Справочник преподавателя высшей школы инклюзивного образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 12.02.2016

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Никаноров, А. П. Справочник преподавателя высшей школы инклюзивного образования / А. П. Никаноров. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 4-12. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/713/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

The article are put pedagogical problems, founded on feature of the personalities and type of the diseases; it is described methodology to organizations of the accumulation to information and efficient functioning(working) the teacher and employee of the high educational institution on increasing quality education student.

Keywords: the pedagogical problems, deflections in health.

 

Основная задача данного исследования повысить эффективность профессиональной подготовки лиц с отклонением в здоровье. В виду особой специфики инклюзивного образования и сложности адаптации общеобразовательных программ возникла потребность в разработке методов, повышения эффективности применения инклюзивного образования.

Первую задачу, которую ставит перед собой исследователь создать эффективную методику сбора информации, для работы научной лаборатории на базе высших учебных заведений (как с применением инклюзивной системы образования, так и без ее применения). Решение данной проблемы является актуальной как применения в практике в решении социальных программ, так и развития научного знания.

Вторая задача повысить эффективность работы профессорско-преподавательского состава, которая заключается как в аудиторной работе со студентами, так и осуществления воспитательной работы. Сложность решения данной задачи заключается в том, что инклюзивное образование находится на стыке медицинских и педагогических наук. Особенность решение данной задачи заключается в том, что профессорско-преподавательскому составу, работающему в области гуманитарных или естественных наук, приходится осваивать знания в области медицины. Данный факт требует особого подхода в работе педагогического состава.

Следует отметить, что поставленные задачи будут решены только при соблюдении профессиональной этики профессорско-преподавательского состава, так как выделенные проблемы требуют высокой квалификации сотрудников (дефектологов, преподавателей спец. дисциплин, научных сотрудников, психологов).

Наши исследования проводились на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университета методом наблюдения, а также изучением работ ученых, занимавшихся проблемами формирования личности.

Изучая контингент, с которым преподавателям приходится работать следует отметить следующие моменты, на которые целесообразно обратить внимание.

Первый момент, это изучение диагнозов студентов, имеющих отклонение в здоровье и выделение особенностей обучения, связанных с ними. Кроме того, следует обратить внимание не только на первичный диагноз, но и вторичные нарушения здоровья, связанные с основным диагнозом.

Предлагаем справочную информацию для работы профессорско-преподавательского состава высшей школы для применения в инклюзивном образовании, профессиональной подготовки студентов, имеющих отклонения здоровья. Данная информация поможет преподавателям провести экспресс диагностику рабочей группы при работе в аудитории, для более эффективной адаптации образовательных программ на основе общеобразовательных стандартов при применении в инклюзивном образовании. Мы предлагаем систематизацию информации о заболеваниях наиболее часто встречающихся в работе преподавателей высшей школы для удобства применения и сохранения времени профессорско-преподавательского состава.

Виды заболеваний

Абазия — так же диспазия, нарушение походки или невозможность ходьбы из-за нарушения походки. [1]

Аггравация(лат. aggravare — ухудшать, отягощать). Преувеличение больным реально существующей болезни. А. может быть активной, умышленной, сознательной и пассивной, когда усиливаются лишь отдельные проявления болезни, но больной не препятствует проведению лечения. Об А. подсознательной говорят в тех случаях, когда больной стремится вызвать сочувствие окружающих, привлечь их внимание. А. патологическая наблюдается у психически больных (чаще всего при истероидной психопатии) стремящихся воспроизвести картину серьезного соматического заболевания. [2]

Агнозия — утрата способности узнавания при сохранности лежащих в основе узнавания простых процессов восприятия. Возникает вследствие поражений определенных участков коры больших полушарий головного мозга при опухоли, черепно-мозговой травме и др.

В зависимости от локализации поражения возникают зрительная, слуховая, осязательная и другие формы агнозии. При зрительной агнозии (поражение затылочной доли) больной с сохранным зрением не узнает предметы по их виду или не может осмыслить зрительную картину в целом, воспринимая лишь отдельные ее детали. К частичной зрительной агнозии относятся алексия (расстройство чтения вследствие неузнавания букв) и агнозия цвета, при которой больной теряет способность различать цвета предметов. При слуховой агнозии (поражение височной доли) больной с сохраненным слухом не может узнавать объекты по характерным для них звукам (часы по тиканью, собаку по лаю и т. п.). Нарушение узнавания и понимания речи (речевая агнозия, или сенсорная афазия) возникает при поражении задних отделов левой височной доли. При осязательной агнозии у больного с сохраненными простыми видами чувствительности нарушается способность узнавать предметы путем их ощупывания (астереогноз).

Агнозия может проявляться в неузнавании знакомых людей, нарушении «схемы тела», вследствие которого больной не узнает части собственного тела, ощущает их увеличенными или уменьшенными. Особым типом агнозии является анозогнозия, при которой больной не осознает свою болезнь и отрицает наличие связанных с ней нарушений (паралича, пареза и др.); такая агнозия обычно встречается при поражениях правого полушария головного мозга. [3]

Аграфия — нарушение письма, возникающая при различных расстройствах речи. Проявляется либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусков слогов и букв, не способность соединять буквы и слоги и т. д. [4]

Адинамия (греч. adynamia бессилие) — резкая мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигательной активности. Может быть следствием атрофии мышечной системы, возникающей при длительной неподвижности, голодании, истощающих инфекционных болезнях, хронических интоксикациях, кахексии различного происхождения (например, при злокачественных опухолях, тяжелом тиреотоксикозе, поражениях гипофиза), при перерождении мышц в результате патологических процессов в спинном мозге, периферических нервах, при некоторых миопатиях, а также при старческих изменениях организма. [5]

Акинезия — (akinesia) — нарушение нормального тонуса мышц или их чувствительности. В случае акинетической эпилепсии (akinctic epilepsy) может наступить внезапная потеря мышечного тонуса; при этом больной падает, моментально теряя сознание. При акинетическом мутизме (akinctic mutism) у больного наблюдается состояние полной физической бесчувственности, несмотря на то, что глаза его остаются открытыми, и он может следить за движениями, совершаемыми вокруг него. Данное заболевание связано с последствиями повреждения основания мозга. [6]

Алекситимия — это неспособность к выражению эмоций в устной форме, то есть словесно описать их. Это явление не является заболеванием, так как отсутствует в международной классификации болезней, это скорее психологическая проблема, некая особенность нервной системы человека, не связанная с его умственными способностями. [7]

Амбитендентность — Психомоторное расстройство, характеризующееся двойственностью (амбивалентностью) в сфере произвольных действий, что приводит к неадекватному поведению. Этот феномен чаще всего проявляется при кататоническом синдроме у больных шизофренией. [8]

Амнезия — потеря памяти.

Ампутант — человек перенесший операцию по ампутации конечности.

Анартрия — неспособность образовывать звуки.

Анкилоз — неподвижность сустава, наступающая в результате образования костного, хрящевого или фиброзного сращения суставных концов сочленяющихся костей. Анкилоз может возникнуть вследствие травмы (ранение, закрытый оскольчатый перелом суставных концов костей, ушиб и другие повреждения, особенно повторные, сопровождающиеся внутритканевым кровоизлиянием), инфекционного или дегенеративного процесса в суставе, а также при неправильном лечении заболеваний и повреждений суставов, когда недостаточно используется функциональный метод лечения и применяется длительная иммобилизация. Движения в суставе при анкилозе отсутствуют, что приводит к нарушению статики и нередко сопровождается болями. [9]

Апатия — потеря интереса к жизни.

Апраксия(от греч. а — отрицательная частица + praxia — действие; букв. бездействие) — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга. Апраксия возникает вследствие элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т. п.), расстройств чувствительности, нарушений речи, препятствующих пониманию задания, психического заболевания. Форма апраксии зависит от локализации поражения. [10]

Спинальный арахноидит — представляет собой воспалительный процесс в мозговой оболочке, которая окружает спинной мозг. Воспаление вызывает постоянное раздражение, формирование рубцово-спаечного процесса и приводит к компрессии корешков и сосудов. Основной симптом арахноидита — хроническая боль в поясничном отделе позвоночника, бедрах. [11]

Артрит — обозначение заболеваний суставов.

Артрогрипоз (arthrogryposis; греч. arthron — сустав + gryposis — искривление) — врожденное заболевание, характеризующееся контрактурами двух и более крупных суставов несмежных областей, а также поражением мышц и спинного мозга. Под термином “контрактура” понимают ограничение объема движений в суставе [12]

Артроз — это разнородная группа заболеваний, в основе которых лежит поражение всех компонентов сустава. В первую очередь — хряща, а также околохрящевой кости, суставной оболочки, связок, капсулы, околосуставных мышц. [13]

Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) проявляется в увеличении сгибательного и разгибательного тонуса мышц конечностей в связи с изменением положения головы. При опускании головы усиливается тонус сгибателей верхних и разгибателей нижних конечностей. При поднимании головы, наоборот, усиливается тонус разгибателей верхних и сгибателей нижних конечностей. Это приводит к тому, что больные не могут вставать на четвереньки, сидеть, стоять на коленях. При продленном действии рефлекса, отсутствии или недоразвитии ряда установочных и сложных цепных рефлексов задерживается развитие опорной функции конечностей, отсутствуют координированные движения головы, верхних и нижних конечностей. [14]

Астазия (от греч. a — отрицат. частица и stasis — состояние) — нарушение способности стоять, вызванное нарушением координации мышц тела при обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела. [15]

Астеник — человек, с астеническим (долихоморфным) телосложением. В переводе с греческого астеник означает слабый. [16]

Атаксия или по-другому инкоординация или нарушение согласованности во взаимодействии групп мышц, проявляющееся нарушением целенаправленных статических функций и движений человеческого тела. Классифицируются различные виды атаксии.

Атаксия считается часто встречающейся патологией, которая характеризуется нарушением моторики — при этом сила конечностей полностью сохраняется или совсем немного уменьшается. Но движения становятся нечеткими, неуклюжими, а во время ходьбы или в положении стоя происходит нарушение равновесия. [17]

Атетоз — непроизвольные непрерывные червеобразные движения пальцев рук, ног, реже лица (гримасы), туловища. Является одной из форм гиперкинезы.

Атетоз возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга (чаще полосатого тела), бывает при энцифалитах, родовой травме, некоторых наследственных нервных заболеваниях.

Афазия — расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение. [18]

Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Аффект неадекватности возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. Аффект неадекватности — это как бы защитная реакция, позволяющая выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действительности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая сомнения относительно своих способностей. [19]

Баллизм — моторное расстройство (то есть дискинеэия) характеризующаяся сильными размашистыми движениями. Обычно возникает в результате повреждения одного из гипоталамических ядер, связанных с базальными ганглиями. Когда затронута только одна сторона тела, это называется Гемибализм беспомощность. [20]

Выученная беспомощность — человек может приобретать своеобразный негативный опыт, состоящий в том, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам. Такой опыт усиливает ожидание неподконтрольности человеку результатов его действий, вследствие чего возникает тройственный дефицит — мотивационный, когнитивный и эмоциональный. [21]

Гангрена — отмирание тканей в живом организме.

Гемипарез — это неполный паралич или же ослабление одной половины тела. Бывает правосторонний гемипарез и левосторонний гемипарез.

Локализацию поражения можно уточнить с помощью симптомов очагового поражения коры: нарушения речи, агнозии, апраксии, когнитивные расстройства, корковые расстройства чувствительности, эпилептические припадки. [22]

Гемиплегия (hemiplegia; греческий hemi — полу + plege удар) — паралич мышц одной половины тела в результате нарушения проводимости центрального нейрона кортикоспинального (пирамидного) пути. Паралич одной конечности называется моноплегией. Частично выраженный паралич называется парезом; парез мышц одной стороны тела — гемипарезом, парез одной конечности — монопарезом; Гемиплегия, возникающая при поражении спинного мозга на одноименной с очагом поражения стороне, — ипсилатеральная гемиплегия. [23]

Гипералгезия — повышенная чувствительность к боли. Проявления наблюдаются как в нормальном, так и в болезненном состоянии человека. Болевой порог у таких людей ниже, чем у обычных. Реакция на различные раздражения необычна для других людей. Люди, имеющие гипералгезию, жалуются на боль при самом легком прикосновении. Им тяжело носить одежду, а поглаживание кожи вызывает жжение. Очень часто наблюдается повышенная чувствительность к температуре. [24]

Гипербулия — болезненное состояние, характеризующееся неадекватным усилением желаний и побуждений к деятельности (как правило, непродуктивной); чаще наблюдается при маниакальных состояниях, обычно сочетается с др. расстройствами психики (мышления, внимания). [25]

Гипобулия (снижение волевой активности) — слабость побуждений, вялость, бездеятельность, лишена выразительности речь, снижение двигательной активности, ограничение общения. Наблюдается при выраженном астеническом и динамически варианте депрессивного синдрома, а также при органическом поражении головного мозга. Прогрессирующая гипобулия часто является одним из основных симптомов шизофренического дефекта. [26]

Гипокинезия — особое состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активности. Следует отметить, что такое отклонение не представляет собой опасности для жизни пациента. Однако в отдельных случаях, когда у больного наблюдается выраженная обездвиженность, оно может привести к довольно серьезным осложнениям (эмболии легочной артерии, сепсису и проч.). [27]

Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation, или соответственно privation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Речь идет не о физических лишениях, а исключительно о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей (психическая депривация). Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви — проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства — вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности. [28]

Дереализация — состояние человека, при котором изменяется его восприятие окружающего мира. Внешний мир кажется размытым, странным, туманным, неопределенным или нарисованным. Больному кажется, что он видит нереальные вещи, словно находится во сне. [29]

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие его недоразвития или повреждения в процессе беременности или родов, и проявляющихся двигательными расстройствами, нарушениями речи и психики. [30]

Дизартрит — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. [31]

Динамические нарушения психических функций — нарушения энергических и регуляторных характеристик психической функции, возникающие при локальных поражениях головного мозга и различных психических заболеваний. Согласно представлениям, развиваемым современной отечественной нейропсихологии, энергетические временные показатели деятельности (скорость, деятельность, равномерность и др.) связаны с работой I-го блока, а регуляторные (программирование деятельности в целом, последовательности ощущений, контроль за успешностью их выполнения) — с работой III-го блока мозга. Д.н.п.ф. соответственно возникают при поражении I-го и III-го блоков мозга. Энергетические Д. н.п.ф отражают нарушения в работе неспецифических механизмов мозга, и их характер зависит от уровня поражения неспецифической системы. Регуляторные Д. н.п.ф. отражают нарушения в работе конвекситальной и медиальной коры лобных долей мозга и зависят от латерализации очага поражения. При поражении корковых отделов любых долей левого полушарий мозга (у правшей) регуляторные нарушения (и прежде всего, нарушения произвольной регуляции функций) выражены в большей степени, чем при аналогичном поражении правого полушария. Д.н.п.ф. наблюдаются при различных психических заболеваниях, в частности при пограничных состояниях УНС (неврозах). В этих случаях лекарственная терапия приводит к уменьшению Д. н.п.ф [32]

Диссимуляция — от лат. dissimulatio — сокрытие. Клиническое нарушение. Стремление скрыть свои болезненные состояния или расстройства, прежде всего психические. [33]

Дистрофия (от греч. dys — нарушение и trophe — питаю) — сложный патологический процесс, в основе которого лежит нарушение тканевого (клеточного) метаболизма, ведущее к структурным изменениям. Поэтому дистрофии рассматриваются как один из видов повреждения. [34]

Контрактура — ограничение амплитуды пассивных движений в суставе, вызывающее атрофию мышц, которая проявляется в уменьшении их размеров, силы и выносливости. [35]

Конформность — от лат. conformis — подобный, сообразный) — склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других. Усвоение норм и правил поведения также является проявлением конформности, но одновременно и необходимым элементом социализации.

В социальной психологии термин обычно используется для обозначения податливости личности человека реальному или воображаемому давлению группы, которая проявляется в изменении поведения или собственного мнения в соответствии с позицией большинства. [36]

Копинг — поведение (от англ. coping — совладение) — форма поведения, авторА.Маслоу. Готовность индивида решать жизненные проблемы. Представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с Я-концепцией, локусом контроля, эмпатией, условиями среды. [37]

Косоглазие — это состояние, которое характеризуется отклонением одного или обоих глазот центральной оси, то есть глаза человека смотрят не в одном направлении, как положено, а в разных. В итоге взгляд не может сфокусироваться на рассматриваемом предмете. [38]

Косолапость — это деформация стопы, при которой она отклоняется внутрь от продольной оси голени. Косолапость бывает врожденной и приобретенной, типичной и атипичной. По степеням подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую. Врожденную косолапость можно увидеть по УЗИ уже на 3 месяце беременности. Ортопедом в зависимости от тяжести деформации определяется план лечения. [38]

Косорукость — искривление кисти. Различают косорукость локтевую и лучевую, врожденную и приобретенную, с костными изменениями и без них. Врожденная косорукость нередко бывает двусторонней и сочетается с другими пороками развития. Приобретенная косорукость развивается в результате острых и хронических травм (родовая и др.), заболеваний. [39]

Кретинизм — эндокринное заболевание, которое формируется в следствие нехватки гормонов щитовидной железы и характеризуется развитием необратимых нарушений со стороны нервного, соматического и психического развития. Развивается как форма врожденного гипотиреоза. [40]

Кривошея — это заболевание, при котором голова наклонена в одну сторону, а лицо повёрнуто в другую и отклонено назад. [41]

Латентность — это проявление чего-либо в скрытой форме, пассивное состояние, неактивность, выжидание от одного периода к другому, застой. Применяется в медицинских терминах другими словами инкубационный период, скрытый конфликт имеет латентное состояние, пока не наступит кульминация, разрешение проблемы и переход из латентного состояния в действие. [42]

Культя — часть конечности, оставшаяся после ампутации или образовавшаяся в результате ее врожденного недоразвития. Культей также называют остаток нерва или бронха после перерезки, червеобразного отростка после его удаления и т. д. [43]

Лекомания — злоупотребление лекарственными препаратами, не входящими в перечень наркотических и не подлежащих особому учету и контролю, но имеющих в своем составе активное вещество, способное вызвать к нему болезненное пристрастие. [44]

Макроцефолгия — является такой патологией, диагностируемой у детей, при которой череп уменьшен до значительных размеров, что отражается и на размерах головного мозга, он, в свою очередь, также подлежит соответствующему таким изменениям уменьшению. Микроцефалия, симптомы которой проявляются в форме указанных изменений, сочетается с нормальными размерами остальных частей тела, однако, опять же, за счет сопутствующих изменений головного мозга, характеризуется умственной недостаточностью больного, проявляющейся в той или иной мере. [45]

Миалгия — это патологическая боль в мышцах. Кроме болезненности, при миалгии может также наблюдаться отечность мышц и их покраснение. [46]

Миастения — аутоиммунная болезнь, при которой нервно-мышечные соединения (синапсы) функционируют неправильно, что приводит к мышечной слабости. [47]

Миатония — наследственное заболевание нервно-мышечной системы, характеризующееся своеобразными расстройствами движений в виде тонических мышечных спазмов, наступающих в начальной фазе активного движения. [48]

