Средовый подход в методике обучения ОБЖ | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Алексеев С. В. Средовый подход в методике обучения ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 8-9. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/14/422/ (дата обращения: 17.08.2018).



Средовый подход в методике обучения ОБЖ

Алексеев Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

 

В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.

Ключевые слова: среда, средовый подход, средовая компетенция педагога, надпрофессиональные навыки.

 

Ключевым понятием средового подхода является понятие «среды», которое в науке трансформировалось с чисто биологического, естественнонаучного до социального и образовательного (педагогического). Я. Юкскюль считается одним из основоположников классической этологии. Особую известность получила его концепция о существовании у каждого вида животных специфического, характерного только для него, перцептивного мира «окружения». Из огромного разнообразия стимулов, действующих на животное, лишь небольшое их число вызывает ответную реакцию. Концепция «окружающей среды» Я.Юкскюля положила начало экспериментальным исследованиям взаимоотношений животных со средой их обитания.

Основные требования к образовательным результатам при изучении предмета ОБЖ в контексте ФГОС нового поколения, структура примерной учебной программы курса ОБЖ разработаны на основе средового подхода (природная, техногенная и социальная среды) с широким внедрением модульного принципа (по различным проблемам внутри обозначенных сред). Кроме указанных сред ученые называют городскую, культурную, криминогенную, образовательную и иные среды. Для педагогов образовательная среда, ее безопасный и здоровьесозидающий характер имеет особый интерес. Смысл образовательной среды не является абсолютно новым, например, еще Лоренцо Вала перечисляет пять важнейших условий для ученых занятий:

- «общение с образованными людьми»;

- «изобилие книг»;

- «удобное место»;

- «свободное время»;

- «душевный покой».

Особый вид компетенции, необходимый современному педагогу, особенно педагогу-организатору ОБЖ, это средовая компетенция. Средовая компетенция рассматривается нами как профессиональные умения педагога (и всего педагогического коллектива!) создать безопасную, здоровьесозидающую, комфортную образовательную среду в школе; это умение методически использовать значимый образовательный (просветительский, воспитательный) потенциал окружающей среды региона (городской, культурной, социальной, природной, образовательной и др.). Пространство (среда) учебного кабинета, образовательная среда школы, пришкольная территория и др. – неполный перечень приложения средовой компетенции педагога.

Представляют особый интерес исследования пространства (среды) школы, класса, пришкольной территории, проведенные зарубежными (С.Гриффитс, Р.Зоммер, А.Швебел, Д.Черлин, Ф.Беккер, Д.Мак-Персон, Р.Гиффорд, К.Вайнштайн и др.) и российскими учеными ( Л.В.Смолова, Г.А.Ковалева, Ю.Г.Панюкова, А.И.Савенков, Е.А.Соловьева и др.) [2].

В качестве ключевых блоков – составляющих средовой компетентности – нами обозначаются следующие:

1. Проектирование модели предметной среды, видение ее в функционировании образовательной среды школы, района, города;

2. Анализ реального состояния предметной среды и соотнесение его с идеальной (планируемым) моделью, понимание возможных направлений ее развития;

3. Профессионально организовывать и методически реализовывать научный, культурный, просветительский, образовательный потенциал региона;

4. Создание педагогических условий для функционирования открытой информационной образовательной среды;

5. Широкое использование безопасных здоровьесозидающих инновационных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности в школе.

В процессе мини- исследования 2015г. получены следующие результаты самооценки педагогами параметров средовой компетентности:

 

Составляющие средовой компетентности

Баллы (по 10-балльной системе)

1.

Проектирование модели предметной среды, видение ее в функционировании образовательной среды школы, района, города;

 

7,8

2.

Анализ реального состояния предметной среды и соотнесение его с идеальной (планируемым) моделью, понимание возможных направлений ее развития;

8,0

3.

Профессионально организовывать и методически реализовывать научный, культурный, просветительский, образовательный потенциал региона;

7,5

4.

Создание педагогических условий для функционирования открытой информационной образовательной среды;

7,4

5.

Широкое использование безопасных здоровьесозидающих инновационных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности в школе.

7,9

Можно констатировать высокий уровень самооценки аналитической функции средовой компетенции (8,0) и недостаточно высокий- информационной функции (7,4). Экспертная оценка подтверждает полученную закономерность, однако уровень экспертной оценки ниже самооценки (7,4 и 6,0 соответственно).

Принимая за основу идею опережения, прогностическую функцию педагогического образования целесообразно проектировать по результатам форсайт-исследований будущего профессионального ландшафта в образовании.

Атлас новых профессий (2015г.) определяет позицию международных и отечественных экспертов на необходимость формирования следующих надпрофессиональных навыков, таких как:

  1.                Мультиязычность и мультикультурность. Свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
  2.                Навыки межотраслевой коммуникации. Понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях.
  3.                Клиентоориентированность. Умение работы с запросами потребителя
  4.                Умение управлять проектами и процессами
  5.                Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. Умение быстро принимать решения, реагировать на изменения условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
  6.                Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического курса.
  7.                Программирование ИТ-решений. Управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом
  8.                Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми
  9.                Системное мышление. Умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе, системная инженерия.
  10.            Бережливое производство. Управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
  11.            Экологическое мышление[1].

В Атласе новых профессий в блоке «Безопасность» приведены следующие новые профессии, ориентация на которые может быть основой профориентационной работы: аудитор комплексной безопасности в промышленности, дистанционный координатор безопасности; дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности; специалист по преодолению системных экологических катастроф; проектировщик личной безопасности; менеджер непрерывности бизнеса [1]. Жаль, что в блоке «Безопасность» разработчиками не учитываются две важные надпрофессиональные компетенции: «Мультиязычность и мультикультурность» и «Бережливое производство». В контексте становления образования для устойчивого развития, в котором идеология безопасности может быть системообразующей, указанные навыки будут несомненно необходимы и востребованы.

 

Литература:

  1.                Атлас новых профессий, вторая редакция, Москва, 2015.
  2.                Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология), СПб.: СПбГИПСР, 2010

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): предметная среда, образовательная среда школы, внеурочная деятельность, образовательная среда, особый интерес, открытая информационная образовательная среда, пришкольная территория, реальное состояние, широкое использование, экспертная оценка.

Ключевые слова

средовый подход, среда, средовая компетенция педагога, надпрофессиональные навыки

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования.

Информационно-образовательная среда школы — новые...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, векторное моделирование образовательной среды, экспертная оценка учащимися и учителями образовательной среды.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Построение образовательной среды современной школы. Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и.

предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми.

Проектирование современной информационной...

Построение образовательной среды современной школы. образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение...

Проектирование развивающей образовательной среды...

творческий потенциал, школа, внеурочная деятельность, Начальная школа, развитие, ребенок, программа, дополнительное образование, развивающая творческая среда, образовательный процесс.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная...

Построение образовательной среды современной школы. Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми.

Психологическая специфика образовательной среды...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда. Информационно-образовательная среда школы...

Современные подходы к формированию...

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования.

Информационно-образовательная среда школы — новые...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, векторное моделирование образовательной среды, экспертная оценка учащимися и учителями образовательной среды.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Построение образовательной среды современной школы. Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и.

предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми.

Проектирование современной информационной...

Построение образовательной среды современной школы. образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение...

Проектирование развивающей образовательной среды...

творческий потенциал, школа, внеурочная деятельность, Начальная школа, развитие, ребенок, программа, дополнительное образование, развивающая творческая среда, образовательный процесс.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная...

Построение образовательной среды современной школы. Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми.

Психологическая специфика образовательной среды...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда. Информационно-образовательная среда школы...

Современные подходы к формированию...

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос