Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 17.02.2019

Статья просмотрена: 699 раз

Библиографическое описание:

Юрова, Н. В. Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос» / Н. В. Юрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/3964/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цели:

Уточнить сходство и различие предлогов, закрепить навык употребления предлогов в экспрессивной речи, выработать навык дифференциации предлогов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; развивать умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы; обобщить и уточнить знания детей по лексической теме «Космос».

Оборудование:

Презентация по теме занятия, предметные картинки с изображением ракеты, скафандра, космонавта, кометы, телескопа, метеорита; карточки с предлогами желтого, зеленого и красного цветов, индивидуальные корректурные пробы, индивидуальные бумажные ракеты.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л. — На свои места сядут те ученики того ряда, на котором прозвучит правильный ответ. Назовите лишнее слово и объясните, почему вы так решили.:

— Меркурий, Земля, Венера, глобус

— Метеорит, звезда, дождь, комета

— Космическая станция, лодка, спутник, ракета

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы и цели занятия

(на слайде презентации показывается фото космического пространства).

Логопед читает стих-е.

Синее небо открыло

Жёлто-оранжевый глаз.

Солнце — дневное светило

Ласково смотрит на нас.

Кружится плавно планета

В зыбком мерцанье огней.

В Космосе где-то комета

Следом стремится за ней.

Рвётся с орбиты Меркурий,

Хочет Венеру обнять.

Этим магнитные бури

Может Меркурий поднять.

Дальние звёзды мигают,

Что-то сигналя Земле.

Чёрные дыры зияют

Вечной загадкой во мгле.

Братья по разуму, где вы?

Где дожидаетесь нас?

Может в созвездии Девы,

Может в созвездьи Пегас?

Л.-Ребята, как вы думаете, о чём пойдет речь на занятии? (о космосе)

Л.-А что вы знаете о космосе? (дети делятся своими знаниями о космосе)

Л.- Давайте проверим ваши знания и устроим небольшой блиц-опрос. Кто знает, что такое «блиц»?

(молниеносный, быстрый) То есть на вопросы нужно отвечать быстро и чётко, как настоящие космонавты в сложной ситуации. Итак,

  1. Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
  2. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
  3. Как называется спутник Земли? (Луна)
  4. Сколько планет в Солнечной системе? (8)
  5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете?
  6. Как называется планета-карлик? (Плутон)
  7. Кто был первым космонавтом на Земле? (Юрий Гагарин)
  8. Когда впервые человек полетел в космос? (12 апреля 1961г)
  9. Что означает фраза «выход в открытый космос»?

(Выход космонавта за пределы своего корабля для работы в космическом пространстве).

  1. Назовите состояние космонавта, которое он испытывает во время выхода космического корабля на орбиту.(Невесомость).
  2. Какую знаменитую фразу произнес Ю. А. Гагарин перед полетом? («Поехали!»)

Л. — Молодцы! Вот и мы можем сказать «Поехали!» и продолжим наше занятие дальше.

  1. Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие логического мышления.

Л.-Отгадайте о чём идет речь? (не забывайте, что мы говорим сегодня о космосе)

1) Летательный аппарат, который уносит космонавта в космос

(Ракета) Выставляется картинка ракеты.

До Луны не может птицы

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это делать быстрая (Ракета)

2) Костюм для космонавта, оберегающий его от внешней среды в открытом космосе.

(Скафандр) Выставляется картинка скафандра

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает,

Та одежда припасет

И тепло, и кислород.

3) Человек, проводящий испытания космической техники в космическом полёте. (Космонавт)Выставляется картинка космонавта

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …(Космонавт)

4) Небесное тело, имеющее хвост. (Комета) Выставляется картинка кометы

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект… (комета)

5) Оптический прибор, с помощью которого можно наблюдать космические объекты

(телескоп) Выставляется картинка телескопа

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный…(телескоп)

6) Твердое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли или другой планеты.(Метеорит)Выставляется картинка метеорита

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Игра «Луна и Солнце»

Л. -А теперь проверим, как вы все запомнили? Но сделаем это в игре. Когда мы видим Солнце и Луну? (днем и ночью). Если я скажу: «Луна!», вы закрываете глаза, я убираю одну картинку, потом я говорю: «Солнце!», вы открываете глаза и называете мне ту картинку, которую я убрала. (играем)

(ракета, скафандр, космонавт, комета, телескоп, метеорит)

Л- Что расположено после ракеты?

Что расположено до космонавта?

Что расположено перед метеоритом?

Что находится между космонавтом и телескопом?

Что находится от ракеты до кометы?

— Какие слова помогли определить местоположение предметов?

(после, до, перед, между, от) (Логопед на доске переворачивает желтые карточки с названными предлогами)

Л. -Как эти слова называются? (Предлоги)

  1. Развитие внимания, мелкой моторики. Повторение знаний о предлогах.

Л.-Прежде, чем продолжить, сделаем небольшую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (по одному загибают пальчики)

В космос полетел отряд(соединяют ладони вместе, поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит («Бинокль» к глазам)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, ракеты (одновременно загибают пальцы обеих

рук)

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают кулаки)

Ледяной летит объект (Поднимают сжатый кулак, наклоняют влево-вправо)

Л.- На доске всего пять предлогов. Но их же гораздо больше. У вас на партах лежат листочки с заданиями. (Индивидуальная работа)

  1. Дьтвмьттбыюпослежлдосиыпжытцнкзспередмжвубьпаотюсжпослежмыбв
  1. НАДортмВьючбмтСбфтмвеБЕЗммаауаиПОДицнгиИЗмумпооЗАмдрожц
  1. оорлпОиКлОаЛаОтипашВжДпОиЛспЬрсмсМюИыМлОютгрр

В задании № 1 записаны подряд буквы. Но среди этих букв нужно найти предлоги, которые уже назвали. Обведите их кружочком.

В задании № 2 среди букв опять спрятались предлоги, они уже вам знакомы

Найдите их. Как они записаны? (большими буквами) (Логопед переворачивает на доске красные карточки с записанными предлогами из задания 2) Обведите их кружочком.

В задании № 3 предлоги записаны большими буквами, между большими есть

еще маленькие (Логопед переворачивает на доске зеленые карточки с записанными предлогами из задания 3) Соедините большие буквы каждого предлога дугой.

  1. Упражнения в употреблении предлогов. Составление деформированных предложений по схемам.

Л. — Посмотрите на ответы из заданий и назовите противоположные по значению предлоги. (с-без, над-под, в-из, перед-за, от –до)(один ученик у доски составляет пары) Составим примеры. Соедините названия картинок с любым предлогом.

(С космонавтом — без космонавта, над землей- под землей, в космос- из космоса, перед телескопом — за телескопом, от ракеты-до ракеты)

Л.- Проверьте, верно ли употреблены предлоги в предложениях на слайде.

Скафандр в космонавте, космонавт на скафандре. (Космонавт в скафандре, скафандр на космонавте)

Земля над Солнцем, Солнце под Землей. (Солнце над Землей, Земля под

Солнцем)

Л. -Составьте предложения из слов, если необходимо — добавьте предлоги.

быстрая, ракета, прилунилась, Луна

яркие, звезды, светят, небо,

комета, хвостатая, летит, космос,

Космонавты, безопасные, Марс, полетели, скафандры

Инопланетяне, встретили, земляне, Венера.

(на слайде появляются правильные варианты предложений)

Л. _Какие предлоги вы использовали для правильного построения предложений? (на, в,) Для чего нужны предлоги в речи? (для связи слов в предложении) Как предлоги пишутся со словами? (раздельно)

  1. Физминутка

Мы в ракету смело сели (садимся на корточки).

Шлем на голову надели (Круглые руки над головой).

«Пуск!» — и в космос мы летим (встаем и тянемся вверх),

В невесомости парим (руки в стороны, качаемся на одной ноге).

Путь наметили к планете (вытягиваем руки вперед),

Помахали в след комете (Машем руками)

Потянули за рычаг (тянем за «рычаг»)

Взяли курс к созвездию Рак.

Посмотрели в телескоп (Кулаки к глазу)

Надавили кнопку «Стоп!» (давим воображаему кнопку)

Развернули мы ракету (поворачиваемся)

Как обычную карету.

И продолжили полет (руки в стороны, покачиваемся)

Космос нас с тобой зовет!

  1. Упражнения в подборе предлогов

Л- Ребята, мы же можем немного пофантазировать и представить, что космос доступен каждому, стоит только приобрести космический корабль. Решим, что корабль у каждого есть. Осталось составить маршрут космического путешествия. Обозначать маршрут мы будем на схеме с изображением планет(схема нарисована на ватмане). Вспомним их названия. (Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

Л -Посмотрите на описание маршрута. (на слайде) Все ли понятно? Чтобы маршрут получился точнее и безопаснее, нам понадобится использовать предлоги.

(нужные предлоги на слайде над текстом) Итак, используем их. (Сначала коллективно вставляются предлоги, потом один ученик текст читает повторно, а другой обозначает маршрут на схеме.)

Текст со слайда

Взлетела ракета С планеты Земля, пролетела МИМО Марса, спряталась ЗА Юпитером, пронеслась ОКОЛО Сатурна, промчалась МЕЖДУ Ураном и Нептуном, потом ВДОЛЬ Солнца и приземлилась НА родной планете.

(если останется время, можно построить и описать другой маршрут, стартуя с другой планеты

  1. Итог занятия.

Л. — О каком большом и очень важном пространстве мы говорили на занятии? (о космосе)

— О каких маленьких и очень важных словах мы говорили на занятии? (о предлогах)

— В чем нам помогли предлоги? (в точном определении места космического корабля в космосе)

— Важно ли правильно употреблять предлоги?

  1. Рефлексия

Л. –Ребята, у вас на партах лежат ракеты, на обратной стороне которых есть двусторонний скотч.)

Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое или повторили уже известное — направьте свою ракету на планету Земля.

Если вам было скучно и что-то непонятно — направьте свою ракету на загадочный Сатурн.

Если вам было совсем неинтересно и совсем непонятно — отправьте свою ракету на холодную и далекую планету Нептун. (дети приклеивают свои ракеты на схему)

Литература:

  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение. 1991
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997.
  3. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М. Владос.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий. М. Гном и Д. 2003.
  5. Интернет-ресурс. Стихи.ру. https://www.stihi.ru/2011/11/27/3503
  6. Интернет-ресурс. Методическая копилка. Обучающие загадки. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka_kosmos_zagadki.htm
Основные термины (генерируются автоматически): предлог, космонавт, космос, ракета, Земля, Солнце, Венера, комета, космический корабль, Нептун.

Похожие статьи

Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях)

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Похожие статьи

Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях)

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Задать вопрос