Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аверина, Н. Л. Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» / Н. Л. Аверина, А. И. Искаева, Н. Г. Решетова, Т. В. Шестакова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13338/ (дата обращения: 23.04.2024).



Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель -май)

Предмет исследования: традиции русского народа

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций и культуры русского народа через доступную их возрасту форму народного праздника — ярмарку,

Задачи:

Образовательные:

– знакомить детей с устным народным творчеством — пословицами, поговорками, прибаутками, закличками;

– учить детей драматизации русских народных произведений; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора;

– знакомить детей с декоративно-прокладным творчеством русского народа;

– учить составлять узоры по мотивам гжельской, хохломской, дымковской росписи и русской матрешки;

– учить детей русским народным песням и танцам.

Развивающие: способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре, истории и жизни русского народа, создать условия для ознакомления детей и родителей с историей русского народа, формирования нравственных ценностей и духовных традиций; обобщить представление о ярмарке, развивать творческие способности детей в процессе реализации проекта;

Воспитывающие: воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям русского народа, воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и ШРР «Малышок».

Участники проекта: дети 4–5 лет ШРР «Малышок», их родители, педагоги.

Образовательная область: познавательно — творческая.

Предполагаемый результат. Входе реализации проекта учащиеся приобретут качественные знания о культуре русского народа. Будет реализована исследовательская деятельность детей и взрослых — познание, истории, культуры и традиций русского народа. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народным промыслам и декоративно — прикладному искусству у детей должно появиться желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно должны уметь различать стили известных видов декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно — прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Словарный запас детей будет обогащен новыми терминами, понятиями и будет сформирована психологически комфортная среда.

Актуальность проекта: Ульяновск объединяет людей многих национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания. В школе раннего развития «Малышок» обучаются дети разных народов, особенно много детей русской национальности. У русского народа устоявшаяся культура, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через доступную их возрасту форму народного праздника — ярмарку, сохраняющую лучшие традиции России. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественных произведений, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;

– образование рассматривается, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);

– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);

– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Этапы реализации проекта:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре русского народа, через литературу, мультфильмы, декоративно-прикладное творчество.

II этап: разучивание и использование национальных игр, хороводов, песен.

III этап: создание предметов декоративно-прикладного творчества. на занятия по изобразительной деятельности.

IV этап: проведение русской ярмарки.

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая вразных видах деятельности.

Художественная литература

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Заучивание стихов.

— Загадывание загадок.

— Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

— Чтение русских народных сказок

Изобразительная деятельность

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Народные промыслы», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

— Знакомство с декоративно-прикладным творчеством: Хохломой, Гжелью, русской матрешкой, дымковской игрушкой,

— Украшение бумажных силуэтов посуды хохломским и гжельскими узорами.

— Роспись бумажных силуэтов дымковских игрушек и матрешек.

Познавательная деятельность

Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Ярмарка». Составление кроссвордов, составление и решение задач на тему русских народных сказок. Знакомство с символикой города Ульяновска и народов Поволжья.

Музыкально– танцевальная деятельность

— Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;

— «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

— Хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

— Частушки;

— Разучивание хоровода, танца «Кадриль» и флешмопа.

Разучивание подвижных игр: «Гонки на лошадях»; «Славная картошка!», «Карусель»; «Перетяни канат»

Перспективы.

– Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества.

– Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции русского народа.

– Духовное обогащение взрослых и детей, как следствие познания быта, традиций разных народов.

– Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Сценарий праздника в рамках проекта «Дружбой славимся»

«Ярмарка»

1 ведущая:

Читает стихотворение «Россия — Россия, края дорогие»

Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы завершаем проект «Дружбой Славимся». Этот проект реализовывался целый год в Школе Раннего Развития «Малышок». В первой половине года мы знакомили детей с традициями и обычаями народов Поволжья. А во второй половине года мы уже знакомили детей с традициями и обычаями русского народа. Мы пели с вашими детьми русские народные песни, играли в русские народные игры, читали им русские народные сказки и знакомили детей декоративно-прикладным творчеством. В нашем зале вы можете увидеть выставку из работ ваших детей. А сегодня мы покажем вам исконно русский национальный праздник «Ярмарка»

2 ведущая:

«Так уж у нас на Руси повелось,

чтобы весело всем и счастливо жилось,

чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

сам народ для себя шутки песни слагал!»

Выход Скоморохов под музыку.

1-й скоморох:

«Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!»

2-й скоморох:

«На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости,

И сказки до утра!»

3-й скоморох:

«Что душа твоя желает —

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!»

Песня «Русская ярмарка»

1 ведущая:

«Коробейники спешат! У них товары разные!

Нужные, отличные, вкусные, прекрасные!»

В зал входят коробейники с коробами.

  1. Я -веселый коробейник, предлагаю от души!

Покупайте карамельки, очень-очень хороши!

  1. У меня товар такой же, но совсем не хуже!

Вот орешки, шоколад — тоже очень нужен!

1. А вот сушки, бублики, цена-всего два рублика!

Вы их с радостью возьмете, с ними и чайку попьете.

2. Ленточки атласные все по цвету разные,

Булавки, иголки, в прическу приколки.

Румяна, помада- все это вам надо!

1 ведущая: «Не одна ярмарка не обходилась без присутствия медведя на ней. И на нашу Ярмарку пожаловали Медведь с поводырем. Поприветствуем их».

Поводырь смедведем.

Расступись, народ честной.

Идет медведюшка со мной,

Много знает он потех.

Будет шутка, будет смех.

Медведюшка, ты танцевать умеешь?

Танец медведя.

1ведущая: «А наши дети тоже умеют танцевать и сейчас вместе с вами гости дорогие заведут хоровод».

Русский хоровод.

1 ведущая: «К нам на Ярмарку пожаловали две подружки-веселушки. Давайте послушаем, что они нам расскажут».

Две девочки — Даниловна иГавриловна:

«Мы потешницы старушки — неразлучные подружки:

Я — Даниловна

Я — Гавриловна.

Неразлучные подружки мы живем в одной избушке.

Да, Даниловна,

Да, Гавриловна

Во лесочке, во лесочке, а избушка –то на кочке.

Да, Гавриловна.

Да, Даниловна,

Вся блинами оббита, да оладьями покрыта.

Да, Даниловна,

Да, Гавриловна,

А ограда-то кругом — пирожки с творогом.

Да, Гавриловна

Да, Даниловна,

Мы старушки –веселушки поглядеть пришли на вас.

Да, Даниловна.

Да, Гавриловна.

Расскажите, как живете, как танцуете, поете?

Да, Гавриловна

Да, Даниловна».

Девочки садятся.

Выходят две девочки:

«Наши бабушки забыли

Как они кадриль водили,

Ну а мы для всех сейчас,

Заведём весёлый пляс!»

Танец «Кадриль»

1 ведущая: «Ребята обычно на ярмарках ставились различные сценки, инсценировались различные сказки, устраивались спектакли. И сейчас наши ребята покажут сценку из сказки «Золотое яичко».

Сценка «Золотое яичко»

1 ведущая: «Выходите соседки скорей частушки петь».

Частушки.

1ведущая: «Мы закрываем ярмарку сейчас!

Приятно было вместе веселиться!

Пусть будет настроение у вас

И радостью сияют ваши лица!»

Русский флеш-моб

Под музыку песни «Ярмарка»дети покидают зал

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н. Е. Вераксы.
  2. Бабынина Т. Ф., Хабибуллина И. З., Харисова Н. И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
  3. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
  4. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ под редакцией Кондрыкиной Л. А., — М. ТЦ СФЕРА, 2004.
  5. Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках» Гжель, Хохлома, Дымка. М., Мозаика — Синтез. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, ребенок, декоративно-прикладное творчество, ярмарка, традиция, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, народный праздник, познавательная деятельность, Раннее Развитие.

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Приобщение к народным традициям детей старшего...

Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

1. Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (в интерьере группы, музыкальное сопровождение

3. Включение народного искусства в разные виды изобразительной деятельности с целью развития детского художественного творчества.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

декоративно-прикладное искусство, эстетическое отношение, декоративно-прикладное творчество, окружающий мир, народное декоративно-прикладное искусство, развитие, традиция, изобразительное искусство...

Использование народных художественных промыслов России...

‒ воспитание уважительного отношения к народным промыслам и традициям. Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить следующие этапы

Устное народное творчество как средство воспитания...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст...

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами... народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, ребенок, дошкольный возраст, творческий потенциал детей, прикладное искусство...

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам.

Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие]– Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Приобщение к народным традициям детей старшего...

Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

1. Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (в интерьере группы, музыкальное сопровождение

3. Включение народного искусства в разные виды изобразительной деятельности с целью развития детского художественного творчества.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

декоративно-прикладное искусство, эстетическое отношение, декоративно-прикладное творчество, окружающий мир, народное декоративно-прикладное искусство, развитие, традиция, изобразительное искусство...

Использование народных художественных промыслов России...

‒ воспитание уважительного отношения к народным промыслам и традициям. Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить следующие этапы

Устное народное творчество как средство воспитания...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст...

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами... народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, ребенок, дошкольный возраст, творческий потенциал детей, прикладное искусство...

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам.

Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие]– Ростов н/Д: Феникс, 2007.