Автор: Сницер Юлия Артуровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 02.08.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Сницер Ю. А. Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12802/ (дата обращения: 17.12.2017).



Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для развития общих компетенций в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: общие компетенции, кейс-метод, иностранный язык

Современное состояние общества и процессы, протекающие в нем, оказывают влияние на развитие профессионального образования. Именно в сфере среднего профессионального образования сегодня лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста и развития нашей страны в целом.

В данный момент обществу требуются конкурентоспособные специалисты, которые будут востребованы не только на отечественном, но и на мировом рынке. Это специалисты, обладающие не только умениями и знаниями по своей специальности, но и набором универсальных знаний и умений, характерных для различных видов профессиональной деятельности, т. е. общими компетенциями.

В настоящее время растет число учреждений и престиж среднего профессионального образования (далее СПО). Подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, является одной из актуальных проблем для учреждений СПО. Рабочие программы СПО разработаны в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом (далее ФГОС СПО 3+), в основе которого как раз лежит компетентностный подход, предполагающий формирование у студента общих и профессиональных компетенций. Под общими компетенциями понимаются «… способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности» [2, с. 10].

К актуальным проблемам в образовании относится поиск эффективных условий и механизмов развития общих компетенций в процессе изучения иностранного языка. В настоящее время изучение иностранного языка в организациях СПО направлено в основном на расширение лексического запаса за счет чтения и перевода текстов и развития грамматических навыков по средствам выполнения лексико-грамматических упражнений из учебных пособий. Одной из приоритетных задач является разработка и внедрение в практику преподавания иностранного языка в организациях СПО педагогических технологий, способствующих развитию общих компетенций у студентов.

Согласно ФГОС СПО 3+ реализация компетентностного подхода должна предусматривать «…использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [3, с. 60].

Одной из интерактивных форм проведения занятий является кейс-метод, который представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, и нацеленную на формулирование и поиск вариантов решения проблемного вопроса с последующим разбором на учебных занятиях [1, с. 94].

В ходе нашего исследования были рассмотрены педагогические условия формирования следующих компетенций по средствам применения технологии кейс-метод:

1) ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

2) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

3) ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями [3, с. 5].

Рассмотрим теперь, как происходит формирование ОК 4–6 на всех этапах работы над кейсом. Для примера возьмем разработанный нами кейс «Sightseeing in Krasnoyarsk» (пер. «Достопримечательности Красноярска»):

«Our city will host winter Universiade in 2019 and thousands of people from all over the world will come to Krasnoyarsk to participate in this event and to enjoy the sights of our beautiful city during the time between competitions! Your task is to help them and create a brochure in English with top ten sights of our city».

Перевод:

«Наш город примет зимнюю Универсиаду в 2019 году. Тысячи людей со всего мира приедут в Красноярск, чтобы принять участие в этом событии и насладиться достопримечательностями нашего красивого города в перерывах между соревнованиями! Ваша задача — помочь гостям нашего города и создать небольшую брошюру на английском языке с десятью главными достопримечательностями Красноярска».

Первый этап работы над кейсом подготовительный, сюда входит: обсуждение информации, содержащейся в кейсе; выделение наиболее важной части информации; обмен мнениями между участниками обсуждения и составление плана работы над проблемным вопросом. На данном этапе происходит развитие ОК 6. Группа студентов делится на 2 или 3 команды (в зависимости от количества студентов). Каждая команда знакомится с кейсом и составляет план работы для его решения, также в команде распределяются обязанности.

На данном этапе студенты учатся равномерно распределять работу между собой, чтобы достичь максимального результата, что, несомненно, пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.

Следующий этап — это непосредственно работа над проблемой. Здесь студентам предлагается воспользоваться литературой или ресурсами сети Интернет для ее решения. Ссылки на информацию в сети Интернет могут быть как прямые, так и непрямые. В разработанном нами кейсе ссылки на информацию даны не прямые, а на главные страницы ресурсов. Соответственно, для нахождения необходимой информации требуется воспользоваться поисковым инструментарием каждого сайта. Здесь также развивается навык грамотного построения поискового запроса. При правильно построенном запросе время, затраченное на поиск информации, значительно сокращается, таким образом остается больше времени на анализ информации и решение проблемы. Данный навык, несомненно, будет полезен будущим специалистам в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Студенты, однако, вовсе не ограничены предложенным набором Интернет-ресурсов и могут привлекать дополнительные источники информации для решения кейса, используя поисковые системы или дополнительную литературу. При подготовке кейса для более опытных групп студентов с высоким уровнем владения иностранным языком, на наш взгляд, можно совсем отказаться от предоставления ссылок на источники информации, предоставив студентам полную свободу выбора. Таким образом, на данном этапе происходит развитие ОК 4–5.

После работы с информацией начинается новый этап — выработка решения (или нескольких решений) проблемы. Происходит внутри командная дискуссия. В нашем случае студентам необходимо выбрать 10 главных достопримечательностей Красноярска, которые будут интересны иностранцу. Участники команды предоставляют свою информацию, происходит анализ найденных данных, и принимается оптимальное решение. Таким образом, студенты учатся эффективно общаться между собой, т. е. происходит формирование ОК 6.

После выработки решения кейса команды собираются вместе для представления своих результатов и финальной дискуссии уже между командами для принятия итогового решения, т. е. дискуссия переходит на следующий этап. Команды должны через обсуждение прийти к общему решению (или нескольким, в зависимости от цели кейса). Чтобы обсуждение проходило в деловом ключе, студентам можно заранее предложить деловые фразы-клише на иностранном языке, которые помогут им выказать свое мнение. Студенты учатся на данном этапе воспринимать конструктивную критику, отвечать на вопросы своих «коллег» и вместе приходят к итоговому решению.

Следующий этап работы с кейсом — это подготовка доклада о принятом решении. Доклад может быть представлен в любой форме: в устной, в письменной, в форме продукта (презентации, брошюры, визитки и т. д.). Последняя форма, на наш взгляд, более предпочтительна, т. к. развивает навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, что может пригодиться студентам в дальнейшей профессиональной деятельности. В нашем случае студентам предлагается создать брошюру с десятью выбранными по итогам финальной дискуссии достопримечательностями в режиме онлайн на сайте www.сanva.com. Инструментарий сайта позволяет создавать не только рекламные брошюры и проспекты, но и визитные карточки, фирменные бланки для предприятий, инфографику, презентации и т. д. На этот раз работа будет производиться в парах. Напарникам предстоит вместе выбрать дизайн и найти подходящие фотографии для оформления своей брошюры, используя Интернет-поисковики. Таким образом, на данном этапе происходит формирование ОК 4–6.

И последний этап работы с кейсом — аргументированный краткий доклад по итогам дискуссии — непосредственно презентация своего продукта. Формат кейса, представленного для примера в нашем исследовании, и здесь позволяет провести дискуссию для выбора лучшей брошюры и отработать навык эффективного общения в коллективе для формирования ОК 6.

Таким образом, мы видим, что при применении технологии кейс-метод на занятиях по иностранному языку на каждом этапе у студентов происходит формирование общих компетенций. Стоит отметить, что при использовании кейс-метода, большее внимание уделяется развитию ОК 6, так как формирование данной компетенции происходит на всех этапах работы с кейсом.

Соответственно, можно сделать вывод, что технология кейс-метод может быть применена в процессе изучения иностранного языка в организациях СПО для формирования у студентов общих компетенций с целью подготовки конкурентоспособных специалистов.

Литература:

  1. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2015. — С. 94–96.
  2. Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. — М.: ФИРО, 2010. — 19 с.
  3. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33324) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167762/ (дата обращения: 28.07.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): общих компетенций, иностранного языка, изучения иностранного языка, процессе изучения иностранного, среднего профессионального образования, профессиональной деятельности, формирование ОК, развития общих компетенций, дальнейшей профессиональной деятельности, организациях СПО, ФГОС СПО 3+, формирования общих компетенций, этап работы, развитие ОК, профессиональных компетенций, формирование общих компетенций, развитию общих компетенций, студентов общих компетенций, sights of our, формирования следующих компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос