Автор: Лобова Татьяна Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.11.2016

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Лобова Т. С. Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 560-564.



Тьюторская деятельность — это деятельность по сопровождению студента, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором. Тьютор помогает разобраться в успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на протяжении всего периода учебы.

Основное направление тьюторской деятельности в колледже — это сопровождение формирования общих и профессиональных компетенций обучающегося в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности и построения личной образовательной траектории (маршрута) обучающихся.

Тьюторское сопровождение является составной частью управления качеством подготовки специалистов среднего звена.

В связи с этим тьютор в сфере образования должен выполнять следующие функции:

– cопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы;

– обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей;

– проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса;

– оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы;

– организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы;

– осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора;

– организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;

– обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы;

Лабиринт – сотрудничать с субъектами образования и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта;

– разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;

– разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности;

– вести рабочую тьюторскую документацию.

В работе тьютора используются разнообразные формы и методы. Однако их содержание определяется тем, что большинство средств тьюторской помощи носит нежесткий, диагностико-рекомендательный характер, т. е. может использоваться учащимся по желанию. В связи с этим и формы тьюторской деятельности — это формы ненасильственного влияния на подопечного. Они призваны обеспечить интересность самого процесса для учащегося, эмоциональную вовлеченность тьюторанта в процесс оказания им помощи, субъектность. При этом тьюторская помощь должна носить адресный индивидуальный характер.

Формы работы, применяемые в тьюторском сопровождении:

– индивидуальное сопровождение;

– групповое сопровождение.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

– вопросно-ответной технологии;

– проектной технологии;

– технологии работы с портфолио;

– технологии консультирования;

Лабиринт – тренинговых технологий;

– технологии рефлексивных сессий;

– технологии активного слушания;

– технологии модерации.

В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других — сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в третьих — сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания площадок для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т. д. Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создает условия для развития компетенции через практическую деятельность, он моделирует учебные ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение, помогает самообразованию и поддерживает мотивацию обучающихся.

Тьютор в колледже осуществляет сопровождение, как отдельного студента, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. В этой связи, наименование его должности дополняют поясняющие слова: тьютор курса, тьютор группы, тьютор отделения. Однако, зона его ответственности не выходит за рамки сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, а эффективная деятельность строится на основе утвержденных образовательным учреждением тьюторских программ.

Тьюторы, способные к исследовательской деятельности, владеющие тьюторскими технологиями и умеющие создать развивающую образовательную среду смогут осуществить переход от индивидуального подхода к индивидуализированному процессу обучения.

Тьюторская позиция заключена в сопровождении обучающегося в его индивидуальном движении, в помощи при его самоопределении и самореализации. Это специальная позиция, в рамках которой проводится определенная работа, не схожая ни с работой педагога в традиционном понимании, ни с работой воспитателя, ни с работой психолога, тогда как в деятельности всех участников педагогического процесса можно наблюдать знаковые признаки тьюторства.

Виды тьюторства различны по направленности предоставляемого сопровождения, способу взаимодействия участников образовательного процесса и роду деятельности вовлеченных: онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, студенческое тьюторство, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций, академическая подготовка, академическое, домашнее, частное тьюторство .

В контексте проводимой опытно экспериментальной работы, считая, что тьюторское сопровождение одно из наиболее эффективных способов формирования субъектной позиции обучающихся возможно предложить следующую модель тьюторского сопровождения обучающихся колледжа.

Ключевыми принципами в разработке модели тьюторского сопровождения являются:

– создание условий для вовлечения обучающихся в развитие собственной активной позиции как субъекта не только образовательного процесса, но и процесса жизнедеятельности.

– помощь обучающимся в осуществлении ценностных выборов, личного самоопределения.

Лабиринт – учет потребностей и интересов студента в образовательном пространстве колледжа.

Безымянный-1.jpg

Рис. 1. Модель тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа

В тьюторской работе реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Цель педагогической деятельности тьютора в общем виде можно сформулировать следующим образом — создание такой образовательной среды, которая поможет студентам находиться в зоне ближайшего развития при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего.

Задачи тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа:

  1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности;
  2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
  3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

Ценностно-смысловой компонент модели тьюторского сопровождения определяет основные подходы и принципы тьюторского сопровождения.

К методологическим подходам тьюторской деятельности нами отнесены следующие подходы:

Гуманистический подход. Это воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие, воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Индивидуальный подход. Его сущность выражается в осуществлении процесса сопровождения с учетом индивидуальных особенностей студентов (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Взаимодействие со студентом строится через работу с его конкретными проблемами. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому студенту.

