Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме «ЧС геологического происхождения. Землетрясение. Причины и возможные последствия землетрясения» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 26.02.2019

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Романов, Н. В. Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме «ЧС геологического происхождения. Землетрясение. Причины и возможные последствия землетрясения» / Н. В. Романов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/3991/ (дата обращения: 26.04.2024).



Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Меня зовут Романов Н. В., я преподаватель-организатор ОБЖ, СОШ № 3с. Арзгир.

Сегодня урок ОБЖ проведу у вас я.

Звуковая эвакуация Внимание! Внимание!…)

Ребята, вы знаете, что это за сигнал? Отвечаем по одному, поднимая руку.

А когда этот сигнал подаётся?

А, что именно, приведите пример?

Правильно, молодцы!

Я вам зачитаю отрывок из стихотворения, а вы попытаетесь угадать, о какой ЧС идёт речь.

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…

Молодцы, правильно!

Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока?

Правильно сказали. Тема нашего свами урока: «Землетрясение. Причины и возможные последствия землетрясения».

Исходя из темы, скажите, пожалуйста, что вы должны узнать на уроке? О чём мы будем говорить?

В течении урока мы должны ответить эти вопросы.

Цель: рассмотреть землетрясение как одну из ЧС природного характера.

Задачи:

  1. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях.
  2. Формирование умений взаимодействовать с окружающими вовремя и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.
  3. Формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Из курса географии вы должны помнить, как происходит землетрясение? Кто-нибудь, помнит? И как это происходит? Так что же такое Землетрясение?

Молодцы, вы правильно все говорили, а это научное определение землетрясению.

Землетрясение — это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Ребята, а вы знаете, почему слово землетрясение пишется через «Е», а не «Я»? Это сложное слово, которое состоит из двух слов зЕмля и трЯсение. В слове два корня земл- и тряс-, то есть, в первом слоге сложного слова пишем Е, в третьем слоге пишем Я. Ну а соединительной буквой по правилам русского языка может быть только Е или О.

Давайте посмотрим на экран, и постараемся понять каковы же причины возникновения землетрясений.

Из материала, который вы только что посмотрели, я предлагаю вам поработать в парах, и составить таблицу-памятку «Классификация землетрясений». Время выполнения 1–2 минуты.

Разбор ответов по слайду. Красным маркером исправлять не правильные ответы и показать.

Молодцы, справились с заданием.

У кого есть, неправильные ответы обратите внимание, над чем вам необходимо поработать.

Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году.

Для измерения энергии, выделяемой в очаге землетрясения, была введена шкала Рихтера, имеющая 9 делений, за единицу измерения взята магнитуда — которая характеризует общую энергию сейсмических колебаний. (Чарльз Рихтер Американский сейсмолог.)

Данная школа используется в основном в узких профессиональных кругах.

А вот вторая школа, сила и интенсивность землетрясения, которая оценивается в баллах по шкале Меркалли. Используется в обычной жизни, баллы которой мы слышим по средствам массовой информации. (Джузеппе Меркалли — итальянский ученый). Баллы служат для удобства определения силы землетрясения по внешним его проявлениям. Шкала имеет 12 делений, и разбита на 12 групп по нарастающей силе разрушений.

Обратите внимание на слайд, где мы видим шкалу разрушений.

Смотрите, землетрясения в 1 балл называются незаметными, которые улавливают только приборы.

Землетрясения в 2 балла, называются очень слабые, а как проявляются, вы посмотрите в учебнике. Откройте учебник на странице 23 и найдите, как проявляется землетрясение в 2 балла. И так далее до 12 баллов.

Сейчас я предлагаю поработать в группах по 4 человека. На столах лежат листы с заданием «Определите силу землетрясения». Вы должны наклеить картинку силы землетрясения на против тех баллов, которые приводят к таким разрушениям. Время выполнения до 2 минут.

А как вы думаете, наш край попадает в зону сейсмической опасности? А почему?

