Олимпиада как условие формирования профессиональных компетенций по физике
Авторы: Соловьев Константин Семенович, Кадменский Виктор Георгиевич, Иванова Ольга Михайловна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 13.10.2015
Статья просмотрена: 86 раз
Библиографическое описание:
Соловьев, К. С. Олимпиада как условие формирования профессиональных компетенций по физике / К. С. Соловьев, В. Г. Кадменский, О. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/288/ (дата обращения: 16.12.2024).
Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Фрэнсис Бэкон
Современный офицер должен обладать достаточным уровнем знаний и эрудиции, дающих ему возможность мобильно ориентироваться в новейших разработках и тенденциях научно-технического прогресса с учетом изменяющихся социально-экономических условий. В Военном учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушной орденов Ленина и Октябрьской Революции дважды Краснознаменная ордена Кутузова академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» физика является одной из базовых учебных дисциплин, формирующая мировоззрение и имеющая существенное прикладное значение.
В. В. Путин на совещании по вопросам развития системы военного образования при посещении Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маркелова 15 ноября 2013 года сказал: «Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров является фундаментом Вооружённых Сил. И он должен быть надёжным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным на перспективу. Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи… А для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы, постоянно анализировать, как выпускники служат в войсках, какие знания и навыки, полученные в училищах и академиях, они применяют, а какие остаются невостребованными. На этой основе нужно оперативно корректировать учебные программы, совершенствовать обучающие технологии, внедрять в учебный процесс всё новое, что есть в нашей стране и за рубежом, учитывать в подготовке кадров вероятные изменения в характере вооруженной борьбы» [1].
Таким образом, повышение качества подготовки выпускников технических вузов на основе образовательных компетенций является актуальной задачей современного высшего образования.
Образовательная компетенция — это требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [2].
Не секрет, что не всегда высокий уровень знаний, умений, навыков, приобретенных курсантами в ВУЗах, связан с целым рядом внешних (в обществе в целом) и внутренних проблем, присущих нынешнему состоянию высшей школы.
Одним из важных направлений, призванных решить данную проблему, на наш взгляд, является организация и проведение предметных олимпиад на различных этапах подготовки специалистов высшего профессионального технического образования. В данном случае участие курсантов в олимпиадах по физике является одним из методов формирования компетенций будущих инженеров.
Подготовка абитуриентов по физике в средней школе, как правило, оставляет желать лучшего, что негативно отражается на их усвоении учебного материала, особенно на первых порах обучения.
В результате высшая техническая школа сталкивается с нехваткой абитуриентов, перекосом при формировании приема в сторону экономических, информационных направлений подготовки. В связи с этим развитие интереса к инженерному образованию, привлечение и отбор профессионально-ориентированных абитуриентов является крайне важной проблемой военных ВУЗов. Известно, что результаты ЕГЭ не в полной мере отражают уровень знаний абитуриентов. Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что большая часть абитуриентов главное внимание уделяет решению простых заданий части А (с выбором ответа). Решение же заданий по частям В и С вызывает определенные трудности, а ведь именно эти задания ориентированы на отбор абитуриентов, которые будут использовать знания по физике в своей профессиональной деятельности. Таким образом, ЕГЭ является инструментом отбора, в первую очередь, средне и сильно подготовленных абитуриентов, которых меньшинство, от слабо подготовленных абитуриентов, которых большинство. Результаты входного контроля показывают крайне низкий исходный уровень знаний и умений курсантов первого года обучения.
На кафедре физики и химии ВУНЦ ВВС ВВА в начале каждого учебного года проводятся олимпиады для курсантов. Внутривузовская олимпиада преследует цель отбора курсантов на межвузовские олимпиады. Курсанты, показавшие хорошие результаты на олимпиаде, повышают свой рейтинг физике. После подведения итогов олимпиады проводится разбор задач, а затем отличившиеся курсанты приглашаются на семинары.
Главной целью проведения такого типа занятия на этапе подготовки к межвузовской олимпиаде является привитие курсантам навыков самостоятельной работы, углублению и обобщению изученного теоретического материала. В процессе проведения семинарского занятия отрабатывается методика и культура ведения научного спора, дискуссии, закладываются основы альтернативного научного стиля мышления, прививается умения слушать и слышать противоположную точку зрения.
Как правило, первые семинары приходится проводить самому руководителю, потом обучаемые начинают работать самостоятельно. Семинары позволяют выявить курсантов, способных участвовать во внешних олимпиадах.
Обеспечение подготовительного этапа олимпиады требует создания определенной методической системы [3, с. 112].
В связи с этим наша подготовка курсантов к олимпиаде базируется на ряде дидактических принципов:
1) принцип фундаментальности знаний, соответствующий фундаментальности и технологичности в процессе подготовки и в результатах обучения;
2) принцип систематичности и последовательности, придающий системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям курсантов;
3) принцип междисциплинарных связей, позволяющий разрешить противоречие между усвоением накопленных знаний и необходимостью их интеграции для практического применения;
4) принцип сознательности и активности обучаемого, позволяющий углублять, уточнять и расширять запас знаний курсантов;
5) принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Его воплощение связано со смысловой деятельностью памяти, а не с механическим запоминанием. Прочность знаний опирается на самостоятельную работу курсанта, обсуждение и дискуссии, аргументированные доказательства;
6) принцип опережающего уровня сложности знаний. С точки зрения психологии, это положение санкционирует самореализацию курсантов при работе с заданиями повышенной сложности;
7) принцип индивидуального подхода, позволяющий эффективно готовить курсантов к заданиям, соответствующих их личностным способностям. Мы учим их побеждать;
8) анализ результатов прошедших олимпиад, который способствует повышению прочности знаний, умений и навыков, развивает способность проводить самоанализ своих успехов и неудач.
Обучение без воспитания не бывает. Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагогов, работающих по подготовке команды ВУЗа к олимпиаде, создает предпосылки для конструирования путей достижения предполагаемого результата. При подготовке к межведомственной олимпиаде мы напоминаем нашим курсантам девиз кавалергардов: «Мы не стремимся быть первыми, но никого не допустим быть лучше нас».
Команда ВУНЦ ВВС «ВВА» регулярно каждый год участвует в межведомственной олимпиаде по физике памяти профессора Ю. В. Спичкина, организуемой Воронежским институтом МВД России. В олимпиаде также принимают участие Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции России, Воронежский институт противопожарной службы МЧС России, Воронежский институт правительственной связи (Филиал Академии Федеральной службы охраны РФ).
Основными целями и задачами олимпиады являются:
1) повышение у курсантов интереса к изучению физики как базового предмета для формирования профессиональных компетенций;
2) рост уровня физико-математической подготовки курсантов;
3) выявление и поощрение одаренных курсантов;
4) межвузовский обмен опытом в организации процесса обучения.
Олимпиада состоит из трех стадий.
I Решение физических задач
Участникам предлагается набор задач из различных разделов физики. Задачи для решения конкурсанты выбирают самостоятельно. Оценивается количество решенных задач, качество и полнота решения. Участникам не разрешается пользоваться во время выполнения заданий справочной литературой, словарями, мобильными средствами связи, планшетами, ноутбуками. На выполнения задания отводится один час тридцать минут.
II Лабораторный физический эксперимент
Этап предполагает проведение командами физического эксперимента с использованием измерительного оборудования и последующую обработку полученных результатов. Оценивается время выполнения задания, достоверность полученных результатов, правильность обработки и представления результатов, полнота и качество выводов. Участникам конкурса разрешается пользоваться во время выполнения задания справочной литературой; но не мобильными средствами связи, планшетами, ноутбуками. На выполнение задания отводится один час.
III Брейн-ринг
Пары команд, определяемые жеребьевкой, одновременно получают вопросы, на которые необходимо сформулировать ответы. Правила проведения испытаний аналогичны правилам телевизионной игры «Брейн-ринг». Конкурсантам не разрешается пользоваться во время выполнения заданий справочной литературой, словарями, мобильными средствами связи, планшетами, ноутбуками. На выполнение задания отводится один час.
В рамках межведомственной олимпиады проводятся личный и командный конкурсы (шесть призовых мест).
Кроме того, предусмотрены награды в следующих номинациях:
лучшее решение физических задач;
лучшее проведение лабораторного физического эксперимента;
лучшее знание и применение физических законов;
активное участие в работе Олимпиады.
Победители и призеры олимпиады во всех номинациях и конкурсах награждаются дипломами.
Условия задач остаются у курсантов, и они имеют возможность в свободное время решать остальные задачи. Участие в олимпиадах приносит большую пользу для развития мыслительной деятельности обучающихся. Даже если участник не может решить предложенную задачу, настойчивые попытки ее решить развивают мышление и укрепляют волю. Настойчивый курсант, стараясь довести до конца трудную задачу, не поленится лишний раз открыть книгу, чтобы получше разобраться в тех вопросах, которые нужны для ее решения. Это воспитывает трудолюбие, стимулирует тягу к знаниям, развивает ум, обогащает кругозор, способствует повышению уровня подготовки специалистов высокой квалификации.
Педагогическое содержание олимпиады как условия формирования компетенций по физике состоит в том, чтобы придать и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам этого интеллектуального состязания.
Таким образом, проведение олимпиад по физике следует считать перспективным условием формирования профессиональных компетенций по физике, требующим большего внимания со стороны вузовского сообщества.
Литература:
- http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/16/vladimir_putin_podgotovka_kadrov_eto_fundament_razvitiya_vooruzhyonnyh_sil_rossijskoj_federacii/
- http://festival.1september.ru/articles/581708/
- Н. Наумкин. Олимпиадная среда как условие формирования СИИД// Высшее образование в России. № 8, 2008, с. 111–115.