Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 07.07.2015

Статья просмотрена: 775 раз

Библиографическое описание:

Болгарина, Е. В. Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия» / Е. В. Болгарина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/235/ (дата обращения: 27.04.2024).

Одним из важнейших мотивов учебной деятельности студентов вуза является перспектива конкурентоспособности на рынке труда и гарантия успешного трудоустройства. С целью определения основных компетенций, которые хотят видеть работодатели в молодом выпускнике вуза, закончившем обучения по специальностям, связанным с информационными технологиями, автором исследования был проведён опрос тридцати представителей компаний-работодателей из различных регионов России: Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Краснодара и Самары. В опросе приняли участие как руководители подразделений, связанных с разработкой и внедрением программного обеспечения, так и сотрудники кадровых служб и HR-менеджеры кадровых агентств, занимающихся подбором кадров для ИТ компаний. Анализ ответов респондентов помогает выявить, какие компетенции они ценят в выпускниках вузов и насколько нынешние студенты соответствуют предъявляемым требованиям. Среди требований к базовым знаниям, абсолютно все работодатели указали на наличие у кандидата опыта работы в команде разработчиков. Это требование в большинстве вакансий стоит на 3–4-й позициях, что говорит о его высокой востребованности.

Одновременно с опросом работодателей производился и анализ профессиональных стандартов. Он послужил отправной точкой для выявления компетенций, недостаточная сформированность которых приводит к трудностям в начале производственной деятельности выпускников.

Под профессиональными компетенциями понимают стандарты рабочего поведения специалиста. Содержанием профессиональных компетенций является совокупность взаимосвязанных факторов: знания, навыки, способы профессионального общения, ресурсный потенциал личности специалиста, имеющих отношение к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для продуктивной деятельности. В большинстве стран механизмом, определяющим основные компетенции в определённой области профессиональной деятельности, являются профессиональные стандарты, поскольку они наиболее четко, прозрачно и понятно описывают профессиональную деятельность и, тем самым, определяют результаты образования и обучения.

Учитывая, что включённые в исследование профессиональные стандарты относятся к инновационной сфере, и ранее таких стандартов не существовало, в исследовании часть стандартов являются по сути проектами стандартов, и ещё не приняты Министерством труда и социальной защиты.

Разработка новых российских профессиональных стандартов в области ИТ ведётся под эгидой ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) в рамках федеральной программы, инициированной Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. В 2013 году в АП КИТ разработаны следующие профессиональные стандарты:

-          программист;

-          администратор баз данных;

-          архитектор программного обеспечения;

-          менеджер по информационным технологиям;

-          менеджер продуктов в области информационных технологий;

-          руководитель проектов в области информационных технологий;

-          руководитель разработки программного обеспечения;

-          системный аналитик;

-          специалист по информационным ресурсам;

-          специалист по информационным системам;

-          специалист по тестированию в области информационных технологий;

-          технический писатель (специалист по технической документации в области ИТ).

Так как в исследовании рассматривается вопрос компетенций, сформированных у выпускников-бакалавров, то из рассмотрения исключены профессиональные стандарты, требующие высокого уровня квалификации, соответствующего магистру и\или опыта работы более 3-х лет.

Особенностью профессиональных стандартов, в отличие от основных образовательных программ, является тот факт, что в стандарте не используется термин «компетенция», вместо этого отражены трудовые функции программистов, связанные с разработкой программных продуктов, отладкой и проверкой работоспособности программного продукта, интеграцией программных компонентов, участием в проектировании программных средств. в пояснительной записке к профессиональному стандарту для всех уровней подготовки особо отмечено, что на рынке труда востребованы программисты, умеющие работать в команде, владеющие инструментами коллективной разработки программного обеспечения. В связи с этим возрастает значение профессиональных компетенций коллективной разработки программного обеспечения, знание современных направлений, методов и технологий разработки программного обеспечения.

Умение работать в команде включено в профессиональные стандарты всех без исключения профессий ИТ-сферы.

В сложившейся практике обучения студентов преобладает индивидуальная деятельность. Курсовые и дипломные работы разрабатываются студентом единолично, под руководством научного руководителя. При такой организации обучения трудно сформировать компетенции, связанные с командной работой, обучить и закрепить на практике навык владения специальными инструментальными средствами коллективной разработки проектов. На производстве же молодой специалист сразу получает задание в составе группы. Особенно ярко это проявляется при реализации крупных проектов в области создания программного обеспечения. Ниже рассматриваются вопросы, связанные с выбором инструментария коллективной разработки и организации учебной деятельности, позволяющих формировать требуемые компетенции.

Профессиональная среда разработки — новая версия Visual Studio 2013 — является большим шагом вперёд в части поддержки командной разработки программ. Для этого используется отдельно инсталлируемый, интегрируемый с VS 2013 продукт — Team Foundation Server 2013. В нём поддерживаются все необходимые методы организации процесса разработки. Реализована концепция командного проекта, которая позволяет осуществить все этапы жизненного цикла и контролировать их выполнение. Для связи VS 2013 с TFS 2013 используется вкладка Team Explorer. Возможен выбор между использованием локально инсталлированного Team Foundation Server и его новейшим облачным аналогом — Visual Studio Online.

Одной из дисциплин, в рамках которой возможно формирование необходимой компетенции, а именно, готовности к командной работе, является «Программная инженерия». Цель данной дисциплины — систематизация знаний и навыков в области теории, методов, средств и технологий разработки программного обеспечения. Дисциплина «Программная инженерия» определяет профессиональную направленность специалистов в области разработки программного обеспечения (ПО), знакомит с принципами и методологиями, применяющимися при разработке и сопровождении программных систем.

Основная задача дисциплины — продемонстрировать применение систематического, упорядоченного и исчисляемого подхода к разработке, эксплуатации и сопровождению программного обеспечения, применение принципов инженерии по отношению к процессу разработки ПО.

Самая важная часть при изучении дисциплины — работа над индивидуальным коллективным проектом. Опыт показал, что студентам лучше предлагать реальные проекты, по которым у них имеются базовые знания, достаточные для получения ясного представления о конечных результатах и основных рабочих пакетах. Масштабные, сложные проекты непригодны, поскольку студенты воспринимают их как игру в большого руководителя. Надуманные учебные проекты приемлемого масштаба также нежелательны, поскольку обучающиеся относятся к ним, как к решению абстрактных задач из задачника. Использование таких проектов ведёт к снижению мотивации студентов и, зачастую — к исчезновению творческой составляющей работы над проектом.

С самого начала работы над проектом необходимо снять распространенное заблуждение относительно командной работы: она не означает совместного выполнения каждого этапа работы, но предполагает распределение ролей и координации действий во времени. Для эффективного использования общего ресурса времени команды групповая работа должна быть хорошо подготовлена и использоваться только при необходимости творческого участия всей команды. Одним из ключевых факторов эффективной работы команды является чётко налаженная коммуникация.

Важной составляющей в учебном проекте является мотивационная сторона. Поэтому очень важна формулировка задания. Большой интерес у студентов вызывает разработка мобильных приложений, web-приложений, приложений Windows Foundation Presentation. Выбирая вид разрабатываемого приложения, важно сохранить разумный баланс между количеством нового материала, который придётся освоить команде, соблюдением сроков разработки приложений и общей учебной загруженностью студентов. Оптимальным, из имеющегося опыта, можно считать проекты общей продолжительностью от четырёх до шести недель.

Существенно изменяется роль преподавателя в период проведения проектного практикума. Не следует полностью пускать работу студентов на самотёк. Использование инструментов RealtimeBoard поможет преподавателю быть в курсе работы команды. Как показала практика, успеха добиваются команды, в которых присутствует явно выраженный лидер, т. е. студент, который сможет управлять работой мини-коллектива. Неплохого результата добиваются группы равных по силе мотивированных на результат студентов. Апробация, проведенная в марте-апреле 2015 года в группе студентов 3-го курса показала, что в целом обучаемые справились с практикумом. Самостоятельная часть работы вызвала интерес, были выполнены интересные проекты мобильного приложения и WPF приложения, темы для которых были предложены самими студентами. Вместе с тем выявились и вполне ожидаемые негативные моменты. В частности, два студента не были приняты ни в одну из команд, т. к. зарекомендовали себя как крайне неответственные в отношении учёбы. Преподаватель не позволил себе навязать «балласт» ни одной из команд, в результате «отказники» сначала решили делать проект вместе. Но и это не увенчалось успехом. Проекты реализованы не были. Ещё одна закономерная неудача постигла команду, в которой не оказалось явного лидера, а знания в области программирования были недостаточно высокими для того, чтобы выполнить действительно творческое задание. В результате роль формального лидера и куратора взял на себя преподаватель. В целом, проект был завершен и формально задание было выполнено и презентовано в срок.

Командная разработка программ до сих пор остаётся серьёзной проблемой в силу ряда объективных причин. Наиболее современные методы организации командной разработки — Scrum, Agile Development, CMMI — требуют разработки и апробации различных методик применения в стандартном учебном процессе. Как бы то ни было, но коллективная командная работа в проекте должна стать реальностью при подготовке бакалавров ИТ-направлений.

 

Литература:

 

1.         Архипенков С. Лекции по управлению программными проектами [Электронный ресурс] / С. Архипенков. — Режим доступа: http://csc.sibsutis.ru/

2.         sites/csc.sibsutis.ru/files/courses/trpo/sw_project_management.pdf (дата обращения: 12.09.2014).

3.         Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами [Текст] / Рассел Д. Арчибальд; пер. с англ. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2010. — 464 с.

4.         Боков Л. А. Технология группового проектирования обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов [Электронный ресурс] / Л. А. Боков, М. Ю. Катаев, А. Ф. Поздеева // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — Режим доступа: www.science-education.ru/113–11762 (дата обращения: 12.12.2014).

5.         Болгарина Е. В. Выявление общепрофессиональных компетенций бакалавров направления «Информационные технологии» [Текст] / Е. В. Болгарина // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/ 2014 учебного года: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. 31 окт. 2013 г., г. Новосибирск / Центр развития науч. сотрудничества. — Новосибирск, 2013. — С. 161–166.

Основные термины (генерируются автоматически): программное обеспечение, проект, командная работа, компетенция, стандарт, студент, CMMI, коллективная разработка, командная разработка программ, профессиональная деятельность.

Похожие статьи

Модель методической системы формирования компетенции...

Командная разработка программ до сих пор остаётся серьёзной проблемой в силу ряда объективных причин. Наиболее современные методы организации командной разработки — Scrum, Agile Development, CMMI...

Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов.

- структурированные дискуссии (групповая работа); - проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

Командная работа студентов вуза при изучении дисциплин...

Статья посвящена разработке методик командной работы для студентов Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. В ходе проведенных исследований определяются наиболее эффективные методы и способы организации командной...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность».

Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Если рассматривать профессиональные стандарты подготовки специалистов среднего звена, по вышеперечисленным специальностям

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

компетенция, модель компетенций, работа, разработка модели компетенций, знание, профиль компетенций, профессиональная деятельность, компетентность, уровень, персонал. Ключевые слова.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования...

Происходит внутри командная дискуссия.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, этап работы, компетенция, формирование ОК, технология кейс-метод, профессиональное образование, профессиональная деятельность, ОКА...

Формирование навыков аналитики IT-специальностей...

Разработка программного обеспечения для генерации... Очевидна необходимость разработки программного обеспечения

Программное обеспечение и самостоятельная работа студента. Формирование компетенции готовности к командной работе...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе

Разработка стратегии и политики предприятия; ● Развитие методик, систем, структур в соответствии со стратегией предприятия

Похожие статьи

Модель методической системы формирования компетенции...

Командная разработка программ до сих пор остаётся серьёзной проблемой в силу ряда объективных причин. Наиболее современные методы организации командной разработки — Scrum, Agile Development, CMMI...

Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов.

- структурированные дискуссии (групповая работа); - проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

Командная работа студентов вуза при изучении дисциплин...

Статья посвящена разработке методик командной работы для студентов Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. В ходе проведенных исследований определяются наиболее эффективные методы и способы организации командной...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность».

Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Если рассматривать профессиональные стандарты подготовки специалистов среднего звена, по вышеперечисленным специальностям

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

компетенция, модель компетенций, работа, разработка модели компетенций, знание, профиль компетенций, профессиональная деятельность, компетентность, уровень, персонал. Ключевые слова.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования...

Происходит внутри командная дискуссия.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, этап работы, компетенция, формирование ОК, технология кейс-метод, профессиональное образование, профессиональная деятельность, ОКА...

Формирование навыков аналитики IT-специальностей...

Разработка программного обеспечения для генерации... Очевидна необходимость разработки программного обеспечения

Программное обеспечение и самостоятельная работа студента. Формирование компетенции готовности к командной работе...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе

Разработка стратегии и политики предприятия; ● Развитие методик, систем, структур в соответствии со стратегией предприятия

Задать вопрос