Международное сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с эколого-образовательными организациями Германии | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кончина Т. А., Хабибуллин Р. Д. Международное сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с эколого-образовательными организациями Германии // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 31-35. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2903/ (дата обращения: 20.10.2018).



В статье дан обзор международной деятельности естественно-географического факультета Арзамаского филиала ННГУ. Показано, что за последние 5-7 лет были установлены и развивались партнерские отношения между естественно-географическим факультетом и инициативно-проектной группой «Кессельберг» (город Эркнер, Германия). В рамках этого сотрудничества был организован научно-образовательный обмен студентами и преподавателями. Представители факультета в ходе визитов посещали научные, образовательные и административно-управленческие учреждения, участвовали в работе круглых столов, семинаров и конференций. Представители инициативно-проектной группы «Кессельберг» неоднократно выступали на совместных семинарах на факультете и в рамках научно-промышленного форума «Великие реки» и Молодежной экологической ассамблеи на Нижегородской ярмарке. В ходе экологических практик на базе партнерской организации города Эркнер студенты выполняли учебно-исследовательские проекты по проблемам охраняемых природных территорий в Германии и России, системе работы с бытовыми и промышленными отходами, альтернативным источникам энергии.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, молодежный и профессиональный обмен, энергоэффективность, ресурсосбережение, педагогические технологии.

В «Национальной стратегии образования для устойчивого развития в Российской Федерации» указывается на важность в международном сотрудничестве «содействия обмену информацией о передовой практике и опыте, нововведений, национальном опыте и проектах развития сотрудничества по решению проблем, относящихся к ОУР. Особого внимания заслуживает развитие международного сотрудничества по вопросам ОУР в сфере дошкольного, школьного и вузовского образования» – говорится в данном документе [2].

В целях реализации образования для устойчивого развития на протяжении ряда лет осуществляется сотрудничество между естественно-географическим факультетом Арзамасского филиала ННГУ и группой инициативного планирования «Кессельберг» (г. Эркнер, Германия). Партнерами этой общественной организации в Нижнем Новгороде являются областная общественная организация «Компьютерный экологический центр» (НКЭЦ) и молодежная организация «Зеленый Парус», которые включены в систему международного культурно-научного сотрудничества с середины 90-х годов 20 века. Вначале это было взаимодействие с партнерами Нижегородской области в Германии – представителями администрации и общественности Земли Северный Рейн Вестфалия в рамках движения породненных городов (1995-2001 гг.). В этот период проводились экологические лагеря для школьников и студентов обеих сторон в Германии и в Нижегородской области. В 2000-2005 гг. силами «Зеленого Паруса» были организованы экологические лагеря в заповеднике «Керженский» для волонтеров-студентов и школьников из 12 стран Европы и Азии. Эта деятельность показала важность и полезность международных контактов для воспитания молодежи в духе доброжелательности, толерантности и формирования понимания общности многих проблем в разных обществах и необходимости совместной деятельности для решения многочисленных проблем.

Широкое участие научно-педагогических работников Компьютерного экологического центра в научных форумах по проблемам образования для устойчивого развития 2001-2011 гг. (Италия, Бельгия, Германия, Бельгия, Марокко, Эквадор) позволило определить приоритетные направления развития учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Так, в 2003 г. проект общественной заботы о водных объектах стал победителем III-го Всемирного водного форума в Японии. В 2008 г. проект «Вторая жизнь парка Дубки» занял первую премию на всемирном конкурсе ООН и корпорации «Вольво» в Швеции. В 2011 г. проект по сохранению биологического разнообразия ночных чешуекрылых Нижегородского Заволжья стал победителем конкурса на форуме по биоразнообразию в Эквадоре.

С 2010 года наши организации установили партнерские отношения с Инициативно-проектной группой под руководством Х. Вольтера в рамках программы российско-германского обмена молодежью и специалистами. Эти обмены, помимо общекультурных вопросов, охватывают проблемы энергоэффективности, энерго- и ресурсосбережения для предотвращения глобальных изменений климата.

Студенты и школьники в ходе экологической практики имеют возможность познакомиться с передовыми немецкими образовательными технологиями, с правовым механизмом регулирования экологических вопросов, приобрести языковую практику и опыт ведения переговоров. Особый интерес у наших студентов вызывает посещение высших учебных заведений ФРГ, возможность общения со сверстниками из другой страны на общие темы. Так, например, студенты с удивлением выяснили, что абитуриенты не сдают вступительные экзамены, а поступают в вуз по набранным баллам за время обучения в школе; нет строго обязательного посещения занятий, а зачет по дисциплинам сдается на основании накопленных баллов по результатам выполнения практических, контрольных работ, коллоквиумов. На итоговой конференции в конце экологической практики участники выступают с проектами, подготовленными в течение учебного года и докладами по результатам практики на выбранные темы. Весь полученный материал на экскурсиях, лекциях, встречах представляется в виде презентаций.

Немецкая молодежь, приезжая в Россию, с интересом знакомится с культурными традициями народов Приволжского региона, с опытом природоохранной деятельности, организацией охраняемых природных территорий, памятниками истории и культуры.

Преподаватели ЕГФ и НКЭЦ занимаются организацией инициативных стажировок в Германию для специалистов в области образования. Педагоги знакомятся с системой образования ФРГ разных ступеней – посещают дошкольные, средние, высшие учебные заведения и учреждения дополнительного образования.

Так, например, одним из объектов программы является самый большой в Европе центр занятости детей и молодежи Paradies Wuhlheide. В нем есть все условия для развития свободного творчества: театр, студии, зоопарк, спортивные площадки, бассейн, детская железная дорога, теплицы, пасека и многое другое. Поражают масштабы деятельности учреждения и то, что государство вкладывает огромные средства на развитие и содержание этого комплекса. Центр работает по направлению «Образование для устойчивого развития», реализуя большое количество разнообразных экологических проектов, например, «Томатная рыба».

На практике увидеть и познать окружающий мир позволяет экологическая станция Ökowerk, расположенная на территории заповедника Teufelsfenn Берлина. На экостанции реализуется множество образовательных программ при работе с детьми от 7 до 12 лет. Дети знакомятся с разнообразными природными сообществами, расположенными на территории экостанции, где обитают более 110 видов диких пчёл. В ходе обучения для наибольшей наглядности используются разнообразные модели природных процессов, объясняющие сложные природные явления.

Арзамасские ученые, преподаватели г. Арзамаса, Н. Новгорода и Нижегородской области стали активными участниками круглых столов, семинаров, конференций, посвященных проблематике образования для устойчивого развития, например: «Перспективы адаптации к глобальным изменениям климата: биологические и социальные аспекты», «Пути решения экологических проблем в свете концепции Устойчивого развития», «Реализация идей устойчивого развития в образовательной практике», «Социально-правовые и экологические аспекты устойчивого развития в Германии и в России». Круг обсуждаемых вопросов довольно широк: специфика образовательной деятельности дошкольного учреждения, особенности преподавания дисциплин гуманитарного и естественно-научного цикла в гимназии, методика экологического образования в лесной школе посредством творческой деятельности и социализации (коллективная проектная деятельность), условия социальной адаптации подростков путем организации их жизнедеятельности в свободное время, система образования в высшей школе.

Традиционным местом проведения семинаров, позволяющим поделиться опытом работы как с немецкой, так и с российской сторон, стала частная школа в поселке Ной Циттау, реализующая программу «Образование для устойчивого развития». Эта школа имеет 3 ступени обучения: гимназия (7 – 8 классы), высшая школа (9 – 11 классы), высшая профориентационная школа (12 класс). Особенность школы – наличие своей концепции образования и воспитания. Воспитание рассматривается как развитие социальной компетенции. В соответствии с этим строится учебный план. Есть классические уроки, в которых поднимаются вопросы воспитания, есть и отдельные занятия, на которых овладевают навыками уважения, понимания, толерантности и т.д. Вопросы устойчивого развития включены во многие предметные линии и являются одной из составляющих итогового экзамена. Родители, выбирая данную школу, поддерживают эту концепцию.

Интересно, что весь необходимый учебный материал осваивается в школе, домашних заданий нет, остаться на 2-й год считается нормальным, чтобы улучшить аттестат. До 8-го класса биология, химия, физика объединяются в предмет «наука». Несмотря на то, что наши образовательные системы кардинально отличаются, имеются точки соприкосновения. Например, в нашей стране повсеместно введен и активно используется электронный дневник, благодаря которому родители могут отследить успеваемость своих детей. Как и у нас, в немецкой школе присутствует классный руководитель, выполняющий, прежде всего, тьюторские функции.

Безусловно, работа любой школы должна быть направлена, прежде всего, на раскрытие потенциала каждого ребенка, поэтому разнообразная внеурочная деятельность образовательного учреждения как в Германии, так и в России как нельзя лучше способствует решению этой задачи. Интересен в этом плане опыт Экологической природной школы Берлина. Здесь проводится множество мероприятий экологической направленности. В частности, ведется раздельный сбор мусора, теплосбережение, дети контролируют излишнюю освещенность и т.д. Цель проекта «Школьный сад» – производство и использование компоста, приготовленного детьми. Дети активно участвуют в посадке деревьев, ухаживают за ними, используют при этом дождевую воду.

Массу положительных впечатлений вызывает посещение детского сада в Ной Циттау и общение с педагогическим коллективом. Само здание детского сада оснащено солнечными батареями, энергия которых идёт на обогрев воды. Вся мебель и детские принадлежности сделаны из дерева. Поражает множество поделок, изготовленных вместе с детьми, которые украшают помещение детского сада. Удивительным является тот факт, что в одном заведении находятся дети от 0 до 6 лет. На одного педагога приходится 5 – 6 детей, что позволяет проводить занятия с каждым ребенком индивидуально. Воспитателями в детском саду работают не только женщины, но и мужчины. Российские образовательные программы предполагают подготовку детей к школе. Здесь же образовательный процесс направлен на развитие творческих способностей детей, что позволяет развивать мелкую моторику рук, воображение и память, а вот обучения грамоте и счету нет. Экологическое воспитание осуществляется с самого раннего возраста, когда дети приучаются к раздельному сбору отходов, учатся вторичному использованию сырья, бережному отношению к окружающей природе.

Важное место в программах как молодежного, так и профессионального обмена отводится природоохранной тематике. С этой целью организуются выездные встречи, мастер-классы, семинары с представителями природоохранных организаций, ведомств и министерств Германии. Особенностью немецкой природоохранной работы является то, что в неё вовлечено большое количество волонтеров. Инициатива создания системы устойчивого развития исходит от гражданского общества, а не от правительственных структур. Основными мерами борьбы с нарушением природоохранных норм являются штрафы. Кроме специальных структур большую помощь в выявлении природоохранных нарушений оказывают местные жители. Главная природоохранная задача – сохранение естественного баланса в природе. Есть и специальные программы, например, восстановление разрушенных гнезд, или постройка искусственных – для аистов или летучих мышей. Деятельность промышленных объектов строго контролируется с целью выявления и предотвращения загрязнения воздуха, воды и почвы.

Глобальному изменению климата традиционно посвящается научный семинар, проводимый во время приезда наших педагогов и молодежи на базе Потсдамского института глобального изменения климата. Основная миссия института – изучение экологических, экономических, социальных последствий изменения климата и публикация данных исследований. С этой целью в Германии повсеместно внедряются альтернативные источники энергии – ветряные мельницы, биоэнергетические установки, солнечные батареи, тепловые насосы, в домах создаются энергосберегающие системы. На строительство ветровой установки необходимо примерно 7 лет, а затраты составляют от трех до семи млн. евро. Парадокс этой ситуации заключается в том, что на оформление документов ВЭС уходит до 10 лет, а окупаемость затрат наступает только через 15 лет.

Посещение германских и российских особо охраняемых природных территорий стало доброй традицией международной деятельности. Наши группы побывали уже в нескольких национальных парках и заповедниках, в том числе в биосферном резервате «Шорфайде-Хорин», одной из задач которого является защита уникального ландшафта. Особо охраняемая зона составляет здесь только 3%, а 78% занимает зона развития, где разрешена сельскохозяйственная деятельность. Продукция, выращенная без использования химикатов с соблюдением жестких экологических норм, получает сертификат качества. В резервате развивается туризм. Здесь, как и в нашем Пустынском заказнике, существует проблема стихийного туризма – кемпинги, образовавшиеся вокруг озер, использование туристами моторных лодок на озерах. Администрация резервата видит единственный способ урегулировать ситуацию – продвижение экотуризма.

Несколько мероприятий нашей совместной программы было посвящено проблеме переработки мусора, уже решенной в Германии, но актуальной в нашей стране. Это и организованные экскурсии на мусоросортировочные пункты и полигоны ТБО вблизи городов Эркнера и Берлина, и семинары, посвященные утилизации бытовых отходов, и круглые столы. За кажущейся простотой сложных технических решений стоит стремление немцев к ликвидации нанесенного природе ущерба, к сохранению окружающей среды. Свалочный газ, образующийся при разложении твердых бытовых отходов, используется для отопления домов и производства электроэнергии.

Помимо научно-практической составляющей неотъемлемой частью молодежных и профессиональных обменов является культурная программа, позволяющая познакомиться с достопримечательностями таких городов, как Берлин, Потсдам, Дрезден. Причем подбирается она в соответствии с профессиональными интересами участников группы, в том числе, по возможности, с учетом индивидуальных пожеланий, корректируется по ходу стажировки или практики. Это ботанический сад, парк «Сады Мира», ботанический и технический музей, музеи естествознания, гигиены и др.

Своими впечатлениями, новыми знаниями, методическими находками учащаяся молодежь и преподаватели охотно делятся на конференциях, проводимых на базе естественно-географического факультета Арзамасского филиала университета, Нижегородского компьютерного экологического центра, молодежной экологической ассамблеи в рамках форума «Великие реки». Доброй традицией стало проведение семинаров с международным участием, организованных кафедрой биологии, географии и химии, одним из участников которых является Х.Вольтер, специалист в области энергетики, архитектуры, химии и устойчивого развития. Его доклады «Коллапс-2052 (Взгляд на 40 лет после «Пределов роста» (Римский клуб) и 40 лет после 2012 года)», «Мусор – зло или благо?» вызвали неподдельный интерес и дискуссии.

Несомненно, опыт международного сотрудничества показал целесообразность и значимость данного российско-германского проекта. Полученные знания использованы нашими студентами в работе над проектами, которые занимали призовые места на международной универсиаде в МГУ, в конкурсах студенческих исследовательских работ Всероссийского и регионального уровней.

Для дальнейшего развития русско-немецких связей с целью продвижения российского опыта и освоения передовых германских технологий в области экологического образования нами планируется осуществление таких мероприятий, как организация летних лагерей для школьников и студентов из Германии и Нижегородской области на базе молодежного лагеря Рустай и турбазы «Сосновая роща» Арзамасского филиала ННГУ по теме «Сохранение биологического разнообразия в рамках реализации идей Устойчивого развития»; организация выставок работ участников конкурсов, проводимых на базе Арзамасского филиала ННГУ «Я-биолог», «Возвращение к истокам» в г. Эркнер; проведение конференции по экологическому образованию и научно-практического семинара по энергоэффективности в рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки»; организация учебной практики на базе общественных, учебных и научных организаций Земли Бранденбург для студентов Арзамасского филиала ННГУ; организация стажировок преподавателей, специализирующихся на продвижении международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

В ходе практик студентов и стажировок специалистов ННГУ предусматривается проведение конференций, семинаров, дискуссий с участием российской и немецкой молодежи и педагогов по следующим направлениям: «Создание поликультурной среды в условиях системы образования»; «Экологическое образование детей дошкольного возраста»; «Здоровьесберегающие технологии в процессе организации образовательной деятельности»; «Формирование культуры межнационального общения на примере русско-немецких отношений»; «Экологическая исследовательская деятельность школьников» и др.

В перспективе с целью развития научных связей и обмена опытом использования педагогических технологий планируется установление более тесных связей с Потсдамским университетом. Следует особо отметить тот факт, что кроме студентов и преподавателей естественно-географического факультета в международное сотрудничество вовлекаются преподаватели и студенты других факультетов университета, а также школьники и учителя из школ Арзамаса и района.

Процессы глобализации ведут к становлению информационного общества и общества знания. При этом происходит глобализация познавательной деятельности и результатом этой деятельности становится их перенос и интеграция [1]. В этих условиях участие в международном учебно-научном и культурном сотрудничестве, в обменах специалистами, знаниями и мнениями является насущной необходимостью, позволяющей интегрировать творческие усилия умных, образованных и изобретательных людей для наступления устойчивого будущего.

Литература:

  1. Ильин И. В. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы //И. В. Ильин, А. Д. Урсул, Т. А. Урсул. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 661 с.
  2. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, естественно-географический факультет, ребенок, Германий, Россия, Берлин, глобальное изменение климата, международное сотрудничество, детский сад, Инициативно-проектная группа.

Ключевые слова

энергоэффективность, ресурсосбережение, Педагогические технологии, образование для устойчивого развития, молодежный и профессиональный обмен

Похожие статьи

55-летний юбилей естественно-географического факультета...

Факультет реализует программы международного сотрудничества, активно взаимодействует со специалистами немецко-российской инициативно-проектной группы «Кессельберг» (Эркнер – Берлин).

Конвергентные подходы в экологическом образовании для...

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018).

в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижское соглашение 2015 года и обязательства РФ в области противодействия изменению климата...

Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации...

Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено

в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном порядке.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития...

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...

Основная концептуальная сложность заключается в том что, понятие «устойчивое развитие» включает в себя два термина «устойчивость» и «развитие».

В одном случае развитием считают организационные перемены (изменение власти, перераспределение полномочий и...

Международное сотрудничество в области культурного...

Международное сотрудничество в области культурного наследия (экологические аспекты).

Сотрудничество с европейцами в рамках этой парадигмы естественно для России, как

развитияГеографический факультет МГУ, в лице профессора, д.г.н. Мазурова Ю. Л. [6].

Публикация научных статей — Молодой ученый

Издательство «Молодой ученый» организует международные научные конференции по различным тематикам.

«Проблемы и перспективы развития образования» (IX) Краснодар.

Выражаю надежду на дальнейшее сотрудничество.

Исследование факторов устойчивого развития региональной...

Библиографическое описание: Клочко С. Н., Пурыжова Л. В. Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере

В рамках региональной системы риск-менеджмента негативные факторы связываются с определенной группой рисков.

Этапы формирования и развития концепции устойчивого...

Понятие устойчивое развитие впервые был введен в обиход в 1987 году Международной комиссией ООН по окружающей среде.

Ключевые слова: ООН, ЮНЕП, защита окружающей среды, изменение климата.

Образование в контексте устойчивого развития: уровни...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Основная цель устойчивого развития — обеспечение человеческого благополучия

Залогом успешности России должно стать сверхвысокое качество человеческого капитала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

55-летний юбилей естественно-географического факультета...

Факультет реализует программы международного сотрудничества, активно взаимодействует со специалистами немецко-российской инициативно-проектной группы «Кессельберг» (Эркнер – Берлин).

Конвергентные подходы в экологическом образовании для...

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018).

в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижское соглашение 2015 года и обязательства РФ в области противодействия изменению климата...

Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации...

Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено

в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном порядке.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития...

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...

Основная концептуальная сложность заключается в том что, понятие «устойчивое развитие» включает в себя два термина «устойчивость» и «развитие».

В одном случае развитием считают организационные перемены (изменение власти, перераспределение полномочий и...

Международное сотрудничество в области культурного...

Международное сотрудничество в области культурного наследия (экологические аспекты).

Сотрудничество с европейцами в рамках этой парадигмы естественно для России, как

развитияГеографический факультет МГУ, в лице профессора, д.г.н. Мазурова Ю. Л. [6].

Публикация научных статей — Молодой ученый

Издательство «Молодой ученый» организует международные научные конференции по различным тематикам.

«Проблемы и перспективы развития образования» (IX) Краснодар.

Выражаю надежду на дальнейшее сотрудничество.

Исследование факторов устойчивого развития региональной...

Библиографическое описание: Клочко С. Н., Пурыжова Л. В. Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере

В рамках региональной системы риск-менеджмента негативные факторы связываются с определенной группой рисков.

Этапы формирования и развития концепции устойчивого...

Понятие устойчивое развитие впервые был введен в обиход в 1987 году Международной комиссией ООН по окружающей среде.

Ключевые слова: ООН, ЮНЕП, защита окружающей среды, изменение климата.

Образование в контексте устойчивого развития: уровни...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Основная цель устойчивого развития — обеспечение человеческого благополучия

Залогом успешности России должно стать сверхвысокое качество человеческого капитала.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос