Танцевальная программа для заикающихся детей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 14.09.2015

Статья просмотрена: 499 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, Т. В. Танцевальная программа для заикающихся детей / Т. В. Кузьмина, Х. О. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/278/ (дата обращения: 26.04.2024).

)

 

Проблема заикания одна из самых древних в истории изучения расстройств речи. На протяжении веков заикание пытались излечить всеми возможными средствами. Трудности решения проблемы заикания связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических, физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности /И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970/, которые показывают, что у заикающихся во время речи доминантное /левое/ полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. У заикающихся при восприятии и подготовки к произнесению слова нарушено межполушарное взаимодействие. Передние отделы мозга при этом относительно гипервозбуждаются, а задние отделы — относительно ингибируются по сравнению с нормой /А. А. Кисельников/ Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского. Учение о заикании — междисциплинарная область, в развитии которой принимают участие логопеды, неврологи, психологи, нейрофизиологи, психолингвисты. Поэтому необходим комплексный подход в преодолении заикания.

Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Общая моторика и речь имеют разнообразные отношения. Заикание оказывает влияние на формирование моторных функций, но возможно, недоразвитие двигательной сферы ребенка еще до появления заикания, способствует возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и часто усугубляется. В большинстве случаев у заикающихся дошкольников двигательные расстройства выражаются в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, повышенного тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, некоординированности. Корригируя моторные нарушения, мы создаем положительный импульс в преодолении речевого расстройства. Таким образом, физическое воспитание для заикающихся детей является неотъемлемой частью комплексной коррекционной работы.

Одним из самых интересных направлений, сочетающим в себе физическое и эстетическое развитие ребенка, являются танцы. Бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребёнка. Занятия танцами благотворно влияют на разнообразные психические процессы; соединение физических упражнений и эстетического творчества позитивно отражается на формировании разносторонней личности ребёнка. Выдающиеся ученые И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский в своих трудах указывают о важном значении мышечной деятельности для улучшения здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. Увеличение двигательной активности стимулирующее воздействует на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей. Еще в Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Дальпрозом. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем мышечного чувства», что в свою очередь способствует «более живой и успешной работе мозга, а сам процесс занятий с детьми должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

Специально адаптированные основные движения бальных танцев, с учетом распределения физической нагрузки для данной категории детей, помогут нормализовать мышечный тонус, координацию, развить музыкальный слух и чувство ритма. Особую важность для заикающихся приобретают движения, выполняемые во время танца, которые помогают укрепить межполушарные связи и усилить их взаимодействие. Танцы раскрепощают, закрепляют положительные эмоции, создают непринужденную обстановку для общения, что так необходимо заикающимся детям. Особенно в подростковом возрасте ребенку не хватает уверенности в себе, глубже переживается свой дефект, возникает чувство неполноценности. Подростки концентрируют внимание на речевых неудачах, стараются меньше общаться, и для них характерна фиксированность на болезни, что мешает ее преодолеть. Танцы помогут почувствовать себя уверенней.

Предлагается начальная программа для детей 5–6 лет (А), длительностью 30 минут, количеством занятий 1–2 раза в неделю. В программе используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; элементы современных танцев. Количество исполняемых упражнений 4–5 раз. Упражнения выполняются под музыку. И предлагается вводная программа для детей 9–12 лет (В), длительностью 30 минут, количеством занятий 1–2 раза в неделю. Используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; а также танцев — диско, ча-ча-ча, твист. Количество исполняемых упражнений 5–6 раз. Упражнения выполняются под музыку.

А

1                    Разминка (5–7 минут)

2                    Медленный вальс

1)     Поднимаемся на носочки на счет 1–2-3 (руки на поясе).

2)     Плавно опускаемся на счет 1–2-3.

3                    Самба

1)     Маршируем на месте по 4 счета (руки на поясе) сначала с левой ноги, затем с правой ноги.

2)     Приседаем на 4 счета (т. е. по 4 раза) — легкий баунс (пружинка).

3)     Шаг с приставкой вперед с левой ноги, приседаем на 4 счета (баунс); назад правой ногой, приседаем на 4 счета (баунс).

4                    Упражнение на расслабление — наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны.

«Стряхиваем» кисти рук.

5                    Игра-импровизация «Зеркало»

Педагог выполняет роль «зеркала» и выполняет движения, которые копируют ученики. Например, сначала руки на поясе, далее левая рука на плечо — правая остается на поясе, затем меняем положение рук; правая рука вперед — левая рука вверх или правая рука вверх — левая рука опущена вниз и т. д. Движения могут быть разнообразные, меняться на каждом занятии, также можно изменять ритм выполнения движений. Но начинать импровизацию надо медленно, чтобы каждый ребенок смог выполнить упражнение. Такие упражнения способствуют формированию координированности и переключаемости движений и положительно влияют на укрепление межполушарных взаимодействий.

6                    Вару-вару

1)     И.п.(исходное положение) — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с правой ноги, на счет 3 правая нога на носок. Возвращаемся в и. п.

2)     И.п. — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с левой ноги, левая нога на носок.

В дальнейшем одновременно с постановкой ноги на носок добавляется хлопок в ладоши.

Заканчиваем занятие выполнением упражнениями на расслабление:

1)     И.п. — ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.

2)     И.п. — ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.

По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты; на уроке чередуются танцы самба и танец ча-ча-ча.

Ча-ча-ча

1)     Маршируем на месте по 5 счетов (руки на поясе) сначала с левой ноги, затем с правой ноги.

2)     И.п. — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с правой ноги, на счет 3 шаг в сторону и на счет 4–5 маршируем на месте.

В

1               Разминка (5–7 минут)

2               Диско

1)     Руки на поясе — шаг с приставкой вправо — шаг — точка (нога ставится на носок). Возвращаемся в и. п.

2)     Руки на поясе — шаг с приставкой влево — шаг — точка. Возвращаемся в и. п.

3)     2 шага с приставкой вправо; хлопок в ладоши.

4)     2 шага с приставкой влево; хлопок в ладоши.

8 счетов

3               Самба

4               Упражнение на расслабление — наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны.

«Стряхиваем» кисти рук.

5               Игра-импровизация «Зеркало»

6               Медленный вальс

7               Твист

1)     Ставим левую ногу на носок и производим движения (вращательные) влево-вправо. Аналогично делаем движение правой ногой.

2)     Приподнимаемся одновременно на обеих ногах и производим вращательные движения (туловище слегка наклонено вперед).

Заканчиваем занятие выполнением упражнениями на расслабление:

1)     И.п. — ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.

2)     И.п. — ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.

По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты.

Музыка и танец — универсальное средство для преодоления барьеров между людьми. Но главное, танцы помогут снять психо-эмоциональное напряжение, раскрыть творческую сторону ребенка. Данная программа также может быть использована для детей с задержкой психического развития.

 

Литература:

 

  1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников — 1983.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика — 1985./Под ред. Волковой Л. С. Логопедия — 1989.
  3. Зееман М. Заикающиеся дети — 1962.
  4. Кён Р. Заикание — 1878.
  5. Кисельников А. А. Автореферат диссертации по теме Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания» — 2006.
  6. Мищенко В., Тимошенко О. Спортивные бальные танцы для начинающих — 2007.
  7. Мур А. Бальные танцы — 2004.
  8. Статья о бальных танцах с детьми. Танцевальный клуб «Мартэ».
  9. Статья «Влияние занятий бальными танцами на физическое и психическое состояние ребенка. Клуб Бального танца «Созвездие» г.Запорожье
  10. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов — 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): правая нога, левая нога, рука, счет, движение, Медленный вальс, танец, упражнение, ширина плеч, левая рука.

Похожие статьи

Динамическая анатомия в футболе. Анализ двигательного действия

Предплечья правой и левой руки-согнуты и пронированы, сгибание производят мышцы, лежащие на передней поверхности плеча и предплечья, пучки которых пересекают поперечную ось локтевого сустава спереди, а именно

Методическая разработка «Специальные театрализованные игры»

Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях подняты над головой ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены как колючки.

Плечи верхних конечностей правой и левой руки-отведены...

вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие, аквааэробика, движение, заключительная часть, коленный сустав. Похожие статьи.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

клавиатурное пространство, правая клавиатура, упражнение, группа, левая клавиатура, ряд, аккордеон, левая рука, визуальный контроль, школа игры.

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении...

упражнение, левая рука, Лисенок, волчонок, правая рука, Ребенок, яблоко, Лесная школа, пространственное восприятие, половинка яблок.

Методика обучения основным видам движения по физкультуре... ребенок, вод, прыжок, нога, рука, упражнение, правая нога, игра...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической...

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, правая прямая рука вверху, левая прямая рука -внизу, кисти рук сомкнуты в кулаки; Пояснения учителя: «Проснулся фермер, делает утреннюю гимнастику». (счет) 1,2- отведение рук назад (рывки)

вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие...

Основные термины (генерируются автоматически): левая нога, упражнение, исходное положение, правая нога, занятие степ-аэробикой

Похожие статьи. Аквааэробика от А до Я | Статья в журнале «Молодой ученый». вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие...

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики...

Фитбол позволяет выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на нем, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе, с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а так же упражнения в движении, различные виды бросков [1, c.79-86].

Основные аспекты при занятии степ-аэробикой | Статья в журнале...

левая нога, упражнение, исходное положение, правая нога, занятие степ-аэробикой, платформа, занятие, артериальное давление, высокоинтенсивная степ-аэробика, ритмичная музыка.

Похожие статьи

Динамическая анатомия в футболе. Анализ двигательного действия

Предплечья правой и левой руки-согнуты и пронированы, сгибание производят мышцы, лежащие на передней поверхности плеча и предплечья, пучки которых пересекают поперечную ось локтевого сустава спереди, а именно

Методическая разработка «Специальные театрализованные игры»

Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях подняты над головой ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены как колючки.

Плечи верхних конечностей правой и левой руки-отведены...

вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие, аквааэробика, движение, заключительная часть, коленный сустав. Похожие статьи.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

клавиатурное пространство, правая клавиатура, упражнение, группа, левая клавиатура, ряд, аккордеон, левая рука, визуальный контроль, школа игры.

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении...

упражнение, левая рука, Лисенок, волчонок, правая рука, Ребенок, яблоко, Лесная школа, пространственное восприятие, половинка яблок.

Методика обучения основным видам движения по физкультуре... ребенок, вод, прыжок, нога, рука, упражнение, правая нога, игра...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической...

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, правая прямая рука вверху, левая прямая рука -внизу, кисти рук сомкнуты в кулаки; Пояснения учителя: «Проснулся фермер, делает утреннюю гимнастику». (счет) 1,2- отведение рук назад (рывки)

вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие...

Основные термины (генерируются автоматически): левая нога, упражнение, исходное положение, правая нога, занятие степ-аэробикой

Похожие статьи. Аквааэробика от А до Я | Статья в журнале «Молодой ученый». вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие...

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики...

Фитбол позволяет выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на нем, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе, с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а так же упражнения в движении, различные виды бросков [1, c.79-86].

Основные аспекты при занятии степ-аэробикой | Статья в журнале...

левая нога, упражнение, исходное положение, правая нога, занятие степ-аэробикой, платформа, занятие, артериальное давление, высокоинтенсивная степ-аэробика, ритмичная музыка.

Задать вопрос