Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе
Авторы: Сидорова Наталья Владимировна, Чирковская Ольга Владиславовна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.
Дата публикации: 19.04.2021
Статья просмотрена: 209 раз
Библиографическое описание:
Сидорова, Н. В. Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе / Н. В. Сидорова, О. В. Чирковская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6194/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического применения.
Ключевые слова: знание, обучающийся, способность.
Авторский курс «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования разработан на основе примерной программы по основам маркетинга (Гудырин С. Н. Основы маркетинга. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология». М., 2004., Гудырин С. Н. Основы маркетинга. Пособие для учителя. М.: «Вита- Пресс» 2005.).
План рабочей программы составлен в соответствии с требованиями «Федерального Закона Российской Федерации об образовании» № 273 от 29 декабря 2012 года. Эта программа предполагает, что учитель обладает соответствующей дополнительной подготовкой для проведения курса в области маркетинга. Курс включает в себя общее понимание маркетинга и акцентирует внимание на практических примерах применения маркетинговых знаний в рыночной среде.
Система учебных программ в 10–11 классе направлена на то, чтобы предоставить обучающимся базовые знания в области маркетинга, развить позиционирование и способность критически осмысливать необходимую информацию, а также сформировать собственное мнение о том, как продвигать продукты на рынке, стимулировать маркетинговое мышление и внести воспитание в проявлении ответственности за принятие решений. Программа включает в себя различные формы контроля успеваемости обучающихся: тесты, устные беседы, групповую оценочную работу, контроль выполнения контрольных сообщений и рефератов, контрольный анализ конкретных ситуаций. Приоритетом в сфере образования является создание условий, способствующих формированию личностных и социальных способностей во всех сферах жизни каждого обучающегося. К ним относятся метапредметные знания и навыки, мотивация, ценностная и моральная ориентация, соответствующие обстоятельства, творческое мышление, способность принимать решения и способность к обучению на протяжении всей жизни. Цели, поставленные в ФГОС общего образования, побуждают учителей брать на себя задачу поиска новой формы общения с учащимися на протяжении всего учебного процесса — эта форма пропорциональна условиям раскрытия творческих способностей и образовательных возможностей каждого обучающегося. В этом случае учитель выступает не только как буквальный носитель информации, но и как регулятор познавательной деятельности. Обучающиеся являются активными участниками своего собственного процесса, потому что они используют свои собственные методы исследования, используя основные ресурсы, сравнивая полученную информацию и делая выводы.
Маркетинг в широком смысле — это способность находить и реализовывать то, что необходимо окружающим людям. Сегодняшний маркетинг — это философия бизнеса. Маркетинг позволяет каждому обучающемуся развивать способность к личному самоопределению и самореализации. Поэтому необходимо использовать практические знания на уровне среднего образования для развития в учениках навыков познания мира и осознания жизненных ценностей. Важно учитывать здоровье учащегося, уровень его личностно-типологических характеристик, качество успеваемости и ожидаемые изменения в учебном плане. Это делается в соответствии с педагогическими (профессиональными) способностями учителя.
Актуальность курса: этот курс фокусируется на изучении основных концепций в области маркетинга, его общем формировании и идее полной интеграции процессов, связанных с маркетингом, бизнесом, управленческой деятельностью и социализации, которая считается важным и незаменимым для каждого современного человека. Методологической основой этого курса является деятельностный подход, то есть использование активных методов обучения (мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, деловые игры и т. д.).
Цель курса «Основы маркетинга» — познакомить студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его применения в производственных компаниях, коммерческих организациях, государственных учреждениях и частными лицами.
Рабочая программа обеспечивает доступность учеников к выполнению поставленных задач по курсу «Основы маркетинга».
Основные образовательные задачи курса:
– ознакомить старшеклассников с основами маркетинга;
– организовать получение профессиональных знаний и умений принимать самостоятельные решения в области маркетинга;
– разъяснить методы решения познавательных и практических задач, отражающих типовые ситуации;
– выработать способность проверять суждения, давать определения и предоставлять доказательства;
– отработать навыки поиска и исследования необходимой информации по определенной теме в различных типах источников и извлекать сведения из источников, созданных в различных проектах (тесты, таблицы, диаграммы, диаграммы, аудиовизуальные серии и т. д.). Надежность информации строго оценивается, а содержание информации транспонируется в соответствии с указанными целями (кратко, полно и выборочно);
– обучить новейшим методам успешного маркетинга;
– обеспечить высокую информативность курса с помощью мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации, создания базы данных и ознакомления с результатами познавательной и практической деятельности;
– выявить способности учеников владения основными видами публичных выступлений (объяснение, монолог, дискуссия, дебаты).
Развивающие образовательные задачи курса:
– развивать предпринимательские инициативы современной молодежи;
– осваивать способы познания, коммуникации и актуальную маркетинговую деятельность;
– разрабатывать маркетинговые концепции;
– определять способность к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные образовательные задачи курса:
– развивать коммуникативные навыки;
– проводить тренинги ответственности за принимаемые решения;
– выработать потребность в информации и дальнейших исследованиях по маркетинговым дисциплинам;
Используемые методы обучения:
– Методы критического мышления;
– Развитие навыков самостоятельной производственной деятельности для развития собственных идей решения проблем;
– Повышение интереса к процессу обучения и изучению предоставленных материалов;
– Информационная грамотность: развитие способности самостоятельно заниматься анализом и оценкой любых сложных знаний;
– Социальная компетентность: формирование коммуникативных навыков и знаний ответственности;
– Написание текстов;
– Создание кластерных схем;
– Практическое использование полученных знаний;
– Разработка планов, проектов;
– Мозговой штурм;
– Тесты, анализы;
– Ключевая терминология.
– Экономия времени, наглядность и своевременный индивидуальный и предметный контроль усвоения;
– Повышение познавательного интереса учащихся в достижении успеха по данному курсу;
– Презентации MS PowerPoint, включая лекции, задания и инструкции. Исследование сети Интернет, сбор информации при создании проектов и изучения новой темы;
– Постоянное активное взаимодействие всех обучающихся друг с другом;
– Моделирование экономических ситуаций, совместное решение проблем посредством совместной работы, дискуссий и дебатов.
Для выполнения контрольных и домашних заданий ученики должны обладать следующими навыками и умениями:
– Использовать современные средства коммуникации (в том числе интернет-ресурсы) для обработки источников информации, связанных с маркетингом;
– Применять на практике методы решения познавательных и практических задач, отражающие типовые маркетинговые ситуации;
– Выступать против другой точки зрения, участвуя в дискуссии, чтобы обоснованно отстаивать свою позицию;
– Прибегать к творческим методам решения проблемных маркетинговых вопросов
По окончании курса обучающиеся должны знать:
– Основные концепции маркетинга, концепцию принятия рынка в качестве маркетинговой цели, определения конкурентоспособности компании;
– Основные методы анализа данных;
– Политику компании в области ценообразования, маркетинга, продвижения продукции, рекламных технологий;
– Каналы распределения и методы продвижения продукта/услуги на рынке.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
– Определять основные характеристики организации;
– Разработать методические планы для исследования рынка, опросы и формы наблюдения, концепцию проведения фокус-групп;
– Применять базовую модель стратегического маркетинга;
– Применять критерии выбора каналов сбыта;
– Спланировать рекламный план компании, выбрать носители рекламы и разработать рекламную компанию.
Резерв, изменения в программе.
Программа предусматривает резерв учебного времени в размере 2 рабочих часов для обсуждения самых сложных для учеников тем.
Срок реализации программы: 1 учебный год
Учебно-тематический план элективного курса
«Основы маркетинга» (20 часов, 1 ч. в неделю)
Таблица 1
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Содержание |
Оборудование |
Дом. задание |
Дата |
I. |
5 |
Концепция маркетинга |
||||
1. |
Основы маркетинга. |
1 |
Входное тестирование по теме Развитие отечественного маркетинга Определение маркетинга Основные понятия маркетинга |
Комп. презентации |
Подготовить сообщение |
|
2 |
Маркетинг на предприятии |
1 |
Основные понятия Признаки маркетинга Управление маркетингом Маркетинг в социальной сфере Маркетинг социальных идей Маркетинг образовательных услуг |
Комп. презентации |
Подготовить сообщение |
|
3 |
Планирование маркетинга |
1 |
Анализ ситуации Планирование целей и стратегий |
Комп. презентации |
Заполнить таблицу |
|
4 |
Разработка комплекса маркетинга |
1 |
Продукт Цена Распределение Коммуникации |
Комп. презентации |
Выучить термины |
|
8 |
Контрольное тестирование |
1 |
Контрольное тестирование по теме: «Концепция маркетинга» |
Тесты |
||
II. |
3 |
Компетентность принятия решений |
||||
1. |
Основы компетентности принятия решений |
1 |
Моделирование Процессный подход Системный подход Сетевой подход |
Комп. презентации |
Выучить схему привести свой пример принятия решения |
|
2. |
Методы получения информации |
1 |
Обзор Качественные методы сбора данных Методы выборки Опрос Наблюдение Методы обработки данных Методы прогнозирования Творческие методы |
Комп. презентации |
Ответить на тестовые задания |
|
6. |
Контрольное задание |
1 |
Контрольное задание по теме «Компетентность принятия решения» |
Провести опрос |
||
III |
3 |
Социальная компетентность |
||||
1. |
Основы социальной компетентности |
1 |
Социальная компетентность в контакте социальных отношений Способность к коммуникации Способность к координации деятельности Способность к управлению конфликтами |
Комп. презентации |
Выучить термины |
|
2. |
Инструментарий социальной компетентности |
1 |
Риторика Техника доклада и презентации Техника проведения переговоров |
Комп. презентации |
Подготовить доклад |
|
3. |
Контрольное задание |
1 |
Контрольное задание по теме: «Социальная компетентность» |
Тест |
||
I V |
4 |
Реклама |
||||
1. |
Основы продвижения продукта, услуги на рынок |
1 |
Основные определения Задачи рекламы Функции рекламы Участники рекламы Методы оценки эффективности Антиреклама Понятие недобросовестности рекламы |
Комп. презентации |
Выучить термины |
|
2. |
Виды рекламы |
1 |
PR Директ маркетинг Интернет реклама Реклама в соцсетях Наружная реклама Телевизионная реклама Реклама в интернете Печатная реклама Реклама на транспорте Сувенирная реклама |
Комп. презентации |
Подготовить сообщение |
|
3. |
Брендархитектура |
1 |
Понятие бренд Основные этапы разработки и продвижения Методы продвижения Упаковка Рекламные носители |
Комп. презентации |
Выучить схему |
|
4. |
Контрольное задание |
1 |
Контрольное задание по теме: «Реклама» |
Подготовить презентацию |
||
V |
3 |
Способы успешного маркетинга |
||||
1. |
Опыт крупнейших компаний в реализации маркетинга |
1 |
ТОП-10 Крупнейшие компании мира Топ-10 Крупнейшие компании России Топ-10 Крупнейшие компании региона |
Комп. презентации |
Изучить опыт продвижения крупнейших компаний на рынке |
|
2. |
Практические советы, советы, идеи успешного маркетинга |
1 |
Инструменты успешного маркетинга Оригинальные приемы рекламы |
Комп. презентации |
Тест |
|
3. |
Контрольное задание |
1 |
Контрольное задание по теме «Способы успешного маркетинга» |
Подготовить Реферат по сравнительному анализу |
||
IV |
Резерв времени |
2 |
Работа с источниками маркетинговой информации, рекомендации литературы по маркетингу Деловая игра «Требования к предпринимателю (лидеру фирмы)» |
|||
Методические указания для обучающихся.
Показатели успешности изучения курса требует от учеников посещения уроков, активной работы в группах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с рекомендуемой и дополнительной литературой. Конспектирование урока — одна из форм активной самостоятельной работы учеников, требующая умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные термины, выводы, формулировки. В конце урока преподаватель выделяет время (5 минут) для обсуждения уточняющих вопросов по изучаемому материалу. Учитель, по своему усмотрению, выносит некоторые вопросы на самостоятельную работу учеников, рекомендуя ту или иную литературу. Устные сообщения по некоторым темам делаются с целью проверки теоретических знаний ученика, его способности самостоятельно приобретать новые знания, работать с интернет-ресурсами и извлекать нужную информацию. Сообщения заслушиваются в начале занятия после изучения соответствующей темы. Продолжительность сообщения не должна превышать 3-х минут. При подготовке сообщения ученик должен изучить теоретический материал, используя рекомендуемую литературу, Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Подготовка к тесту. При подготовке к тесту необходимо изучить теоретический материал по курсу. С целью оказания помощи ученикам при подготовке к контрольной работе преподавателем проводится групповая консультация с целью разъяснения наиболее сложных вопросов теоретического материала.
Формы и средства контроля.
– Сообщения
– Тесты
– Презентации
– Рефераты
– Творческая работа
– Словарный диктант терминов
– Деловые игры
Литература:
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М: Просвещение, 2014. — 224 c.
- Гудырин, С. Н. Основы маркетинга. Пособие для учителя. / С. Н. Гудырин. — М: «Вита- Пресс», 2005.
- Енин, А. В. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1–11 классы Учебное пособие. / А. В. Енин. —: ВАКО, 2017.
- Крылова, О. Н. Рабочая программа педагога: методические рекомендации для разработки / О. Н. Крылова, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 80 c.
- Старикова, Е. Б. Сборник практических заданий, тестов, деловых игр по курсу «Маркетинг» / Е. Б. Старикова, И. С. Чиповская. — Владивосток: ДВГТУ, 2001.
Похожие статьи
Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»
В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...
Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса
В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...
Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования
В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста
В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...
Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение
Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе
Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...
Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»
В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....
Похожие статьи
Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»
В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...
Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса
В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...
Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования
В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста
В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...
Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение
Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе
Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...
Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»
В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....