Радонежье — край духовности и вдохновения | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Раздайводина Л. А. Радонежье — край духовности и вдохновения // Школьная педагогика. — 2017. — №2.1. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2417/ (дата обращения: 14.08.2018).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Раздайводина ЛА фото.jpg

Вид деятельности: познавательная, краеведческая

Форма: кружок

Направление воспитания: патриотическое, эстетическое

Направление развития личности: духовно-нравственное

Пояснительная записка

Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области.

Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций — вот основа истинного патриотизма. В образовательных стандартах нового поколения духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к предшествующим поколениям, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно-полезной, увлекательной, благородной работы.

Программа внеурочной деятельности «Радонежье — край духовности и вдохновения» призвана расширить знания детей о родном крае, познакомить с его влиянием на творчество великих русских поэтов, писателей, художников, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Актуальность курса состоит в том, что он имеет исключительно важное значение в формировании личности подростка, его гражданской позиции. Занятия позволяют учащимся связать изучаемый материал с их непосредственным жизненным опытом, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания.

Программа направлена на работу с учащимися 5 класса в возрасте 10–11 лет и рассчитана на 34 часа в год.

Цель реализации программы: воспитание гражданина России, патриота, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принимать активное участие в его развитии.

Задачи:

  1. Формирование у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем родного края; о личностях, оставивших заметный след в его истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны.
  2. Привитие школьникам умения и навыки поисковой деятельности.
  3. Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе общения.
  4. Расширение кругозора учащихся.
  5. Воспитание интереса к историческому и культурному наследию родного края и бережное отношение к нему; умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом; содействие формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п\п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

1

Введение. Радонежье — благословенный край.

1

Лекция, беседа

2

Святая земля Радонежья

10

Лекция, беседа, защита творческих работ, виртуальная экскурсия, реальная экскурсия, фотовыставка, конкурс, чтение, презентация, игра

3

Край, дарящий вдохновение. Литературное Радонежье.

15

Беседа, лекция, библиотечный урок, защита творческих работ, реальная экскурсия, заочное путешествие, фотовыставка, конкурс, чтения, презентация, игра, встречи

4

Край, дарящий вдохновение. Художники в Радонежье.

7

Беседа, лекция, защита творческих работ, реальная экскурсия, заочное путешествие, выставка, конкурс, игра, презентация, встречи с работниками музея

5

Заключительное занятие «Мое Радонежье»

1

Защита творческих работ

Содержание тем

Тема 1. Введение. Радонежье— благословенный край (1 час)

Что включает в себя понятие «Радонежье». Уникальность Радонежского края. Роль Радонежья в истории и культуре Подмосковья и всей России.

Тема 2. Святая земля Радонежья (10 часов)

Преподобный Сергий Радонежский — великий подвижник и молитвенник Русской земли. Древний Радонеж. Покровский Хотьков монастырь — усыпальница преподобных Кирилла и Марии — родителей Сергия Радонежского. История монастыря. Троице-Сергиева Лавра и Сергиев Посад. Гефсиманский Черниговский скит.

Тема 3. Край, дарящий вдохновение. Литературное Радонежье (15 часов)

Троице-Сергиева Лавра в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. М. Ю. Лермонтов и Сергиев Посад. Мураново — усадьба двух поэтов. Аксаковское Абрамцево. Русские писатели в Абрамцеве. Хотьково в жизни и творчестве Б.Шергина. М. М. Пришвин в Сергиевом Посаде. Деревня Язвицы — родина поэта В.Бокова. Радонежье в книгах хотьковского краеведа Ю.Любопытнова.

Тема 4. Край, дарящий вдохновение. Художники вРадонежье (7 часов)

Мамонтовское Абрамцево. Художники Мамонтовского кружка. Абрамцево- кудринская резьба. Художники ХХ века в Абрамцеве. Сергиев Посад — «игрушечная столица России». Хотьково — город художников

Тема 5. Заключительное занятие «Мое Радонежье» (1 час)

Защита творческих работ.

Контрольно-измерительные материалы

  1. Вопросы для обсуждения по теме «Радонежье — благословенный край».
  2. Вопросы викторины по теме «Святая земля Радонежья».
  3. Вопросы викторины по теме «Литературное Радонежье».
  4. Тест по теме «Художники в Радонежье».
  5. Вопросы к защите творческих работ по теме «Мое Радонежье»

Итоговый тест «Радонежье — край духовности ивдохновения»

  1. Какие места Подмосковья получили название «Радонежье»?
  2. Какой художник написал картину «Видение отроку Варфоломею»?
  3. В каком монастыре находятся мощи преподобных Кирилла и Марии — родителей Сергия Радонежского?
  4. Какой хотьковский скульптор создал памятную скульптурную композицию «Преподобные Кирилл и Мария», установленную в парке «Покровский»?
  5. Как называется гора, на которой преподобный Сергий Радонежский основал монастырь?
  6. Какой иконописец создал знаменитую «Троицу» для первого храма обители преподобного Сергия?
  7. Как называется стихотворение М. Ю. Лермонтова, написанное им после посещения Свято- Троицкой Сергиевой Лавры?
  8. С именами каких двух поэтов ХIX века связана история усадьбы Мураново?
  9. В какую книгу С. Т. Аксакова входит сказка «Аленький цветочек»?
  10. Комната какого писателя находится в мезонине абрамцевского усадебного дома?
  11. Какой писатель ХХ века, чье имя носит библиотечно-краеведческий центр г. Хотьково, сумел разглядеть нашем крае «былину светлого Радонежа»?
  12. Какой известный писатель ХХ века, автор книг о природе, жил в Сергиевом Посаде(Загорске)?
  13. В творчестве какого художника Мамонтовского кружка преобладали сказочные мотивы?
  14. Кого изобразил В. Серов на своей знаменитой картине «Девочка с персиками»?
  15. Что входило в «культурный поселок», основанный Е. Г. Мамонтовой. Как увековечено имя Е. Г. Мамонтовой в нашем городе?
  16. Какой промысел зародился в абрамцевской столярной мастерской?
  17. Именем какой художницы, сподвижницы Е. Г. Мамонтовой, названа Детская школа искусств в г. Хотьково?
  18. Какая техника изготовления керамики осваивалась в керамической мастерской С. И. Мамонтова?
  19. Какое учебное заведение нашего города стало продолжателем абрамцевских художественных традиций?
  20. Какой писатель-краевед является автором книг «Хотьково и его окрестности», «Птица Сирин», «Радонежская засека» и др.?

Литература:

  1. Бурлак Вадим. Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания. М., Вече. 2008
  2. Галкин В. Я. Подмосковье: страницы истории. Учебное пособие. — М.: Народный учитель, 2001.
  3. Палагин Ю. Н. Русские писатели XIX века о Сергиевом посаде. Сергиев Посад: ООО «Все для Вас- Подмосковье», 2004
  4. Любопытнов Ю. «Хотьково и его окрестности» М.2004
  5. Раковская Э.М, Родзевич Н. Н.. Экскурсии по Москве и Подмосковью. Книга для учителя. М., Просвещение.1997.
  6. Покровский Хотьков монастырь. Издание Покровского Хотькова женского монастыря М.2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Радонежье, Сергиев Посад, родной край, хотьково, край, реальная экскурсия, благословенный край, Мамонтовский кружок, заключительное занятие, заочное путешествие.

Похожие статьи

Литературное Подмосковье | Статья в журнале «Школьная...»

Реальная экскурсия Заочное путешествие. Фотовыставка. Индивидуальные и коллективные творческие работы.

Литературная история родного города (Абрамцево, Хотьково, Сергиев Посад)

«Здесь историческое воспоминание соединилось с памятью веры...»

Сергиев Посад, Хотьково, Радонеж, Абрамцево…

4. Любопытнов Ю. Радонежье: легенды и быль. Птица Сирин. — Сергиев Посад, 2006.

Мы родом из села Жедай. Ведь изучение истории родного края и своего народа для человека полезно и поучительно.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. – виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным...

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем

Художники Абрамцева, меценаты города Хотьково, экскурсия в музей Абрамцево, современные художники города Хотьково.

Сергиев-Посад 2004.320 стр.с ил.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Не менее значимыми для детей стали экскурсии на предприятия города. Посещая их, ребята не просто знакомились с предприятиями, но и понимали неоценимый вклад родителей в

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края.

Экологический проект «Музей природы родного края»

Заключительный этап: Открытое занятие. Оформление макета.

Я люблю свой край родной. Декабрь. Открытое занятие. По страницам Красной книги. Сентябрь.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Радонежьекрай духовности и вдохновения | Статья в журнале...

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края. Методические подходы к проведению тематических мероприятий...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучение краеведения на занятиях и вне занятий, т. е...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Литературное Подмосковье | Статья в журнале «Школьная...»

Реальная экскурсия Заочное путешествие. Фотовыставка. Индивидуальные и коллективные творческие работы.

Литературная история родного города (Абрамцево, Хотьково, Сергиев Посад)

«Здесь историческое воспоминание соединилось с памятью веры...»

Сергиев Посад, Хотьково, Радонеж, Абрамцево…

4. Любопытнов Ю. Радонежье: легенды и быль. Птица Сирин. — Сергиев Посад, 2006.

Мы родом из села Жедай. Ведь изучение истории родного края и своего народа для человека полезно и поучительно.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. – виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным...

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем

Художники Абрамцева, меценаты города Хотьково, экскурсия в музей Абрамцево, современные художники города Хотьково.

Сергиев-Посад 2004.320 стр.с ил.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Не менее значимыми для детей стали экскурсии на предприятия города. Посещая их, ребята не просто знакомились с предприятиями, но и понимали неоценимый вклад родителей в

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края.

Экологический проект «Музей природы родного края»

Заключительный этап: Открытое занятие. Оформление макета.

Я люблю свой край родной. Декабрь. Открытое занятие. По страницам Красной книги. Сентябрь.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Радонежьекрай духовности и вдохновения | Статья в журнале...

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края. Методические подходы к проведению тематических мероприятий...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучение краеведения на занятиях и вне занятий, т. е...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос