Методика совершенствования познавательной активности обучаемых при подготовке к предметным олимпиадам
Авторы: Соловьев Константин Семенович, Кадменский Виктор Георгиевич, Иванова Ольга Михайловна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (5) июль 2016 г.
Дата публикации: 18.04.2016
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Соловьев, К. С. Методика совершенствования познавательной активности обучаемых при подготовке к предметным олимпиадам / К. С. Соловьев, В. Г. Кадменский, О. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/872/ (дата обращения: 25.11.2024).
Современный офицер должен обладать достаточным уровнем теоретических знаний и практических навыков, способностью быстрого принятия решения на основе проведения анализа поставленной задачи, дающих ему возможность свободно ориентироваться в новейших тенденциях развития военной техники и технологий. В Военном учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушной орденов Ленина и Октябрьской Революции дважды Краснознаменная ордена Кутузова академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» физика является одной из базовых учебных дисциплин, имеющая существенное прикладное значение, формирующая мировоззрение обучаемого, направленная на совершенствование познавательной активности курсанта.
Познавательную активность определяет не только объем знаний, но общее развитие, высокая культура мышления, способность включать знания в практическую деятельность и применять их в новых условиях. Обучение в высших учебных заведениях должно способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности обучаемых [1, с. 8]. Особое внимание в военном ВУЗе следует уделять таким формам занятий, которые активизируют участие каждого курсанта в процессе обучения и повышают их индивидуальную ответственность за результаты учебного труда.
Целью нашего исследования является повышение качества подготовки выпускников военных вузов на основе роста учебно-познавательной активности в формировании профессиональных компетенций.
Одним из важных направлений, призванных решить данную проблему, на наш взгляд, является организация и проведение олимпиады по физике, как правило, среди курсантов первого и второго курсов.
В начале каждого учебного года на кафедре физики и химии ВУНЦ ВВС «ВВА» планируется данная форма внеаудиторной работы, которая является предварительным этапом создания команды ВУЗа для участия в межведомственной олимпиаде по физике.
Обеспечение подготовительного этапа олимпиады требует создания определенной методической системы обучения [2, с. 112].
В такой системе взаимосвязаны планирование, осуществление, контроль, анализ, корректировка и воспитательный процесс. Исходя из этого, наша работа строится согласно определенному алгоритму: 1) подготовка и проведение внутривузовской олимпиады по физике; 2) проверка письменных работ; 3) отбор отличившихся курсантов в команду; 4) поощрение курсантов, принявших участие в отборочном туре, но не попавших в команду по объективным причинам (участие в олимпиаде по другому предмету, несение воинской службы, болезни); 5) организация подготовки курсантов к межвузовской олимпиаде.
Надо подчеркнуть, что участие в олимпиаде курсантов в нашем ВУЗе проводится на добровольных началах во время самостоятельной работы.
Традиционной формой подготовки курсантов к межвузовской олимпиаде является семинар. Его основная цель − привитие курсантам навыков самостоятельной работы, углубление и обобщение изученного теоретического материала. Здесь отрабатываются методика и культура ведения научного спора, закладываются основы альтернативного научного стиля мышления, прививаются умения слушать и слышать противоположную точку зрения. Семинары позволяют определить лучших курсантов со всех факультетов, уже прошедших внутривузовскую олимпиаду и способных проявить себя во внешних олимпиадах. Отбор идет среди курсантов первых и вторых курсов, но есть и исключение из правила.
Первые семинарские занятия проводит руководитель, в дальнейшем обучаемые начинают работать самостоятельно.
Педагогическое значение семинаров трудно переоценить, так как на них решается несколько педагогических задач обучения и воспитания: 1) удовлетворение запросов обучаемых в более глубоком изучении физики; 2) развитие учебно-познавательных интересов, творческих способностей курсантов при ведении научных споров; 3) привитие навыков самостоятельной работы, умения анализировать и обобщать изучаемую теорию.
Подготовка курсантов к межвузовской олимпиаде базируется на нескольких принципах, существенными из которых являются:
1) прочность и эффективность результатов обучения, воспитания и развития. Его воплощение связано со смысловой деятельностью памяти, а не с автоматическим запоминанием. Принцип прочности усвоения знаний опирается на самостоятельную работу курсанта, обсуждение и дискуссии, аргументированные доказательства;
2) использование опережающего уровня сложности знаний.
С точки зрения психологии этот принцип призван обеспечить назначенный ритм преподавания и изучения учебного материала [3]. Он направлен на самореализацию творческих способностей курсантов при работе с заданиями повышенной сложности.
В ходе проведения семинарского занятия преподавателю приходится объяснять новый материал, так как не всегда у курсантов есть стройные логические представления о некоторых физических понятиях и законах.
Надо обратить внимание на то, что при изложении теоретического материала обычно дается большой объем информации, а познавательная активность курсантов на протяжении всего занятия меняется. Следовательно, для успешного изложения преподаватель должен контролировать в течении всего занятия степень сосредоточенности, внимания, мыслительной активности курсантов, а также степень его усвояемости.
В ходе работы нами были установлены закономерности: познавательная активность курсантов максимальна в начале и конце занятия. В итоге при изучении теоретического материала вставляются практические задания и используются разнообразные способы повышения внимания обучаемых.
Среди всего многообразия методов активизации обучаемых мы особое предпочтение отдаём двум формам обучения: проблемному изложению и эвристической беседе.
В первом методе преподаватель ставит проблему и, рассуждая, решает ее сам. Это связано с тем, что теория, предлагаемая к рассмотрению курсантам на данном семинаре, слишком сложная, чтобы организовать ее самостоятельное коллективное обсуждение. Преподаватель рассматривает разнообразные подходы и пути решения представленной задачи, одни из которых в процессе рассуждения отбрасываются как несостоятельные, а другие принимаются и развиваются. Рассуждение построено на четкой формулировке изучаемого физического термина, закона, умении выделять главное, а также рассмотрении и доказательстве возможных границ их применения. Центральное ядро обсуждения определяется умением преподавателя рассматривать физическое понятие с разных сторон, устанавливая его взаимосвязь с другими физическими терминами или законами, сосредоточивая внимание курсантов на отдельных деталях. Такой подход преподавателя постепенно приводит к верному решению проблемы. В результате курсанты учатся логике рассуждений, анализу физических явлений, глубже воспринимают рассматриваемую теорию.
Приведем в качестве примера изучение на семинаре закона всемирного тяготения, определяющего фундаментальность гравитационного взаимодействия. Цель проблемного изложения этого теоретического материала — показать курсантам: 1) предлагаемый материал можно разбивать на отдельные части; 2) к каждому этапу рассмотрения задачи следует формулировать вопросы; 3) необходимо представлять результаты проводимого исследования в общем виде для последующего его обязательного анализа.
Преподаватель напоминает, что коэффициента пропорциональности в данном законе долго не было. Только в конце XVIII века его экспериментально определил Генри Кавендиш, и закон всемирного тяготения приобрел совершенство. Анализируя схему установки, преподаватель концентрирует внимание курсантов на существенное различие в массах шаров и подчеркивает зависимость успеха эксперимента Кавендиша от правильности подбора масс взаимодействующих подвижных и неподвижных сферических тел. Он предлагает возможные способы определения масс тел, расстояния между ними. В дополнении сообщает о методе определения малых сил с помощью крутильных весов, принцип действия которых основан на законах механики. Сообщая данную информацию, курсантам с целью углубленного восприятия предлагается самим ответить на ряд вопросов. Как оценить величину силы притяжения? Как высока чувствительность крутильных весов? Каково действие момента сил для поворота коромысла устройства? Каково влияние степени закручивания нити подвеса, сделанной из посеребренной проволоки, на результат эксперимента? Каковы возможные размеры сферических неподвижных тел? Можно ли увеличить массы подвижных шаров? Каким должно быть поперечное сечение нитей подвеса и почему?
В результате проведенной беседы и рассуждений курсанты совместно с преподавателем устанавливают: 1) рост размеров подвижных тел нецелесообразен, их рациональнее делать небольшими; 2) неподвижные тела целесообразнее изготовлять большими; 3) массы неподвижных сфер должны превышать массы подвижных более, чем в 216 раз; 3) малость поперечного сечения нитей подвеса обеспечит высокую чувствительность опыта.
Такой подход рационален для подготовки команды к I (решение физических задач) и III (брейн-ринг) этапам олимпиады.
Другой применяемый метод активизации членов команды — это эвристическая или поисковая беседа, представляющая собой вопросно-ответную форму обучения.
Цель этого способа — показать курсантам: 1) предлагаемый материал можно рассматривать, используя необходимые знания, свой опыт и умение вести наблюдения; 2) на каждом этапе надо выдвигать проблему, требующую определенного решения; 3) следует разбивать проблему на отдельные задачи и для поиска ответов четко и последовательно формулировать взаимосвязанные вопросы; 4) представлять результаты проводимого исследования в форме проекта с обязательным проведением его анализа.
Такой метод рационален для подготовки команды ко II этапу олимпиады (лабораторному физическому эксперименту), в ходе которого проводится опыт с использованием собственной собранной измерительной установки, обрабатываются полученные результаты. При математических расчетах допускается возможность обращения к справочной литературе. По окончании лабораторного физического эксперимента жюри оценивает время выполнения задания, достоверность полученных результатов, правильность выполнения и представления результатов, полноту и качество выводов.
Приведем в качестве примера подготовку на семинаре к проведению экспериментального исследования зависимости количества джоулевой теплоты от сопротивления проводника. Под руководством преподавателя устанавливаются необходимые приборы и принадлежности для комплектования измерительной установки. Намечается система мероприятий проведения эксперимента. В ходе обсуждения каждому члену команды самостоятельно предлагается письменно составить план проведения опыта, нарисовать электрическую схему, записать закон Джоуля-Ленца, вспомнить способ подключения источника тока и определения его ЭДС, продумать способ измерения сопротивления проводника и его геометрических параметров (при необходимости) и прочее. Преподаватель должен привлечь внимание курсантов к обсуждению условий проведения экспериментального исследования, гарантирующих необходимую надежность и точность получения искомых физических величин. В результате такого подробного разбора сути предлагаемой задачи курсанты понимают, что необходимо детально продумать опыт, предусматривая и обеспечивая все возможности его осуществления, гарантирующие надежность получения результатов. Итогом такой продуктивной совместной работы становится проект установки для исследования зависимости количества джоулевой теплоты от сопротивления проводника.
Развивающий эффект поисковой беседы по подготовке команды к участию во II этапе очень высок. Однако не все курсанты первого курса обладают умениями и навыками комплектования лабораторных установок, а также самостоятельного ведения экспериментальных исследований. В связи с этим мы приглашаем курсантов старших курсов, которые охотно участвуют в команде ВУЗа, хотя физику они изучают только три семестра.
Таким образом, предлагаемая методика позволяет успешно использовать элементы метода проблемного обучения для активизации познавательной способности обучаемых в восприятии изучаемого материала при подготовке к предметным олимпиадам.
Литература:
- Булатова Ю. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов //Педагогика высшей школы и профессионального образования. 2012. № 3(5). С. 8–11.
- Наумкин Н. Олимпиадная среда как условие формирования СИИД// Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 111–115.
- Интернет-ресурс: http://psihologiya.net/1140-kharakteristika-principov-didaktiki.html