Микроэстезия — нарушение тактильной чувствительности, при котором ощупываемый предмет воспринимается меньшим по сравнению с его действительными размерами, а площадь искусственно раздражаемого участка кожи кажется меньше, чем на самом деле; признак поражения таламуса или постцентральной области мозговой коры. [49]

Психопатия — это расстройство личности, которое характеризуется непринятием социальных норм, повышенной агрессивностью, импульсивностью, неумением формировать свои привязанности. Психопатия проявляется неадекватностью эмоциональных переживаний человека, зачастую у него имеется склонность к навязчивым и депрессивным состояниям. [50]

Персеверация — (отлат. perseveratio — упорство) — циклическоеповторениеилинастойчивоевоспроизведение, частовопрекисознательномунамерению, какого-либодействия, мыслиилипереживания. [51]

Парестезия — это специфический вид нарушения чувствительности, который сопровождается субъективными ощущениями покалывания, жжения, ползания мурашек. В норме такие ощущения могут наблюдаться совсем недолго при условии нахождения части тела в сдавленном состоянии [52].

Парез — это снижение силы в мышце или в группе мышц. Развивается вторично, в составе какого-либо состояния или заболевания (нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга и т. п.). Является частным случаем паралича (нарушение мышечного сокращения), включающего парез (снижение мышечной силы) и плегию (полная невозможность сокращения мышцы). [53]

Параплеги́я (paraplegia: греч. para около + plēgē удар, поражение) паралич обеих верхних (верхняя параплегия) или обеих нижних (нижняя параплегия) конечностей. [54]

Список заболеваний можно расширять и дополнять.

Систематизация информации в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях с применением инклюзивного образования

Изучение данной проблемы привело нас к трудам Л. И. Божович, которые мы взяли за основу дальнейших разработок.

Решение наших задач мы нашли в ее трудах и постарались адаптировать под решение поставленных нами задач.

Итак, изучения всего контингента студентов не может быть решена, путем подробного исследования каждого студента с применением специальных приемов и методов. Это долгий и кропотливый труд, который трудно адаптировать к быстро изменяющемуся контингенту (таблица 1).

 

Таблица 1

Систематизация информации о структуре группы

Количество студентов в группе

Количество студентов с отклонением здоровья в группе

Виды заболевания

Особые отметки профессорско-преподавательского состава

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Анализ структуры группы поможет систематизировать информацию о студентах с отклонением здоровья, проводить анализ наиболее часто встречающихся заболеваниях и проблемах, связанных с обучением данных лиц (Особые отметки профессорско-преподавательского состава). Как правило, проблемы, связанные с профессиональной подготовкой является отставания студентов в закреплении материала и самостоятельной работой, что требует дополнительной работы преподавателя.

Из анализа списка выше приведенных заболеваний не малую часть составляет заболевания, связанные с поражением головного мозга (ДЦП).

Рассматривая образовательный стандарт, мы видим, что немалую часть занимает самостоятельная работа студентов, однако из наблюдений мы увидим не способность осуществления самостоятельной работы части студентов к самостоятельной проработке материала. Такой факт требует дополнительной работы профессорско-преподавательского состава по устранению таких пробелов в предыдущем опыте обучения.

Ниже приведенная таблица является аналог разработанной методики сбора информации на основе педагогических характеристик, проработанных Л. И. Божович коллегами на основе 700 характеристик собранных в различных образовательных учреждений (таблица 2).

 

Таблица 2

О динамике обучения и воспитания лиц, имеющих отклонения здоровья

Ф. И. О студента

Вид заболева­ния (диагноз)

Отметки профессорско- преподавательского состава о проблемах обучения и воспитания студентов, имеющих отклонения здоровья (характеристика)

Педагоги­ческие задачи

Виды индивидуальных занятий, проводимые со студентом для устранения проблем в обучении и воспитании (методы достижения поставленных педагогических задач

Результат проводи­мых индивиду­альных занятий

1

2

3

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

Данная таблица предполагает изучение эффективности методов обучения для лиц, имеющих отклонение в здоровье и поиски индивидуального подхода в обучении для различных видов заболевания, а также для остальных студентов.

Л. И. Божович выделила следующие недостатки при составлении характеристики на детей, которые были исследованы. Обратимся к первоисточнику:

Во-первых, в характеристиках, как правило, почти не говорилось о личности ребенка, о его характере, отношении к окружающему, стремлениях, переживаниях. Ребенок характеризовался лишь со стороны его успеваемости и отдельных особенностей поведения. В лучших характеристиках отмечались отдельные поступки ребенка, и некоторые качества личности, и тем не менее в них отсутствовало самое главное — характеристика того, чем живет ребенок, к чему он стремится и чего хочет, то есть отсутствовало то, что прежде всего позволяет понять индивидуальное своеобразие личности ребенка и найти к нему правильный педагогический подход. [1, с. 110]

Данный недостаток делает группу однообразной без выделения индивидуальных особенностей личности.

Во-вторых, в характеристиках, как правило, лишь констатировались особенности ребенка, но в них не было попытки понять те причины, которые породили эти особенности. В них пишется: «ученик не успевает» или «ребенок недостаточно развит», но почему это произошло, каков характер указанного недостатка, в чем он выражается, за счет чего его надо отнести — все это остается неясным.

Эта черта педагогических характеристик лишала возможности воспитателя выдвинуть определенную педагогическую задачу, которая была бы направлена на систематическое преодоление имеющихся в развитии ребенка недостатков. Правда, в некоторых характеристиках педагогические задачи выдвигались и даже иногда намечались конкретные пути их решения, но чаще всего усилия учителей и воспитателей оказывались направленными на сам недостаток, а не на те причины, которые его породили. Кроме того, ни в одной из всех 700 изученных характеристик не была поставлена специальная педагогическая задача в отношении ребенка, который достаточно хорошо учится и достаточно хорошо себя ведет. Но ведь успехи в учении и правильное поведение не означают отсутствие индивидуальных особенностей. С этим также должен считаться педагог.

Третьим большим недостатком всех педагогически характеристик является отсутствие в них преемственности. Если посмотреть педагогические характеристики, которые из года в год пишутся на одного и того же ребенка, то окажется, что все они являются рядоположными. Каждая последующая характеристика пишется без учета предыдущей и поэтому в них совершенно не отражено ни продвижение ребенка, не педагогическая работа с ним. [1, с.110].

Выше перечисленные недостатки в характеристиках лишают содержательной информации и переводят данную работу в формальную. Главное заключается в том, чтобы научить преподавателей правильно анализировать и обобщать уже имеющиеся у них знания и делать на этой основе выводов относительно хода профессионального и социального развития личности и о том, как надо в каждом конкретном случае руководить этим развитием. [1,с. 111].

Требования к формированию характеристик Л. И. Божович

Мы не стали изменять требования к формированию характеристик разработанные уважаемыми нами учеными и приводим их в первоначальном виде:

Эти требования заключаются в следующем. Прежде всего, мы считали необходимым выявить причины, порождающие те или иные особенности ребенка. Затем мы требовали, чтобы в конце каждой характеристики была проставлена по отношению к данному ребенку определенная педагогическая задача и намечены способы ее реализации; наконец, было принято решение, чтобы каждая последующая характеристика писалась на основе предыдущей: она должна начинаться с анализа продвижения ребенка и оценки педагогических мер воздействия, примененных к нему в предыдущем году. Это последнее требование очень важно, так как оно может обеспечить сознательный, целеустремленный и активный процесс воспитания всех детей школы-интерната. Если это требование неукоснительно осуществлялось, то мы бы всегда знали, как и в каком направлении идет формирование личности каждого ребенка и насколько правильно ведется с ним педагогическая работа. [55 ст. 112]

Основные направления анализа является время усвоения информации, сложность решаемых задач, закрепление навыков, критическая оценка информации.

Следует отметить что, данная таблица может изменяться и дополняться, а также использоваться не только для систематизации деятельности направленной на формирование профессиональных компетенций, но и в воспитательной работе со студентами.

Следует отметить часто встречаемые отклонения здоровья, встречающиеся в инклюзивном образовании:

Детский церебральный паралич, который вызывает различные вторичные заболевания и связанные с этим проблемы профессионального обучения.

Нарушение слуха так же является проблемой обучения и воспитания, следует отметить, что проблеме развития людей с нарушением слуха посвящено целое направление сурдопсихологии.

Лица, получившие травмы, особенность данных лиц является психологическое состояние личности.

Из перечисленного, выше следует, что профессорско-преподавательскому составу целесообразно изучать области специальной психологии, а также вырабатывать особые подходы в обучении лиц с отклонением здоровья (зачастую адресный).

 

Литература:

 

  1.    www.24farm.ru (дата обращения 12.12.2015)
  2.    http://enc-dic.com
  3.    http://vocabulary.ru
  4.    www.insai.ru
  5.    www.nedug.ru
  6.    www.03.ru
  7.    http://odepressii.ru
  8.    www.psyoffice.ru
  9.    www.medical-enc.ru
  10. www.persev.ru
  11. www.medkrug.ru
  12. htth://turner.ru
  13. htth://narmed.ru
  14. http://reabilitaciya.com.
  15. www.psi.web.zone.ru
  16. http://recepty-ochistki.ru
  17. http://vashnevrolog
  18. www.krasotaimedicina.ru
  19. http://vocabulary.ru
  20. http://persev.ru
  21. http://azps.ru
  22. http://narod-medicina.ru
  23. www.ordodeus.ru
  24. http://immuninfo.ru
  25. http://medactiv.ru
  26. http://spravochnik.vse-zabolevaniy.ru
  27. http/:fb.ru
  28. http://stud24.ru
  29. www.cnsinfo.ru
  30. http://doctorpiter.ru
  31. www.logopedspb.ru
  32. www.socionic.ru
  33. www.vslovar.org.ru
  34. http://vmede.org
  35. http://www.orthoscheb.com/therapy/kontraktura/
  36. http://www.psychologies.ru/glossary/10/konformnost/
  37. http://psi.webzone.ru/st/306100.htm
  38. http://ponseti.ru/classification_kosolaposti/
  39. http://www.medical-enc.ru/10/kosorukost.shtml
  40. http://medbooking.com/illness/kretinizm
  41. http://mz-clinic.ru/bolezni/krivosheya.html
  42. http://www.ymniki.ru/latentnost.html
  43. http://www.medical-enc.ru/10/kultya.shtml
  44. http://www.narcolikbez.ru/lecomania.html
  45. http://simptomer.ru/bolezni/nevrologiya/352-mikrotsefaliya-simptomy
  46. http://medbooking.com/illness/mialgija
  47. http://www.zdorovieinfo.ru/bolezni/miasteniya/
  48. http://www.medical-enc.ru/12/myotonia.shtml
  49. http://vocabulary.ru/dictionary/893/word/mikroyestezija
  50. http://www.neboleem.net/psihopatiya.php
  51. http://psychology.academic.ru/1628/ %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F
  52. http://www.neuroplus.ru/bolezni/simptomy-i-sindromy/paresteziya.html
  53. http://lookmedbook.ru/disease/parez
  54. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/22530/ %D0 %9F %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BF %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F
  55. Л. И. Божович Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды Под редакцией Д. И. Фельдштейна Москва — Воронеж 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): профессорско-преподавательский состав, головной мозг, инклюзивное образование, нарушение, больной, характеристика, заболевание, задача, поражение, спинной мозг.

Ключевые слова

инклюзия, педагогические задачи, отклонения в здоровье., отклонения в здоровье

Похожие статьи

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы развития управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования на примере спортивной школы. Предпринимаются попытки разработки модели развития управленческой компетентности, поиска педагоги...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Похожие статьи

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы развития управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования на примере спортивной школы. Предпринимаются попытки разработки модели развития управленческой компетентности, поиска педагоги...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Задать вопрос