Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 2025 раз

Библиографическое описание:

Кобзева, Н. И. Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса / Н. И. Кобзева, М. А. Кобзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 486-489. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35223/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современное развитие России актуализирует проблемы модернизации образования как многомерного порождающего ресурса стратегического порядка гражданской, нравственной, познавательной направленности информационного общества и существование современного человека как личности, выступающей в качестве движущей силы собственного развития, и осознающей свою ответственность и достоинство перед другими людьми, перед собой, миром в целом [2].

Приоритетным направлением развития современного образования является необходимость развития научно-исследовательской, творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Большинство общеобразовательных учебных учреждений ориентируется на утратившую свою актуальность модель образования, а именно когда все внимание направлено на выполнение учебной программы при внедрении новых форм, методов и технологий обучения. Но в подобной ситуации ученик — это лишь объект процесса обучения и при выходе из образовательной среды в реальную жизнь способен выполнять только ограниченную роль — роль исполнителя.

Однако в эпоху постнеклассической рациональности современное общество ждет от человека адекватных решительных действий в сложном и требовательном общеобразовательном пространстве, которое приемлет самообразование в течение всей жизни. Уровень образованности коррелирует с уровнем профессиональной и социальной мобильности.

Учитель в процессе своей профессиональной жизнедеятельности решает одну из важнейших задач — организация учебной деятельности (повышение удельного веса внутренней мотивации учения), решение которой должно проходить в русле сформированности у учащихся эмотивно-ценностных потребностей в реализации творческого потенциала с целью овладения новым знанием. Становление познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Детская одаренность — важнейший научно-исследовательский, интеллектуальный и творческий ресурс общества. Термины «одарённые дети» и «детская одарённость» отражают неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. Каждый ребенок с детства «одарен», все дело в дальнейшем раскрытии внутреннего интеллектуально-творческого потенциала, но при этом существует категория ребят обладающих более высокими интеллектуальными, художественными, творческими, физическими, коммуникативными способностями, требующих особого подхода к организации образования ребенка (обучения, развития, воспитания). Такие дети без посторонних усилий сами включаются в работу, причем творческую и повышенной сложности. Именно на них, в первую очередь, возлагается надежда на решение наиболее актуальных проблем современности, так как интеллектуальные возможности одаренных детей являются залогом успешного прогресса в любой сфере жизнедеятельности.

С точки зрения психологов процент одарённых детей с возрастом резко понижается, поэтому работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе, а лучше с дошкольных учреждений. С рождения все маленькие дети обладают задатками и способностями, но к сожалению, не все они получают должного развития. Наблюдается угасание невостребованных возможностей. Поэтому, необходимо своевременно разглядеть талант ребёнка, а для этого особенно значимо совместное сотрудничество учителей, родителей и психолога.

Большая ответственность ложиться на плечи учителей начальных классов, так как именно они должны создавать активно-развивающую, творческую образовательную среду, содействующую раскрытию заложенных природой определенных возможностей каждого ребёнка. Эстафетную палочку с большим грузом ответственности принимают учителя среднего и старшего звена, которые должны сохранить и преумножить интеллектуально-творческий потенциал учащихся.

Следовательно, увидеть, поддержать и раскрыть уникальность ребенка, не растерять и не замедлить рост его природных способностей — это наиболее значимая задача в работы с одарёнными детьми. Решение данной задачи необходимо не только для самого ребенка, для его дальнейшего самоопределения, но и для развития современного информационного общества, так как двигателем прогресса является физически здоровая, грамотная, социально и духовно-нравственная личность, приспособленная к нахождению выхода из сложных, проблемных ситуаций, наделенная способностями к научному поиску и самостоятельному принятию логически-верных действий.

Таким образом, выявление, развитие, социализация и поддержка одарённой молодежи выступают в качестве одной из главных проблем современного образования.

Одним из направлений по организации оптимальных условий выявления и развития одарённых детей является их активного участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах.

Общепризнанной формой работы с одаренными детьми является олимпиада. Олимпиадное движение оказывает положительное воздействие на становление личности ребенка, воспитывая при этом ответственность за начатое дело, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость. Многопрофильные предметные и междисциплинарные олимпиады дают учащемуся свободу выбора, они способны поддержать и развить не только интерес к школьному предмету, но эмотивно-ценностно ориентировать ребенка на самостоятельную деятельностную активность в процессе подготовке ответов к вопросам по темам школьной программы, в работе с дополнительным научным материалом повышенной сложности [2]. При этом каждый ребенок должен не просто знать учебный предмет, но уметь оценивать и корректировать свои знания. Участники олимпиады, применяя накопленный багаж знаний, логическое мышление, эрудицию и интуицию в незнакомых, нестандартных ситуациях способствуют расширению своего научно-исследовательского кругозора.

В процессе подготовке школьников к олимпиадам, несмотря на то, что школьники разбиваются на группы по предметам и классам, учителя должны осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Обязательным является проведение входного (диагностического) контроля знаний учащихся, определение наиболее «сильных» и наиболее «слабых» сторон школьников. Дальнейший подбор заданий происходит с учетом уровня подготовленности учащихся и ориентации на задания олимпиадного уровня.

Необходимым этапом в подготовке школьников к Всероссийской или межрегиональной олимпиаде является обязательное участие ребят в школьных конкурсах и олимпиадах. Это дает возможность учащимся проверить как степень своей подготовки по предмету, так и психологическую готовность к участию в мероприятиях более высокого уровня.

Всемирная информационная паутина сети Интернет предлагает современному образовательному сообществу привлекать в своей работе дистанционные предметные олимпиады, конкурсы и викторины в целях актуализации интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дистанционная олимпиада — это эффективный способ выявления, поддержки и дальнейшего развития природного потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности носит и психологический характер, так как способствует нерешительным, робким, застенчивым ребятам проявить свои возможности, громко заявить [3]. Преимуществом дистанционных форм проведения подобных мероприятий является: широкий территориальный охват участников (участие вне зависимости от места проживания); отсутствие каких-либо ограничений в количестве участников; выполнение заданий в удобное для ребёнка время (в спокойной обстановке); возможность участия без отрыва от учебного процесса.

Особую роль играет помощь учителя при дистанционной подготовке учащихся не только из районов области, но и районных центров, так как среди дистанционных мероприятий выделяются и те, которые ориентируются на выполнение заданий творческого и научно-исследовательского характера в течение более длительного времени (несколько дней). Такой вид работы направлен на переход от субъект — объектной деятельности к субъект — субъектной, что стимулирует взаимодействие учителя, учащегося и родителей, а также становление позитивного отношения школьников к учебному процессу.

Ежегодно в России проводится огромное количество школьных олимпиад для детей с 1 по 11 класс. Их популярность из года в год только возрастает. Без всякого сомнения, во многом это связано с возрастающим стремлением школьников к самоутверждению и саморазвитию. Основная же причина популярности кроется в том, что призеры олимпиад получают вполне реальные льготы при поступлении в ведущие вузы на бюджетной основе.

Самый правильный путь в лучшие вузы лежит через олимпиады. Школьнику, способному показать на ЕГЭ результат 75+, нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по языкознанию, математике, физике, химии, биологии и активно участвовать в них.

Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрировать свое внимание именно на олимпиадах:

‒ подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач; такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе;

‒ готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую информацию и учебный материал к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне;

‒ диплом победителя и призера олимпиады обеспечит льготы при поступлении (как минимум 100 баллов по профильному предмету);

‒ существует большое количество олимпиад; не получилось на первой олимпиаде — возможно, получится на второй или третьей. В то время как ЕГЭ сдаётся один-единственный раз, и нелепые ошибки на ЕГЭ, от которых не застрахован никто, могут нарушить планы.

Но здесь важно понимать, что победа далеко не во всех олимпиадах автоматически «открывает» двери в высшее учебное заведение. Если ученик решил принять участие в предметной олимпиаде в школе только для того, чтобы продемонстрировать свой уровень знаний и неординарность мышления, то для этих целей подойдет любое соревнование, отвечающее требованиям школьника. Если же основная задача — через победу в конкурсе обеспечить себе возможность поступления в один из престижных вузов России, то выбирать необходимо несколько олимпиад, стандарты которых утверждены Минобрнауки России, в частности Всероссийская олимпиада школьников.

Необходимо отметить, что в победе на олимпиадах заинтересованы не только ученики, но и руководство школ. Дело в том, что рейтинг общеобразовательных учреждений по участию в олимпиадах — это один из значимых пунктов мониторинга эффективности российских школ, который в последние годы проводится Министерство образования РФ. Именно поэтому для участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады учителя-предметники выбирают наиболее перспективных учеников, которые имеют большие шансы не просто на участие в других этапах, но и на победу в заключительном туре.

Таким образом, разносторонние направления внеурочной работы, представляют собой сложный, но единый и слаженный механизм деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на обучение и воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности. При этом олимпиадное движение оказывает существенную поддержку в становлении ценностного и целостного мировоззрения школьника.

Литература:

  1. Кобзева, Н. И. Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественнонаучного Образа мира студентов университета // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 418–420.
  2. Кобзева, Н. И. Возрастной и социально-психологический портрет современного старшеклассника /Н. И. Кобзева, М. А. Кобзева// «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры»: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2016. — С. 2815–2820.
  3. Мисюрина, Г.А Проектирование социального развития подростков в процессе образовательной деятельности: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 /Г. А. Мисюрина. — Барнаул, 2009. — 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, ребенок, выполнение заданий, высокий уровень, олимпиадное движение, повышенная сложность, подготовка школьников, Россия, современное образование, учебный процесс.


Похожие статьи

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения, подготовка школьников, школьный уровень, олимпиадное движение, Российская Федерация, Всесоюзный уровень...

Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике

Основные направления работы учителя на уроках по подготовке к олимпиадам: ‒ Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

Дополнительное математическое образование школьников понимается как образовательный процесс, имеющий свои...

Организация и проведение олимпиады в средней...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация информации, дополнительная литература, группа обработки, Россия.

Роль предметной олимпиады в формировании...

В системе среднего профессионального образования наиболее актуально проведение олимпиад. Направление олимпиады должно соответствовать профессиональному направлению учебного заведения. Содержание и уровень сложности заданий должны...

Студенческие олимпиадысовременный вариант высшего...

Процесс подготовки и проведения олимпиады требует серьезных усилий как со стороны

Олимпиадное движение тесно дружит с преподаванием в вузах.

Студенческие олимпиады — не это ли современный вариант высшего профессионального образования?

Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных...

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного движения в профессиональной подготовке будущих педагогов: − оценка теоретических знаний по педагогике при помощи тестовых заданий

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

Первые математические олимпиады школьников Советского Союза были проведены в 1934-35 годах.

В [3] определены требования к повышенному уровню подготовки выпускников школы по

Таблица 2. Умения, проверяемые заданиями олимпиадной работы по геометрии.

Олимпиадные задачи как средство развития математических...

Ключевые слова: математические способности, олимпиадные задания, развитие

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей.

Совершенно ясно, что эти параметры следует идентифицировать по уровню их сложности, продвинутости и т. д.

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, история олимпиад, содержание задания, творческая деятельность, ребенок, предметное обучение, предметная олимпиада, подход, особый

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса.

Похожие статьи

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения, подготовка школьников, школьный уровень, олимпиадное движение, Российская Федерация, Всесоюзный уровень...

Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике

Основные направления работы учителя на уроках по подготовке к олимпиадам: ‒ Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

Дополнительное математическое образование школьников понимается как образовательный процесс, имеющий свои...

Организация и проведение олимпиады в средней...

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный процесс, интерпретация информации, дополнительная литература, группа обработки, Россия.

Роль предметной олимпиады в формировании...

В системе среднего профессионального образования наиболее актуально проведение олимпиад. Направление олимпиады должно соответствовать профессиональному направлению учебного заведения. Содержание и уровень сложности заданий должны...

Студенческие олимпиадысовременный вариант высшего...

Процесс подготовки и проведения олимпиады требует серьезных усилий как со стороны

Олимпиадное движение тесно дружит с преподаванием в вузах.

Студенческие олимпиады — не это ли современный вариант высшего профессионального образования?

Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных...

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного движения в профессиональной подготовке будущих педагогов: − оценка теоретических знаний по педагогике при помощи тестовых заданий

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

Первые математические олимпиады школьников Советского Союза были проведены в 1934-35 годах.

В [3] определены требования к повышенному уровню подготовки выпускников школы по

Таблица 2. Умения, проверяемые заданиями олимпиадной работы по геометрии.

Олимпиадные задачи как средство развития математических...

Ключевые слова: математические способности, олимпиадные задания, развитие

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей.

Совершенно ясно, что эти параметры следует идентифицировать по уровню их сложности, продвинутости и т. д.

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, история олимпиад, содержание задания, творческая деятельность, ребенок, предметное обучение, предметная олимпиада, подход, особый

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса.

Задать вопрос