Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова
Автор: Исламова Гузаль Илгизовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 29.09.2016
Статья просмотрена: 311 раз
Библиографическое описание:
Исламова, Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова / Г. И. Исламова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1328/ (дата обращения: 21.09.2024).
Экономические кризисы 90-х годов, поспособствовали изменению стилевых особенностей хохломской росписи. Динамика развития росписи заслуживает внимания преподавателей профильных колледжей и вузов, для возможной корректировки процесса обучения.
Ключевые слова: качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписи
Обращение к хохломской росписи в учебно-воспитательном процессе российских школ и вузов имеет богатые традиции. Наша многоликая страна на территории которой проживает более 190 народностей ярко представляет свой генетический код через народные художественные промыслы. Так северный народ интерпретируется с холмогорской резьбой по кости и рогу, художественными изделиями по коже и меху, кавказский с ковроткачеством и обработкой метала, центральная часть России с ее символом хохломской росписью и матрешкой.
Родиной этих промыслов считается небольшой провинциальный город Семенов Нижегородской области, на территории которого находится знаменитая фабрика ЗАО «Хохломская роспись» и ООО «Русский сувенир», выпускающий матрешку. Более ста лет подготовкой кадров для фабрики «Хохломская роспись» традиционно занимается ГБОУ НПО Семеновский индустриально-художественный техникум.
В советское время это было единственное учебное заведение в стране, подготавливающее художников хохломской росписи.
Сегодня обучение росписи, давно вышедшее за рамки Семеновской хохломской школы, стало доступным далеко за пределами Нижегородской области.
В нашей статье мы фокусируем внимание на индикаторах качества преподавания росписи, учитывая динамику ее изменения за последние двадцать лет.
Век тотальной глобализации и экономических кризисов внесли существенные коррективы не только в отрасли народного хозяйства, но и в промыслы тоже.
Обострившаяся конкуренция в условиях рыночной экономики в начале 90-х, заставила искать новые пути развития, путем совершенствования существующих подходов и работая на ускорение. Для народных промыслов это было время «перезагрузки».
В результате вынужденный уход от стандартов советского прошлого привел фабрику «Хохломская роспись» к разработке и внедрению новых форм изделий. Их сложность исполнения требовала нестандартного подхода в росписи, приемы которой стали сегодня повседневной обыденностью. Таким образом, расширившийся ассортимент продукции поспособствовал раскрытию новых возможностей росписи и усовершенствовал старые.
В настоящем для сохранения лидерства в конкурентной борьбе с местными надомниками и китайской сувенирной продукцией фабрика с творческой самоотдачей расписывает даже самое небольшое изделие.
Современная так называемая массовка и та стала выглядеть колоритнее своей советской интерпретации, а включенные в нее птицы, рыбы, бабочки, ранее писавшиеся на более значимых, подарочных изделиях, воспринимается уже как данность.
Современной технике письма стала присуща тонкая каллиграфия линий и «ювелирная» аккуратность исполнения.
Интерпретировав можно сказать, что современная хохлома, оставив в прошлом свой скромный крестьянский наряд, облачилась в богато украшенные одеяния.
Хохломская школа поддерживает выбранную стратегию развития предприятия и значительно усложнила процесс обучения росписи.
Таким образом, сформировавшиеся новые требования требуют от преподавателей еще более глубоких знаний, навыков и умений.
На сегодня размашистые травины и хаотичная разживка, свойственные росписи 80-х считаются недочетом у обучающихся и браком в работе у художников.
В этой связи преподавателям профильных колледжей и факультетов следует обратить внимание на тенденцию развития росписи и при необходимости скорректировать процесс обучения.
Вывод: при преподавании хохломской росписи следует учитывать изменение росписи и строго соответствовать каноническим приемам.
Литература:
- Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов.н/Д: Феникс, 2007. — С. 9–20.
- Исламова Г. И. Педагогика и психология образования. Выпуск 1. — С. 44. Москва. 2016.
- Исламова Г. И. Личный архив мастера-педагога по хохломской росписи. 2015. — Аспирантура Института искусств: МПГУ.
- Исламова Г. И. Художественное образование: дидактический алгоритм обучения педагогов на основе хохломской традиции кистевой росписи объёмного предмета.// Конференция студентов и аспирантов «Символы проектной культуры». Москва, Институт искусств МПГУ. Сборник статей. 2015. — С. 60–64.
Ключевые слова
качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписиПохожие статьи
Использование народных художественных промыслов России...
Как отмечают видные ученые в области художественного образования
Задачами эстетического развития воспитанников средствами народной художественной культуры были
‒ учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи.
Методика изучения народных художественных промыслов...
Следовательно, наша задача — сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов.
К нему разработаны карточки-задания по городецкой, хохломской и урало-сибирской росписи, отвечающие на требования, предъявляемые к...
Методика обучения младших школьников городецкой росписи
Возникновение росписи связано с развитием производства деревянных прялочных донец в деревнях
Классификация композиций городецкой росписи условно делится на три вида: цветочную роспись; цветочную роспись с мотивами «конь» и «птица»; сюжетную роспись.
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...
В каждом крае или области жители бережно хранят свои традиции резьбы, плетения, ткачества, изобразительного искусства, передавая их из поколения в
Обучение приёмам костромской росписи приобщает детей к культуре региона, возрождая и сохраняя культурное наследие.
История появления мезенской росписи. Загадки народного...
В современном образовательном процессе с детьми и подростками традиционно изучают следующие виды народных росписей — гжельскую, жостовскую, хохломскую, полхов-майданскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие.
3) Какие цвета используют для Хохломской росписи?
Содержание тем. Тема 1. История возникновения промыслов росписи по дереву (13часов) Матрешка.История возникновение промысла. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны.
Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» | Статья в сборнике...
Образовательная область: познавательно — творческая.
В школе раннего развития «Малышок» обучаются дети разных народов, особенно много детей русской национальности.
— Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по...
Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие».
– Познакомить детей с процессом росписи хохломской посуды
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»
Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.
7. Хохломская роспись.
Похожие статьи
Использование народных художественных промыслов России...
Как отмечают видные ученые в области художественного образования
Задачами эстетического развития воспитанников средствами народной художественной культуры были
‒ учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи.
Методика изучения народных художественных промыслов...
Следовательно, наша задача — сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов.
К нему разработаны карточки-задания по городецкой, хохломской и урало-сибирской росписи, отвечающие на требования, предъявляемые к...
Методика обучения младших школьников городецкой росписи
Возникновение росписи связано с развитием производства деревянных прялочных донец в деревнях
Классификация композиций городецкой росписи условно делится на три вида: цветочную роспись; цветочную роспись с мотивами «конь» и «птица»; сюжетную роспись.
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...
В каждом крае или области жители бережно хранят свои традиции резьбы, плетения, ткачества, изобразительного искусства, передавая их из поколения в
Обучение приёмам костромской росписи приобщает детей к культуре региона, возрождая и сохраняя культурное наследие.
История появления мезенской росписи. Загадки народного...
В современном образовательном процессе с детьми и подростками традиционно изучают следующие виды народных росписей — гжельскую, жостовскую, хохломскую, полхов-майданскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие.
3) Какие цвета используют для Хохломской росписи?
Содержание тем. Тема 1. История возникновения промыслов росписи по дереву (13часов) Матрешка.История возникновение промысла. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны.
Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» | Статья в сборнике...
Образовательная область: познавательно — творческая.
В школе раннего развития «Малышок» обучаются дети разных народов, особенно много детей русской национальности.
— Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по...
Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие».
– Познакомить детей с процессом росписи хохломской посуды
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»
Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.
7. Хохломская роспись.