проблемной ситуации и ее решение с обучающимися в диалоге;

− третий уровень — создание проблемной ситуации преподавателем, а обучающиеся самостоятельно ее разрешают;

− четвертый уровень — на основе специально подобранного преподавателем учебного материала, обучающиеся самостоятельно обнаруживают противоречия и разрешают их.

Плюсы проблемного обучения:

− развитие внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности, самостоятельности и нестандартности мышления;

− прочность усвоения приобретаемых знаний.

  1. Технология модульного обучения. Модуль — логически завершенная часть учебного материала, завершающаяся контролем знаний и умений обучающихся. Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Познавательная часть формирует теоретические знания по учебной дисциплине. Учебно-профессиональная часть формирует профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний.
  2. Технология контекстного обучения. Контекстное обучение — это процесс активизации обучения происходит не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет создания дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. Типы лекций при контекстном обучении: информационные, проблемные, лекции-визуализации, лекции, читаемой совместно двумя лекторами, лекции с заранее спроецированными ошибками, пресс-конференции.

5.Технология суггестивного обучения. Концепцию суггестивного обучения предложил болгарский врач-психиатр Г. Лозанов. Она разработана на основе общей релаксации обучающегося (уменьшение напряжения). Суггестивное обучение строится на следующих принципах:

− без зубрежки;

− образовательный процесс без переутомления;

− в основе обучения лежит мотивация;

− обучать укрупненными единицами (блоками);

− решать задачу возможно комплексно.

Эффективность технологии — за короткий срок можно добиться значительных результатов.

  1. Информационные технологии. Информационные технологии классифицируются по различным признакам: способу получения знаний; степени интеллектуализации; целям обучения; по характеру управления познавательной деятельностью пользователей.
  2. Технология создания проектов. Для профессиональной подготовки будущих специалистов важна индивидуальная форма организации обучения, реализуемая через метод проектов.

7. Технологии дистанционного образования. Дистанционное образование — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных организаций.

Это малая доля характеристик технологий обучения, применяемых в образовательном процессе.

Данные педагогические технологии обладают средствами, позволяющими активизировать, как процесс обучения, так и познавательную активность обучающихся.

Применяемые педагогические технологии в современном вузе должны быть направлены на:

− профессиональную подготовку будущих специалистов;

− личностно-профессиональное развитие личности;

− оптимизацию теоретического и практического компонентов подготовки специалистов — для гарантированного достижения результатов;

− учет индивидуальных особенностей личности обучающихся.

Сочетание традиционного обучения с современными технологиями в образовательном процессе позволяет добиться наилучшего качества профессиональной подготовленности будущих специалистов в вузе. Индивидуализация и дифференциация обучения помогает развивать профессиональные умения, творческие способности обучающихся, тем самым повышая уровень подготовленности выпускников образовательных организаций.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, обучающийся, программированное обучение, проблемное обучение, проблемная ситуация, контекстное обучение, педагогическая технология, суггестивное обучение, процесс обучения, дистанционное образование.

Похожие статьи

Проблемное обучение как образовательная технология

проблемное обучение заключается в создании перед студентом проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций студентами в ходе совместной их деятельности с преподавателем. Принципиально, важен тот факт, что новые знания даются не...

Инновационные технологии в системе профессиональной...

Дистанционное обучение — это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для...

Проблемное обучение в вузе | Статья в журнале...

Наряду с такими технологиями обучения, как программированное обучение, адаптивное, модульное, суггестивное обучение и деловые игры, проблемное обучение является активной педагогической технологией обучения. Проблемное обучение – это тип обучения, которое...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит...

Внедрение в практику преподавания элементов проблемного...

Проблемное обучение базируется на создании различного рода проблемных ситуаций, содержащих, как правила, задачи поискового характера. Преподаватель в этом случае должен определить возможный, путь, которым пойдет в своем решении обучаемый, а также обучение...

Современные педагогические технологии как основа...

Педагогические технологии обучения — системные категории, структурными составляющими которых являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, субъект и объект (ученик- учитель)...

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

[1.Итак, сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной деятельности обучающегося с...

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю. 1869 г. в Гарвардском университете была внедрена образовательная...

Возможности метода проектов в процессе формирования...

Проблемное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит проблема (несоответствие), определяемая и решаемая в ходе планомерно организуемого процесса изучения нового материала. В качестве несоответствия могут быть как проблемные задачи...

Похожие статьи

Проблемное обучение как образовательная технология

проблемное обучение заключается в создании перед студентом проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций студентами в ходе совместной их деятельности с преподавателем. Принципиально, важен тот факт, что новые знания даются не...

Инновационные технологии в системе профессиональной...

Дистанционное обучение — это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для...

Проблемное обучение в вузе | Статья в журнале...

Наряду с такими технологиями обучения, как программированное обучение, адаптивное, модульное, суггестивное обучение и деловые игры, проблемное обучение является активной педагогической технологией обучения. Проблемное обучение – это тип обучения, которое...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит...

Внедрение в практику преподавания элементов проблемного...

Проблемное обучение базируется на создании различного рода проблемных ситуаций, содержащих, как правила, задачи поискового характера. Преподаватель в этом случае должен определить возможный, путь, которым пойдет в своем решении обучаемый, а также обучение...

Современные педагогические технологии как основа...

Педагогические технологии обучения — системные категории, структурными составляющими которых являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, субъект и объект (ученик- учитель)...

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

[1.Итак, сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной деятельности обучающегося с...

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю. 1869 г. в Гарвардском университете была внедрена образовательная...

Возможности метода проектов в процессе формирования...

Проблемное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит проблема (несоответствие), определяемая и решаемая в ходе планомерно организуемого процесса изучения нового материала. В качестве несоответствия могут быть как проблемные задачи...

Задать вопрос