Ученикам-будущим выпускникам уже со школьных лет необходимо иметь представления о существующих нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений; в том числе, осваивать практику работы с определенными официальными документами. Данную образовательную составляющую позволяет реализовать в школе элективный курс «Этикет делового человека».
Ключевые слова: этикет общения и поведения в обществе, деловой этикет, этикет делового человека.
Хорошие манеры поведения необходимы каждому человеку. Этикет, прежде чем стать таковым, как сегодня, выдержал немалые изменения. Но основные правила остались те же, что и в знаменитом сочинении Эразма Роттердамского Дезирия «О правилах хорошего тона», что в книгах Платона, Аристотеля, Декарта. «Ибо фундамент этикета — воспитанность, вежливость, уважительное отношение к окружающим, желание сделать общение более комфортным» [4, с.2].
Воспитание культуры и этики общения начинается с детского сада, далее — продолжается в школе, затем — в ВУЗе. На занятиях, уроках, классных часах детям говорят о правилах поведения в обществе. Новые знания, как правило, обобщаются без определенной системы, редко повторяются и впоследствии этого учащиеся и студенты мало знакомы с нормами человеческого общежития.
Современная школа мало занимается проблемами социализации личности, социально-речевой подготовкой к жизни вне школьных стен. Ученики-будущие выпускники почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений [1, с. 15].
Выпускники школ зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного документа.
Тема этикета общения и поведения в обществе особенно приобретает свою актуальность и востребованность на фоне современной жизни у молодых людей, пытающихся заявить о себе на рынке труда (жесткая конкуренция при устройстве молодых специалистов в престижные трудовые учреждения, желание добиться успеха в своих начинаниях и в простраивании профессиональной карьеры в максимально краткие сроки).
Актуальность реализации образовательной составляющей для развития и формирования у школьников-будущих выпускников навыков культуры этикета делового человека в современном обществе, обусловили разработку рабочей программы элективного курса «Этикет делового человека». Данный элективный курс особенно востребованным может стать в профильной школе для старшеклассников, занимающихся углубленным изучением гуманитарного направления (история, обществознание), которые уже определились с будущим профессиональным направлением: юриспруденция, менеджмент и управление и др.
Исходя из определения, что деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов, в рамках программы «Этикет делового человека» рассматриваются и изучаются основные правила поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения, а также критерии формирования собственного имиджа старшеклассника-будущего профессионального деятеля.
В этой связи, целью программы является: включение учащихся старших классов в учебную образовательную деятельность, обеспечивающую развитие навыков культуры этикета делового человека в современном обществе, формирование представления о возможных способах успешного развития молодого человека.
Целевая группа: ученики 10 или 11 классов профильной или традиционной школы, которые уже определились с будущим профессиональным направлением: юриспруденция, менеджмент и управление и др.
Для реализации программы выделяются следующие задачи:
1. Познакомить с языковыми особенностями делового стиля речи, культурой делового общения, нормами и правилами составления и оформления деловых документов.
2. Способствовать расширению словарного запаса учащихся относительно этикета делового общения; организовать образовательную учебную деятельность по предупреждению и устранению ошибок в деловом общении.
3. Способствовать развитию уверенного поведения в рамках будущей профессиональной деятельности, повышению личностного роста учащегося.
4. Развивать умения рационально организовывать и устанавливать реальные жизненные приоритеты.
5. Формировать умения управлять своим временем, эффективно организовывать свою трудовую деятельность и время отдыха.
Продолжительность программы рассчитана на 35 занятий для 10 класса. Каждое занятие длится 40 минут. Периодичность занятий — 1 раз в неделю.
Формы и методы работы:
- беседы;
- лекционные занятия, лекции-рассуждения;
- дискуссии;
- анализ кейс-ситуаций;
- индивидуальные доклады, выступления-презентации;
- тренинговые занятия с использованием методов анализа и самоанализа, самопознания, рефлексии, саморегуляции;
- групповые консультации учителя технологии в направлении деловой этики одежды;
- индивидуальные консультации педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.
Содержание программы разработано с учетом специфики возрастного и психологического развития школьников старшего возраста, находящихся на этапе профессионального самоопределения. Данная программа включает тематическую содержательную часть лицензированной авторской программы дополнительного образования 2010 года «Как стать успешным» [2].
Содержание рабочей программы «Этикет делового человека» состоит из нескольких образовательных направлений: «Правила этики поведения в различных общественных местах и в официальной обстановке», «Правила ведения конструктивного общения», «Природа конфликта и основные принципы выхода из конфликтных ситуаций», «Правила оформления официальных документов», «Способы саморегуляции эмоциональных состояний», «Правила публичного выступления».
Тематический план занятий отражает в своем содержании основные целевые нагрузки каждого занятия. Организованное общение учителя и учеников строится традиционно — с учетом закрепления теоретических знаний темы практическими видами работ.
Таблица 1
Тематический план занятий для учащихся 10 классов по программе «Этикет делового человека»
№ п/п |
Тема занятия |
Целевые установки |
Формы и методы работы |
Количество часов |
1. |
Основные принципы этикета |
-разграничение направлений и областей этикета в обществе |
-лекция с элементами беседы; -кластерный анализ |
1 |
2. |
Профориентационная игра «Остров» |
-развитие умений сотрудничать в коллективе, способности принимать ответственные решения |
-тренинг ролевого поведения в игровой ситуации |
1 |
3. |
Этикет в общественных местах |
-систематизация знаний правил поведения в различных общественных местах |
-разбор кейс-ситуаций; -ролевое обыгрывание данных ситуаций |
1 |
4, 5 |
Умеете ли вы общаться? |
-психодиагностика развития коммуникативных качеств; -ролевое обыгрывание предложенных ситуаций; -рефлексия собственной деятельности в различных жизненных ситуациях |
-работа с психологическими тестами на изучение уровня общительности, мобильности, агрессивности и конфликтности; -ролевое обыгрывание с элементами тренинга |
2 |
6. |
Этика в пластике. Невербальное общение |
-знакомство с видами правильной и неправильной походки, жестами и их значениями, с нормами устанавливания межличностного пространства |
-лекционная беседа; -тренинговые упражнения |
1 |
7. |
«Открытые» и «закрытые» позы общения |
-знакомство с различными позами и жестами, используемыми при общении с людьми (по Алану Пизу) |
-тематическая беседа; -тренинговые упражнения |
1 |
8. |
Этикет знакомства и представления |
-закрепление на практике правил представления в обществе, на работе; -знакомство с алгоритмом представления на работе |
-практические упражнения с элементами тренинга |
1 |
9. |
Внешность делового человека |
-знакомство с требованиями к одежде и внешним данным делового человека (аксессуары, украшения, прическа, парфюмерия, косметика) |
-лекция с элементами беседы |
1 |
10. |
Визитная карточка |
-знакомство с понятием и видами «визитных карточек»; -знакомство с правилами надписей на визитной карточке |
-практическая работе по созданию визитной карточки; -практические упражнения с элементами тренинга |
1 |
11,12 |
Этикет в общении по телефону, мобильный этикет |
-закрепление знаний о видах телефонных разговоров; -знакомство с алгоритмом выстраивания диалога по телефону; -знакомство с «секретами» эффективного использования голоса, «маленькими хитростями» телефонного этикета |
-лекция с элементами беседы; -практические упражнения с элементами тренинга |
2 |
13. |
Этикет в интернет-сети (сетикет) |
-знакомство с правилами составления электронных сообщений; правилами использования «смайлов»; -поиск различий между электронной почтой и другими средствами связи |
-лекция с элементами беседы; -практические упражнения с элементами тренинга |
1 |
14,15 |
Деловая переписка |
-изучение требований к оформлению делового письма; -знакомство со стилем оформления делового письма: на что стоит обратить особое внимание; -изучение требований к срокам ответов и оформлению конвертов |
-лекция с элементами беседы; -практическая работа по оформлению делового письма |
2 |
16,17 |
Этикет официальных мероприятий |
-знакомство с видами официальных приемов; видами дресс-кодов для различных видов приемов; -составление приглашений на официальные приемы; -знакомство с правилами рассадки за столом |
-просмотр и обсуждение видеосюжетов; -практическая работа по оформлению приглашений на прием |
2 |
18 |
Подарочный этикет |
-знакомство с правилами выбора, вручения, цветовой гаммы подарка для делового партнера |
-лекция с элементами беседы; -практическая работа |
1 |
19 |
Этикет делового общения |
-знакомство с правилами подготовки к деловой встрече, встречи деловых партнеров в аэропорту, в офисе; правилами рассадки по автомобилям и размещения в гостинице |
-лекция с элементами беседы; -ролевое обыгрывание с элементами тренинга |
1 |
20,21 |
Презентация деятельности. Алгоритм презентации в условиях публичного выступления |
-знакомство с правилами оформления презентации с использованием ИКТ; -представление собственной презентации |
-лекция с элементами беседы; -практическая работа-тренинг по представлению собственной презентации |
2 |
22 |
Культура и бескультурье |
-обсуждение и анализ предложенных ситуаций |
-работа с кейс-ситуациями |
1 |
23,24 |
Агрессивность и агрессия. Рамки дозволенного |
-психодиагностика развития коммуникативных качеств; -ролевое обыгрывание предложенных ситуаций; -рефлексия собственной деятельности в различных жизненных ситуациях |
-работа с психологическими тестами на изучение уровня общительности, мобильности, агрессивности и конфликтности; -ролевое обыгрывание с элементами тренинга |
2 |
25,26 |
Конфликтный ли вы человек? |
2 | ||
27. |
Конфликт и выход из него. Если на работе возникает конфликт |
-анализ и рефлексия собственных действий в конфликтной ситуации конфликтной |
-ролевая игра с элементами драматизации |
1 |
28. |
Способы выработки «иммунитета» от эмоциональных травм |
-самостоятельное составление алгоритма действия по профилактике стрессовых ситуаций |
-беседа; -составление плана-конспекта |
1 |
29. |
Деловые качества |
-составление памятки делового человека |
-беседа; -оформление памятки |
1 |
30. |
Информ-дайджест. Выбор профессии |
-информ-дайджест |
-составление конспекта |
1 |
31. |
Ключи к успеху в жизни и работе |
-просмотр и обсуждение видеороликов о преуспевающих людях |
-рефлексия |
1 |
32. |
Человек — хозяин своей судьбы. Возраст успеха |
-брейн-ринг между командами |
-практическая работа |
1 |
33. |
Дейл Карнеги. Формула успеха |
-знакомство с постулатами успешной жизненной траектории |
-устный журнал |
1 |
34,35 |
Творческий отчет |
-подведение итогов занятий; -рефлексия |
-фотопрезентация деятельности общения за год; -презентация собственного проекта |
2 |
В результате изучения курса «Этикет делового человека» учащийся должен уметь:
- соблюдать правила культуры поведения в обществе;
- правильно, с точки зрения норм делового этикета, вести переговоры, деловой разговор, деловую беседу;
- оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка;
- грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения;
- разбираться в способах конструирования высказываний;
- эффективно, в вежливом тоне общаться по телефону;
- знать и использовать правила презентации собственной деятельности.
В результате изучения элективного курса «Этикет делового человека» учащийся должен знать:
- основные правила этикета делового человека;
- правила проектирования делового имиджа и стиля одежды в зависимости от сферы профессиональной деятельности;
- свои слабые и сильные стороны, критерии адекватной самооценки собственных способностей и возможностей;
- способы эмоциональной саморегуляции и самообладания.
Ресурсное обеспечение программы: рабочая программа предназначена для реализации педагогом-психологом в совместной деятельности с учителем технологии.
Для проведения занятий необходимо следующее оборудование: комната для проведения занятий, стулья по количеству человек, компьютер, канцелярские принадлежности, видеоролики.
Виды используемого контроля: текущий, итоговый.
Выполнение учащимися практических работ на текущих занятиях позволяет проверять и оценивать результаты каждого урока. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме презентации собственного проекта.
Литература:
- Аджиева Е. М., Байкова Л. А. 50 сценариев классных часов: учебно-методическое пособие. — Москва, 2002.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 312 с.
- Свахина О. П. Как стать успешным: Программа дополнительного образования/ МОБУ Ирбейская СОШ № 1. — Ирбейское, 2010.
- Рогов Е. И. Психология группы / Е. И. Рогов. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 430 с.
- Рогов Е. И. Психология общения — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
- Федотова И. Г. Деловые термины и деловые переговоры. — Москва, 2000.