Авторы: Вилейто Татьяна Владимировна, Некрасова Анна Васильевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Вилейто Т. В., Некрасова А. В. Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 10-14.

Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле» для учащихся 7 класса с использованием интерактивной доски.

Ключевые слова: информационные ресурсы, информационные технологии, интерактивная доска

 

В современном мире образование продолжает оставаться основой личностного и профессионального успеха любого человека. Требования, предъявляемые к образованию, изменились: современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы и весь широкий спектр информационных технологий для решения профессиональных задач. Поэтому невозможно представить себе современную школу без информационных технологий: в образовательных учреждениях – гимназиях и школах установлены целые компьютерные классы, интерактивные доски, Интернет. О значении информационных технологий в обучении современного школьника говорится в основных положениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.), ФГОС общего образования второго поколения, где определены стратегические направления развития российского образования. Среди них находит место положение о том, что современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития и осуществляться благодаря: созданию условий обучения, при которых в школе учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. [5]

Реализация в процессе обучения современных информационных технологий позволяет сегодня обеспечить более эффективное формирование и усвоение всех групп знаний по различным дисциплинам, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности. Без овладения знаниями о различного рода опасностях и угрозах невозможно решить задачи, связанные с потребностью современного общества - видеть личность, способную к ответственности в принятии решений в реальных жизненных ситуациях по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих [2,3]

Нам представляется, что при изучении таких дисциплин как основы безопасности жизнедеятельности, география, биология, экология очень важным является развитие у человека пространственного и образного мышления, которое позволяет визуально работать с графической информацией и знаковым материалом, преобразовывать информацию, размещенную на плоскости и в пространстве. Реализация в обучении ОБЖ современных информационных технологий, в том числе интерактивных досок, позволяет более эффективно формировать у школьников

- комплексные знания, необходимые им для применения в повседневной жизни, а также при создании опасных ситуаций в природе и социуме, в том числе чрезвычайных; получить объективные представления o происхождении опасностей различного происхождения, о местах их распространения, о масштабах локальных и глобальных разрушений и опасностях, связанных с жизнью и здоровьем человека и т.д.;

- создать основу для формирования умений и навыков безопасного поведения, развития способностей правильно оценивать, предсказывать и в дальнейшем по возможности предупреждать или избегать влияния различных видов опасностей на жизнь человека;

- воспитывать качества личности безопасного типа поведения и культуру личной безопасности, сформировать гуманистическое мышление, диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся. [1,3]

 Необходимо также отметить, что мультимедийные средства обучения расширяют возможности человеческого мышления: позволяют ускорять, например, до нескольких минут процессы, происходящие в природе сотнями и тысячами лет (движение литосферных плит, процессы эрозии, аккумуляции, процессы, связанные с внутренними силами планеты и т.д.), материализовывать в виде рисунка или схемы невидимые для нашего глаза и ощущений биологические, экологические, геологические, климатические процессы. Для обучающегося предоставляется возможность осуществления поисковых действий, которые выполняет компьютер, вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности, используя память компьютера, сравнивать несколько вариантов преобразования того или иного природного или социального объекта, опасного явления и многое другое. Известно также, что возможности мультимедиа позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация и контроль); реализовывать активно-деятельностные формы обучения благодаря высокой интерактивности и мультимедийности; резко расширяют функционал и повышение эффективности самостоятельной учебной работы.

Таким образом, создание мультимедийных образовательных ресурсов – базовая проблема информатизации образования. Изучением применения средств мультимедиа в процессе обучения занимались многие ученые РГПУ им. А.И.Герцена (Г.А. Бордовский, Е.З. Власова, И.Б. Готская, И.Б. Козак, В.П. Соломин и др.). Это позволило студентам и аспирантам педагогического университета, опираясь на большой научный опыт вуза, использовать инновационные технологии, методы и приемы работы с информационными ресурсами при прохождении педагогических практик в образовательных учреждениях, а также самим разрабатывать, апробировать и предлагать новые методики обучения при написании научно-исследовательских работ и выпускных квалификационных работ.

Особое внимание в данной статье считаем необходимым уделить использованию интерактивной доски на уроках ОБЖ как наиболее универсального электронного образовательного средства обучения.

На основе анализа научной и методической литературы на предмет использования информационных технологий, а также проведения анкетирований учителей и наблюдений за процессом обучения в школе нами были сделаны следующие выводы, которые в данной статье считаем нужным представить.

С точки зрения педагогов, основные преимущества интерактивной доски состоят в следующем:

1. похожа на традиционные доски, но в то же время она помогают учителю легко осуществлять интерактивное взаимодействие (т.н. «обратную связь»), находясь в постоянном контакте с классом;

2. помогает расширить спектр использования электронных средств обучения и увеличить тем самым количество наглядного и информативного материала на уроке,

3. позволяет учителю удержать внимание и углубить понимание учащимися материала за счет повышения качества наглядного и информативного материала на уроке,

4. позволяет учителю быть мобильным и при необходимости создавать изменения в имеющемся методическом и дидактическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретные задачи, поставленные на уроке;

5. позволяет ученикам воспринимать информацию быстрее и формирует коммуникативные компетенции учащихся (участие в групповых обсуждениях и дискуссиях);

6. позволяет быстро и объективно проводить контроль и закрепление знаний учащихся в классе.

Технологические свойства интерактивной доски, а она включает в себя обычно 4 компонента: компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее программное обеспечение и саму интерактивную доску, позволяют внести некоторые изменения в организационно-методическое сопровождение процесса обучения на уроках ОБЖ:

1. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Процесс интерактивного обучения включает в себя: переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, тренинг, изучение конкретной ситуации); осмысление полученного опыта; рефлексия; применение знаний на практике. [4]

2. Обработка материала. Интерактивная доска запоминает, как и всякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет обратную связь) и может их воспроизвести, что позволяет наблюдать процессы и анализировать накапливаемый материал; позволяет выявлять промежуточные результаты, которые важны для понимания особенностей динамики изменений, влияний, которые для них были значимы; позволяет демонстрировать получаемые результаты самим учащимся или, например, родителям, которые в этом случае становятся активными помощниками учителю (специалисту) и своим детям в решении коррекционных задач.

3.. Презентации, демонстрации и создание моделей. Учителя могут использовать доску для того, чтобы сделать изучаемый материал интересным и динамичным для обучающихся. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты.

4. Ускорение темпа работы на уроке. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, рисунки задают занятию бодрый темп: все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

5. Эффективный инструмент, позволяющим решать не только образовательные, но и, при необходимости, коррекционные задачи в психологических центрах при работе с детьми с трудностями развития.

Проектирование учебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивной доски и специально созданных электронных образовательных материалов, которые удобны как в применении их на уроках, так и в системе дополнительного образования, улучшают управление этим процессом и повышают долю самостоятельности учащихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.

В качестве примера рассмотрим один из вариантов использования интерактивной доски (ИД) на различных этапах урока по изучению ЧС природного характера, где нами определены различные уровни и формы взаимодействия обучающихся с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), а также деятельность учителя и учащихся. Здесь предложена технология проведения такого урока по ОБЖ в 7 классе по теме «Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле».

Цель: усвоение знаний о вулканизме и опасных сейсмических явлениях, умений и навыков безопасного поведения в ЧС природного характера, развитие личностных качеств (через решение учебных задач различного уровня сложности - от репродуктивного до творческого уровня средствами мультимедиа).

Методы: по уровню познавательной деятельности и по использованию электронных ресурсов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 I этап Организационный этап (низкий уровень взаимодействия с ЭОР - условно-пассивная форма)

Мотивация

- изучение и отбор материалов электронных ресурсов, в т. ч. для дифференцированного обучения, отбор методов и средств обучения,

- инструкция по использованию электронных ресурсов.

- распределение учащихся на группы в соответствии с психологическими и индивидуальными особенностями.

Интерактивная доска и электронные образовательные ресурсы - источник информации и мотивации для проектирования модели процесса обучения

Учитель: инструктирует и проектирует модель процесса обучения с использованием ИД.

Ученик: не взаимодействует с ИД, а лишь знакомится с содержанием электронных ресурсов. На доске проецируются слайды презентации, сопровождающиеся звуковым оформлением (Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле). В начале урока создается мотивационная ситуация - основа для привлечения интереса к изучаемой теме. Интерактивная доска становиться центром внимания для всего класса.

II этап Подготовительный этап (низкий и средний уровень взаимодействия с ЭОР - пассивно-активная форма)

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Постановка цели и задач урока (возможно индивидуальных).

Ученик: осознают цель и задачи урока, осознание учебных задач разного уровня сложности (возможно проблемного характера), от пассивного ознакомления с содержанием электронных ресурсов по изучению опасных природных явлений до самостоятельного ознакомления с содержанием ЭОР и подбора информации по изучению вопросов о природных опасностях в соответствии с целями урока.

На этом этапе формулируется тема урока. Учитель делает записи на доске, используя на панели инструментов кнопку «перо». Можно проявить фантазию, заказав цвет и толщину линии. Преподаватель рассуждает вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся в учебный процесс. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока (например, используя прием кластеры). На доске можно легко изменять информацию, создавать новые связи (используя кнопки: «ластик», «многоцветное перо», «перо рисунка»).

III этап. Этап освоения новых знаний (средний уровень взаимодействия с ЭОР – активная форма)

Предъявление новых знаний на основе построения содержания учебного материала по ОБЖ в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся:

- формулировка вопросов и заданий (разного уровня сложности) к уроку;

- актуализация знаний, в т. ч. межпредметных

ИД – источник заданий и ответов на поставленные задачи, основа исследования, источник аргументов, материалов, ориентированных на самостоятельную деятельность, основа выбора учащимися способов, приемов и методов взаимодействия с содержанием. направленным на изучение природных опасностей.

Учитель: роль информатора и демонстратора материала по изучению природных опасностей – процессов вулканизма, а также (в зависимости от вида организации деятельности учащихся и типа учебной задачи) модератор и консультант.

Во время изложения нового материала продвигаются объекты и надписи, добавляются комментарии к текстам, рисункам, выделяются ключевые области и добавляются цвета. Учитель может вносить свои изображения в меню «моя галерея». Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, карты зададут уроку бодрый темп. Возможно использование многочисленных функций интерактивной доски. Также нажатием кнопки «панель элементов» выбираем «прожектор» и заостряем внимание на определенном изображении или фрагменте целой картины.

IV этап Этап применения новых знаний (поисково-практический) (высокий уровень взаимодействия с ЭОР – деятельностная форма)

Применение новых знаний о вулканизме в типовой и новой ситуациях, переработка новой информации по ЧС природного характера, ее закрепление, выполнение творческих проектов.

ИД – источник репродуктивных и проблемных заданий, тренажеров, тестов, лабораторных и практических работ, источник материала для самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Учитель: роль информатора, консультанта, возможно тьютора.

Ученик: воспроизведение знаний, анализ, структурирование знаний о природных опасностях, выявление причин и следствий природных явлений и объектов, закономерностей, гипотез и теорий, выделение существенных признаков явлений, обобщение, выполнение практических и лабораторных работ репродуктивного и творческого характера (исследовательских).

На этом этапе урока обучающиеся работают с изображениями, текстом, делают записи, комментируют их. Например, используя кнопку «указатель» из «моей галереи», переносят изображения вулканов на физическую карту Земли, добавляют его название и описание.

V этап Контроль знаний и первичное закрепление знаний (возможны разные уровни взаимодействия с ЭОР)

ИД – источник контрольных заданий, в т.ч. тестового характера, и результатов самостоятельной деятельности учащихся.

Учитель: контролер, а также организатор и модератор дискуссии (диалога, обсуждения)

Ученик: воспроизводит знания, алгоритм действий, заданный учителем, а также в зависимости от цели и задач предъявляет результаты исследования, защищает их.

На данном этапе урока выявляются уровни овладения знаниями и способами действий, обучающиеся возвращаются к цели урока и определяют ключевые понятия. Также желающие могут выйти к доске и заполнить строение вулкана, используя указатель, переносят надписи, комментируя свой выбор.

VI этап Оценка и рефлексия учащихся (возможны разные уровни взаимодействия

Ученик: оценивает (рефлексия) результаты свой самостоятельной деятельности и урока в целом.

Например, по центру доски – изображение солнца, под ним на расстоянии цветные окружности. Красный цвет – урок очень понравился, зеленый - понравился, синий- не понравился. Обучающимся предлагается нарисовать лучи вокруг солнца, используя перо того цвета, который соответствует их личной оценке урока.

Успех любого урока, в том числе по ОБЖ, зависит не только от новых технологий и оборудования, которое использует учитель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Интерактивная доска может стать хорошим помощником, чтобы сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Полноценное внедрение интерактивных средств обучения с их встраиванием в учебный процесс ОБЖ позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми интерактивными технологиями, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом появляется возможность осуществления постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости.

Таким образом, на современном этапе реформирования общего и высшего профессионального образования создается единое информационное образовательное поле, позволяющее ученикам, приобретать умения и навыки системной работы с информационными технологиями, решать сложные учебные задачи, а учителям - осуществлять информационную педагогическую деятельность, используя при этом весь спектр информационных образовательных ресурсов, новых методик и форм обучения.

 

Литература:

1.             Вилейто Т.В., Горбачев С.В. Формирование естественнонаучных знаний с использованием электронных образовательных ресурсов // Науки о Земле и отечественное образование: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО А.В. Даринского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С.154-157.

2.             Информационно-образовательная среда педагогического вуза Ребко Э. М. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-2. С. 46-49.

3.             Соломин В.П., Горбачев С.В. Формирование знаний о природных опасностях на основе приемов организационно-деятельностной интеграции в курсе ОБЖ // Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности». – М.: Издательство «Новые технологии». – 2012. – № 8 (140). – С. 47-53.

4.             Янушкина Г.М. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 года / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

5.             http://минобрнауки.рф - Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивной доски, информационных технологий, новых знаний, уроках ОБЖ, средств обучения, электронных ресурсов, ЧС природного характера, уровень взаимодействия, использованием интерактивной доски, безопасности жизнедеятельности, извержения вулканов, Интерактивная доска, расположение вулканов, деятельности учащихся, процесса обучения, природных опасностях, этапе урока, Похожая статья, основам безопасности жизнедеятельности, средний уровень взаимодействия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос