Технологическая карта урока биологии в коррекционной школе
Автор: Пулукчу Ольга Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.
Дата публикации: 28.11.2022
Статья просмотрена: 136 раз
Библиографическое описание:
Пулукчу, О. Н. Технологическая карта урока биологии в коррекционной школе / О. Н. Пулукчу. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7838/ (дата обращения: 16.11.2024).
Учебная дисциплина : биология.
Класс: 8.
Тема: Общие признаки и внешнее строение млекопитающих.
Тип урока: изучение нового.
Цель: создание условий для формирования знаний о млекопитающих, рассмотрение основных особенностей млекопитающих, общей характеристики класса; ознакомление с местом обитания, особенностями внешнего строения.
Задачи:
Образовательные: выяснить, какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс; ознакомиться с местомобитания, особенностями внешнего строения млекопитающих.
Коррекционно-развивающие: коррекция внимания, памяти на основе упражнений; формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; способствовать развитию умений составлять связный рассказ о животных по плану.
Воспитательные : формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Компетенция : коммуникативная, информационная.
Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, учебники, рабочая тетрадь, энциклопедия о животных, мяч, план работы.
Технологическая карта
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент. Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке. 1. Упражение на развитие памяти |
Организует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Долгожданный дан звонок. Начинаем мы урок. —Сядет тот, кто назовет названия птиц, обитающих в нашем округе |
Подготовка уч-ся к уроку. Называют птиц и занимают свои рабочие места |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Повторение предыдущего материала. Цель: выявить уровень знаний уч-ся, повторить пройденный материал. 1. Беседа по вопросам. |
Урок начнем с повторения. —Назовите, какую группу животных мы изучали на прошлых уроках? (птицы) —Чем по внешнему строению птица отличается от пресмыкающегося (ящерицы)? (тело покрыто перьями, передние конечности у птиц — крылья). —Что общего есть у пресмыкающихся и птиц? (откладывают яйца, развитие зародыша, роговые чешуйки (у птиц это перья и на лапках). —По каким признакам можно отличить хищную птицу? (клюв крепкий крючкообразный, загнутые вниз когти, зоркое зрение). —Для чего люди занимаются птицеводством? (мясо, яйцо, пух, перья) |
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Сообщение темы и цели урока. Цель: самостоятельное определение темы и цели урока. |
Целеполагание. Работа в группах (работа у доски). 3 группа. Соотнесите животных на картинке с классом, к которому оно относится. Рыба, лягушка, крокодил, птица, медведь. 2 группа. Соотнесите к каждой группе животных карточки с описанием их внешнего строения. Тело покрыто чешуёй; кожа голая и влажная; тело покрыто роговой чешуёй; тело покрыто перьями; у этих животных на теле имеется волосяной покров (шерсть) 1 группа. Соотнесите карточки с описанием группы животных по общим признакам. Постоянные обитатели различных водоёмов; эти животные могут жить как в воде, так и на суше; тело при движении соприкасается с землей, а некоторые волочат своё тело; их строение связано с приспособлением к полету; выкармливают детёнышей молоком. — Какие карточки остались? Почему? В какую группу их можно объединить? Посмотрите и попытайтесь назвать эту группу. (МЛЕКОПИТАЮЩИЕ) — Какая главная черта легла в основу названия этой группы? Сегодня на уроке вы узнаете, какие животные относятся к млекопитающим, основные признаки и внешнее строение группы млекопитающие или звери, места обитания |
Уч-ся слушают учителя. Работают у доски. Называют тему урока и задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Объяснение нового материала. Цель: дать уч-ся конкретное представление об изучаемом вопросе. |
1. Работа в тетради. Слайд 1. Запишите число, тему урока. 2. Словарная работа. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (состоит из 2 основ, ударение падает на букву А), к какой части речи относится это слово? Сущ, мн.число, одушев., нариц. 3. Изучение нового материала. Учитель. Изучение новой темы мы будет изучать по плану: (план вывешивается на доске.) План. 1. Общие признаки: размножение и вскармливание детенышей. 2. Место обитания млекопитающих. 3. Способы передвижения млекопитающих. 4. Внешнее строение млекопитающих: — величина — форма тела. — волосяной покров — органы, расположенные на голове. 1.Учитель. Вскармливание детенышей молоком, происходит только у млекопитающих). Из отрывка текста учебника о рождаемости и вскармливании животными детенышей вы найдете на странице 138. Чем млекопитающие выкармливают свое потомство? Все звери рождают детёнышей голыми и слепыми? Какие вещества содержит материнское молоко? (Необходимые для роста и развития потомства). Переходим к следующему пункту плана № 2. 2.Место обитания животных. (работа в парах) Учитель. Как вы думаете, где встречаются млекопитающие? (В лесах, горах, степях, пустынях, в водоемах, в почве). Я предлагаю вам заполнить таблицу. Ваша задача — прочитать материал учебника на странице 136 и вписать в таблицу названия животных по признаку «место обитания». Работаем в парах. (распределить столбцы по парам). Места обитания млекопитающих
Проверяем заполнение таблицы. 3. Способы передвижения. Переходим к следующему пункту плана Работа с иллюстрациями Слайд 2. «Способы передвижения». Учитель. Определите, как могут передвигаться животные? Прыгают — кенгуру, заяц. Плавают — киты, дельфины, моржи. Летают –летучие мыши, летучие собаки, белки-летяги. Бегают — тигр, волк, сайгаки Лазают по деревьям — белки, обезьяны. Учитель. Рассмотрите схему расположения ног у животных (СЛАЙД 3). Учитель. Что способствует быстрому передвижению зверей? (быстрому передвижению зверей способствует расположение ног под туловищем, а не по бокам, как у пресмыкающихся) 4. Внешнее строение животных. Следующий пункт плана. Учитель. Как вы думаете, чем отличаются млекопитающие? Работа со слайдами 4, 5,6. Животные отличаются: по величине, по форме тела, по окраске. Учитель. Самое большое животное на суше — слон. Самое большое животное на земле — кит. Самое маленькое животное в лесу — землеройка. Учитель. Чем покрыто тело большинства млекопитающих? Учитель. Прочитайте текст на странице 139 и расскажите, какое значение в жизни млекопитающих имеет волосяной покров. Учащиеся читают текст про волосяной покров и отвечают на вопрос учителя. Учитель. Что такое линька? (Смена волос и изменение окраски, густоты волосяного покрова у животных). СЛАЙД 7. Учитель. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображены животные. Какие органы имеются на голове у животных, какое значение они имеют? (Глаза, веки с ресницами, уши. Веки с ресницами защищают зрение от повреждений и пыли. Наружные ушные раковины помогают лучше улавливать звуки) |
Записывают дату и тему урока. Называют морфологические признаки Работают с учебником, стр.138, находят информацию. Учащиеся в парах читают текст на странице 136, составляют таблицу. Затем организуется представление результатов работы. Ответы записывают в таблицу. Рассматривают слайд и определяют способы передвижения зверей. Учащиеся читают текст на странице 138–139, отвечают на вопросы учителя после прочтения. Ответы учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физминутка |
Игра с мячом «Ты-мне. Я- тебе». Называю зверя — бросаю мяч. Ученик говорит домашний он или дикий- бросает мяч обратно. (Носорог, слон, таракан (слово-ловушка: это насекомое), верблюд, свинья, петух (слово-ловушка), заяц, рысь, конь, лось, сом (слово-ловушка), олень, зебра, курица (слово-ловушка), крот) |
Выполняют задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Закрепление и повторение изученного материала. Цель: закрепить знания и умения по теме. |
1.Игра «В зоопарке». 1 группа. Слайды 8–10.Ехидны, утконоса и летучей собаки. Сегодня на уроке я предлагаю вам выступить в роли работников зоопарка, а именно экскурсоводов. Сегодня в роли экскурсоводов предлагаю побыть Тиграну, Лере и Вадиму. Ваша задача — составить рассказ о любом млекопитающем для посетителей зоопарка. Постарайтесь сделать рассказы интересными, связными. В этом вам помогут материалы энциклопедий и план. Учащиеся выбирают любое животное (Ехидна, утконос, летучие собаки), готовят устные рассказы по плану, используя литературу. План Место обитания. Внешний вид. Питание. Строение зубов. Размножение. Работа с глобусом, показать, где находится Австралия. 2. Задание для всех остальных учащихся. Рабочая тетрадь, страница 43, № 2. 3. Коррекционное задание «Найди животных». Найдите, среди букв каждой строки названия животных.
Затем организуется проверка. Назовите животных (мышь, крыса, суслик, белка, бобр). Что их объединяет (грызуны). |
Учащиеся готовят рассказы о животных. Работа с глобусом. Выполняют задание в тетради. Учащиеся работают в парах, подчёркивают на карточках названия животных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Домашнее задание |
На выбор:
|
Записывают задание в дневник |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Подведение итогов урока и оценка. Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся |
Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика. |
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рефлексия. Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке |
Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? |
Высказывают своё мнение об уроке |