Происходящие изменения в социокультурной сфере не обходят стороной и школу. В настоящее время сама школа находится в процессе реформирования, что прямо или косвенно влияет на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, получают развитие новые педагогические технологии, проводятся многочисленные педагогические эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуться к учащемуся, создать условия для доброжелательных взаимоотношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Эффективность воспитания детей сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Следует отметить, что новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье — это единый неразрывный процесс. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.
Справедливо писал В. А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах.
Цель настоящей работы заключалась в рассмотрении и оптимизации форм работы классного руководителя с родителями учеников.
Исходя из поставленной цели исследования, выделены следующие задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования; изучить основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями; провести педагогическое исследование эффективности работы классного руководителя с семьей учащихся в школе.
Использованы следующие методы исследования: анализ, беседа, наблюдение, анкетирование, консультирование, количественный и качественный анализ полученных данных, педагогический эксперимент.
Исследования проведены на базе МОБУ СОШ с. Абзаново Зианчуринского района республики Башкортостан (8 классы).
Непосредственно перед проведением исследований была заполнена диагностическая карта. В диагностической карте были отмечены признаки ведущих качеств личности каждого ученика и успеваемость в четверти. Согласно карте, среди учащихся 8 классов оказалось около 55 % учеников — отличники и хорошисты и примерно 45 % троечники.
Была поставлена задача совместно с родителями повысить уровень успеваемости учеников, было проведено несколько мероприятий:
‒ составление психологической характеристики родителей учителем,
‒ проведение рисуночного теста «Моя семья» среди учащихся,
‒ проведение анонимного анкетирования среди детей «Моя семья»,
Результаты были обработаны психологом школы и переданы классному руководителю и родителям для ознакомления с психологической характеристикой своего ребенка.
По результатам также было выяснено, что есть родители, которые предпочитают занимать позицию пассивного зрителя при обучении и воспитании детей в школе. Анализ подтвердил «тревожность» внутренних отношений в примерно 28 семьях из 40. Сопоставление с успеваемостью детей показало взаимосвязь между напряженностью отношений в семье и успеваемостью учащихся.
С учетом полученных результатов успеваемости и психологических результатов был составлен план совместной работы учителя с родителями, в который были включены:
1. Организация родительских собраний, где каждый родитель мог высказать свое пожелание, внести предложения и т. д. по актуальному вопросу. Виды собраний были различны (родители совместно с детьми, только родители), формы (педагогический лекторий, «круглый стол» и т. д.). На собрания обязательно подчеркивали достижения детей, их успехи.
На собрания приглашали специалистов по педагогике, психологии, проводили деловые игры, «Мастерские общения», анкетирование, которые были направлены на оказание помощи и поддержки родителям в воспитании детей.
После окончания педагогического эксперимента была повторно заполнена диагностическая карта учащихся. Важным показателем послужило желание учащихся не подводить свой класс. Результаты показали, что отличников и хорошистов суммарно стало около 75 %, учащихся с оценками «3» и «4» в четверти уменьшилось до 25 %.
По мнению учащихся и родителей, в классе для этого сформировался хороший микроклимат, дух товарищества и творчества. Ребята стали доброжелательнее друг к другу, активнее, самостоятельнее. Понимание родителей того, что учитель не равнодушен к их детям, безусловно, способствовало полученным результатам.
Работа с родителями — неотъемлемая часть системы работы учителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования — организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Школа и семья — от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.
Литература:
- Болдырев, Н. И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 2004.
- Газман, О. С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. М.: Просвещение, 2012.