Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические средства обучения

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019

Дата публикации: 16.04.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Костюкова Е. В. Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности // Образование и воспитание. — 2019. — №3. — С. 48-52. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/127/4141/ (дата обращения: 17.07.2019).



Еще несколько лет назад понятие ИКТ-компетентность определялось как умение работать с компьютером, т. е. компьютерная грамотность, позднее значение расширилось и стало включать в себя умение работать с информацией и пользование телекоммуникационными технологиями, т. е. информационная грамотность. Сейчас можно говорить о новой компетенции XXI века — «цифровая грамотность», под которой понимается набор знаний, умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

Педагогу необходимо находить новые формы, методы и средства работы со студентами в развитии цифровой грамотности.

Так зародилась тема методической системы — Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности.

На первом этапе работы проведено анкетирование студентов на тему: «Мобильные устройства в моей жизни».

Цель анкетирования — определение уровня понимания возможностей мобильных устройств.

Результаты показывают, что все респонденты ежедневно используют мобильные устройства; 90,5 % — обращаются к мобильному телефону не реже 3 раз за день; 60,4 % — регулярно играют на своих мобильных устройствах; более 96 % — общаются с помощью мессенджеров (Viber, WhatsApp, Skype, G+, Instagram и т. п.). Однако, только 17 % используют специализированные приложения, такие как: сканеры штрих-кодов, Госуслуги, шумометр, банк онлайн и другие. Высок процент респондентов (66,6 %), которые не смогли определить возможности использования мобильных устройств в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, приведенные обстоятельства определили проблему: с помощью каких форм организации обучения можно повысить уровень цифровой грамотности студентов?

Проблема породила два противоречия:

Первое — между регулярным использованием студентами современных цифровых мобильных устройств и недостатком знаний о возможностях их применения в учебной и профессиональной деятельности.

Второе между общим вектором Российского образования на развитие информационных и коммуникационных технологий и недостаточным уровнем цифровой грамотности студентов и преподавателей.

Для изучения данной проблемы была определена цель — сформировать цифровую грамотность студентов, используя разные формы внеурочной деятельности.

В основе методической системы положены теории смешанного обучения [1], принципы системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении, технологии компьютерного обучения.

Рассмотрим основные принципы методической системы.

  1. Принцип обратной связи предполагает возможность оценивания, обмена сообщениями и отзывами между участниками образовательного процесса посредством онлайн сервисов.
  2. Принцип совместной деятельности подразумевает возможность создания и редактирования общих документов в онлайн режиме. Данный принцип позволяет организовать проектную деятельность, совместные дискуссии, групповую работу среди всех участников образовательного процесса.
  3. Принцип индивидуализации исходит из того, что работа студентов с цифровыми ресурсами является индивидуальной.
  4. Принцип активности заложен в самом процессе компьютерного обучения, поскольку инициатором работы всегда является пользователь.
  5. Принцип творчества — направлен на приобретение студентами собственного опыта творческой деятельности

Для формирования цифровой грамотности студентов были выделены компетентности цифровой грамотности [3](на основе данных Регионального общественного центра интернет-технологий):

Ц1 Понимание работы и настройки мобильного интернета;

Ц2 Понимание возможности использования мессенджеров (Viber, WhatsApp, Skype, G+, Instagram и т. п.) в образовательных целях;

Ц3 Понимание безопасного использования социальных сетей;

Ц4 Понимание возможности потребления товаров и услуг через интернет;

Ц5 Понимание способов защиты персональных данных в сети интернет;

Ц6 Умение ориентироваться с помощью GPS-навигации и GPS-точек;

Ц7 Умение считывать и создавать QR-коды;

Ц8 Умение работать в облачных технологиях (сервисы Web 2.0);

Ц9 Умение создавать, настраивать и редактировать совместные документы (сервисы Web 2.0);

Ц10 Умение пользоваться цифровыми государственными услугами;

Ц11 Умение правильного поиска информации в интернете;

Ц12 Умение создавать мультимедийный контент для интернета;

Ц13 Готовность к использованию мобильных устройств в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

Ц14 Соблюдение этических норм при размещении цифрового контента.

Основное содержание методической системы включает описание форм внеурочной деятельности, направленных на формирование цифровой грамотности.

Первая форма— выставка творческих работ «Интернет меня научит».

Целю является развитие творческих способностей студентов через изготовление продуктов творческой деятельности на основе мастер-классов, размещенных в сети Интернет.

Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке».

Формируемые цифровые компетенции: Ц3, Ц5, Ц8, Ц11, Ц13.

Будущему учителю необходимо научиться пользоваться пошаговыми мастер-классами, которые размещены в сети Интернет. Студенты учатся выполнять правильные поисковые запросы, сохранять мастер-классы на компьютер или мобильное устройство.

По результатам работы студентов организуется выставка «Интернет меня научит».

Вторая форма работы— Сетевой проект (организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие студентов).

Приведу пример сетевого проекта «Интернет-безопасность детей».

Цель — организовать работу студентов с помощью Google-технологий по изучению Интернет-безопасности детей.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц3, Ц4, Ц5, Ц8, Ц9, Ц11, Ц12, Ц13, Ц14.

Студентам предлагается изучить данную тему, а также познакомиться с Google-технологиями, научиться создавать документы и открывать совместный доступ к ним.

Сетевой проект состоит из 5 смысловых частей (web-страниц):

  1. Главная страница. На ней участники сетевого проекта просматривают мотивационные видеоролики, выполняют задание в онлайн сервисе LearningApps.org. Студенты регистрируются в таблице продвижения и знакомятся с планом работы по проекту. Участвуют в виртуальной дискуссии о правилах работы в совместных документах и сетевом этикете.
  2. Web-страница Google-технологии в образовании — данный раздел предназначен для первичного знакомства участников сетевого проекта с google-технологиями.
  3. Я и Интернет. Участники проекта проходят тест для определения своего уровня знаний о безопасности в сети Интернет. С помощью Google-рисунка выполняют задание «Багаж знаний», отбирают вопросы, на которые знают ответ в конце проекта возвращаются к «Багажу знаний» и дополняют его, анализируют результат.
  4. Закон есть закон. Требуется изучить теоретический материал о безопасном поведении в Интернете, узнать о законодательствах РФ в области информации и безопасной связи. Студенты работают в совместной таблице по созданию каталога полезных ссылок «Интернет-безопасность».
  5. Итоговая web-страница — Золотые правила безопасности. Участники демонстрируют полученные знания. Студентам предлагается создать буклет для учащихся начальных классов на тему: «Безопасный Интернет детям. Полезные советы».

Результатом работы по проекту является расширение знаний о правилах сетевого этикета, формирование умений работать в совместных документах с использованием облачных технологий.

Следующая форма работы — QR-квест

В городах все чаще можно встретить архитектурные достопримечательности, вывески, листовки и буклеты с QR-кодами. Такой код может заменить гида по городу, консультанта в магазине, кассира для выполнения быстрого платежа.

В рамках реализации внеурочной деятельности по информатике были проведены несколько квестов.

1 QR-квест Плакат «Календарь событий (апрель — июнь)»

Цель — познакомить обучающихся с технологией создания и считывания QR-кодов с помощью мобильных устройств.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц5, Ц7, Ц8, Ц13.

Квест оформлен в виде плаката с информацией: что такое QR-код, что можно закодировать с его помощью, инструкция по считыванию QR-кода мобильным устройством.

Основную часть плаката занимают сами QR-коды, в которых закодированы:

 ссылка на сайт преподавателя, где размещены цель, задачи квеста, правила участия и сроки проведения;

 ссылка на таблицу «Путь к успеху», в которой студенты размещают результаты прохождения квеста.

Квест состоит из 9 заданий (кодов), которые относятся к календарным событиям и итогового задания. Любое задание — это закодированные ссылки с интерактивными упражнениями на онлайн-сервисе LearningApps.org или текстовые сообщения.

Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест проходит в заочной форме, которая позволяет студентам изучить новый материал в удобном для себя темпе. Квест проходит в кабинете, поэтому студенты могут получить консультацию педагога.

2. QR-квест «Колледж с многолетней историей»

Цель — познакомить студентов с историей колледжа и системой подготовки педагогических кадров в городе; вызвать интерес к самостоятельной деятельности с помощью мобильных устройств.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц5, Ц7, Ц8, Ц11, Ц13.

Участники квеста объединяются в команды по 5–6 человек и получают путеводную карту, на которой расположены QR-коды. По данной карте участники квеста перемещаются по территории колледжа. Участники должны находить QR-коды (по принципу игры «12 записок»).

Считывание нового кода открывает задание, результатом которого является кодовое слово. Из полученных кодовых слов в конце квеста команды должны составить цитату Стива Джобса «Инновации отличают лидера от догоняющего». Затем ответ кодируется в QR-код и предоставляется организатору. Побеждает та команда, которая в кратчайшие сроки правильно выполнит все задания.

Преимущества данного квеста: динамичность игры, работа в команде, возможность перемещения.

3.QR-квест Путешествие по городу «Новый взгляд на старый город»

Цель — познакомить студентов с возможностями ориентирования на местности с помощью мобильных устройств по GPS-координатам; вызвать интерес к изучению истории города.

Формируемые цифровые компетенции: Ц1, Ц2, Ц5, Ц6, Ц7, Ц8, Ц11, Ц13.

При прохождении квеста студенты не только выполняют задания, но и знакомятся с понятиями GPS-навигация и GPS- точки.

Заранее зарегистрированные команды, получают задание, выполнив которое, они узнают первую GPS-точку. Попав на «точку», находящуюся в любой части города, участники находят QR-код и выполняют новое задание, получают координаты новой «точки» и фрагмент координат финальной «точки». Чтобы определить местоположение финальной «точки» надо найти все QR-коды квеста. Команда, первой пришедшая на финиш считается победителем.

Преимущество третьего квеста заключаются в том, что студенты учатся ориентироваться на местности используя GPS-навигацию; формируется умение работать в команде.

После реализации всех форм внеурочной деятельности по формированию цифровой грамотности студентов было проведено повторное анкетирование на тему «Мобильные устройства в моей жизни». Полученные результаты мы сравнили с первичными.

Выявлено, что процент использования мобильных устройств практически не изменился. Использование специализированных приложений повысилось на 33 %, применение Google-сервисов увеличилось на 61,5 %, при этом процент использования игр снизился почти на 20. При повторном анкетировании не выявлены студенты, которые не знают, как использовать мобильные устройства в профессиональной и учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов повысилась цифровая грамотность. Они осознанно стали использовать мобильные устройства и приложения.

При реализации новых форм организации внеурочной деятельности существуют объективные риски:

Риск 1. Студенты через открытый ресурс вовлекаются в публичное взаимодействие.

Не все родители позволяют детям бесконтрольно находиться в интернет-пространстве.

Для устранения риска возможно организовать сетевой проект для родителей и детей, с целью повышения степени доверия родителей к Интернет-ресурсам.

Риск 2. Недостаточное техническое обеспечение образовательного учреждения, недостаток технических устройств для организации смешенного обучения с помощью технологий web 2.0.

Меры по снижению риска достаточно просты — использовать технологию BYOD — возьми свое мобильное устройство с собой. Совместно со студентами на их мобильных устройствах устанавливаются необходимые приложения и используются на уроках и во внеурочной деятельности.

Новизна методической системы состоит в разработке новых форм внеурочной деятельности по формированию цифровой грамотности студентов.

Перспективой развития данной методической системы является разработка мобильных приложений, позволяющих создать игровую учебно-развивающую среду в мобильном устройстве, а также организация проектной деятельности по изучению дополненной реальности.

Литература:

  1. Андреева Н. В. Рождественская Л. В. Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешенное обучение. — М. Рыбаков Фонд — 2016. — 282 с.
  2. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. — М. ИНТУИТ.РУ — 2007. — 64 с.
  3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  4. Цифровая грамотность [Электронный ресурс] URL: http://цифроваяграмотность.рф (Дата обращения:11.04.2019)

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос