Нужно ли студентам колледжа участвовать в заочных олимпиадах и конкурсах | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 сентября, печатный экземпляр отправим 11 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Начальное профессионально-техническое образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 03.02.2019

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Панова В. Н. Нужно ли студентам колледжа участвовать в заочных олимпиадах и конкурсах // Образование и воспитание. — 2019. — №1. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/114/3925/ (дата обращения: 26.08.2019).



Профессиональный колледж чаще всего связывают с получением профессии. И это правильно. Пока без рабочих профессий — не обойтись. Стране необходимы высококвалифицированные рабочие кадры. Государство сегодня уделяет огромное внимание их подготовке. Но современный рабочий должен быть и интеллектуально подготовлен к работе в условиях бурных темпов научно-технического прогресса.

Эту задачу вполне успешно сегодня решают различные конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, фестивали. Их главными целями являются повышение уровня знаний студентов, повышение общей культуры будущих специалистов, создание атмосферы творческого поиска в студенческой среде. Особенно важными являются Профессиональные конкурсы и олимпиады. Они повышают уровень профессиональной подготовки, развивают и популяризируют ту или иную профессию. Конкурсы, связанные с профессией, начинаются в колледже уже на первом курсе. В нашем колледже это: «Лучшая швея группы», «Лучший парикмахер группы», «Лучшая швея колледжа», «Лучший парикмахер колледжа». Это наиболее массовые конкурсы. В них участвуют практически все студенты групп, обучающиеся по данным профессиям. Затем муниципальные конкурсы. Туда попадают 2 человека. То есть по одному от каждой профессии.

А как же предметные олимпиады? Эти «умственные состязания», в которых участники демонстрируют свои навыки и знания по общеобразовательным дисциплинам? Я считаю, что они являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведь из колледжа должен выйти всесторонне развитый специалист. Поэтому олимпиады по общеобразовательным предметам, в том числе и по предмету история, который я преподаю уже 37 лет, помогают мне выявлять наиболее способных студентов, повышают у обучающихся интерес к выбранному предмету, повышает мотивацию к образовательному процессу, учат работать с дополнительной литературой, приучают к самостоятельности, формируют активную жизненную позицию. Участие в «интеллектуальных боях», позволяет студентам не только проверить свои знания, но и сравнить их со знаниями своих сверстников. Работая с дополнительными источниками, студенты расширяют свой кругозор, совершенствуют свои творческие способности. Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Важно не только выучить материал, знать его, но и правильно использовать его. Решение олимпиадных заданий помогает тренировать ум, решать нестандартные проблемные ситуации, выходящие за рамки предметного курса в колледже.

Необходимы предметные олимпиады и для личностного и профессионального роста преподавателей. Ведь именно преподаватель обеспечивает активное участие студентов, участвует в подготовке и проведении олимпиад. Совместная деятельность обогащает и учащихся, и преподавателя, объединяет их, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений.

«Олимпиадное движение оказывает положительное воздействие на становление личности ребенка, воспитывая при этом ответственность за начатое дело, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость. Многопрофильные предметные и междисциплинарные олимпиады дают учащемуся свободу выбора, они способны поддержать и развить интерес к школьному предмету…» [1]. Это относится и к очным олимпиадам по истории. Но, к сожалению, на региональную олимпиаду по истории мы можем отправить только 1 студента 1 раз в год. Больше представить невозможно. Это запрещено Положением по проведению олимпиад.

Но мне всегда хочется большего. Моя задача — развить у учащихся желание изучать историю. Стараюсь привлекать ребят, которые не только увлекаются историей, но и просто неординарно мыслят, грамотно строят свои мысли на исторические темы. Отсюда моё обращение к различным дистанционных конкурсам и олимпиадам, которые в настоящее время проводятся самыми различными организациями на Международном, Всероссийском уровнях. В основном, они являются платными. Правда стоимость их невысока.

Хороши или плохи платные олимпиады? Соглашусь, что они несколько слабее в части сложности заданий и в части организации проведения, нежели очные. Но можно найти и довольно интересные, с творческими заданиями. Ради развития интереса к истории и привлечения к участию в олимпиадах достаточного большого количества учащихся, в последнее время, а именно, с 2015 года, я и мои студенты принимаем участие в дистанционных олимпиадах по истории.

«Преимуществом дистанционных форм проведения подобных мероприятий является: широкий территориальный охват участников (участие вне зависимости от места проживания); отсутствие каких-либо ограничений в количестве участников; выполнение заданий в удобное для ребёнка время (в спокойной обстановке); возможность участия без отрыва от учебного процесса» [2].

Сайтов, которые предлагают проведение дистанционных олимпиад, довольно много. В каких же олимпиадах участвовать? В 2015 году мы пробовали свои силы в различных заочных олимпиадах. Это позволило нам сравнивать задания, сравнивать удобство сайтов, удобства в отправке ответов, стоимость участия. Сайты иногда меняем. Особенно девушкам нравятся задания, связанные с написанием эссе, написанием мини-сочинений. На один из сайтов отправляли как-то коллективную работу — презентацию «Улицы Калуги, названные в честь героев Великой Отечественной».

В таблице видно, что и количество студентов, участвующих в олимпиадах, и сайты, на которые мы отправляем работы, меняются. Но общее количество участников ежегодно увеличивается.

Таблица 1

Участие студентов колледжа во Всероссийских дистанционных олимпиадах в 2015–2018 учебных годах

Сайт/год

2015

2016

2017

2018

проект intolimp.org

11

6

10

-

«Инфоурок.ру»

12

-

18

27

«ФГОСТЕСТ»

3

8

-

27

«Мир олимпиад»

1

5

4

5

«Профобразование»

1

-

-

8

«Видеоуроки»

5

-

25

-

«Котофей»

-

7

-

-

«Новое образование»

1

3

-

2

«Эрудит»

-

4

1

5

Всего

33

33

58

74

Стоит ли привлекать такое количество студентов? Ведь мои студенты далеко не отличники!

Основная масса детей учится средненько и не блещет успехами. Но из опыта работы, теперь точно знаю, что надо! Получив первые дипломы по олимпиадам по истории, студенты становятся как-то увереннее, серьёзнее относятся к истории как к дисциплине, чаще общаются со мной, как с преподавателем, лучше занимаются. Самооценка у студентов повышается. А на экзамене по истории такие студенты показывают лучшие результаты. «За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь» (Клей Патрик Бедфорд). Именно это я и стараюсь делать.

«При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде происходит формирование устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, ученик чувствует себя субъектом учебно-познавательного процесса, понимая, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса — его личные цели, что именно он играет не подчинённую, а главенствующую роль». [3] Полностью соглашусь с утверждением коллеги.

С чего начинаю вовлечение студентов к участию в олимпиадах? Делаю это сразу в сентябре на 1 курсе после входного контроля на первых уроках по истории. Они должны быть очень интересными и, обязательно, с применением ИКТ. Заинтересовала, «показала себя» — можно ненавязчиво привлекать к выполнению несложных заданий — сделать презентацию, проект по теме, кроссворд, подобрать материал по краеведению. И, наконец, послать свои работы на предметный конкурс, поучаствовать в дистанционной олимпиаде. Конечно, не все получают дипломы победителя, участвуя в олимпиаде. Примерно половина студентов довольствуется сертификатами или дипломами лауреата. Но это не расстраивает их. В любом случае — это интересно и познавательно.

Ведь этому было посвящено наше личное время, мы жили этой олимпиадой, мы старались и проверяли свои знания. И мы будем участвовать в таких конкурсах вновь и вновь! Таково мнение моих девчонок.

Привлекательны дистанционные олимпиады и конкурсы ещё и потому, что они помогают студентам в овладении компьютерными и информационными технологиями, развивают навыки сетевого общения, работы в сети Интернет, с поисковыми системами и электронной почтой.

Используя различные формы в работе со студентами, участвуя в олимпиадном движении, конкурсах, пусть даже и в дистанционных, мы прививаем и воспитываем определённые качества у наших студентов. Мы растим патриота, гражданина, личность. А это так важно в нашей сегодняшней действительности!

Литература:

  1. Кобзева, Н. И. Возрастной и социально-психологический портрет современного старшеклассника /Н. И. Кобзева, М. А. Кобзева// «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры»: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2016. — С. 2815–2820.
  2. Кобзева Н. И., Кобзева М. А. Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2016. — No23. — С. 486–489. — URL https://moluch.ru/archive/127/35223/
  3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/effektivnost_uchastiya_obuchayushihsya_v_zaochnih_olimpi_102216.html
Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, студент, история, конкурс, образовательный процесс, олимпиадное движение, проведение олимпиад, знание, задание, профессия.

Похожие статьи

Организация и проведение олимпиады в средней...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация информации, дополнительная литература, группа обработки, Россия.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Предметная олимпиада для студентов технических специальностей основывается на выполнении задания, демонстрирующего теоретические знания и

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный.

Студенческие олимпиады — современный вариант высшего...

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей

Возрождение олимпиадного движения началось в Ленинграде. В 1934г. в Ленинградском

В таблице 1 представлены года проведения первых олимпиад на Всероссийском и Всесоюзном...

Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных...

Олимпиада — ярчайшая составляющая отечественной системы образования, значение которой в формировании национальной интеллектуальной

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного...

Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на...

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация

Оргкомитет олимпиады готовит конкурсные задания, определяет правила проведения конкурсов, правила оценки конкурсных заданий и...

Роль междисциплинарной экономической олимпиады...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация

Роль предметной олимпиады в формировании... Проведение профессиональных олимпиад способствует: – Выявлению наиболее одаренных и...

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного...

Использование олимпиады по физике для формирования...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс

Таким образом, разбив студентов на группы, они приступают к выполнению лабораторного эксперимента согласно предписанием данной лабораторной работы.

Похожие статьи

Организация и проведение олимпиады в средней...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация информации, дополнительная литература, группа обработки, Россия.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Предметная олимпиада для студентов технических специальностей основывается на выполнении задания, демонстрирующего теоретические знания и

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный.

Студенческие олимпиады — современный вариант высшего...

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей

Возрождение олимпиадного движения началось в Ленинграде. В 1934г. в Ленинградском

В таблице 1 представлены года проведения первых олимпиад на Всероссийском и Всесоюзном...

Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных...

Олимпиада — ярчайшая составляющая отечественной системы образования, значение которой в формировании национальной интеллектуальной

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного...

Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на...

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация

Оргкомитет олимпиады готовит конкурсные задания, определяет правила проведения конкурсов, правила оценки конкурсных заданий и...

Роль междисциплинарной экономической олимпиады...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация

Роль предметной олимпиады в формировании... Проведение профессиональных олимпиад способствует: – Выявлению наиболее одаренных и...

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного...

Использование олимпиады по физике для формирования...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс

Таким образом, разбив студентов на группы, они приступают к выполнению лабораторного эксперимента согласно предписанием данной лабораторной работы.

Задать вопрос