Управляющая функция контроля при обучении физике ИВС на лабораторных работах
Автор: Иванова Ольга Михайловна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 25.10.2016
Статья просмотрена: 67 раз
Библиографическое описание:
Иванова, О. М. Управляющая функция контроля при обучении физике ИВС на лабораторных работах / О. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1393/ (дата обращения: 17.12.2024).
Менеджмент знаний в образовательном процессе в ВУЗе — это целенаправленная организация образовательного процесса на основе принципов всеобщего менеджмента качества по созданию условий для формирования профессиональной и социально-личностной компетентностей выпускников, гарантирующих им конкурентоспособность на рынке труда [1, с.131], в частности при подготовке национальных кадров для зарубежных стран.
Целью нашего исследования является выявление влияния контроля на уровень подготовки ИВС по физике на лабораторных работах.
В зависимости от этапов процесса обучения физике оценка его эффективности осуществляется с помощью предварительного, текущего и итогового контроля.
Текущий контроль успеваемости выполняется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности ИВС, совершенствования методики проведения занятий. Его наиболее целесообразно использовать на практических занятиях и лабораторных работах. Здесь уделяется внимание умению пользования справочной литературой, решению комплексных задач по теории нескольких разделов физики, задач военно-прикладного характера или задач, прививающих навыки обработки результатов эксперимента, полученных в ходе проведения работ физического практикума.
На практическом занятии и лабораторной работе отрабатываются учебно-познавательные, общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные, социально-трудовые компетенции. Проведение этих видов занятий связано с отработкой уровней подготовки «знать», «уметь», «владеть». Однако в связи с разными решаемыми задачами этих видов аудиторных занятий, уровнем подготовки ИВС, индивидуальными особенностями курсантов, многообразными педагогическими ситуациями, требующими неодинаковых решений, осуществляемый на них контроль различен.
Итоговый контроль осуществляется для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме зачетов с оценкой или экзаменов в конце семестра или всего времени обучения физике, предусмотренных учебными программами специальностей ВУЗа. Целями процедур итогового контроля является проверка и оценка уровня полученных обучающимися знаний, умений их практического применения, а также полноты и степени овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ дисциплины.
Остановимся на лабораторных работах, позволяющих применить разнообразные методы и приемы [2, с.48–50]. При их организации должна быть точно соблюдена временная дозированность всех этапов работы (допуск, постановка задачи эксперимента, составления плана его осуществления, проведение эксперимента, обработка результатов прямых и косвенных измерений, анализ полученных результатов и сравнение с табличными значениями исследуемых физических величин, отчет по лабораторной работе).
Опыт преподавания физики позволяет сделать вывод о том, что результаты национального тестирования не в полной мере отражают уровень знаний курсантов первого курса. Вследствие этого, на нашей кафедре сложилась практика проведения предварительного контроля на первой лекции или первом практическом занятии для выявления знаний, умений и навыков ИВС по предмету. Мы стараемся ответить на ряд вопросов: на чем следует больше задержать внимание обучаемых, какие вопросы требуют больше времени, каков уровень знаний русского языка, каков уровень их подготовки по физике и математике. Это помогает спланировать работу целого коллектива кафедры по работе с ИВС прежде, чем приступить к использованию текущего контроля на аудиторных занятиях.
Контролирующая функция обучения — это установление уровней обученности ИВС, их способности к самостоятельному изучению физики, определению их уровня развития физического мышления. Следовательно, процедура контроля на лабораторной работе выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательные функции подготовки ИВС и требует выработки критериев. Эти оценочные параметры должны отражать эффективное воздействие на обучаемых методов и приемов контроля в конкретных ситуациях, обеспечивать достижение компетенций, заданных ФГОСами.
Для контроля процесса усвоения учебного материала по физике, необходимо выполнять следующие условия:
1) вызвать действия, адекватное поставленной цели;
2) разработать структуру и функцию поставленного действия;
3) реализовать действие;
4) провести внутри операционный контроль [3, c. 65];
5) выявить несоответствие знаний курсантов и требований ФГОСов по дисциплине;
6) разработать критериальный блок контроля;
7) провести корректировку процесса обучения физике.
На рисунке представлен критериальный оценочный блок контроля при обучении физике на лабораторном занятии.
Интегральный критерий соответствия организации контроля на лабораторной работе по физике |
||||||||
ЧАСТНЫЙ КРИТЕРИЙ Результативность образовательного процесса |
ЧАСТНЫЙ КРИТЕРИЙ Действенность развивающего процесса |
ЧАСТНЫЙ КРИТЕРИЙ Эффективность воспитательного процесса |
||||||
Показатели и оценочные шкалы результативности образовательного процесса |
Показатели и оценочные шкалы действенности развивающего процесса |
Показатели и оценочные шкалы эффективности воспитательного процесса |
||||||
Потенциал реализации результативности образовательного процесса |
Потенциал реализации действенности развивающего процесса |
Потенциал реализации эффективности воспитательного процесса |
||||||
Требования к достижению заданных компетенций образовательного процесса |
Требования к достижению заданных компетенций развивающего процесса |
Требования к достижению заданных компетенций воспитательного процесса |
||||||
Рис. Содержание критериев и показателей контроля при обучении физике на лабораторной работе
Использование данной критериальный оценочной базы дает возможность проведения контроля деятельности преподавателя и обучающегося и установить достаточно прочную обратную связь.
Согласно локальным актам нашего вуза, аудиторное занятие (лабораторная работа) во водной части содержит текущий контроль подготовки обучающихся к занятию. При этом следует учитывать процесс обработки информации психикой человека. Он достаточно сложный и состоит из нескольких этапов: раздражение органов восприятия→ разделение входящего информационного потока → обработка информации по конкретному аспекту → создание информационной карты входящего потока → субъективная оценка информационной карты → формирование локальных целей → принятие решения → непосредственно совершение действий. Следует учитывать, что первичная обработка происходит на родном языке ИВС, а потом только переводится на русский язык. Для успешной коммуникации преподаватель ↔ обучаемый преподавателю необходимо овладеть способами доступа к ведущему сенсорному каналу обучаемого. С этой целью рекомендуется использовать разнообразные совместимые методы и приемы контроля обучения, влияющие на ход коммуникации преподаватель ↔ обучаемый.
Необходимым условием достижения качественной подготовки по физике является формирование физических понятий, знание физических законов, и, следовательно, наличие контроля и оценки достигнутого уровня каждым обучающимся ИВС: 1) знание содержания физического определения, понятия, закона; 2) знание интерпретаций физического определения, понятия, закона; 3) умение практического применения формул и законов при выяснении сути методики проведения лабораторного эксперимента и обработки его результатов; 4) умение работать с оборудованием.
В учебном процессе на лабораторной работе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного контроля и самоконтроля курсантов, позволяющего управлять познавательной деятельностью ИВС.
Устный опрос в индивидуальной, фронтальной и уплотненной (комбинированной) формах проводится во вводной части занятия обычно в течении 15 минут по материалу прочитанных лекций. Целью устного индивидуального контроля является выявление знаний, умений и навыков отдельного курсанта, проводимого обычно у доски и позволяющего делать уточнения необходимых деталей ответа преподавателем или другими курсантами.
Устный фронтальный опрос предполагает наличие краткого четкого ответа курсанта с места и проводится с целью закрепления и повторения учебного материала за короткий промежуток времени. Достоинством этого вида контроля является активизация ИВС, позволяющая опросить многих курсантов, предоставляющая возможность курсантам участвовать в уточнении, подтверждении, исправлении ответа отвечающего. Эта процедура осуществляет контроль на уровнях памяти и мышления. Недостатки — не проверяется глубина знаний, сказывается плохое знание русского языка, наличие речевых дефектов.
Письменный контроль предполагает работу по карточкам индивидуальных заданий, содержанием которых могут быть теоретические вопросы, графические или расчетные задачи. Достоинством этого вида контроля является индивидуальная работа ИВС. Эта процедура осуществляет контроль на уровнях памяти и мышления. Недостатки — не проверяется глубина знаний по всему теоретическому материалу данного практического занятия, плохое знание русского языка не позволяет делать подробные записи по теории и требует дополнительного собеседования с курсантом.
Сочетание разных видов контроля — это уплотненный (комбинированный) контроль, предполагающий, устный ответ одного или нескольких курсантов у доски с одновременной письменной работой остальных курсантов. Достоинством этого метода контроля является индивидуальная работа ИВС, осуществляется глубокая проверка на уровнях памяти и мышления нескольких курсантов за ограниченный промежуток времени. Недостаток — плохое знания русского языка и наличие речевых дефектов.
Наиболее главная часть учебного аудиторного занятия, по-нашему мнению, ˗ это самостоятельное выполнение лабораторного эксперимента, в ходе которого появляется возможность поэтапного контроля работы любого курсанта за каждым выполненным заданием, показывающий уровень понимания обучаемого физической сути задачи эксперимента, усвоения закрепляемого теоретического материала.
В результате происходит изменение уровня осознанности предметной деятельности курсантов на лабораторной работе по схеме: базовый поверхностный глубинный инновационный. При контроле базовый уровень предполагает умение ИВС отвечать на вопросы (что? как? почему? зачем?). Поверхностный — умение работать по алгоритму. В нашем случае это выполнение лабораторной работы по описанию работы. Глубинный уровень планирует деятельность в нестандартных ситуациях, когда курсант самостоятельно или с помощью наводящих вопросов преподавателя решает комплексную задачу военно-прикладного характера. В этом случае постановка наводящих вопросов связана с неглубоким знанием курсантом русского языка и, следовательно, с возникновением проблем при переводе текстов заданий. Инновационный уровень предполагает стремление ИВС к самосовершенствованию. Всякое творческое мышление курсанта базируется на известных ему методах и приемах, умении выбрать рациональный путь нахождения ответа на поставленный вопрос. Это возникает в процессе длительной и кропотливой работы при приеме отчетов о выполненной работе.
В заключительной части лабораторной работы преподаватель объявляет результаты контроля знаний курсантов, используя прием обоснования выставленных оценок.
Таким образом, проведение систематического объективного контроля, обеспечивающего проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков ИВС, создает надежность этого метода как управляющей процедуры оценки эффективности обучения физике и влияет на качество подготовки ИВС.
Литература:
- Е Игнатьева Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе // Высшее образование в России. 2008. № 4. С.131–137.
- Лобанова Н. И. Образование и понимание (о технологическом подходе в педагогика) // Высшее образование в России. 2014. № 2. С.48–56.
- Дормодихина Н. Ф., Сокол Л. Ф., Сысоева В. И. Управляющая функция контроля на практическом занятии по высшей математике // Повышение познавательной деятельности курсантов на различных видах занятий: научно-метод. сб. Воронеж: Изд-во ВВВИУРЭ,1989. Часть 1. С. 63 ˗67.