Технологическая карта урока биологии в коррекционной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Пулукчу, О. Н. Технологическая карта урока биологии в коррекционной школе / О. Н. Пулукчу. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7838/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учебная дисциплина : биология.

Класс: 8.

Тема: Общие признаки и внешнее строение млекопитающих.

Тип урока: изучение нового.

Цель: создание условий для формирования знаний о млекопитающих, рассмотрение основных особенностей млекопитающих, общей характеристики класса; ознакомление с местом обитания, особенностями внешнего строения.

Задачи:

Образовательные: выяснить, какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс; ознакомиться с местомобитания, особенностями внешнего строения млекопитающих.

Коррекционно-развивающие: коррекция внимания, памяти на основе упражнений; формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; способствовать развитию умений составлять связный рассказ о животных по плану.

Воспитательные : формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Компетенция : коммуникативная, информационная.

Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, учебники, рабочая тетрадь, энциклопедия о животных, мяч, план работы.

Технологическая карта

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.

Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке.

1. Упражение на развитие памяти

Организует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

—Сядет тот, кто назовет названия птиц, обитающих в нашем округе

Подготовка уч-ся к уроку.

Называют птиц и занимают свои рабочие места

2

Повторение предыдущего материала.

Цель: выявить уровень знаний уч-ся, повторить пройденный материал.

1. Беседа по вопросам.

Урок начнем с повторения.

—Назовите, какую группу животных мы изучали на прошлых уроках? (птицы)

—Чем по внешнему строению птица отличается от пресмыкающегося (ящерицы)? (тело покрыто перьями, передние конечности у птиц — крылья).

—Что общего есть у пресмыкающихся и птиц? (откладывают яйца, развитие зародыша, роговые чешуйки (у птиц это перья и на лапках).

—По каким признакам можно отличить хищную птицу? (клюв крепкий крючкообразный, загнутые вниз когти, зоркое зрение).

—Для чего люди занимаются птицеводством? (мясо, яйцо, пух, перья)

Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом.

3

Сообщение темы и цели урока.

Цель: самостоятельное определение темы и цели урока.

Целеполагание.

Работа в группах (работа у доски).

3 группа.

Соотнесите животных на картинке с классом, к которому оно относится.

Рыба, лягушка, крокодил, птица, медведь.

2 группа.

Соотнесите к каждой группе животных карточки с описанием их внешнего строения.

Тело покрыто чешуёй; кожа голая и влажная; тело покрыто роговой чешуёй; тело покрыто перьями; у этих животных на теле имеется волосяной покров (шерсть)

1 группа.

Соотнесите карточки с описанием группы животных по общим признакам.

Постоянные обитатели различных водоёмов; эти животные могут жить как в воде, так и на суше; тело при движении соприкасается с землей, а некоторые волочат своё тело; их строение связано с приспособлением к полету; выкармливают детёнышей молоком.

— Какие карточки остались? Почему? В какую группу их можно объединить?

Посмотрите и попытайтесь назвать эту группу. (МЛЕКОПИТАЮЩИЕ)

— Какая главная черта легла в основу названия этой группы? Сегодня на уроке вы узнаете, какие животные относятся к млекопитающим, основные признаки и внешнее строение группы млекопитающие или звери, места обитания

Уч-ся слушают учителя.

Работают у доски.

Называют тему урока и задачи.

4

Объяснение нового материала.

Цель: дать уч-ся конкретное представление об изучаемом вопросе.

1. Работа в тетради. Слайд 1.

Запишите число, тему урока.

2. Словарная работа.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (состоит из 2 основ, ударение падает на букву А), к какой части речи относится это слово? Сущ, мн.число, одушев., нариц.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Изучение новой темы мы будет изучать по плану:

(план вывешивается на доске.)

План.

1. Общие признаки: размножение и вскармливание детенышей.

2. Место обитания млекопитающих.

3. Способы передвижения млекопитающих.

4. Внешнее строение млекопитающих:

— величина

— форма тела.

— волосяной покров

— органы, расположенные на голове.

1.Учитель. Вскармливание детенышей молоком, происходит только у млекопитающих). Из отрывка текста учебника о рождаемости и вскармливании животными детенышей вы найдете на странице 138.

Чем млекопитающие выкармливают свое потомство? Все звери рождают детёнышей голыми и слепыми?

Какие вещества содержит материнское молоко? (Необходимые для роста и развития потомства).

Переходим к следующему пункту плана № 2.

2.Место обитания животных. (работа в парах)

Учитель. Как вы думаете, где встречаются млекопитающие? (В лесах, горах, степях, пустынях, в водоемах, в почве). Я предлагаю вам заполнить таблицу. Ваша задача — прочитать материал учебника на странице 136 и вписать в таблицу названия животных по признаку «место обитания». Работаем в парах. (распределить столбцы по парам).

Места обитания млекопитающих

лес

горы

водоемы

почва

Проверяем заполнение таблицы.

3. Способы передвижения. Переходим к следующему пункту плана

Работа с иллюстрациями Слайд 2. «Способы передвижения».

Учитель. Определите, как могут передвигаться животные?

Прыгают — кенгуру, заяц.

Плавают — киты, дельфины, моржи.

Летают –летучие мыши, летучие собаки, белки-летяги.

Бегают — тигр, волк, сайгаки

Лазают по деревьям — белки, обезьяны.

Учитель. Рассмотрите схему расположения ног у животных (СЛАЙД 3).

Учитель. Что способствует быстрому передвижению зверей? (быстрому передвижению зверей способствует расположение ног под туловищем, а не по бокам, как у пресмыкающихся)

4. Внешнее строение животных. Следующий пункт плана.

Учитель. Как вы думаете, чем отличаются млекопитающие? Работа со слайдами 4, 5,6.

Животные отличаются: по величине, по форме тела, по окраске.

Учитель. Самое большое животное на суше — слон. Самое большое животное на земле — кит. Самое маленькое животное в лесу — землеройка.

Учитель. Чем покрыто тело большинства млекопитающих?

Учитель. Прочитайте текст на странице 139 и расскажите, какое значение в жизни млекопитающих имеет волосяной покров.

Учащиеся читают текст про волосяной покров и отвечают на вопрос учителя.

Учитель. Что такое линька? (Смена волос и изменение окраски, густоты волосяного покрова у животных).

СЛАЙД 7.

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображены животные. Какие органы имеются на голове у животных, какое значение они имеют? (Глаза, веки с ресницами, уши. Веки с ресницами защищают зрение от повреждений и пыли. Наружные ушные раковины помогают лучше улавливать звуки)

Записывают дату и тему урока.

Называют морфологические признаки

Работают с учебником, стр.138, находят информацию.

Учащиеся в парах читают текст на странице 136, составляют таблицу. Затем организуется представление результатов работы.

Ответы записывают в таблицу.

Рассматривают слайд и определяют способы передвижения зверей.

Учащиеся читают текст на странице 138–139, отвечают на вопросы учителя после прочтения.

Ответы учащихся

5

Физминутка

Игра с мячом «Ты-мне. Я- тебе».

Называю зверя — бросаю мяч. Ученик говорит домашний он или дикий- бросает мяч обратно.

(Носорог, слон, таракан (слово-ловушка: это насекомое), верблюд, свинья, петух (слово-ловушка), заяц, рысь, конь, лось, сом (слово-ловушка), олень, зебра, курица (слово-ловушка), крот)

Выполняют задание

5

Закрепление и повторение изученного материала.

Цель: закрепить знания и умения по теме.

1.Игра «В зоопарке». 1 группа.

Слайды 8–10.Ехидны, утконоса и летучей собаки.

Сегодня на уроке я предлагаю вам выступить в роли работников зоопарка, а именно экскурсоводов. Сегодня в роли экскурсоводов предлагаю побыть Тиграну, Лере и Вадиму. Ваша задача — составить рассказ о любом млекопитающем для посетителей зоопарка. Постарайтесь сделать рассказы интересными, связными. В этом вам помогут материалы энциклопедий и план.

Учащиеся выбирают любое животное (Ехидна, утконос, летучие собаки), готовят устные рассказы по плану, используя литературу.

План

Место обитания.

Внешний вид.

Питание.

Строение зубов.

Размножение.

Работа с глобусом, показать, где находится Австралия.

2. Задание для всех остальных учащихся. Рабочая тетрадь, страница 43, № 2.

3. Коррекционное задание «Найди животных». Найдите, среди букв каждой строки названия животных.

т

н

ь

к

м

ы

ш

ь

з

ш

з

х

ч

ф

к

р

ы

с

а

л

т

с

у

и

г

ш

е

в

у

о

с

у

с

л

и

к

д

с

в

б

е

л

к

а

ю

я

х

к

ц

е

т

х

с

б

о

б

р

ь

ю

ъ

Затем организуется проверка.

Назовите животных (мышь, крыса, суслик, белка, бобр). Что их объединяет (грызуны).

Учащиеся готовят рассказы о животных.

Работа с глобусом. Выполняют задание в тетради.

Учащиеся работают в парах, подчёркивают на карточках названия животных

6

Домашнее задание

На выбор:

  • Подготовить сообщение о млекопитающих, обитающих в нашей местности.
  • Нарисовать любое млекопитающее.

Записывают задание в дневник

7

Подведение итогов урока и оценка.

Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся

Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика.

Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом

8

Рефлексия.

Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

Почему?

Высказывают своё мнение об уроке

Задать вопрос