Личностно-ориентированный подход. Предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы студентов (неодинаковые возможности и способности студентов) и создает предпосылки для большей результативности обучения. Так со студентами мы говорим о том, какими чертами характера должен обладать современный юрист, о роли образования в жизни современного человека.

Системный подход. В основе лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее исследование на раскрытие их целостности, на выявление типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Тьюторское сопровождение студентов основано на следующих принципах:

– принцип сотрудничества отражает право студента выступать в качестве непосредственного участника образовательного процесса, то есть решать проблемы совместно со старшими помощниками одновременно «с двух сторон» — социальной и индивидуально-личностной;

Лабиринт – принцип диалогизации отражает идею неограниченных возможностей студента на пути к самосовершенствованию в ходе общения с другими людьми. Изначально ситуация встречи преподавателя и студента всегда «неравная». В образовательном процессе колледжа должно происходить преобразование руководящей позиции тьютора и подчиненной позиции студента в позиции равноправных соучастников. Подобное преобразование имеет свои этапы, на которых тьютор создает условия для большей самостоятельности студентов, формирования у них способности к самоуправлению и ее усиления. Важнейшая его роль заключается в актуализации и стимуляции стремлений студентов к общему и профессиональному развитию, в создании условий для их самосовершенствования. Нельзя забывать, что только в таком диалоге складываются условия для личностного роста и творческого саморазвития как студента, так и педагога.

– принцип активности понимается как создание условий для проявления способностей студентов самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты. То есть использовать себя в связи с целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс;

Ресурсный компонент модели тьюторского сопровождения студентов колледжа раскрывает основные ресурсы: личностный ресурс студента колледжа; ресурсы образовательного пространства; методические ресурсы.

Тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения — диалог, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, портфолио. Тьютор использует информационные технологии для организации взаимодействия со студентами на расстоянии.

Организационно-деятельностный компонент модели тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа. Сопровождая конкретного студента, решая поставленные задачи, тьютор использует индивидуальные и групповые формы организации деятельности.

В целях определения и повышения эффективности тьюторской работы со студентами юридического колледжа необходимо выделить аналитико-результативный компонент модели тьюторского сопровождения. Его основу составляют образовательные результаты на различных уровнях (студент, тьютор, педагог, студенты-старшекурсники) и способы их представления.

Специфика тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа показывает необходимость комплексного результата, исходя из образовательной среды. Рассматривая результат как конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично), мы рассмотрели особенности достижения результата тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа через понятие образовательная среда.

Образовательная среда — подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности. В тьюторском сопровождении студентов важно создание личностно-ориентированной образовательной среды, которая включает в себя: наличие компетентных специалистов; наличие взаимодействующих организаций, психолого-медико-педагогического консилиума; материально-техническое обеспечение; наличие коллектива единомышленников; цепочку образовательных событий.

С позиции организации процесса деятельности можно предположить следующие результаты.

Результаты на уровне тьютора:

– наличие плана реализации индивидуального образовательного маршрута студента;

– набор диагностического инструментария;

– портфолио тьютора.

Лабиринт Результаты на уровне студента:

– наличие индивидуального образовательного маршрута студента;

– адаптация студента в жизненном пространстве;

– компетенции студента позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.

– успешность студента (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);

– ценностные установки и ориентации студента;

– повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера студента.

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Тьютор-школе. //Директор школы. — 2011. — № 8.– С. 87-90
  2. Башкатов И. П., Сергеева Т. А. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы // Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица».‑ 2011.‑ № 9.‑ С.13-18
  3. Старостина Е. А., Щеглова Е. М. Индивидуализация подготовки обучающихся колледжа к участию в профессиональных творческих колледжах./Материалы IVМеждународной научно-практической и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 9-10 ноября 2011 г. — М.: МПГУ; АПК и ППРО, 2011. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тьюторского сопровождения, индивидуальной образовательной программы, тьюторского сопровождения студентов, модели тьюторского сопровождения, реализации индивидуальной образовательной, сопровождения студентов юридического, студентов юридического колледжа, образовательной среды, компонент модели тьюторского, тьюторской деятельности, сопровождение студентов, образовательных траекторий студентов, сопровождения студентов колледжа, образовательного процесса, ресурсов образовательной среды, образовательных потребностей студентов, тьюторского сопровождения дистанционного, форм тьюторского сопровождения, Модель тьюторского сопровождения, модель тьюторского сопровождения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос