Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.11.2018

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, Ю. В. Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы) / Ю. В. Ефимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3673/ (дата обращения: 27.04.2024).



Музейная среда играет роль учителя и воспитателя. Поэтому сегодня педагоги не обходятся в своей педагогической деятельности без помощи музейного пространства, музей выступает партнером по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Создание репродуктивного материала для мини- музея — неотъемлемая часть научной и исторической реконструкции, основанная, прежде всего, на уважении к своей культуре, изучении основ производства изделий, знакомство с ремеслами.

Дети учатся изготавливать из различного материала игрушки, знакомятся с народными игрушками, разрисовывают их, делают аппликации. Такие умения помогают развивать у детей пространственное мышление, способствуют творческому и эстетическому развитию личности, помогают самореализации ребенка, его самовыражению.

Помимо этого, такая ситуация, когда ребенок сам задействован в процессе создания предмета, когда получает знания через работу с материалом, дает огромный образовательный эффект в работе с детьми дошкольного возраста. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Очень важно, чтобы и сами воспитанники проявляли активность, участвовали в поисково-собирательной работе, знакомились и учились описывать музейные предметы, также участвовали в создании экспозиции. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Экспонат — главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Он «учит» бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны не только в большом и настоящем музее. Но и маленький музейный экспонат ли мини-музей способствует интеллектуальному развитию дошкольника. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Дошкольнику понятно и близко то, что находится в непосредственном его окружении. Дети способны воспринимать разнообразный музейный материал, качественно использовать знания и опыт, полученный во время посещения экспозиций. Для детей дошкольного возраста не столько важен материал музейной экспозиции, сколько форма его презентации. Им доступна лишь информация, преподнесенная в яркой образной и игровой форме. По определению И. Г. Песталоцци, в процессе обучения должны быть задействованы «ум, сердце и руки». Существенная особенность детского восприятия — лучшее усвоение детьми материала через осязание. Детям разрешается не только трогать объект, но и играть с ним. В продуктивной деятельности дети закрепляют усвоенный материал (придумай и раскрась рисунок прялки или распиши силуэт дымковской игрушки), приобретая личный опыт общения с предметом, например, прялкой, глиняной игрушкой и т. п. Дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминая сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны дет­скому восприятию. Живя в этой среде и проигрывая ситуации, они постигают законы жизни в обществе, систему человеческих ценностей, устройство мира.

Музей (мини-музей) детского сада — место, в котором собраны и хранятся предметы и экспонаты, соответствующие содержанию музейной программы, доступные для детского восприятия и представляющие интерес для дошкольников, экспонаты способствуют активизации интереса к изучению родной истории, формированию у дошкольников чувство патриотизма. Развитие художественно-творческой активности осуществляется через ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры, через сказки, в которых главными героями становятся утилитарные предметы быта. Под мини-музеем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразие форм деятельности, включающих в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Экскурсия в мини-музей и знакомство с экспозицией, например, «Ложки», беседы о назначении предметов, поисковая деятельность (опыты с ложками, изготовленных из разных материалов), чтение стихотворений, заучивание загадок, обучение детей в роли экскурсовода, рассматривание буклетов правильной сервировки стола-все это способствует накоплению жизненного опыта, эстетического воспитания ребенка.

Музеи и мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки и поддерживать живой познавательный интерес к «настоящему» музею. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают дошкольникам проникнуться духом исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко- культурные ценности.

Музей для дошкольников является моделью многомерного мира, средством адаптации к культурной среде, где опыт рационального познания переплетается с чувственным, выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Литература:

  1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица.СПб.: Наука и Техника, 2007.
  2. Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Программа “Кругозор” с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.
  3. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музей, окружающий мир, детский сад, детское восприятие, дошкольник, дошкольный возраст, предмет.

Похожие статьи

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер.

Дети интересуются окружающим миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Библиографическое описание: Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, в...

Развитие художественного восприятия детей старшего...

Мини – музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный, удивительный, знакомый и в то же время новый для него мир красок, музыки

Активизация интереса детей к восприятию жанров живописи и расширение представлений старших дошкольников о музее...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Очень важно, чтобы мини-музей в детском саду не...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что

В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного...

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути, средства. Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как...

В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами); с небесными

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в...

Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе

В детском саду целенаправленно проходит обучение дошкольников умению ориентироваться в пространстве, что способствует обогащению опыта восприятия

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране ее обычаях и культуре.

Организация исследовательской деятельности детей...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим... Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное...

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые.

Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Дети очень наблюдательны.

Похожие статьи

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер.

Дети интересуются окружающим миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Библиографическое описание: Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, в...

Развитие художественного восприятия детей старшего...

Мини – музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный, удивительный, знакомый и в то же время новый для него мир красок, музыки

Активизация интереса детей к восприятию жанров живописи и расширение представлений старших дошкольников о музее...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Очень важно, чтобы мини-музей в детском саду не...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что

В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного...

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути, средства. Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как...

В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами); с небесными

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в...

Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе

В детском саду целенаправленно проходит обучение дошкольников умению ориентироваться в пространстве, что способствует обогащению опыта восприятия

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране ее обычаях и культуре.

Организация исследовательской деятельности детей...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим... Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное...

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые.

Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Дети очень наблюдательны.

Задать вопрос