Данная статья посвящена сравнительному анализу студентов, имеющих последствия ДЦП, со здоровыми студентами по уровню двигательных способностей и функционального развития. В статье рассматриваются основные факторы, постепенно увеличивающие энергетические ресурсы человеческого организма с его рабочими возможностями; проводится сравнение функционального развития и двигательных способностей студентов-инвалидов и здоровых студентов.
Ключевые слова: ДЦП, человеческий организм, возможности организма, функциональное развитие, двигательные способности.
This article is devoted to comparative analysis of students with cerebral palsy consequences with healthy students in terms of motor abilities and functional development. The article examines the main factors that gradually increase the energy resources of the human body with its working capabilities; the comparison of functional development and motor abilities of disabled students and healthy students is carried out.
Key words: cerebral palsy, human body, body capabilities, functional development, motor abilities.
Постановка проблемы. Огромное значение для понимания механизмов взаимосвязи функциональных возможностей организма с его движениями имеют те научные исследования, которые раскрывают значения мышечного массива при становлении и последующем формировании вегетативных функций организма совместно с механизмами взаимодействия вегетатики и моторики. Существует тесная взаимосвязь между особенностями функций скелетных мышц и работой сердечно-сосудистой системы. Развитие мышц — это существенный фактор, что увеличивает постепенно энергетические ресурсы человеческого организма с его рабочими возможностями. Объемы двигательной активности человека с последствиями ДЦП будут индивидуальными, они зависят от различных факторов классификации клинических форм, конституции, пола, возраста, образа жизни человека, условий его быта, а также от уровня его физической подготовленности. [2, с.28] Для каждого отдельно взятого человека возможен некий диапазон уровня двигательной активности, который необходим для нормального функционирования и развития организма.
Цель статьи заключается в проведении сравнительного анализа студентов, имеющих последствия ДЦП, со здоровыми студентами по уровню двигательных способностей и функционального развития.
Основное изложение материала . Согласно данным Минздрава РФ состояние здоровья населения на современном этапе оценивается как неудовлетворительное. За последние пять лет в России сохраняются негативные тенденции роста первичной заболеваемости (+ 4,78 %) и распространенности (+ 7,0 %) болезней, особенно тех, которые являются предикторами инвалидизации. С 1991 г. в общей структуре населения РФ регистрируется постоянный рост числа лиц с инвалидностью. Состояние и динамика изменений здоровья населения, рост количественных и качественных показателей инвалидизации в России определяют необходимость применения целого ряда мероприятий, которые должны побуждать население к соблюдению здорового образа жизни, среди лиц с инвалидностью необходимо оптимизировать программы биопсихосоциальной адаптации. [4, с.115]. Одним из эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. Несмотря на тенденцию, которая наблюдается с 2008 по 2019 гг., а именно — уменьшение количества студентов с инвалидностью, структура контингента студентов по процентному соотношению основных нозологий, формирующие инвалидность, не претерпела существенных изменений.
Кроме того, из года в год остается стабильным довольно высокий процент лиц с инвалидностью, которые требуют применения лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на оптимизацию их общего состояния. Соответственно, при разработке и применении индивидуальных реабилитационных программ у лиц с инвалидностью на различные нозологии, для оптимизации их дальнейшей профессиональной деятельности крайне необходимым условием должен быть учет характерных особенностей типичных производственных операций выбранной профессии. Полученные данные о состоянии материального положения и жилищных условий свидетельствовали, что для студентов, имеющих существенные двигательные ограничения (в частности, последствия ДЦП), выполнение самостоятельных индивидуальных физических упражнений в форме утренней гигиенической гимнастики и занятий лечебной гимнастикой является сложной задачей и практически невозможным по причине отсутствия подходящего места или помещения для занятий. [4, с.121]
Патологии двигательных нарушений требуют коррекции и компенсации при обучении двигательным действиям, для чего требуется внедрение программы физической реабилитации совместно с проведением специальных исследований на предмет определения уровня двигательной активности у студентов, имеющих последствия ДЦП.
А. П. Михайловский [1] в своем исследовании определил уровень двигательных способностей совместно с функциональным развитием студентов, имеющих последствия ДЦП, сравнив их с результатами здоровых студентов. Контроль уровня по нарушению двигательных способностей инвалидов автор производил при помощи методики (SFTR) измерения объема движений в суставах. Данная методика дала возможность получения исходных данных с возможностями формирования необходимых объемов жизненно важных для студентов движений. Полученные результаты при измерении объемов движений в суставах у студентов-инвалидов есть свидетельство недостаточного уровня подвижности последних.
По мнению исследователей [3], подобный объем движений для верхних конечностей считать можно вполне удовлетворительным, поскольку он дает возможность выполнения бытовых и трудовых навыков. Это, собственно, подтверждается и анализом полученных А. П. Михайловским данных запаса у студентов-инвалидов жизненно необходимых навыков и умений. Вместе с тем, 64,5 процентов студентов-инвалидов способны самостоятельно выполнять такие действия, как одевание, раздевание, туалет, 85,2 процентов таких студентов не нуждаются в помощи со стороны в процессе принятия пищи. Приблизительно половина студентов-инвалидов в быту зависит от посторонней помощи. [1]
Данное положение в меньшей мере зависит от возможностей проявления двигательных способностей, а в большей мере определяется посредством социально-психологической позиции студентов-инвалидов, возникающей как следствие чрезмерной опеки со стороны их родителей. Естественно, такого рода позиция не характерна абсолютно для всех студентов, имеющих последствия ДЦП. В некоторых случаях переживания, которые связаны с инвалидностью вызывают у инвалидов, наоборот, желание к преодолению трудностей, прикладыванию волевых усилий, проявлению требовательности к самому себе, стремлению к самодисциплине, тренированности с целью укрепить мышечную силу, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повысить свои двигательные способности.
Но чтобы развить данные качества человеку/ребенку с ДЦП требуется целенаправленная педагогическая работа. Студенты-инвалиды с последствиями ДЦП нуждаются в:
— многоплановаой специальной реабилитационной программе, направленной на развитие их двигательной сферы,
— занятиях ЛФК,
— специальных подвижных и спортивных играх, плавании.
Кроме того, весьма полезным есть привлечение студентов-инвалидов как к коллективным, так и к индивидуальным спортивным соревнованиям по специальным тренировочным программам для инвалидов, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата.
Резервом функциональных возможностей у студентов-инвалидов, имеющих последствия ДЦП, определяется уровень развития основных двигательных качеств.
Так, в своем исследовании А. П. Михайловский при помощи разнообразных тестов определял скоростно-силовые и координационные способности совместно с быстротой реакции и скоростно-силововой выносливости у студентов-инвалидов, имеющих последствия ДЦП, сравнив их с результатами здоровых студентов (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования двигательных возможностей студентов-инвалидов, имеющих последствия ДЦП, и здоровых студентов [1]
Определение координационных способностей как одного из качеств, развитие которого нарушается с возрастом, имеет довольно важное значение в спортивном и бытовом видах деятельности. В процессе проведения тестирования уровень координационных способностей определяют посредством максимального числа отбиваний мяча от стены двумя руками, положение — сидя на стуле. Так, в отдельно взятом упражнении развитие данного качества у студентов-инвалидов с последствиями ЦП ниже в 5,2 раза сравнительно с результатами здоровых студентов.
Вывод. Подводя итог вышесказанному, отметим, что у студентов, имеющих последствия ДЦП, частота сердечных сокращений в состоянии покоя сравнительно со здоровыми студентами увеличена в среднем на 10–15 ударов за минуту. Так, при одном и том же виде работы разных мышечных групп, которые составляют значительную часть мускулатуры тела, сокращение сердца происходит чаще в процессе работы меньших мышечных групп. Студенты-инвалиды, имеющие последствия ДЦП, в быту и при передвижении большую часть движений выполняют посредством мышц верхних конечностей, а это есть один из основных факторов повышенной частоты сердечных сокращений. Таким образом, активной мышечной деятельностью нормализуется кардиореспираторная система при условии, что студенты-инвалиды будут систематически выполнять физические упражнения.
Литература:
- Михайловский А. П. Сравнительный анализ студентов с последствиями ДЦП и здоровых студентов по уровню функционального развития и двигательных способностей // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 10(68) — 2010. — С. 69–72.
- Роль и место физической реабилитации в системе укрепления здоровья нации / В. С. Мухина, А. В. Марценюк // Концепция развития отрасли физического вопитания и спорта. — 2018. — № 14. — С.27–32.
- Кореняк Г. В. Частота встречаемости глазодвигательной и рефракционной патологии у детей и подростков с детским церебральным параличом / Кореняк Г. В., Чередниченко Н. Л., Попова Н. А. и др/ В сборнике: Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук Материалы III международной научно-практической конференции. 2016. С. 64–67.
- Физическая культура и спорт глазами студентов. Проблемы и перспективы: материалы IV Республиканской науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых (Донецк, 27 ноября 2019г.) / Минобрнауки ДНР, ГОУ ВПО «ДонАУиГС», Кафедра физического воспитания. — Донецк: ГОУ ВПО «ДонАУиГС», 2019. — 533 с.