Наш с вами Ставропольский край по карте общего сейсмического районирования делится на несколько зон. Так, на юге края возможны землетрясения силой 8–9 баллов, в центральной части — 7–8 баллов и на севере может трясти на 6 баллов. Это максимально возможное землетрясение, но не факт, что оно будет именно такой интенсивности. А как вы думаете, почему на юге максимальное землетрясение может быть 9 баллов. Потому что здесь находится кавказский хребет, и всеми любимые курорты КМВ.

Так, по данным МЧС, в сейсмоопасной зоне края живет 1 миллион 300 тысяч человек,

Давайте с вами немного отвлечёмся. Я предлагаю немного поиграть в игру «да или нет».

Я задаю вопрос, а вы отвечаете да или нет. Например. Землетрясение сложное слово или нет? Понятно? Отвечаем быстро, громко и чётко. Поехали.

  1. Шкала Рихтера имеет 12 делений?
  2. Максимальное землетрясение имеет 15 баллов?
  3. Вам нравится ваша шкала?
  4. Ваш классный руководитель хороший учитель?
  5. Сегодняшний урок вам нравится?
  6. Землетрясение — это природная ЧС.
  7. Шкала Меркалли измеряется в баллах?
  8. Происходят ли землетрясения из-за деятельности человека?
  9. 4-х бальное землетрясение считается разрушительным?
  10. Апельсин бывает с косточками?
  11. За окном сейчас зима?
  12. Вы молодцы?

Отлично, молодцы. Передохнули? Продолжим.

Сможете ли вы ответить на такой вопрос.

Какие, по вашему мнению, могут быть последствия после землетрясения?

Давайте посмотрим видеосюжет о последствиях землетрясения.

Ребята, вы узнали, что такое землетрясение, от чего оно происходит, и какие последствия имеет.

Теперь, я предлагаю вам, закрепить полученные знания и для этого возьмите жёлтый лист, на котором есть задания, которые вы должны выполнить в течение 5 минут. Объяснить точно задания.

Поменяйтесь с соседом листами и проверьте работу сопоставив с ответами на слайде. В соответствии с оценочной системой на листе, выставите соседу оценки.

Вместе сдетьми разобрать задания.

Дети, у меня к вам несколько вопросов:

На сегодняшнем занятии, вы узнали, что-нибудь новое для себя?

Как вы считаете, это полезная информация для вас?

Ну и главный вопрос, надо ли учить ОБЖ? Молодцы!

Я вам приготовил творческое домашнее задание, кроссворд. И конечно, материал из буклета и таблиц.

Ребята, у вас на столе, лежат домики, разных цветов, я попрошу вас повесить на доску домик того цвета, который совпадает с вашими эмоциями в соответствии с описанием цвета:

Красный — мне было очень трудно, скучно, мне не понравилось.

Жёлтый — мне было не всё понятно, заумно, не интересно, не очень понравилось.

Зелёный — мне было интересно, все понятно и познавательно, мне понравилось.

За работу я вам ставлю всем отлично. Зная, что у вас в 7 классе нет урока ОБЖ, я приготовил вам в подарок буклеты, где описаны стандартные действия перед, во время и после землетрясения. Чтобы, вы знали, как себя вести в этих ситуациях. И желаю, чтобы вам эти знания никогда не пригодились.

Вы мне очень понравились, с вами было приятно работать. До свидания!

В завершении нашей работы, хочу рассказать вам оду, посвящённую предмету основы безопасности жизнедеятельности.

В огромном, бурном океане нашей жизни

Мы каждый день встречаем беды на пути.

То наводнение, то пожар, то буря

людские жизни слышим унесли.

А как же нам всех избежать несчастий?

Как людям в трудный час помочь?

Не растеряться в трудную минуту,

Не спасовать пред яростным огнем,

Не испугаться бешеного зверя

Помогут знанья ОБЖ

Как избежать возможности теракта

Как не погибнуть под обвалами горы,

Как укротить волнения природы

Об этом знает ОБЖ и ты.

И пусть трепещет враг пред нами.

Отчизну сможем защитить,

На ОБЖ мы изучаем

Науку «Родину любить!»

Основные термины (генерируются автоматически): балл, землетрясение, сложное слово, время выполнения, задание, максимальное землетрясение, молодец, ребята, урок ОБЖ, шкала.

Похожие статьи

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу...

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому...

Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении...

Представлена технологическая карта урока с применением ПСУ на различных этапах обучения ОБЖ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность педагогу максимально детализировать урок еще на стадии подготовки, оценить рациональность и...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

В статье предложена система обучения ОБЖ, основанная на деятельностном подходе.

Наиболее очевидно использование на уроках практических работ как метода обучения.

1. Создавать условия ограничения времени на выполнения учебных заданий.

Критериальное оценивание заданий в контурных картах...

В зависимости от качества выполнения задания можно получить от 0 до 3 баллов. Это дает большие возможности для учителя, оценивающего работу.

Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий вконтурной карте на уроках географии (составлено автором).

Изменения показателей насосной функции сердца...

Ключевые слова: частота сердечных сокращений, ударный объем крови, насосная

3-й группы ЧСС достигает максимальных значений уже на 1-й минуте выполнения соревновательной

У спортсменов 2-й группы во время выполнения соревновательного упражнения ЧСС...

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов...

Разработка элементов автоматизации сейсмического...

Ключевые слова: землетрясение, ГИС, сейсмическое микрорайонирование.

Моделирование реакции геологической среды на воздействие землетрясений выполняется в программах WinShake и Grunt

7. Аптикаев Ф.Ф. Инструментальная шкала сейсмической интенсивности.

Использование дидактических карточек в контроле и оценке...

В рамках магистерского исследования «Использование знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе», при проверке знаний по

· по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий...

К вопросу об использовании уроков практической направленности...

В настоящее время в образовательном процессе организация подготовки школьников к действиям в ЧС техногенного характера

Ориентир на практические умения ЧС техногенного характера актуализирует постановку вопроса о практической ориентации уроков ОБЖ.

Похожие статьи

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу...

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому...

Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении...

Представлена технологическая карта урока с применением ПСУ на различных этапах обучения ОБЖ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность педагогу максимально детализировать урок еще на стадии подготовки, оценить рациональность и...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

В статье предложена система обучения ОБЖ, основанная на деятельностном подходе.

Наиболее очевидно использование на уроках практических работ как метода обучения.

1. Создавать условия ограничения времени на выполнения учебных заданий.

Критериальное оценивание заданий в контурных картах...

В зависимости от качества выполнения задания можно получить от 0 до 3 баллов. Это дает большие возможности для учителя, оценивающего работу.

Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий вконтурной карте на уроках географии (составлено автором).

Изменения показателей насосной функции сердца...

Ключевые слова: частота сердечных сокращений, ударный объем крови, насосная

3-й группы ЧСС достигает максимальных значений уже на 1-й минуте выполнения соревновательной

У спортсменов 2-й группы во время выполнения соревновательного упражнения ЧСС...

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов...

Разработка элементов автоматизации сейсмического...

Ключевые слова: землетрясение, ГИС, сейсмическое микрорайонирование.

Моделирование реакции геологической среды на воздействие землетрясений выполняется в программах WinShake и Grunt

7. Аптикаев Ф.Ф. Инструментальная шкала сейсмической интенсивности.

Использование дидактических карточек в контроле и оценке...

В рамках магистерского исследования «Использование знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе», при проверке знаний по

· по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий...

К вопросу об использовании уроков практической направленности...

В настоящее время в образовательном процессе организация подготовки школьников к действиям в ЧС техногенного характера

Ориентир на практические умения ЧС техногенного характера актуализирует постановку вопроса о практической ориентации уроков ОБЖ.

Задать вопрос