Авторы: Попченко Елена Леонидовна, Калита Данила Алексеевич

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Попченко Е. Л., Калита Д. А. Деловая игра как составляющая проекта «Созвездия, создающие ценность» // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2253/ (дата обращения: 22.02.2018).



В рамках статьи рассмотрены некоторые аспекты проекта«Созвездия, создающие ценность». Актуальность его обусловлена тем, что в последние годы в теории и практике управления наблюдается повышенный интерес к устойчивым хозяйственным связям между организациями. Р. Рамирес и Р.Норман используют термин «созвездия, создающие ценность» для обозначения совокупности организаций, связанных партнерскими взаимоотношениями в общей цепочке создания ценности для потребителя [3]. Чаще всего, это результат долговременного планируемого сотрудничества всех стейкхолдеров, хотя основополагающим фактором ее возникновения являются потребности рынка.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время в нашей стране большое количество студентов экономических специальностей. Но нам нужны высококвалифицированные специалисты в сфере предпринимательства. Поэтому необходимо осуществлять набор из тех выпускников школ, которые действительно, заинтересованы в изучении экономических наук, желающих в дальнейшем открыть свой бизнес. «Малое и среднее предпринимательство — это основа развития российской экономики, и необходимо всячески содействовать развитию этого сегмента, увеличению количества предпринимателей» [1]. «В России количество субъектов малого предпринимательства должно увеличиться в 3,4 раза к 2025 году» [2].

Вызовами на сегодняшний день служит существенный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы среди выпускников учреждений образования по специальностям профессиональной подготовки на рынке труда Саратовской области. Аналогичной является ситуация и во многих других регионах. Это происходит в результате недостаточного уровня вариативности профильного обучения на третьей ступени обучения в школе и условий для самоопределения, развития и самореализации личности в ходе обучения.

Решение этих проблем видится в формировании потенциального кадрового резерва с учетом потребностей рынка и способностей современной молодежи к тем или иным наукам. Поэтому направление «Школа — ВУЗ — Малый бизнес» (Школа — СПО — ВУЗ/Малый бизнес), действительно востребовано, поскольку должна осуществляться взаимосвязь между учреждением среднего и среднего специального/высшего образования, а также будущими работодателями.

На наш взгляд, одним из инструментов его реализации, выступает данный проект «Созвездия, создающие ценность», в рамках которого предлагается построение Модели индивидуальной образовательной траектории старшеклассника. Отличие данной модели от общепринятой заключается в том, что особое внимание нужно уделить детям, проживающим в детских домах и интернатах. Они должны иметь равные возможности.

Цель проекта: создание условий для определения направления будущей профессии и оказание содействия подросткам, в том числе проживающим в интернатах и детских домах в профессиональной ориентации и выборе образовательной траектории, повышение мотивации молодых людей к открытию своего бизнеса (малого и среднего) как к альтернативному варианту трудоустройства после окончания среднего профессионального/высшего учебного заведения.

Задачи проекта:

– углубление и систематизация знаний и формирование компетенций у учащихся в области менеджмента и предпринимательства;

– развитие творческих способностей и интереса к профессии предпринимателя у талантливых учащихся;

– создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных молодых людей;

– обеспечение возможности участия школьников всей Саратовской области в проекте (аналогично и других регионов);

– создание и внедрение модели индивидуальной образовательной траектории старшеклассника.

В рамках данной статьи мы не будем описывать весть проект, а остановимся на пусть хорошо известном, но достаточно эффективном и отлично зарекомендовавшим себя на практике инструменте — деловой игре.

Деловые игры — это уникальный инструмент для анализа и развития системы мышления человека, для осознания своих потребностей в изучении тех или иных областей науки. Проведение деловых игр предлагается по предметам направления подготовки (медицина, технические науки, юриспруденция, экономика, экология, аграрный сектор и множество других.)

Что же принципиально нового, ведь деловые игры уже существуют и применяются на практике? Да, безусловно. Однако если они будут проводиться системно, то у учащегося появится больше шансов определиться с выбором профессии. Например, учащийся физико-технического лицея может открыть для себя, что действительно, что ему очень нравится — это психология, экономика и политология, хотя он неплохо справляется с математикой и физикой (пример приведен на личном опыте Калиты Д. А. ). Но, к сожалению, это может произойти, поздно, после выбора предметов для сдачи ЕГЭ.

Итак, приведем некоторые элементы деловой игры «Брейн-ринг для предпринимателя». Игра построена по принципу игры «Что? Где? Когда?».

Для проведения игры понадобятся: аудитория (желательно с круглым столом ), компьютер, проектор, вопросы от преподавателей в конвертах, волчок, музыкальное сопровождение, торт как награда победителю. Преподаватели кафедры играют против студентов.

Оформление представлено в виде презентации:

1-й Файл.

Что? Где? Когда? Осенняя серия

2-й Файл. Капитан команды крутит волчок- выпадает номер письма (например № 7). Ведущий наводит курсор на номер вопроса. Автоматически открывается фото преподавателя, играющего против студентов

3-й Файл. Студенты видят «противника» . Ведущий подводит курсор к значку гиперссылки (в нашем примере синий кружок) — автоматически открывается вопрос.

4-файл. Это сам вопрос, адресованный студентам.

На размышления студентам дается 1 минута. Минуту можно сэкономить, сказав досрочно правильный ответ. Далее ведущий наводит курсор на стрелку, и мы опять возвращаемся к таблице вопросов. Между раундами и вначале игры звучит музыка и, конечно, гонг.

Игру в таком формате можно проводить после изучения блока тем, перед промежуточным и итоговым тестированием. Это повышает качество усвоения материала, закрепление материала происходит на аудио-уровне и на визуальном уровне, создает творческую обстановку на занятии, формирует командный дух. Студенты практически всегда записывают игру на видеокамеру, чтобы на встрече выпускников вспомнить свои студенческие годы. Такие же игры мы проводили в школах г. Саратова со старшеклассниками.

В заключении хотелось бы отметить, что торт всегда достается студентам , так как они тщательно и с глубоким интересом готовятся к игре по темам дисциплин ФГОС, приобретая необходимые компетенции.

Литература:

1. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 1 декабря 2016 года. — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/(Дата обращения 23.03.2017)

  1. Петербургский международный экономический форум 17 июня 2016 года [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: // http://www.forumspb.com/ru/2016 (дата обращения 23.03.2017)
  2. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. М.:ИД «Вильямс»,2003. — 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной траектории, индивидуальной образовательной траектории, образовательной траектории старшеклассника, детских домах, создание условий, Саратовской области, молодых людей, выборе образовательной траектории, Модели индивидуальной образовательной, субъектов малого предпринимательства, устойчивым хозяйственным связям, количество студентов экономических, нужны высококвалифицированные специалисты, модели индивидуальной образовательной, существенный дисбаланс спроса, изучении экономических наук, вариативности профильного обучения, связанных партнерскими взаимоотношениями, потенциального кадрового резерва, основа развития российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос