Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми
Автор: Кучман Юлия Станиславовна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.
Дата публикации: 26.02.2023
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Кучман, Ю. С. Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми / Ю. С. Кучман. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8135/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день актуальной задачей современного образования является работа с одаренными детьми. Проблемой совершенствования системы образования является ранее выявление, обучение и воспитание одаренных детей.
Понятие «одаренность» формируется из трех характеристик: высокие интеллектуальные способности, целеустремленность и способность к нестандартному мышлению. Дети, обладающие данными характеристиками, требуют к себе особого внимания. Организация педагогической работы и поддержки с одаренными детьми может рассматриваться как на проявление индивидуальности. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету [2, c. 3].
Основной задачей учителя при работе с одаренными детьми является создание необходимых условий, для развития учащимся своих интеллектуальных способностей, учитывая склонности и индивидуальные возможности ребенка. Сам педагог должен обладать творческим мышлением, в противном случае учитель не сможет воспитать творческого ученика. Современное образование постоянно совершенствуется. Вызов времени требует инноваций. Необходимо привлекать школьников к участию в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий [1, c. 15].
Разработка эффективных методов работы с одаренными детьми является не менее важным вопросом при реализации внеурочной деятельности. В обучении и развитии важно применять системный подход. Методы и формы работы с одаренными обучающимися должны органически сочетаться с теми формами и способами, что применяются ко всем обучающимся, однако должны отличаться качественным своеобразием. В школе система включает в себя работу с одарёнными детьми, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности, а также в виде дополнительного образования [4, c. 11]. Ребенка необходимо ориентировать на развитие способностей и активизацию его творческой активности, развитие навыков самостоятельности в процессе познания.
В работе с одаренными детьми придерживаюсь определенной системы, как и многие учителя, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
- выявить одаренных детей, проявляющих интерес к биологии;
- при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными школьниками уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
- применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала учащихся.
Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.
Урочная формаобучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся [3, c. 5]; проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет — олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Для работы с одаренными детьми можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка: задания на развитие логического мышления, задания на развития творческого мышления.
Приемы мотивации:
- Парадоксальные факты;
- Создание проблемной ситуации;
- Использование художественной литературы;
- Анализ жизненных ситуаций;
- Использование произведений искусства;
- Черный ящик;
- Использование загадок, пословиц, поговорок;
- Разъяснение значимости знаний;
- Найди ошибку в тексте;
- Смысловые пары;
- Кто лишний;
- Экскурс в историю;
- Изречения знаменитых людей;
- Знаете ли вы, что...;
- Задания на нахождение закономерностей;
- Задания на конструирование;
- Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты, делая которые, люди пользовались аналогиями с живой природой;
- Задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.;
- Задания на классификацию, нахождение сходств и различий при изучении объектов;
- Задания, направленные на развитие речи и воображения.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика [1, c.7]. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Для выявления одаренных детей можно выстроить работу по следующему плану:
- Четко изучите качества личности, характеризующие одаренность.
- Используйте в работе с одаренными детьми современные педагогические и компьютерные технологии.
- Используйте при работе с одаренными детьми стратегию «ускорения» и «обогащения».
- Учитывайте в работе с детьми разницу между физическими возможностями и интеллектуальными способностями.
- Поддерживайте ребенка эмоционально, препятствуйте развитию комплекса неполноценности.
- Создайте на занятиях комфортные условия для развития общих и специальных способностей одаренных детей.
- Наблюдайте и анализируйте деятельность одаренного ребенка, поддерживайте тесный контакт с его родителями.
- Обучайте одаренного ребенка не по образцу и стандарту, а в соответствии с его индивидуальной и уникальной зоной развития.
Система работы с одарёнными детьми способствует увеличению числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Систематически провожу занятия с практической направленностью, включающие в себя задачи биологического содержания, доклады учащихся о применении биологических знаний в различных отраслях. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к дисциплине учащихся, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому необходимо постоянно учиться, совершенствовать свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения, научно-практические конференции.
Большое внимание придавать вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. В школе работает научное общество, на котором учащиеся могут проявить себя.
Литература:
- Афанасьева В. Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 50–55. — Библиогр.: с. 55.
- Нурахметова К. С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 122–127.
- Омарова В. К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 22–28. — Библиогр.: с. 28. Савина Л. В. Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности / Л. В. Савина // Учитель в шк. — 2011. № 5. — С. 94–96.
- Чепкова О. Н. Модель научно-методического и организационного сопровождения педагогических и управленческих систем поддержки детской одаренности / О. Н. Чепкова // Одар. ребенок. — 2011. — № 6. — С. 94–98.