Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос»
Автор: Юрова Наталья Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 17.02.2019
Статья просмотрена: 699 раз
Библиографическое описание:
Юрова, Н. В. Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос» / Н. В. Юрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/3964/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цели:
Уточнить сходство и различие предлогов, закрепить навык употребления предлогов в экспрессивной речи, выработать навык дифференциации предлогов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; развивать умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы; обобщить и уточнить знания детей по лексической теме «Космос».
Оборудование:
Презентация по теме занятия, предметные картинки с изображением ракеты, скафандра, космонавта, кометы, телескопа, метеорита; карточки с предлогами желтого, зеленого и красного цветов, индивидуальные корректурные пробы, индивидуальные бумажные ракеты.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Л. — На свои места сядут те ученики того ряда, на котором прозвучит правильный ответ. Назовите лишнее слово и объясните, почему вы так решили.:
— Меркурий, Земля, Венера, глобус
— Метеорит, звезда, дождь, комета
— Космическая станция, лодка, спутник, ракета
- Основная часть.
- Сообщение темы и цели занятия
(на слайде презентации показывается фото космического пространства).
Логопед читает стих-е.
Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз.
Солнце — дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвётся с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму, где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?
Л.-Ребята, как вы думаете, о чём пойдет речь на занятии? (о космосе)
Л.-А что вы знаете о космосе? (дети делятся своими знаниями о космосе)
Л.- Давайте проверим ваши знания и устроим небольшой блиц-опрос. Кто знает, что такое «блиц»?
(молниеносный, быстрый) То есть на вопросы нужно отвечать быстро и чётко, как настоящие космонавты в сложной ситуации. Итак,
- Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
- Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
- Как называется спутник Земли? (Луна)
- Сколько планет в Солнечной системе? (8)
- Какие планеты Солнечной системы вы знаете?
- Как называется планета-карлик? (Плутон)
- Кто был первым космонавтом на Земле? (Юрий Гагарин)
- Когда впервые человек полетел в космос? (12 апреля 1961г)
- Что означает фраза «выход в открытый космос»?
(Выход космонавта за пределы своего корабля для работы в космическом пространстве).
- Назовите состояние космонавта, которое он испытывает во время выхода космического корабля на орбиту.(Невесомость).
- Какую знаменитую фразу произнес Ю. А. Гагарин перед полетом? («Поехали!»)
Л. — Молодцы! Вот и мы можем сказать «Поехали!» и продолжим наше занятие дальше.
- Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие логического мышления.
Л.-Отгадайте о чём идет речь? (не забывайте, что мы говорим сегодня о космосе)
1) Летательный аппарат, который уносит космонавта в космос
(Ракета) Выставляется картинка ракеты.
До Луны не может птицы
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это делать быстрая (Ракета)
2) Костюм для космонавта, оберегающий его от внешней среды в открытом космосе.
(Скафандр) Выставляется картинка скафандра
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.
3) Человек, проводящий испытания космической техники в космическом полёте. (Космонавт)Выставляется картинка космонавта
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(Космонавт)
4) Небесное тело, имеющее хвост. (Комета) Выставляется картинка кометы
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (комета)
5) Оптический прибор, с помощью которого можно наблюдать космические объекты
(телескоп) Выставляется картинка телескопа
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…(телескоп)
6) Твердое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли или другой планеты.(Метеорит)Выставляется картинка метеорита
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…(Метеорит)
Игра «Луна и Солнце»
Л. -А теперь проверим, как вы все запомнили? Но сделаем это в игре. Когда мы видим Солнце и Луну? (днем и ночью). Если я скажу: «Луна!», вы закрываете глаза, я убираю одну картинку, потом я говорю: «Солнце!», вы открываете глаза и называете мне ту картинку, которую я убрала. (играем)
(ракета, скафандр, космонавт, комета, телескоп, метеорит)
Л- Что расположено после ракеты?
Что расположено до космонавта?
Что расположено перед метеоритом?
Что находится между космонавтом и телескопом?
Что находится от ракеты до кометы?
— Какие слова помогли определить местоположение предметов?
(после, до, перед, между, от) (Логопед на доске переворачивает желтые карточки с названными предлогами)
Л. -Как эти слова называются? (Предлоги)
- Развитие внимания, мелкой моторики. Повторение знаний о предлогах.
Л.-Прежде, чем продолжить, сделаем небольшую пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (по одному загибают пальчики)
В космос полетел отряд(соединяют ладони вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит («Бинокль» к глазам)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, ракеты (одновременно загибают пальцы обеих
рук)
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают кулаки)
Ледяной летит объект (Поднимают сжатый кулак, наклоняют влево-вправо)
Л.- На доске всего пять предлогов. Но их же гораздо больше. У вас на партах лежат листочки с заданиями. (Индивидуальная работа)
|
В задании № 1 записаны подряд буквы. Но среди этих букв нужно найти предлоги, которые уже назвали. Обведите их кружочком.
