Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 21.02.2015

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Урванова, Н. Ю. Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе / Н. Ю. Урванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/44/ (дата обращения: 20.04.2024).

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников связано с изменением социально-экономических условий жизни. В сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижение востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных и ценностных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне развитой личности ребенка. Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению, может оказать взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, детских домов творчества. Проблема развития детей дошкольного возраста через оптимизацию связей с социокультурной средой, активизации совместной деятельности взрослых и детей по её поддержанию является актуальной в настоящее время

Цель данного взаимодействия — развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Задачи:

1.         Развитие познавательного интереса у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2.         Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие литературной речи, художественного восприятия, расширение кругозора детей.

3.         Формирование ценностных ориентиров дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формирование семейной, гражданской принадлежности, развитие патриотических чувств.

4.         Приобщение к элементарным общепринятым социальным культурным нормам, правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также усвоение правил безопасной жизнедеятельности.

Структура воспитания дошкольников подразумевает условия окружающего социума:

-          Музеи города, (мини- музеи детского сада, школы)

-          Храм

-          Библиотеки

-          Музыкальные, художественные, спортивные и общеобразовательные школы, Дом детского творчества.

-          Экскурсии по городу

-          ГИБДД, ПЧ.

В детском саду целенаправленно проходит обучение дошкольников умению ориентироваться в пространстве, что способствует обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Посещение музеев, городской детской библиотеки, Дома творчества, экскурсии в школу, по городу, организованные встречи со службами ГБДД и ПЧ, позволяет дошкольникам познакомится с социальными сферами близлежащего окружения, а также с объектами вне территории детского сада, во время которых дети усваивают нормы поведения в обществе, расширяют и обогащают свой опыт взаимодействия с окружающим миром и его культурой.

В подготовительной группе в начале учебного года наши дети становятся участниками Дня открытых дверей, который организуют педагоги общеобразовательной школы № 7. С педагогическим коллективом школы наш сад работает много лет в тесном сотрудничестве, организуя различные совместные мероприятия. Экскурсии посещения школы способствуют непосредственному сближению дошкольников и первоклассников. Встречи и беседы с бывшими воспитанниками и учителем, дает возможность нашим детям познакомится со школой, ее историей, побывать в классе, посидеть за партой, порисовать на интерактивной доске, познакомиться с досугом учеников и миром их увлечений, а при посещении школьного музея Боевой Славы рассмотреть много интересного и познавательного о Великой Отечественной войне, экспонаты военного времени: настоящая каска, военная форма, письма, котелки, ложки, личные предметы солдат нашей армии.

Сформировать нравственную основу личности и помочь ребенку успешно войти в современный мир социума, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране ее обычаях и культуре. Большое значение придается изучению российской государственной символики, дети знакомятся с многообразием природы родного края, различными профессиями, получают первые знания по истории России. Созданные в детском саду музеи Родного края и Русской избы — это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирование способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа. В музее Русской избы проходят занятия, театрализованные представления, а также он является местом, где проводятся экскурсии для гостей и учащихся школы № 7.

Данная работа интегрируется и с духовно нравственной стороной воспитания. Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-эстетические ценности христианства, поэтому воспитательная роль детского сада реализовывалась путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры и совместной работой с Храмом Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты, где мы с родителями и детьми принимали участие в городском конкурсе «Красота Божьего мира», посвященному 5-летию нашего храма. Интересные работы детей и родителей, сделанные своими руками из пластилина и соленого теста, вышивка, а также иллюстрированная книга «Храмы России» были отмечены грамотами и сертификатами. У наших детей осталось много впечатлений и воспоминаний о выставке в храме.

Немаловажным направлением в работе является приобщение ребенка к чтению, проявление интереса к книге. На этом этапе работы по социализации личности ребенка, проводится совместная работа с центральной детской библиотекой города. Вначале учебного года вместе с сотрудниками библиотеки разрабатывается совместный план деятельности, работники библиотеки помогают в подборе не только необходимой литературы, но и качественной, соответствующей интересам и возрасту детей. Знакомство с библиотекой проходит в форме интересной экскурсии. В конце экскурсии сотрудники библиотеки устраивают театральное представление по сказкам. Родители отмечают, что экскурсии в библиотеку повышают интерес у детей к книгам, что очень важно при подготовке к школе, у детей проявляется не только интерес к чтению, но и улучшаются восприятие, память, речь, снижается напряженность и скованность в общении с окружающими, повышается самостоятельность и инициативность. Сотрудничество ДОУ и родителей с городской библиотекой — эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры.

Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты о названии улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, бассейна, ДК Строителей и нового строящегося Ледового комплекса. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения, закрепляют знания о транспорте, правилах дорожного движения. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках.

В традициях детского сада каждый год проходят встречи с сотрудниками пожарной части, к нам на участок приезжает пожарная машина, и дети вблизи имеют возможность ее рассмотреть, посидеть в кабине у водителя, посмотреть и примерить настоящий пожарный шлем. Понаблюдать, как из шланга льется настоящая пена для тушения огня, задать вопросы пожарнику и водителю машины. Такие познавательные встречи помогают детям поближе познакомиться с профессиональной деятельностью отважных огнеборцев, обобщить и закрепить правила поведения пожарной безопасности. Дети с удовольствием принимают вместе с родителями участие в Неделе пожарной безопасности, где все свои знания и впечатления отражают в рисунках и поделках.

Вместе с детьми мы участвуем в месячниках по ДДТТ. Принимаем участие в творческих конкурсах «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходом быть наука». К нам в детский сад приходит инспектор ГИБДД, встречаясь с ребятами, он рассказывает о правилах поведения на дороге, проводит интересные познавательные игры, встречается с родителями на родительских собраниях, проводит разъяснительную работу, предлагая современные наглядные пособия и журналы по правилам безопасности дорожного движения. В детском саду в работе с детьми используются информационные стенды о правилах поведения на улице и дорогах и о противопожарной безопасности. Данная работа ориентирует детей и родителей на правильное поведение при пожаре и культуру поведения на дорогах и улицах города.

Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Детский праздник принято определять как явление эстетико-социальное. Новый год, День матери, День защитника Отечества, 8 Марта, Проводы Осени, Рождество, Масленица, спортивные праздники и развлечения развивают у детей нравственную, познавательную, игровую и этическую культуру, формирует духовный мир и мораль. Поэтому праздник доставляет радость детям и взрослым, дарит мгновения совместного счастья и радости. А театральные представления в исполнении настоящих артистов помогают детям вместе с актерами перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных героев.

Дети нашей подготовительной группы занимаются в художественной и музыкальной школах, посещают студию хореографии и бального танца. Они встречаются и общаются со своими творческими и талантливыми педагогами, учатся не только рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но и развиваются как гармоничные, творческие личности, учатся ценить материальные и духовные ценности, пользоваться ими и развиваться в многообразии социокультурного пространства.

 

Литература:

 

1.                                Новицкая М. Ю., Мартинкова Е. В. Родной дом. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М. Просвещение. 2001.

2.                                Новиков С. В. История. Справочник дошкольника М. Филол. об-во «СЛОВО», ООО «Фирма Издательство АСТ».1998.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, окружающий мир, правило поведения, родитель, дорожное движение, подготовительная группа, пожарная безопасность, Родной край, Русская изба.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Обучение детей подготовительной группы Правилам...

«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (ПДД) в старшей...

Нечепаева Галина Григорьевна, воспитатель. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка» (г. Губкин, Белгородская обл.)

Цель: Формировать знания детей о правилах дорожного движения.Расширять знания о специальном транспорте и правилах поведения в...

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная жизнь, обучение детей.

Этапы организации уголков ПДД в подготовительной к школе...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного... дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное...

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир, дошкольный возраст, дорога, игра, пешеход, поисково-познавательная деятельность, детский сад. Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного...»

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Обучение детей подготовительной группы Правилам...

«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (ПДД) в старшей...

Нечепаева Галина Григорьевна, воспитатель. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка» (г. Губкин, Белгородская обл.)

Цель: Формировать знания детей о правилах дорожного движения.Расширять знания о специальном транспорте и правилах поведения в...

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная жизнь, обучение детей.

Этапы организации уголков ПДД в подготовительной к школе...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного... дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное...

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир, дошкольный возраст, дорога, игра, пешеход, поисково-познавательная деятельность, детский сад. Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного...»

Задать вопрос