Участие родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим детям
Автор: Дмитриева Елена Анатольевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 05.07.2016
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Дмитриева, Е. А. Участие родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим детям / Е. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1107/ (дата обращения: 23.12.2024).
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Программа работы с родителями предназначена для:
– повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
– содействия сплочению родительского коллектива,
– выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
– пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями:
– изучение условий семейного воспитания;
– информирование родителей об учебной деятельности учащихся;
– психолого-педагогическое просвещение родителей;
– работа с родительским комитетом класса;
– совместная деятельность родителей, учащихся, классного руководителя.
Ожидаемые результаты:
– установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, гуманной, доброжелательной, воспитательной среды;
– создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
– формирование культуры здорового образа жизни;
– привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике;
– развитие национальных и духовных традиций;
– привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организации совместного досуга и спортивно-оздоровительной работы.
Практические рекомендации родителям
- Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
- Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
- Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
- Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
- Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
- Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
- Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
- Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
- Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
- Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
- Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
- Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.
- Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
- Сделайте своей главной заповедью — «не навреди».
Таким образом, семья является первым и самым значимым субъектом воспитания ребёнка. Значимость и субъективность семьи повышается и углубляется в теснейшем сотрудничестве с образовательными учреждениями, в которых находится ребенок.
Литература:
- И. В. Дубровина,М. К. Акимова,Е. М. Борисоваи др.; Под ред.И. В. Дубровиной. Рабочаякнигашкольногопсихолога. М.: Просвещение,1991.— 303 с.
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. –– 128 с.
- Постников П. Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ // Педагогика. — 2004. — № 5. — С. 61–66.