Программа внеучебной жизни студентов Читинской государственной медицинской академии
Авторы: Лизандер Ольга Афанасьевна, Августаев Виктор Николаевич, Жамбалова Баира Баировна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 03.04.2017
Статья просмотрена: 134 раза
Библиографическое описание:
Лизандер, О. А. Программа внеучебной жизни студентов Читинской государственной медицинской академии / О. А. Лизандер, В. Н. Августаев, Б. Б. Жамбалова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2276/ (дата обращения: 17.12.2024).
Приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям таких базовых социально-личностных качеств выпускников вуза, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, нацелено на содержание процесса воспитания в университете и создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций. Через содержание учебного процесса осуществляется воспитание в учебном заведении во внеучебной деятельности, а также вне вуза. Внеучебная работа преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью, внеучебной деятельности студентов — это основные компоненты внеучебной работы. Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения.
Цель программы: «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса путем формирования мотивации к здоровому образу жизни и ценностного отношения к здоровью как мировоззрению». На примере ФГБОУ ВО ЧГМА
Задачи программы:
Внедрение в учебно-воспитательный процесс программ, направленных на приобретение студентами и сотрудниками Академии знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры здорового образа жизни.
– Разработка комплекса мер, направленных на оздоровление студентов и создание здоровье сберегающих условий участников образовательного процесса.
– Совершенствование спортивно-оздоровительной базы для сохранения и улучшения физического здоровья обучающихся и сотрудников.
– Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам и пропаганда здорового образа жизни.
– Развитие творческой и социальной активности студентов, как фундамента формирования мотивации к здоровому образу жизни.
Направления и пути реализации программы:
Наличие точек питания для обучающихся и сотрудников ВУЗа, в том числе и горячего питания. Столовые академии расположены: в общежитии № 1 Хабаровская, 2; в учебном корпусе № 3, Горького 39а. Столовые предоставляют горячее, диетическое питание для всех сотрудников и студентов ФГБОУ ВО ЧГМА. Буфеты расположены в учебном корпусе № 2, в Клинике ФГБОУ ВО ЧГМА, Новобульварная, 163.
Здравпункт академии расположен по адресу ул. Хабаровская 2. Медицинское обследование и лечение студентов и сотрудников академии осуществляется в МУЗ «Поликлиника Центрального района г.Читы» на основании договора о медицинском обслуживании, заключенного с данным учреждением. В соответствии с договором студентам предоставляется доврачебная, амбулаторно-поликлиническая и неотложная помощь, кроме того к обследованию и лечению привлекаются специалисты профильных кафедр. Стационарное лечение студенты получают в специализированных отделениях клинических больниц, на которых расположены кафедры академии и курируются заведующими соответствующих кафедр и деканами факультетов. Кроме этого студенты проходят профилактическое обследование в Центрах здоровья, организованных при государственных лечебных учреждениях города Читы. По результатам медицинского осмотра студентов проводится их распределение по группам здоровья для занятий физической культурой: основная группа и специальная группа (по показаниям). Занятия в специальной медицинской группе организуются в соответствии с программой оздоровительной работы.
Наличие кабинета психологической помощи в ВУЗе. Психолого-консультационная работа осуществляется сотрудниками Центра развития личности студента по следующим направлениям: осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий; осуществление санитарно-просветительской работы среди студентов и населения; осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением; оказание помощи при формировании мотиваций здорового образа жизни. Психологи Центра развития личности студента в составе Отдела по воспитательной работе и связям с общественностью проводят систематические групповые и индивидуальные занятия со студентами 1-6 курсов по вопросам формирования мотивации ЗОЖ, профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании путём активного формирования отрицательного отношения.
Наличие в структуре вуза санатория, профилактория, оздоровительно-спортивного лагеря, кабинетов здорового образа жизни, центра профилактики. ФГБОУ ВО ЧГМА имеет оздоровительный комплекс «Медик» в пригородной зоне г. Читы на озере Арахлей, на базе которого проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, лагерь студенческого актива «ПРОдвижение». На территории комплекса расположены жилые домики, столовая, игровые комнаты и комнаты для занятий, оборудованы спортивные площадки. На оздоровительной базе ЧГМА «Медик» на озере Арахлей ежегодно летом отдыхают до 400 человек: сотрудники с семьями и студенты.
В сентябре 2016 года на базе ФГБОУ ВО ЧГМА под руководством заведующей кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии был создан центр профилактики — клуб "Здоровье". В клубе «Здоровье» организована воспитательная и культурно-массовая работа, призванная вести систематическую пропаганду эстетических, этико-деонтологических, духовных знаний, здорового образа жизни, профилактику эпидемических и неэпидемических заболеваний, а также направлена на развитие профессиональных качеств в среде студентов Читинской государственной медицинской академии во внеучебное время.
Как показывает практика, общение преподавателей-кураторов и студентов может выступить условием успешной адаптационной и воспитательной деятельности, важным обучающим и воспитывающим фактором. Но в современных условиях требуется изменение практики кураторства, статуса куратора, его задач и функций. Он должен стать старшим товарищем и искренним наставником. Именно приобщение преподавателя и студента к общей профессии способствует формированию чувства профессиональной общности, снятию возрастного барьера, замене субъект-объектных отношений отношениями сотрудничества.
Приобретение лечебно-диагностического оборудования для реализации мероприятий здорового образа жизни, медицинского обслуживания студентов и сотрудников. В 2016 году было приобретено лечебно-диагностического оборудования для реализации мероприятий здорового образа жизни, медицинского обслуживания студентов и сотрудников на сумму 18639110 руб. Затраты на реконструкцию и ремонтов объектов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. В 2016 году в ФГБОУ ВО ЧГМА осуществлён ремонт объектов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности на общую сумму 563417 руб. Приобретение спортивного инвентаря, оборудования, формы в 2016 г. На общую сумму 2150915,54.
В настоящее время на базе ФГБОУ ВО ЧГМА реализуется 6 основных проектов, направленных на формирование и поддержку мероприятий по формированию мотиваций здорового образа жизни.
Совместный студенческий проект волонтёрского отряда «Правильный выбор» и преподавателей кафедр ВУЗа, направленный на формирование мотиваций здорового образа жизни учащихся школ города и края. Проект рассчитан на длительную перспективу и уже реализуется в течение 5 лет.
Международный проект «Dance for life» реализуется на базе ГБОУ ВПО ЧГМА с апреля 2013 года, рассчитан на длительную перспективу.
Реализация Всероссийского проекта «Волонтёры-медики». На базе ГБОУ ВПО ЧГМА с сентября 2015 года работает региональное отделение Всероссийского общественного объединения «Волонтёры-медики».
Проект "Здоровый образ жизни— залог успеха", автор Малханова Дарима Алексеевна 6 курс лечебный факультет) — защита проекта на базе Конвейера проектов смены «Молодые учёные и преподаватели в области здравоохранения» Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» (6.08.2016-12.08.2016), фин.поддержка-200000 руб. Реализация проекта — 2016-2017 год.
Проект "ПОМОГИ, если ты стал очевидцем ДТП..."— совместный проект волонтёрского движения "Ты не один!". В 2016 году проект был представлен на защиту в рамках работы III Всероссийского молодёжного образовательного форума "Спешите делать добро" (13-15 октября 2016г), а также в рамках работы форума "Чита — город молодых", на конкурсе "Лаборатория городского проектирования" и занял 2 место. Реализация проекта — 2016-2017г.
Проект деятельности волонтёрского отряда "Счастье на ладони". Отряд создан на базе педиатрического факультета под руководством заведующей кафедры пропедевтики детских болезней. Цель — осуществление информационной, психологической, профилактической и благотворительной поддержки родителей детей, родившихся раньше срока. Реализация проекта началась в декабре 2016 года, рассчитана на долгосрочный период.
В социологических и психологических исследованиях по изучению самооценки отношения к здоровью, факторам риска, физкультурно-спортивной деятельности приняли участие 88 % студентов ВУЗа.
Субъективные оценки студентов/сотрудников деятельности администрации вуза по обеспечению здорового образа жизни в вузе изучаются с помощью анонимного анкетирования сотрудниками Центра развития личности студента, Учебно-методическим управлением, студенческим советом ЧГМА. Результаты представлены в форме презентации.
В ФГБОУ ВО ЧГМА проводится цикл мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек: мероприятия социальной направленности, физкультурно-оздоровительные мероприятия как для студентов, так и для сотрудников ВУЗа.
В академии уже в течение нескольких лет действует приказ № 112 от 28.09.2012 г. «О запрете курения в учебных и вспомогательных корпусах, в общежитии, клинике, на территории медицинской академии, на клинических базах».
У всех членов ректората, руководителей структурных подразделений вуза отсутствует вредная привычка — курение.
В течение года масштабная работа, направленная на профилактику вредных привычек, проводилась волонтёрскими отрядами академии«Эндорфины», «Dance4life», «Буян», «Правильный выбор», «Волонтёрское движение» , «Береги своё сердце».
Преподаватели и сотрудники ВУЗа активно занимаются спортом, участвуют в соревнованиях городского и краевого уровней.
В структуре учебно-спортивного комплекса ГБОУ ВПО ЧГМА функционирует «Спортивный клуб ЧГМА». Деятельность клуба регламентирована Уставом ФГБОУ ВО ЧГМА, утверждённого Минздравом России 06 июня 2016 г. № 346 (п.1.10). Кроме того, в декабре 2015 г. на базе Академии был создан Студенческий спортивный клуб Читинской государственной медицинской академии "Импульс", который является членом Общероссийской молодёжной общественной организации "Ассоциация студенческих спортивных клубов России" с 09 декабря 2015 г. Во вложении Свидетельство о регистрации № 139.
Все студенты Читинской государственной медицинской академии принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, как в рамках учебной нагрузки, так и во внеучебной спортивной деятельности.
В Читинской государственной медицинской академии в течение 17 лет активно работает добровольческое движение «Ты не один!», деятельность которого направлена на формирование этико-нравственных принципов поведения будущих врачей — выпускников медицинского вуза.
В настоящее время движение объединяет в себе 10 самостоятельных волонтёрских отрядов, деятельность которых имеет отличительные особенности, но направлена главным образом на формирование мотиваций здорового образа жизни и подчинена единой цели: «Все вместе мы вторим добро!».
Итогом работы волонтёрского движения стало проведение в сентябре 2016 г. масштабного мероприятия «Межрегиональный съезд волонтёрских отрядов медицинских и фармацевтических ВУЗов Минздрава России». Материалы работы съезда опубликованы в Забайкальском медицинском журнале № 3, 2016г.
Профессиональные нормы и стандарты, кодексы и образцы поведения, традиционно приписываемые профессионалам из сферы духовного производства (гуманизм, самостоятельность, творческая активность, независимость и т.п.), станут носить универсальный характер. Институциональный аспект профессии в ее связи с образованием перспективен еще в одном плане. Будущее информационное общество настолько изменит сам характер и содержание общественного производства, что привычное деление его на сферы материального и духовного производства для изучения различий между профессиональными группами потеряет свой смысл, ибо и в первой (материальное производство), и во второй (духовное производство) сферах, обеспечивающих воспроизводство общества в целом, основным условием и фактором развития станет интеллектуальный капитал.
Именно склонность студенческой молодежи соотносить внеучебную работу, в первую очередь, с рекреационной деятельностью, а всю воспитательную работу — с неприемлемым «назиданием», «наставлением», а также высокий уровень неудовлетворенности состоянием социокультурной досуговой деятельности в вузе позволяют интерпретировать выявленное как претензии студенчества на самоорганизацию в этой сфере. В этих настроениях можно усмотреть естественную потребность молодежи в самоорганизации, активизации самодеятельного творчества в культурно-массовой сфере, система организации которой была нарушена в ходе реформирования высшего образования. Тем самым результаты исследования подтверждают необходимость создания благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъекты собственной и общественной жизни, наряду с созданием объективных условий для духовного роста личности, для формирования ценностных ориентации студенческой молодежи.
Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Собственно внеучебная воспитательная работа в вузе осуществляется посредством деятельности всех структурных подразделений академии, ведется через творческий союз преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения.
Литература:
- Лизандер О.А, Мирошникова А.Н., Филатова Е.В., «Мониторинг состояния здоровья и факторов риска студентов ЧГМА», Инновационные технологии в науке и образовании МЦНС «Наука и просвящение»-2016 — с.224-227.
- Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пунин. -- М. : ФиС, 1979. — 143 с.
- Материалы сайта посвященного спорту философии спорта, спортивной психологии и медицины. http://def.kondopoga.ru/2007
- Мирошникова А.Н., Петрова С.Ю., «Психологопедагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы»// Вестник БГУ 2015г., выпуск 13, Физическая культура и спорт // Улан-Удэ 2015 –с.73-76
- Хромова О.Н., Мирошникова А.Н. Состояние здоровья студентов 1 курса педиатрического факультета по результатам медицинского осмотра за 2013 — 16 года//.Международная научная конференция «Psychology, Sports Science and Medicine», С.-Петербург. 2016 — с.22-28.