Автор: Бояров Евгений Николаевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Библиографическое описание:

Бояров Е. Н. Значение периметра безопасности в профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 24-28.

1

 

 

В современном информационном обществе существующая образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию: она становится более открытой, гибкой, дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связи, совершенствуясь под воздействием факторов развития информационного общества в Российской Федерации. В условиях перманентного влияния современного комплекса вызовов, опасностей и угроз в информационной сфере в целом, и на образовательную среду, в частности, актуальной педагогической задачей является определение направлений безопасного функционирования образовательной среды вуза, а также роль бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в ее обеспечении.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, информационная образовательная среда, безопасная информационно-средовая деятельность, периметр безопасности.

 

Многочисленные исследования, в том числе авторские, показывают, что современная образовательная среда высшего образовательного учреждения строится с учетом множества факторов, влияющих на ее структуру, содержание и применяемые образовательные технологии. В своих исследованиях Г.А. Бордовский, В.А. Козырев, В.П. Соломин, И.И. Соколова отмечают, что образовательная среда – в широком смысле – сфера жизнедеятельности человека, включающая в себя богатство опосредованных культурой связей с окружающим миром, в узком смысле – совокупность условий, окружающих реальных участников образовательного процесса [5]. При этом с изменениями в самой среде связываются существенные причины изменений в соответствующей системе высшего педагогического образования.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в информационной и образовательной средах безопасная информационно-средовая деятельность осуществляется на их стыках. При этом информационная среда, образовательная среда, а также сама деятельность представляют собой компоненты единой системы. В связи с широким спектром вызовов, угроз и опасностей, существующих в современных геополитических и социально-экономических условиях развития России, неординарным подходом к поиску и реализации алгоритмов защиты, обеспечение безопасности того или иного компонента рассматриваемой системы является самостоятельной исследовательской задачей. Основываясь на принципах ноксологического подхода к существованию и развитию различных систем, в нашем исследовании условно примем, что каждый компонент системы «информационная среда – образовательная среда – деятельность» разделяется на опасную и безопасную составляющую [1, 2, 7]. В таблице 1 представлены общие характеристики данных составляющих выбранных компонентов системы.

 

Таблица 1

Характеристики компонентов системы «информационная среда – образовательная среда – деятельность»

Компонент

Характеристика компонента

Опасная составляющая (угрозы)

Безопасная составляющая

Информационная среда

Несанкционированый доступ к информационым ресурсам

Несанкционированое использование информационных ресурсов

Искажение и несанкционированая модификация информации

Отказ в обслуживании

Разглашение конфиденциальной информации

Утеря, уничтожение информации

Безопасные информационные ресурсы

Объективная, актуальная, достоверная, адекватная информация

Доступность информационных ресурсов

Ясность, понятность информации

Безопасное сетевое информационное взаимодействие

Дифференциация информации (содержательная, структурная и др.)

Образовательная среда

Пассивная роль обучающихся в образовательном процессе

Отсутствие мотивации в деятельности обучающихся

Нездоровый психологический климат

Информационная перегрузка обучающихся

Психологические и социальные опасности образовательной среды

Темп и содержание занятий не соответствует индивидуальным способностям и особенностям обучающихся

Отсутствие информационной грамотности

Нормативные санитарно-гигиенические условия

Активизация деятельности обучающихся

Применение технологий здоровьесбережения

Здоровый психологический климат

Темп и содержание занятий соответствует индивидуальным способностям и особенностям обучающихся

Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся (индивидуальные образовательные маршруты, адаптивное содержание и задания и др.)

Деятельность

Неконтролируемое влияние на деятельность внешних и внутренних факторов

В деятельности отсутствуют либо не выражены качества личности безопасного типа поведения (виктимная личность)

Не задумывается о возможных негативных последствий своей деятельности для себя и окружающих

Социальная аддиктивность

Организация и планирование своей деятельности

Сформированные качества личности безопасного типа поведения

Умение прогнозировать результаты своей деятельности

Развить понимание причинно-следственных связей своей деятельности

Понимание неотвратимости наказания на совершенное преступление

Высокая социальная самоидентичность

 

Совокупность безопасных составляющих информационной среды, образовательной среды и деятельности входят в так называемый «периметр безопасности».

В целом, в нормативно-технической документации под периметром безопасности понимается граница охраняемой зоны, оборудованной системами защиты; воображаемая граница между высоконадежными элементами системы и другими системными функциями (см. ГОСТ 3.1109-82).

Следовательно, в контексте исследования под «периметром безопасности» будем понимать защищенное содержание какой-либо системы, безопасность которого обеспечивается путем выполнения различных нормативно-правовых, организационных и технико-технологических мероприятий.

Поскольку, как было показано выше, каждый компонент системы «информационная среда – образовательная среда – деятельность» имеет «опасную» и «безопасную» составляющие, представим графически данную систему во взаимосвязанном виде (рис. 1).

Рис. 1. Безопасная информационно-средовая деятельность бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в системе «информационная среда – образовательная среда – деятельность»

 

Отметим, что при пересечении компонентов рассматриваемой системы образуются соответствующие интегративные элементы, такие как: информационная образовательная среда, безопасная информационная образовательная среда и безопасная информационно-средовая деятельность бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основываясь на материалах предыдущих исследованиях, определим ключевые на наш взгляд, определения.

Под информационной образовательной средой вуза понимается педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций [4].

Безопасная информационная образовательная среда представляет собой систему, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный безопасный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения функционирования БИОС [3].

Безопасная информационно-средовая деятельность представляет собой интегративную совокупность видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО с современных условиях развития безопасной информационной образовательной среды образовательного учреждения. В данном контексте сама безопасная информационная образовательная среда рассматривается как объект деятельности педагога, то есть предмет и средство решения профессиональных задач [3].

Рассматривая систему «информационная среда – образовательная среда – деятельность» как информационно-технологическую структуру, отметим, что традиционно решения для защиты периметра – внешней границы – применяются при подключении корпоративных сетей образовательного учреждения к сетям общего пользования. Они позволяют предотвратить атаки на безопасные информационные образовательные ресурсы и реализовать безопасный доступ преподавателей и студентов во внешние сети, а авторизованных удаленных пользователей – к корпоративным ресурсам образовательного учреждения. Защита периметра считается обязательным элементом системы обеспечения информационной безопасности любой корпоративной сети и включает в себя шлюзы безопасности, средства межсетевого экранирования (FW), организацию виртуальных частных сетей (VPN), системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS). Ее реализация остается одной из основных задач информационной безопасности и основой надежного функционирования критичных для информационной образовательной среды информационных систем. К наиболее распространенным технологиям обеспечения безопасности информационных систем относятся брандмауэры, шлюзы приложений, межсетевые экраны, виртуальные частные сети (VPN) и протоколы SSL для VPN, системы обнаружение вторжений и др.

Одновременно отметим, что обеспечение периметра безопасности для деятельностного компонента возможно реализовать путем применения комплекса мероприятий организационно-правового (соблюдением норм и правил существующего законодательства Российской Федерации, разработкой инструкции, приказов, руководящих документов по организации безопасной деятельности, организацией рационального режима труда и отдыха и др.), а также технико-технологического (установкой средств и систем обеспечения различного вида безопасности образовательного учреждения, применением технологий здоровьеформирования и здоровьесбережения и др.) характера.

Такой подход к определению педагогической деятельности, а именно, безопасной информационно-средовой деятельности, приводит к изменению компонентов деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности привнося в него содержание, связанное с конкретными вопросами обеспечения безопасности.

Изменяется, например, результативно-оценочная деятельность педагога, которая в современных условиях прирастает коррекционно-развивающим аспектом, который состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности ученика, его ценностных ориентиров, помощи ему в усвоении образовательной программы и адекватной интеграции в социуме [6]. Кроме того, изменениям подвержена технологическая составляющая деятельности педагога, поскольку в современных условиях он имеет возможность использовать разнообразный методический инструментарий, в том числе, с применением средств информационной образовательной среды, иллюстрируя аспекты обеспечения информационной безопасности образовательной среды. При этом в своей практической деятельности современный педагог должен учитывать индивидуальные потребности, особенности и способности каждого обучаемого адаптируясь к ним, что также отражается на требованиях к педагогической деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. В данной связи безопасная информационно-средовая деятельность бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности имеет признаки инновационной деятельности педагога.

Таким образом, определение периметра безопасности позволяет расширить и дополнить спектр профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности за счет привнесения в нее безопасной информационно-средовой деятельности.

 

Литература:

  1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности // Педагогическое образование в России. –2012. – №4. С. 111-117.
  2. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, № 3 (2), 2012. С. 569-573.
  3. Бояров Е.Н. Функциональная модель безопасной информационной образовательной среды подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности / Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – 357 с. – С. 45-60.
  4. Назаров С.А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2006. - С. 17
  5. Непрерывное педагогическое образование. – Вып. XVI: теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 205 с.
  6. Роговая О.Г. Экологосообразная образовательная среда: Монография. – СПб: Изд-во «ТЕССА», 2006. – 107 с.
  7. Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 246-250.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, области безопасности жизнедеятельности, информационная образовательная среда, бакалавра образования, «информационная среда, безопасная информационно-средовая деятельность, информационной образовательной среды, деятельности бакалавра образования, системы «информационная среда, образовательного учреждения, безопасная информационная образовательная, деятельность бакалавра образования, информационно-средовая деятельность бакалавра, периметра безопасности, педагогического образования, информационной безопасности, образовательная среда современных, образовательная среда высшего, обеспечения информационной безопасности, безопасной информационной образовательной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос