Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Вартанян А. В. Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО // Образование и воспитание. — 2019. — №1. — С. 60-64. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/114/3887/ (дата обращения: 21.08.2019).



Представленная статья посвящена вопросу обучения одному из ключевых умений выпускника учреждения среднего профессионального образования, который актуален в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, новых профессиональных стандартов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (СПО), внедрением международных стандартов Ворлдскиллс (WorldSkills), а также в связи с переходом на обучение с учетом так называемого ТОП-50. В статье обозначены основные методы, приемы и технологии, возможные к применению при обучении планированию; дана оценка автора относительно имеющихся методик обучения планированию, а также используемых в рамках современной образовательной системы методов обучения.

Ключевые слова: планирование, компетенция, обучение планированию, ТОП-50

Современная система среднего профессионального образования (СПО) характеризуется стандартизацией и жестким следование Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (ФГОС) — совокупности обязательных требований, обеспечивающих качественную подготовку, в том числе и специалистов среднего звена сферы общественного питания. Одной из общих компетенций является компетенция планирования, присутствующая как ключевой параметр в общей компетенции ОК 03, а также как структурный элемент общих и профессиональных компетенций, развитие которых связано с осуществлением профессиональной деятельности. Проанализировав планируемые результаты освоения образовательных программ профессий и специальностей СПО сферы общественного питания (в частности, для профессий 43.01.09. — Повар, кондитер,19.01.17 Повар, кондитер, 19.01.04 Пекарь, 19.02.10 Технолог продукции общественного питания, 19.02.03 Технолог хлеба, кондитерских и макаронных изделий), можно отметить тенденцию увеличения доли присутствия умений, связанных с компетенцией планирования, при сравнении требований, предъявляемых к специалисту среднего звена и к квалифицированному рабочему, соразмерно уровню квалификации выпускника.

Вслед за Н. М. Борытко и другими, под технологией мы понимаем «определенную систему действий учителя и ученика, которые выполняются по определенному предложенному алгоритму, вследствие чего достигается алгоритмизация, технологизация и оптимальная организация образовательного процесса» [3]. Успешность использования педагогической технологии требует системного видения, конкретности цели (в нашем случае, формирование и развитие компетенции планирования), наличие спектра условий, ограничивающих сферу применения или результативность, спроектированные результаты. При обучении планированию важен смысло-поисковый характер обучения, когда с помощью преподавателя обучающийся определяет актуальную проблему (в нашем случае, связанную с компетенцией планирования), осознает недостаточность имеющегося опыта для решения проблемы, планирует образовательный маршрут, выбирает способы достижения цели, а также определяет степень успешности в виде соответствия (отклонения) с эталоном, осуществляет коррекцию и оценивание.

В целом, все методики, возможные к применению в обучении планированию, можно разделить на две условные группы: это методики и приемы, задающие начальные условия для проявления компетенции планирования (методики, которые ближе к компетентностному уровню, нежели репродуктивному) и методики, имеющие в задании готовый шаблон плана действий (однако, такой шаблон не обязательно предполагает точное следование исключительно предлагаемой модели и может быть трансформирован для приближения задания к компетентностному уровню как к наиболее предпочтительному в плане диагностики сформированности обсуждаемого умения планирования). Очевидно, что на начальных этапах предпочтительнее использовать методики второго типа, постепенно уменьшая их долю в пользу методик с преобладанием заданий компетентностной направленности.

В качестве приема, способного соответствовать задаче вовлечения обучающегося в конструирование содержания образования, по мнению А. В. Зеленцовой, возможно использовать прием «соавторство» [5], который не только способствует повышению уровня мотивации, но и проявлению уровня развития познавательных интересов. Применение указанного метода возможно на разных этапах урока: в мотивационном аспекте, при постановке целей, планировании, выборе форм и методов обучения, рефлексии деятельности и результатов. В рамках метода «соавторства» возможны и разнообразные приемы, в частности, выбор тем социальных проектов, что широко можно применять в общеобразовательных дисциплинах; вовлечение обучающихся в диалог, в том числе на иностранном языке, различные виды деятельности, предоставление обучающимся возможности выбора социальной роли в ситуации игрового моделирования; применение трехуровневых задач, предполагающих плавный старт с репродуктивного уровня, где действия выполняются по алгоритму, образцу, предложенным преподавателем через уровень заданий, требующих рефлексии предлагаемой ситуации, до уровня свободного владения обучающимся находимым самостоятельно способа действий (т.н. компетентностный уровень). Рассматриваемый прием имеет ряд преимуществ. В частности, предлагает возможность выбора уровня сложности решения учебной задачи (от репродуктивного до компетентностного), позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающегося, а также позволяет учитывать уровень компетентностного опыта. Обязательным условием продуктивного использования приема является наличие эталона, который разрабатывается и предоставляется преподавателем, и служит основанием для осуществления обучающимся регулятивных действий контроля, коррекции и оценки своих результатов.

В зарубежной педагогике наиболее распространена теория обучения через практическую деятельность Дэвида Колба, графически представленная в виде так называемого «круга обучения»:

Данная теория максимально близка положениям теории Вербицкого А. А., а также созвучна принципу «обучения в течение всей жизни» [7].

Американская педагогика предлагает метод структурирования текста (Determing Text Frames). Использование метода позволит четко определить стандартную модель, возможную для планирования практически любой деятельности. Поэтапно от определения причины и следствий, через определение концепции, цели, действий, результатов, определение проблем, нахождение решений, построение предположений, доказательств, к финальному этапу сравнения (контраста).

На уроках истории целесообразно использовать методику «Круги запоминания исторических фактов» (History Memory Babbles by Buehl, 1998).

Методика является разновидностью графического органайзера, позволяя не только систематизировать имеющиеся знания, но и интегрировать их в структуру имеющихся у обучающегося знаний, а также планировать образовательную программу саморазвития для восполнения пробелов.

На уроках русского и иностранного языка, при изучении новых лексических единиц, а также случаев их употребления в различных ситуациях, возможно использование методики «Семейное древо слова» (Word Family Tree by Buehl, 1999). В рамках этой методики обучающемуся предлагается алгоритм работы над лексикой. Помимо того, что студент видит образец плана работы над понятием, он вынужден дополнительно планировать очередность выполнения этапов одного уровня, проявляю не только репродуктивные навыки, но и компетентностные. Общая схема может быть представлена следующим образом:

ИНСЕРТ (INSERT — Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) — система эффективного чтения и размышления через записи. Система включает в себя ряд последовательных этапов. Обучающимся предлагается система условных обозначений, используемых для рефлексивной оценки прочитанного с целью структурирования и планирования дальнейшей работы над информацией. Полученную таким образом начальную информацию, обучающиеся записывают в таблицу, которая впоследствии служит аналогом матрицы для дальнейших исследований, коллективного обсуждения, разрешения различных противоречий. Данная методика развивает умения, необходимые в процессе планирования (в частности, мотивацию, осмысление, выполнение и рефлексию).

Как вспомогательную методику, помогающую развивать качественную сторону компетенции планирования, стоит упомянуть методический прием «Высокопоставленный дилетант». В центре — высокопоставленный дилетант — некий собирательный образ влиятельного чиновника, не сведущего в вопросах, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Он умен, сообразителен, хитер, красноречив. Цель обучающихся — убедить его принять сторону оппонента путем переговоров, убеждений, приведения доказательств. Ценность этого приема состоит в развитии критического и творческого потенциала обучающихся, что, несомненно, полезно при формировании и развитии компетенции планирования на качественном уровне.

При обучении планированию также целесообразно использовать широко известный метод проектов (проектная технология, проективная методика), а также набирающий популярность метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод). Последний также укладывается в контекстный метод, разработанный А. А. Вербицким. В связи с тем, что на данный момент достаточно много литературы, описывающей указанные методики, остановимся лишь на некоторых особенностях этих методик. В случае с методом проектов стоит упомянуть о том, что в ходе работы над проектом, обучающиеся развивают умения и навыки в области исследовательского поиска, что напрямую соотносится с компетенцией планирования, поскольку без четкого выявления проблемы, сбора необходимой информации, наблюдения, проведения эксперимента и последующего эксперимента, что, по сути, соотносится с типичными этапами любого планирования, невозможно получить ценный результат. Несомненным плюсом является и развитие у студентов способности мыслить системно, что также важно для успешного планирования. Как и навык планирования, так и умение использовать метод проектов, помогают формировать социальную компетентность обучающегося, что, в конечном счете, необходимо конкурентоспособному выпускнику СПО. Указанные характеристики применимы и к кейс-технологии, которая широко распространена в современной зарубежной педагогике. На наш взгляд, эта методика — одна из наиболее подходящих и отвечающих запросам СПО, поскольку максимально приближает обучающегося к реальной, производственной ситуации, сочетая в себе теоретические знания, практический опыт, полученный во время учебной и производственной практики, в быту, рефлексию, отводя значительную роль самостоятельной деятельности студентов. Однако, на практике, использование указанной методики вызывает трудности, поскольку качественный кейс должен быть максимально приближен к реальной ситуации, в связи с чем преподаватель должен быть компетентен во многих сферах, в том числе, производственной направленности, что может представлять определенную трудность для преподавателей СПО общеобразовательных дисциплин. Любой кейс должен быть достаточно интересен, что потребует от составителя определенной доли креатива, применения метафор, различных образов. Тем не менее, методика достаточно интересна и может стать одной из ведущих в условиях СПО.

Как показывает анализ методической литературы, а также анализ деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, успешность в деле формирования и развития любой компетенции, в том числе и компетенции планирования, зависит от подобранной системы методов, а не единичного, используемого случайно, метода.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, 2017 г.
  2. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко. — М.: ИЦ «Академия», 2006.
  3. Борытко Н. М. Педагогические технологии / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков.- Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.
  4. Голуб Г. Б. Метод проектов: технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. — М.: Учебная литература, 2006.
  5. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования: дис. …канд. пед. наук / А. В. Зеленцова. — Волгоград, 1996.
  6. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н. В. Матяш // Педагогика. — 2000. — № 4. — С.38–44.
  7. Фастова Е. И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. — Волгоград: Учитель. — 79 с.
  8. Buehl, Doug. Classroom strategies for interactive learning / D.Buehl. — Madison, Wisconsin, USA, 2005. — 170 p.
  9. Heather Fry, Steve Ketteridge, Stephanie Marshall. A Handbook for Teaching and Learning in Higher Education. Enhancing Academic practice. Third edition.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция планирования, планирование, методика, общественное питание, обучающийся, профессиональное образование, метод обучения, INSERT, развитие компетенции планирования, метод проектов.

Ключевые слова

компетенция, планирование, обучение планированию, ТОП-50

Похожие статьи

Активные методы обучения как средство формирования...

Ключевые слова: общекультурные компетенции, активные методы обучения, кейс-метод, мозговой штурм метод проектов.

Активные методы обучения (АМО) — это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс...

Использование проектных технологий в формировании общих...

Для решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций выпускников училища

Работа в проекте побуждает их решать профессиональные проблемы, искать

Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с...

Возможности проектных технологий по формированию...

В статье показаны преимущества использования метода проектов при применении компетентностного подхода в обучении. В качестве примера рассматривается процесс формирования проектировочных умений у будущих специалистов коммерческой деятельности.

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Метод проектов — один из приоритетных в формировании профессиональных компетенций, обеспечивает личностно-центрированный подход в образовании: во первых, при определении темы проекта учитывается интерес студента, его возможности; во вторых в ходе работы над...

Формирование общих компетенций через нетрадиционные...

Такой подход планирования внеклассных мероприятий позволяет сформировать общие компетенции и оценить деятельность студентов с помощью включения в учебно-воспитательный процесс, активном и интерактивном участии в мероприятии.

Метод проектов — эффективное средство формирования...

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах ставится важнейшая задача: перейти от простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучающемуся к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели...

Управление качеством практического обучения студентов...

Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного управления учебно-производственным процессом в учебных заведениях технического и профессионального образования. Управление — это процесс планирования...

Похожие статьи

Активные методы обучения как средство формирования...

Ключевые слова: общекультурные компетенции, активные методы обучения, кейс-метод, мозговой штурм метод проектов.

Активные методы обучения (АМО) — это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс...

Использование проектных технологий в формировании общих...

Для решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций выпускников училища

Работа в проекте побуждает их решать профессиональные проблемы, искать

Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с...

Возможности проектных технологий по формированию...

В статье показаны преимущества использования метода проектов при применении компетентностного подхода в обучении. В качестве примера рассматривается процесс формирования проектировочных умений у будущих специалистов коммерческой деятельности.

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Метод проектов — один из приоритетных в формировании профессиональных компетенций, обеспечивает личностно-центрированный подход в образовании: во первых, при определении темы проекта учитывается интерес студента, его возможности; во вторых в ходе работы над...

Формирование общих компетенций через нетрадиционные...

Такой подход планирования внеклассных мероприятий позволяет сформировать общие компетенции и оценить деятельность студентов с помощью включения в учебно-воспитательный процесс, активном и интерактивном участии в мероприятии.

Метод проектов — эффективное средство формирования...

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах ставится важнейшая задача: перейти от простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучающемуся к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели...

Управление качеством практического обучения студентов...

Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного управления учебно-производственным процессом в учебных заведениях технического и профессионального образования. Управление — это процесс планирования...

Задать вопрос