В задании № 2 среди букв опять спрятались предлоги, они уже вам знакомы
Найдите их. Как они записаны? (большими буквами) (Логопед переворачивает на доске красные карточки с записанными предлогами из задания 2) Обведите их кружочком.
В задании № 3 предлоги записаны большими буквами, между большими есть
еще маленькие (Логопед переворачивает на доске зеленые карточки с записанными предлогами из задания 3) Соедините большие буквы каждого предлога дугой.
- Упражнения в употреблении предлогов. Составление деформированных предложений по схемам.
Л. — Посмотрите на ответы из заданий и назовите противоположные по значению предлоги. (с-без, над-под, в-из, перед-за, от –до)(один ученик у доски составляет пары) Составим примеры. Соедините названия картинок с любым предлогом.
(С космонавтом — без космонавта, над землей- под землей, в космос- из космоса, перед телескопом — за телескопом, от ракеты-до ракеты)
Л.- Проверьте, верно ли употреблены предлоги в предложениях на слайде.
Скафандр в космонавте, космонавт на скафандре. (Космонавт в скафандре, скафандр на космонавте)
Земля над Солнцем, Солнце под Землей. (Солнце над Землей, Земля под
Солнцем)
Л. -Составьте предложения из слов, если необходимо — добавьте предлоги.
быстрая, ракета, прилунилась, Луна
яркие, звезды, светят, небо,
комета, хвостатая, летит, космос,
Космонавты, безопасные, Марс, полетели, скафандры
Инопланетяне, встретили, земляне, Венера.
(на слайде появляются правильные варианты предложений)
Л. _Какие предлоги вы использовали для правильного построения предложений? (на, в,) Для чего нужны предлоги в речи? (для связи слов в предложении) Как предлоги пишутся со словами? (раздельно)
- Физминутка
Мы в ракету смело сели (садимся на корточки).
Шлем на голову надели (Круглые руки над головой).
«Пуск!» — и в космос мы летим (встаем и тянемся вверх),
В невесомости парим (руки в стороны, качаемся на одной ноге).
Путь наметили к планете (вытягиваем руки вперед),
Помахали в след комете (Машем руками)
Потянули за рычаг (тянем за «рычаг»)
Взяли курс к созвездию Рак.
Посмотрели в телескоп (Кулаки к глазу)
Надавили кнопку «Стоп!» (давим воображаему кнопку)
Развернули мы ракету (поворачиваемся)
Как обычную карету.
И продолжили полет (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с тобой зовет!
- Упражнения в подборе предлогов
Л- Ребята, мы же можем немного пофантазировать и представить, что космос доступен каждому, стоит только приобрести космический корабль. Решим, что корабль у каждого есть. Осталось составить маршрут космического путешествия. Обозначать маршрут мы будем на схеме с изображением планет(схема нарисована на ватмане). Вспомним их названия. (Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).
Л -Посмотрите на описание маршрута. (на слайде) Все ли понятно? Чтобы маршрут получился точнее и безопаснее, нам понадобится использовать предлоги.
(нужные предлоги на слайде над текстом) Итак, используем их. (Сначала коллективно вставляются предлоги, потом один ученик текст читает повторно, а другой обозначает маршрут на схеме.)
Текст со слайда
Взлетела ракета С планеты Земля, пролетела МИМО Марса, спряталась ЗА Юпитером, пронеслась ОКОЛО Сатурна, промчалась МЕЖДУ Ураном и Нептуном, потом ВДОЛЬ Солнца и приземлилась НА родной планете.
(если останется время, можно построить и описать другой маршрут, стартуя с другой планеты
- Итог занятия.
Л. — О каком большом и очень важном пространстве мы говорили на занятии? (о космосе)
— О каких маленьких и очень важных словах мы говорили на занятии? (о предлогах)
— В чем нам помогли предлоги? (в точном определении места космического корабля в космосе)
— Важно ли правильно употреблять предлоги?
- Рефлексия
Л. –Ребята, у вас на партах лежат ракеты, на обратной стороне которых есть двусторонний скотч.)
Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое или повторили уже известное — направьте свою ракету на планету Земля.
Если вам было скучно и что-то непонятно — направьте свою ракету на загадочный Сатурн.
Если вам было совсем неинтересно и совсем непонятно — отправьте свою ракету на холодную и далекую планету Нептун. (дети приклеивают свои ракеты на схему)
Литература:
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение. 1991
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997.
- Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М. Владос.
- Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий. М. Гном и Д. 2003.
- Интернет-ресурс. Стихи.ру. https://www.stihi.ru/2011/11/27/3503
- Интернет-ресурс. Методическая копилка. Обучающие загадки. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka_kosmos_zagadki.htm