Библиографическое описание:

Никитина Е. С. Формирование компетентностей специалистов Безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 147-149.



Динамично развивающееся современное общество характеризуется мощным научным и техническим прорывом. Применение новых знаний может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. Подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать». В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам компетентности в образовательном процессе. В нашей работе мы рассматриваем вопрос компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности. В современных нормативных документах Министерства в разделе Требования к уровню подготовки выпускников наряду с традиционными уровнями: знать/ понимать, уметь — присутствует новый уровень — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Компетентностный подход предполагает наряду с формированием прочных знаний у студентов оказывать им помощь в овладении определенной системы конкретных умений и алгоритмом действий в определенных условиях. Иными словами, в ходе учебного процесса у студентов должны формироваться знания, которые бы в дальнейшем были фундаментом их практической деятельности, а также умений применять и использовать полученные знания в повседневной жизни.

В связи с возникающими в системе подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности противоречиями:

— между принятием компетентностного подхода, как основы реформирования высшего профессионального образования и отсутствием научного обеспечения способов его реализации;

— между объемом накопления практического решения проблем педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и недостаточным научным его обобщением появилась необходимость в применении различных методологических подходов. Реализация системного и деятельностного подходов позволит устранить указанные противоречия. Использование системного подхода в процессе нашего исследования обуславливалось тем, что понятие «система компетентностей» включает и обобщает методические разработки и пути решения проблемы формирования компетентностей у специалистов безопасности жизнедеятельности в процессе физической подготовки в соответствии с основными задачами образовательного процесса.

Системный подход к реализации компетентностей специалистов безопасности жизнедеятельности предполагает применение совокупности методов, средств, приемов педагогического воздействия, направленных на формирование определенных качеств личности.

Деятельностный подход определяет рассмотрение всех основных компонентов деятельности студентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов управления, самоконтроля и самоанализа полученных личностных результатов. Для нашего исследования деятельностный подход имеет большое значение, так как компетентности изучаются в системе свойств и личностных качеств обучаемого. Указанные методологические подходы обеспечивают всесторонность информации о компетентности личности, способах формирования и развития компетентностей студентов факультета безопасности жизнедеятельности.

Под термином «специалист безопасности жизнедеятельности» мы подразумеваем широкое понятие (учитель, спасатель МЧС, пожарный, силовые структуры и т. д.). Реализация этих понятий зависит от профессиональной компетентности специалиста как главной фигуры образования, в частности — от его компетентности в решении педагогических задач, так как они во многом определяют содержание педагогического процесса и результаты профессиональной деятельности специалиста. А так как одной из доминирующих, по-нашему мнению, в этой деятельности является физическая составляющая, существует необходимость теоретических и практических исследований влияния профессионально-прикладной физической подготовки на формирование профессиональной компетенции у специалиста безопасности жизнедеятельности.

Любой трудовой процесс имеет внешнее проявление — двигательную деятельность человека, трудовую активность. Физический и умственный труд, являются основными формами труда. Во многих массовых профессиях происходит сочетание физического и умственного труда, но при сохранении относительной самостоятельности того или другого. Разделение труда на чисто физический и умственный в настоящее время носит достаточно условный характер. Здесь уместно говорить о смешанной форме труда, такое условное распределение по признаку проявления определенных функций в процессе труда, принятое в физиологии и психологии труда, облегчает изучение динамики работоспособности развития производственного утомления. Трудовой процесс и физическая культура и спорт имеют психофизиологическое тождество, благодаря этому на занятиях можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов. Это помогает подбору средств физической культуры и спорта в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Основное назначение прикладной физической подготовки (ПФП) включает направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Многочисленные научные данные показывают, что ПФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек — машина». ПФП также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.

Профессиональная компетентность специалистов безопасности жизнедеятельности проявляется как интегративная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

Как показывает обзор специальной литературы, исследования ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В. Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л. М. Абдулина, Э. Ш. Абдюшев, В. А. Антипова, Е. В. Бережнова, З. Ф. Есарева, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Янковский) и за рубежом (Е. Д. Вознесенская, Б. Л. Вульфсон, Н. И. Костина, Л. В. Кузнецова, М. С. Сунцова, Ю. Е. Штейнсапир), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров). Цели работ этих ученых, в основном, направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования.

На разработку методики формирования компетентностей специалистов безопасности жизнедеятельности оказывают влияние методические принципы, определяющие отбор и структуру учебного материала, взаимосвязи между основными дисциплинами подготовки специалистов. Принципами для отбора содержания подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности являются: практическая направленность, взаимосвязь физической и методической подготовки, профессиональная мобильность, технологичности и др.

При профессиональной подготовке специалистов безопасности жизнедеятельности используется сочетание общей физической подготовки со специализированной — профессионально-прикладной физической подготовкой. Такая взаимосвязь дисциплин позволяет формировать и развивать направленные физические и психические качества специалиста безопасности жизнедеятельности, способного применить их в различных условиях.

С учетом компетентностного подхода выделяем компетентности, формируемые при обучении специалистов безопасности жизнедеятельности прикладной физической подготовки:

— уверенность в себе, самоконтроля при выполнении физических упражнений;

— готовность решать ситуационные вопросы, приближенные к чрезвычайным ситуациям;

— способность к совместной деятельности в команде при выполнении заданий;

— способность принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, выделенные компетентности специалистов безопасности жизнедеятельности, формируемые при обучении студентов прикладной физической подготовке смогут, на наш взгляд, обеспечить практическое решение жизненных ситуаций.

Теоретическая значимость нашего исследования заключалась в следующем:

-определена структура формирования компетентностей, включающая ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты;

-разработано содержательное наполнение одного из основных компонентов деятельностной компетентности;

-на основе выделенных критериев с учетом личностных факторов выявлена степень сформированностидеятельностной компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Гафнер В. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого- педагогическая проблема. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004.– № 9. С.15– 17.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.– 2003 г. — № 5 — с.34–42.
  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Родионовой. — СПб. 2004 г.
  4. Монография Л. А. Михайлова 2000 г.
  5. Материалы к научным конференциям В. В. Фирстов 1999; И. А. Ротанов 1998, 2001; И. М. Шилова2000,2002; Михайлов Л.А 2002, 2003.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры/Учебник для ИФК. М., ФиС, 1991.
  6. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. М.: Высшая школа, 1985.
  7. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: «Просвещение», 1979.
  8. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие/ Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафт-СПб, 2001 г.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, специалистов безопасности жизнедеятельности, специалиста безопасности жизнедеятельности, физической подготовки, подготовки специалистов безопасности, безопасности жизнедеятельности человека, компетентностей специалистов безопасности, профессионально-прикладной физической, безопасности жизнедеятельности противоречиями, профессионально-прикладной физической подготовки, компетентности специалиста, области безопасности жизнедеятельности, факультета безопасности жизнедеятельности, безопасности жизнедеятельности прикладной, компетентности специалиста безопасности, компетентности специалистов безопасности, формирования компетентностей, методика физической, профессиональной компетентности специалиста, физической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос