Автор: Бойков Александр Евгеньевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Бойков А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 22-24.



 

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, методика обучения, профилактика информационной зависимости.

 

Сегодня в нашей стране существенная роль в формировании и укреплении здоровья подрастающего поколения отводится системе образования, в результате чего формирование здоровой личности учащегося становится не менее важным целевым компонентом образовательного процесса, чем получение знаний [2].

В свете этих тенденций особую значимость в формировании и укреплении здоровья учащихся в образовательных учреждениях приобретает процесс профилактики различных видов зависимого поведения школьников путем интеграции профилактики в учебный процесс, в результате чего профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения детей и подростков [1].

Подтверждение этому можно найти в принципах государственной политики в области образования, которые определены в федеральном законе № 273 «Об образовании» от 29.12.2012. Основными из них являются:гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адаптации личности к жизни в обществе, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование духовно-нравственной личности [8].

Данные принципы позволяют рассматривать профилактику информационной зависимости школьников как одно из средств реализации целей государственной политики в области образования. Вопросы связи образования и профилактики зависимостей школьников освещены в ряде законов и нормативно-правовых актов, рассмотрим их.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к основным учреждениям системы профилактики отнесены образовательные учреждения, которые должны выявлять учащихся, находящихся в социально опасном положении (в том числе склонных к формированию различных зависимостей), и проводить профилактическую работу с ними [9].

В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 5 сентября 2011 г. система образования выступает какнаиболее важный участник процесса профилактики зависимостей подрастающего поколения в России [1]. Это объясняется тем, что школьное образование обладает профессиональными и организационными ресурсами, которые могут обеспечить комплексное, системное воздействие на детей и подростков посредством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

В качестве основного условия организации педагогической (первичной) профилактики выделяется интеграция профилактики в учебно-воспитательный процесс. Таким образом, педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса.

В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» приоритетным направлением объявлено создание в петербургской Школе условий, «способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формированию здорового образа жизни» [6, с. 39]. Для реализации этой цели планируется создать и внедрить во всех образовательных учреждениях профилактические программы, направленные на повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) 2-го поколения с точки зрения развития универсальных учебных действий предъявляет следующие требования к учебному содержанию основной образовательной программы общего образования (ООП ОО): необходимость развития обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет [7].

Также в ФГОС 2-го поколения установлены личностные характеристикивыпускника, которые неразрывно связаны с задачами и основными ожидаемыми результатами профилактики информационной зависимости:

                    саморазвитие и личностное самоопределение;

                    сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностных установок, отражающих личностные позиции, социальные компетенции;

                    осознанное выполнение правил здорового образа жизни;

                    соизмерение своих поступков с нравственными ценностями;

                    формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

                    развитие морального сознания, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Учитывая современные тенденции развития образования, связанные с увеличением внимания со стороны государства к профилактике зависимостей в рамках образовательного процесса в школе и возрастающей проблеме информационной зависимости подрастающего поколения, можно сделать вывод о том, что профилактику информационной зависимости учащихся следует рассматривать как неотъемлемую составляющую образовательного процесса, без которой невозможна полная реализация целей и задач современного общего образования.

ФГОС ООО 2-го поколения придает огромное значение изучению предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В сфере основ безопасности жизнедеятельности достижение предметных результатов обучения должно обеспечить: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий угрозу всех форм зависимого поведенияи нанесение иного вреда здоровью [7].

Следовательно, исключение угрозы формирования и развития информационной зависимости учащихся является результатом обучения по курсу ОБЖ.

Анализ учебно-методических курсов ОБЖ [4, 5], составленных на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и основного общего образования, утвержденных Минобрнауки, показал, что основными целями курса ОБЖ (5 класс) в контексте здорового образа жизни и профилактики зависимостей являются:

          понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

          отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табакокурению;

          готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию;

          формирование индивидуальной системы здорового образа жизни [4,5].

Также школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет свои специфические особенности, которые наилучшим образом способствуют успешному проведению профилактики информационной зависимости школьников, перечислим их:

                    предназначен для воспитания «личности безопасного типа»;

                    в большой степени является профилактическим (включает в себя профилактику вредных привычек и зависимостей);

                    в нем изучаются темы, содержание которых соотносится с содержанием педагогической профилактики информационной зависимости школьников (здоровый образ жизни, правила безопасной работы за компьютером, безопасная среда обитания человека и др.);

                    в процессе обучения в рамках этого курса у учащихся происходит формирование качеств, необходимых для противостояния агрессивным факторам окружающей среды, в том числе информационным.

Таким образом, учитывая то, что ожидаемый результат любого процесса подразумевает определенные действия, направленные на его достижение, а возможность возникновения зависимости обусловлена наличием факторов риска ее формирования, на снижение которых направлена профилактическая работа, можно сделать вывод о том, что профилактику информационной зависимости целесообразно реализовать в рамках учебного процесса школьного курса ОБЖ.

Опираясь на ряд нормативно-правовых документов, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2-го поколения, анализ образовательных программ по курсу ОБЖ, мы имеем основания утверждать, что профилактика информационной зависимости является составляющей образовательного процесса, а курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является тем школьным курсом, в рамках которого возможно наиболее эффективно осуществить работу по профилактике информационной зависимости учащихся.

 

Литература:

  1.                Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 5 сентября 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.netzavisimosti.ru/narcomania/koncept-2-2010.
  2.                Кучма, В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2013. - №1(3). - С. 4-9.
  3.                Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007–2010 годы»: от 21 марта 2007 г. № 172 (ред. от 12.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №14(2 апр.). - Ст. 1688.
  4.                Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 106,[6] с.
  5.                Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с.
  6.                Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» [Электронный ресурс].- СПб.: Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010. - Режим доступа: k-obr.spb.ru›downloads/435/1.pdf.
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.]. - М., 2010. - 67 с.
  8.                Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
  9.                Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26 (28 июня). - Ст. 3177.
Основные термины (генерируются автоматически): информационной зависимости, профилактики информационной зависимости, общего образования, информационной зависимости учащихся, основного общего образования, профилактику информационной зависимости, информационной зависимости школьников, безопасности жизнедеятельности, педагогической профилактики информационной, профилактика информационной зависимости, профилактике информационной зависимости, информационной зависимости детей, профилактики зависимостей, 2-го поколения, здорового образа жизни, образовательного процесса, «Основы безопасности жизнедеятельности», системы профилактики, основах системы профилактики, системы профилактики безнадзорности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос