Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айол, А. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе / А. А. Айол, В. В. Кузьменко, И. И. Орлов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1451/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, «Школа безопасности», «Операция «Защита».

 

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно-спортивных лагерей, общее количество которых на сегодняшний момент составило около 2000.

В целях совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, массового привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом ежегодно увеличивается количество обучающихся, принимающих участие в школьном этапе президентских состязаний. Так, в 2010/11 учебном году их число составило 7,5 млн. человек, в 2014/15 учебном году - 10,1 млн. человек. В соревнованиях по программе президентских состязаний приняли участие обучающиесяиз 37,2 тыс. общеобразовательных организаций.

Практически во всех субъектах Российской Федерации, мероприятия по организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихсяобщеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные региональные программы.

В 2016 году доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 процента общего количества молодых граждан в стране.

В настоящее время Правительство Российской Федерации своим постановлением от 30 декабря 2015 г. № 1493 утвердило Положение о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

Данная программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. Мероприятия Программы объединены в следующие разделы:

научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;

совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;

развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;

информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.

Задачами Программы являются:

развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);

создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

С 2002 года на территории Северо-Западного федерального округа проводятся региональный этап всероссийских соревнований «Школа безопасности» и военизированная игра «Зарница», входящие в комплексную систему патриотического воспитания. Данные мероприятия зарекомендовали себя как крайне эффективные формы реализации вопросов патриотического воспитания в Северо-Западном регионе.

Методическое руководство подготовкой детей и молодежи по основам безопасности жизнедеятельности путем проведения для обучающихся детей и молодежи соревнований «Школа безопасности» сегодня осуществляется Общероссийской общественной организацией «Российский союз спасателей».

На территории Санкт-Петербурга организатором проведения основных мероприятий по патриотическому воспитанию является «Городской центр гражданского и патриотического воспитания детей ГОУ ДОД ДООТЦ СПб «Балтийский берег» (далее – Центр). Данный центр создан в целях развития системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Основными задачами, решаемые центром, являются:

1. Реализация программ дополнительного образования;

2. Формирование у детей активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны;

3. Развитие многовековых духовных традиций Отечества.

4. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания.

5. Содействие органам исполнительной власти в гражданско-патриотическом воспитании детей в духе преданности и любви к своему Отечеству и своему народу.

6. Поддержка деятельности детских общественных объединений.

7. Реализация целевых федеральных, межрегиональных, региональных и других программ в области гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания детей.

8. Организация и участие в разработке образовательных программ в сфере гражданского и патриотического воспитания.

9. Разработка программно-методического обеспечения по патриотическому воспитанию.

10. Организация и проведение экспертизы программ, методических материалов, пособий, используемых в целях патриотического воспитания.

11. Организация и участие в разработке федеральных и региональных примерных образовательных программ и учебных планов, повышения квалификации руководящих и педагогических работников системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

12. Выявление, изучение, обобщение и распространение информации опыта работы учреждений, организаций и педагогов, занимающихся гражданским, патриотическим, духовно-нравственным воспитанием детей.

13. Организация городских массовых мероприятий в области гражданского и патриотического воспитания.

14. Развитие и поддержка Всероссийских и детских движений «Зарница» и «Школа безопасности», «Юные моряки».

Ежегодно Центром организуется проведение Открытого финала оборонно-спортивных и туристических игр «Зарница» Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Финал) и Открытых соревнований «Школа безопасности» Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Соревнования).

Основными задачами данных мероприятий являются:

- военно-патриотическое воспитание участников;

- совершенствование физической, спортивной и туристической подготовки участников;

- развитие и совершенствование навыков действий в экстремальных условиях, во время дорожно-транспортных происшествий и при пожарах;

- освоение военных профессий, подготовка к службе в рядах Вооруженных Сил российской Федерации.

В Финале и в Соревнованиях принимают участие команды общеобразовательных учреждений, специализированных военных и кадетских классов, воспитанники военно-патриотических, подростково-молодежных клубов, формирований и объединений.

Команды, представленные на мероприятия, подразделяются на возрастные группы следующим образом:

- 1 возрастная группа – дети 10 – 12 лет;

- 2 возрастная группа – дети 13 – 15 лет;

- 1 возрастная группа – дети 16 – 17 лет;

Принадлежность команды к возрастной группе определяется по дате рождения самого старшего обучающегося команды. Один и тот же обучающийся не имеет право выступать за несколько команд.

Программа Финала и Соревнований предусматривает проведение семнадцати мероприятий:

  1. Вид «Операция «Защита»;
  2. Вид «Медико-санитарная подготовка»;
  3. Конкурс «Азбука безопасности»;
  4. Конкурс «Основы военных знаний»;
  5. Вид «Туристическая полоса препятствий»;
  6. Вид «Полоса выживания»;
  7. Вид «Пожарная безопасность»;
  8. Вид «Операция «Дорога безопасности»;
  9. Вид «Спортивное ориентирование»;
  10. Вид «Комплекс ГТО – скоростно-силовые возможности»;
  11. Вид «Комплекс ГТО – прикладные навыки»;
  12. Вид «огневой рубеж»;
  13. Конкурс по строевой подготовке;
  14. Конкурс «Страницы истории Отечества»;
  15. Конкурс «Визитка»;
  16. Вид «Юный разведчик»
  17. Вид «Военизированная эстафета с элементами ориентирования».

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга совместно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу уже несколько лет подряд организовывает проведение видов мероприятий «Операция «Защита» и «Пожарная безопасность».

Активное участие в организации и проведении соревнования «Операция «Защита» принимают преподаватели Санкт-Петербургского Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, подведомственного Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга.

Данное соревнование проводится в соответствии с разделами программы ОБЖ средней школы, в зависимости от возраста участников и состоит из двух этапов:

1-й этап: «Надевание противогаза на себя и на пострадавшего» (1 – 3 возрастные группы);

2-й этап: «Надевание и снятие общевойскового защитного комплекта» (только для 2 и 3 возрастной группы).

1-й этап разделен на две части:

1 часть – отработка норматива надевания «Противогаз на себя».

Все участники команды надевают противогаз на себя. Выполнив норматив, подают установленный сигнал. Время выполнения норматива фиксируется по последнему выполнившему. Результат команды на этапе – время с учетом штрафных балов.

Исходное положение противогаза - «походное», затем по команде судьи «Противогаз готовь» его переводят в положение «наготове», затем по команде «Газы» противогаз переводят в «боевое» положение. Время выполнения норматива учитывается после подачи команды «Газы».

Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

2 часть – отработка норматива надевания «Противогаз на себя и на пораженного».

Команда делится пополам. Первая четверка надевает противогазы сначала на себя (без учета времени), а затем на вторую часть команды. Положение пострадавшего лежа на спине, упор на локти.

Время выполнения фиксируется по последнему выполнившему. Затем четверки меняются местами. Результат команды – сумма времен с учетом штрафного времени с вычислением среднеарифметического чистого времени.

При прохождении 1-го этапа команда может заработать штрафные баллы:

- штраф 1 балл - при команде на выполнение норматива не закрыты глаза либо не задержано дыхание; после надевания противогаза не сделан резкий выдох; глаза открыты раньше выдоха; перекручена соединительная трубка противогаза;маска надета с перекосом, не полностью; при надевании порвана маска; оказывалась помощь со стороны пострадавшего;

- штраф 9 баллов – за не надетый противогаз.

Этап 2: «Надевание и снятие общевойскового защитного комплекта (далее - ОЗК»

Состоит из двух частей.

Первая часть - надевание ОЗК. Производится на время.

Вторая часть - снятие ОЗК. Оценивается по правильности выполнения приемов.

Результат команды на этапе – время, затраченное на надевание ОЗК с учетом штрафного времени.

При прохождении 2-го этапа команда может заработать штрафные баллы:

- штраф 1 балл (2 секунды добавленного времени) - нарушение порядка надевания ОЗК; переворачивание ленты на чулке; закрепление веревки чулок на обводной веревке противогаза (необходимо закрепление узлом на поясе, либо на бретельке пояса); не застегнуты шпеньки (за каждый); петля плаща не одета на большой палец руки; не надет капюшон; неправильно застегнуты ленты чулок (направление ленты).

- штраф 3 балла (6 секунды добавленного времени) - неправильное надевание чулок (перепутаны правый и левый); перчатки не заправлены в рукава плаща (штрафуется каждая не заправленная).

При снятии ОЗК (2 секунды за каждое нарушение) - касание «зараженной» поверхности ОЗК; отсутствие указанной дистанции (не менее 1 шага) между снятием плащом, чулками и противогазом; касание руками без перчаток нижних и средних лент чулок; касание руками без перчаток внешней части противогаза; перешагивание через любые «зараженные» части комплекта.

Команда может быть снята с этапа за неспортивное поведение (оскорбительные выкрики во время спортивного состязания; использование в речи нецензурных выражений; оскорбления и угрозы в адрес своих соперников или арбитров; вызывающее поведение; драка, удары; умышленное и спланированное нарушение правил соревнования).

Проведение мероприятий «Школы безопасности» в последние годы способствовало существенному повышению авторитета и популяризация деятельности спасателей, добровольцев, Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей», Всероссийского студенческого корпуса спасателей.

В ходе подготовки и организации вышеперечисленных мероприятий реализуются государственные интересы в области гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, формируется культура безопасного и ответственного поведения в сфере безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ведется пропаганда, обучение детей и подростковбезопасному поведению и действиям в условиях стихийных бедствий,пожаров, экологических, промышленных или иных катастроф и бедствий. Происходит выявление и поддержка одаренных детей и молодежи. Осуществляется консолидация преподавательского состава образовательныхучреждений, творческой интеллигенции, родителей и общественности вработе по развитию творческой деятельности детей и молодежи в области безопасности жизнедеятельности. Идет активное привлечение детей и молодежи к участию в общественных движениях, профессиональная ориентация подростков (привитие интереса к профессии пожарного, спасателя, подготовка к вступлению в участники ВДЮОД «Школа безопасности», члены ВСКС и РОССОЮЗСПАСа).

 

Литература:

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
  2. «Положение о проведении 46-го Открытого финала детско-юношеских оборонно-спортивных и туристических Игр «Зарница-2016» Санкт-Петербурга и Ленинградской области и 21-ых Открытых соревнований «Школа безопасности» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, посвященных 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание граждан, российская Федерация, возрастная группа, вид, духовно-нравственное воспитание детей, команда, мероприятие, молодежь, результат команды.

Ключевые слова

военно-патриотическое воспитание, «Школа безопасности», «Операция «Защита»

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации

Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов, затрагивающих военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации.

Специфика организации патриотического воспитания молодежи в современной школе

Статья посвящена весьма актуально проблематике современных педагогических исследований, связанных с определением направлений в системе патриотического воспитания обучающихся российских школ.

Конкретизированные требования к патриотизму и военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза

На основе анализа основных нормативно-правовых документов, относящихся к сфере патриотического воспитания, рассмотрены и конкретизированы требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза.

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Воспитание патриотизма у курсантов высших военных заведений

Статья посвящена рассмотрению проблемы воспитания патриотизма у курсантов высших военных заведений. Показана значимость патриотического воспитания в современном обществе. Рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания в высшем военном зав...

Особенности военно-кадровой политики

Статья посвящена анализу исторического развития военно-кадровой политики России, которая, в настоящее время, представляет большой интерес для исследователей. Изучение этой истории поможет лучше понять современные методы управления военными кадрами.

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Оптимизация содержания воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов Росгвардии

В статье рассматриваются критерии оптимизации содержания военно-патриотического воспитания будущих офицеров Росгвардии. Приводятся данные опроса профессорско-преподавательского состава о внедрении элементов практическо-ориентированного направления ос...

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации

Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов, затрагивающих военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации.

Специфика организации патриотического воспитания молодежи в современной школе

Статья посвящена весьма актуально проблематике современных педагогических исследований, связанных с определением направлений в системе патриотического воспитания обучающихся российских школ.

Конкретизированные требования к патриотизму и военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза

На основе анализа основных нормативно-правовых документов, относящихся к сфере патриотического воспитания, рассмотрены и конкретизированы требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза.

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Воспитание патриотизма у курсантов высших военных заведений

Статья посвящена рассмотрению проблемы воспитания патриотизма у курсантов высших военных заведений. Показана значимость патриотического воспитания в современном обществе. Рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания в высшем военном зав...

Особенности военно-кадровой политики

Статья посвящена анализу исторического развития военно-кадровой политики России, которая, в настоящее время, представляет большой интерес для исследователей. Изучение этой истории поможет лучше понять современные методы управления военными кадрами.

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Оптимизация содержания воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов Росгвардии

В статье рассматриваются критерии оптимизации содержания военно-патриотического воспитания будущих офицеров Росгвардии. Приводятся данные опроса профессорско-преподавательского состава о внедрении элементов практическо-ориентированного направления ос...

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

Задать вопрос