Автор: Митяева Евгения Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Митяева Е. В. Мой край // Школьная педагогика. — 2017. — №2.1. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2404/ (дата обращения: 20.02.2018).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Митяева ЕВ фото.jpg

Вид деятельности: исследовательско-познавательная

Форма: кружок

Направления воспитания: духовно-нравственное

Направление развития личности: социальное

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой край» по духовно-нравственному направлению разработана для занятий творческого объединения обучающихся 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края, известными людьми г.Хотьково, героями-земляками ВОВ и локальных военных конфликтов, трудовыми подвигами хотьковчан.

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие на ребят.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Цель: формирование познавательной потребности в освоении исторического материала, расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.

Задачи:

- Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

- Овладение начальными навыками исследовательской работы.

- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.

- Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

- Развитие познавательного интереса интеллектуальных и творческих способностей.

Таблица 1

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Введение. Содержание и задачи исследовательской работы.

3

Беседа

Работа в группах

2

История Хотькова

6

Беседа

Поисковые исследования

Экскурсия

3

Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково

4

Викторина

Игра-Путешествие по усадьбе

«Абрамцево»

Классный час «Картины Васнецова»

4

История ремесел города

4

Деловая игра

Поисковые исследования

Экскурсия

5

Известные люди Хотькова

2

Беседа

Защита проекта

6

Мой родной город

3

Викторина «Я знаю свой город»

Конкурс рисунков «Мой любимый

уголок родного города»

7

Герои земляки

8

Экскурсия в школьный музей

Беседа

Поисковые исследования

8

Оформление и защита творческих работ

4

Деловая игра

Работа в группах

Ученическая конференция

Содержание программы

Тема 1. Введение. Содержание и задачи исследовательской работы (3 часа)

Исследовательская работа, проект, формы и методы исследовательской работы.

Тема 2. История Хотькова (6часов)

Территория Хотькова во времена становления, история Хотькова, исторические памятники города, Покровский монастырь, Радонеж, Абрамцево.

Тема 3. Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково (4часа)

Художники Абрамцева, меценаты города Хотьково, экскурсия в музей Абрамцево, современные художники города Хотьково.

Тема 4. История ремесел города (4часа)

Хотьковские мастера резьбы по дереву и кости, экскурсия в краеведческий музей г. Хотьково, история развития основных предприятий города.

Тема 5. Известные люди Хотькова (2часа)

Современные писатели и поэты нашего города.

Тема 6. Мой родной город (3часа)

Мой любимый уголок родного города, история названия моей улицы, викторина «Я знаю свой город».

Тема 7. Герои земляки (8часов)

Герои-земляки ВОВ, герои и участники современных локальных военных конфликтов, трудовые подвиги хотьковчан, Бессмертный полк г. Хотьково, изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов, экскурсия в школьный музей имени Лары Михеенко.

Тема 8. Оформление и защита творческих работ (4часа)

Оформление и защита творческих работ, представление презентаций, отчетов по работе, участие в ученической конференции.

Контрольно-измерительные материалы

Вопросы итоговой викторины

1. В каком году впервые в летописях упоминается Хотьково? (1308г)

2. Какие населенные пункты входят в состав городского поселения Хотьково?

(Антипино, Арханово, Ахтырка, Быково, Гаврилково, Глебово, Жучки, Золотилово, Короськово, Кудрино, Матренки, Машино. Морозово, Мутовки, Новоселки, Подушкино, Репихово, Стройково, Тешилово, Уголки, Филимоново, Шапилово).

3. Какие церкви и монастыри находятся на территории Хотькова? (Покровский женский монастырь, Ахтырская церковь, строится храм Серафима Саровского).

4. Какие ремесла были развиты в нашей местности?

(абрамцево-кудринская резьба, производство столярных и токарных изделий, производство художественной мебели, мягких игрушек для детей, керамические художественные изделия, роспись по дереву)

5. Какие старые русские имения оказали значительное влияние на развитие Хотькова?

(имения Абрамцево и Ахтырка).

6. Какие художники жили и работали в Абрамцево?

(И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. и Л.М. Васнецовы, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель).

7. Какие полотна были написаны художниками в окрестностях Хотькова?

(«Аленушка», «Богатыри», «Проводы новобранца», «Видение отроку Варфоломею», «Девочка с персиками», «Не ждали»).

8. Когда Хотьково стало городом? (1949г)

9. Назовите известных людей Хотькова.

(Ю. Любопытнов –писатель, Б.В. Шергин –писатель, В.В. Булыгина –художник керамист, А.П. Исаев –художник, В.И. Лящук –художник, В.И. Агапкин – композитор и дирижер, И.А. Алексеев, С.В. Алферов, М.Н. Алямовский – герои ВОВ, А. Буланчиков, Д. Маркелов – герои нашего времени и др.).

Литература:

  1. Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Серия «Малые города России. Сергиев-Посад 2004.320 стр.с ил.
  2. Ю. Любопытнов. «Мое Хотьково»
  3. Галина Дайн «По России за игрушкой». «Лоскутные мячики»
  4. Голубцов С. Хотьковский монастырь// Московский журнал 1991 № 6
  5. Е.С. Аникиев, А.В. Заикина Хотьково. Исторический очерк
Основные термины (генерируются автоматически): малой родины, родном крае, настоящим малой родины, навыками исследовательской, историю малой родины, познавательных способностей учащихся, историей малой родины, «Мой край», углубление знаний учащихся, информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, интереса учащихся, знания учащихся, Развитие познавательного интереса, начальными навыками исследовательской, новыми требованиями ФГОС, «Мой край» призвана, воспитание учащихся, освоении исторического материала, деятельности «Мой край», трудовых подвигах земляков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос