Программное обеспечение элективного курса «Этикет делового человека» в школе как образовательная составляющая для развития и формирования у школьников — будущих выпускников — навыков культуры этикета делового человека в современном обществе
Автор: Синельникова Татьяна Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 10.11.2014
Статья просмотрена: 1083 раза
Библиографическое описание:
Синельникова, Т. А. Программное обеспечение элективного курса «Этикет делового человека» в школе как образовательная составляющая для развития и формирования у школьников — будущих выпускников — навыков культуры этикета делового человека в современном обществе / Т. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6413/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ученикам-будущим выпускникам уже со школьных лет необходимо иметь представления о существующих нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений; в том числе, осваивать практику работы с определенными официальными документами. Данную образовательную составляющую позволяет реализовать в школе элективный курс «Этикет делового человека».
Ключевые слова: этикет общения и поведения в обществе, деловой этикет, этикет делового человека.
Хорошие манеры поведения необходимы каждому человеку. Этикет, прежде чем стать таковым, как сегодня, выдержал немалые изменения. Но основные правила остались те же, что и в знаменитом сочинении Эразма Роттердамского Дезирия «О правилах хорошего тона», что в книгах Платона, Аристотеля, Декарта. «Ибо фундамент этикета — воспитанность, вежливость, уважительное отношение к окружающим, желание сделать общение более комфортным» [4, с.2].
Воспитание культуры и этики общения начинается с детского сада, далее — продолжается в школе, затем — в ВУЗе. На занятиях, уроках, классных часах детям говорят о правилах поведения в обществе. Новые знания, как правило, обобщаются без определенной системы, редко повторяются и впоследствии этого учащиеся и студенты мало знакомы с нормами человеческого общежития.
Современная школа мало занимается проблемами социализации личности, социально-речевой подготовкой к жизни вне школьных стен. Ученики-будущие выпускники почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений [1, с. 15].
Выпускники школ зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного документа.
Тема этикета общения и поведения в обществе особенно приобретает свою актуальность и востребованность на фоне современной жизни у молодых людей, пытающихся заявить о себе на рынке труда (жесткая конкуренция при устройстве молодых специалистов в престижные трудовые учреждения, желание добиться успеха в своих начинаниях и в простраивании профессиональной карьеры в максимально краткие сроки).
Актуальность реализации образовательной составляющей для развития и формирования у школьников-будущих выпускников навыков культуры этикета делового человека в современном обществе, обусловили разработку рабочей программы элективного курса «Этикет делового человека». Данный элективный курс особенно востребованным может стать в профильной школе для старшеклассников, занимающихся углубленным изучением гуманитарного направления (история, обществознание), которые уже определились с будущим профессиональным направлением: юриспруденция, менеджмент и управление и др.
Исходя из определения, что деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов, в рамках программы «Этикет делового человека» рассматриваются и изучаются основные правила поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения, а также критерии формирования собственного имиджа старшеклассника-будущего профессионального деятеля.
В этой связи, целью программы является: включение учащихся старших классов в учебную образовательную деятельность, обеспечивающую развитие навыков культуры этикета делового человека в современном обществе, формирование представления о возможных способах успешного развития молодого человека.
Целевая группа: ученики 10 или 11 классов профильной или традиционной школы, которые уже определились с будущим профессиональным направлением: юриспруденция, менеджмент и управление и др.
Для реализации программы выделяются следующие задачи:
1. Познакомить с языковыми особенностями делового стиля речи, культурой делового общения, нормами и правилами составления и оформления деловых документов.
2. Способствовать расширению словарного запаса учащихся относительно этикета делового общения; организовать образовательную учебную деятельность по предупреждению и устранению ошибок в деловом общении.
3. Способствовать развитию уверенного поведения в рамках будущей профессиональной деятельности, повышению личностного роста учащегося.
4. Развивать умения рационально организовывать и устанавливать реальные жизненные приоритеты.
5. Формировать умения управлять своим временем, эффективно организовывать свою трудовую деятельность и время отдыха.
Продолжительность программы рассчитана на 35 занятий для 10 класса. Каждое занятие длится 40 минут. Периодичность занятий — 1 раз в неделю.
Формы и методы работы:
- беседы;
- лекционные занятия, лекции-рассуждения;
- дискуссии;
- анализ кейс-ситуаций;
- индивидуальные доклады, выступления-презентации;
- тренинговые занятия с использованием методов анализа и самоанализа, самопознания, рефлексии, саморегуляции;
- групповые консультации учителя технологии в направлении деловой этики одежды;
- индивидуальные консультации педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.
Содержание программы разработано с учетом специфики возрастного и психологического развития школьников старшего возраста, находящихся на этапе профессионального самоопределения. Данная программа включает тематическую содержательную часть лицензированной авторской программы дополнительного образования 2010 года «Как стать успешным» [2].
Содержание рабочей программы «Этикет делового человека» состоит из нескольких образовательных направлений: «Правила этики поведения в различных общественных местах и в официальной обстановке», «Правила ведения конструктивного общения», «Природа конфликта и основные принципы выхода из конфликтных ситуаций», «Правила оформления официальных документов», «Способы саморегуляции эмоциональных состояний», «Правила публичного выступления».
Тематический план занятий отражает в своем содержании основные целевые нагрузки каждого занятия. Организованное общение учителя и учеников строится традиционно — с учетом закрепления теоретических знаний темы практическими видами работ.
Таблица 1
Тематический план занятий для учащихся 10 классов по программе «Этикет делового человека»
№ п/п |
Тема занятия |
Целевые установки |
Формы и методы работы |
Количество часов |
1. |
Основные принципы этикета |
-разграничение направлений и областей этикета в обществе |
-лекция с элементами беседы; -кластерный анализ |
1 |
2. |
Профориентационная игра «Остров» |
-развитие умений сотрудничать в коллективе, способности принимать ответственные решения |
-тренинг ролевого поведения в игровой ситуации |
1 |
3. |
Этикет в общественных местах |
-систематизация знаний правил поведения в различных общественных местах |
-разбор кейс-ситуаций; -ролевое обыгрывание данных ситуаций |
1 |
4, 5 |
Умеете ли вы общаться? |
-психодиагностика развития коммуникативных качеств; -ролевое обыгрывание предложенных ситуаций; -рефлексия собственной деятельности в различных жизненных ситуациях |
-работа с психологическими тестами на изучение уровня общительности, мобильности, агрессивности и конфликтности; -ролевое обыгрывание с элементами тренинга |
2 |
6. |
Этика в пластике. Невербальное общение |
-знакомство с видами правильной и неправильной походки, жестами и их значениями, с нормами устанавливания межличностного пространства |
-лекционная беседа; -тренинговые упражнения |
1 |
7. |
«Открытые» и «закрытые» позы общения |
-знакомство с различными позами и жестами, используемыми при общении с людьми (по Алану Пизу) |
-тематическая беседа; -тренинговые упражнения |
1 |
8. |
Этикет знакомства и представления |
-закрепление на практике правил представления в обществе, на работе; -знакомство с алгоритмом представления на работе |
-практические упражнения с элементами тренинга |
1 |
9. |
Внешность делового человека |
-знакомство с требованиями к одежде и внешним данным делового человека (аксессуары, украшения, прическа, парфюмерия, косметика) |
-лекция с элементами беседы |
1 |
10. |
Визитная карточка |
-знакомство с понятием и видами «визитных карточек»; -знакомство с правилами надписей на визитной карточке |
-практическая работе по созданию визитной карточки; -практические упражнения с элементами тренинга |
1 |
11,12 |
Этикет в общении по телефону, мобильный этикет |
-закрепление знаний о видах телефонных разговоров; -знакомство с алгоритмом выстраивания диалога по телефону; -знакомство с «секретами» эффективного использования голоса, «маленькими хитростями» телефонного этикета |
-лекция с элементами беседы; -практические упражнения с элементами тренинга |
2 |
13. |
Этикет в интернет-сети (сетикет) |
-знакомство с правилами составления электронных сообщений; правилами использования «смайлов»; -поиск различий между электронной почтой и другими средствами связи |
-лекция с элементами беседы; -практические упражнения с элементами тренинга |
1 |
14,15 |
Деловая переписка |
-изучение требований к оформлению делового письма; -знакомство со стилем оформления делового письма: на что стоит обратить особое внимание; -изучение требований к срокам ответов и оформлению конвертов |
-лекция с элементами беседы; -практическая работа по оформлению делового письма |
2 |
16,17 |
Этикет официальных мероприятий |
-знакомство с видами официальных приемов; видами дресс-кодов для различных видов приемов; -составление приглашений на официальные приемы; -знакомство с правилами рассадки за столом |
-просмотр и обсуждение видеосюжетов; -практическая работа по оформлению приглашений на прием |
2 |
18 |
Подарочный этикет |
-знакомство с правилами выбора, вручения, цветовой гаммы подарка для делового партнера |
-лекция с элементами беседы; -практическая работа |
1 |
19 |
Этикет делового общения |
-знакомство с правилами подготовки к деловой встрече, встречи деловых партнеров в аэропорту, в офисе; правилами рассадки по автомобилям и размещения в гостинице |
-лекция с элементами беседы; -ролевое обыгрывание с элементами тренинга |
1 |
20,21 |
Презентация деятельности. Алгоритм презентации в условиях публичного выступления |
-знакомство с правилами оформления презентации с использованием ИКТ; -представление собственной презентации |
-лекция с элементами беседы; -практическая работа-тренинг по представлению собственной презентации |
2 |
22 |
Культура и бескультурье |
-обсуждение и анализ предложенных ситуаций |
-работа с кейс-ситуациями |
1 |
23,24 |
Агрессивность и агрессия. Рамки дозволенного |
-психодиагностика развития коммуникативных качеств; -ролевое обыгрывание предложенных ситуаций; -рефлексия собственной деятельности в различных жизненных ситуациях |
-работа с психологическими тестами на изучение уровня общительности, мобильности, агрессивности и конфликтности; -ролевое обыгрывание с элементами тренинга |
2 |
25,26 |
Конфликтный ли вы человек? |
2 |
||
27. |
Конфликт и выход из него. Если на работе возникает конфликт |
-анализ и рефлексия собственных действий в конфликтной ситуации конфликтной |
-ролевая игра с элементами драматизации |
1 |
28. |
Способы выработки «иммунитета» от эмоциональных травм |
-самостоятельное составление алгоритма действия по профилактике стрессовых ситуаций |
-беседа; -составление плана-конспекта |
1 |
29. |
Деловые качества |
-составление памятки делового человека |
-беседа; -оформление памятки |
1 |
30. |
Информ-дайджест. Выбор профессии |
-информ-дайджест |
-составление конспекта |
1 |
31. |
Ключи к успеху в жизни и работе |
-просмотр и обсуждение видеороликов о преуспевающих людях |
-рефлексия |
1 |
32. |
Человек — хозяин своей судьбы. Возраст успеха |
-брейн-ринг между командами |
-практическая работа |
1 |
33. |
Дейл Карнеги. Формула успеха |
-знакомство с постулатами успешной жизненной траектории |
-устный журнал |
1 |
34,35 |
Творческий отчет |
-подведение итогов занятий; -рефлексия |
-фотопрезентация деятельности общения за год; -презентация собственного проекта |
2 |
В результате изучения курса «Этикет делового человека» учащийся должен уметь:
- соблюдать правила культуры поведения в обществе;
- правильно, с точки зрения норм делового этикета, вести переговоры, деловой разговор, деловую беседу;
- оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка;
- грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения;
- разбираться в способах конструирования высказываний;
- эффективно, в вежливом тоне общаться по телефону;
- знать и использовать правила презентации собственной деятельности.
В результате изучения элективного курса «Этикет делового человека» учащийся должен знать:
- основные правила этикета делового человека;
- правила проектирования делового имиджа и стиля одежды в зависимости от сферы профессиональной деятельности;
- свои слабые и сильные стороны, критерии адекватной самооценки собственных способностей и возможностей;
- способы эмоциональной саморегуляции и самообладания.
Ресурсное обеспечение программы: рабочая программа предназначена для реализации педагогом-психологом в совместной деятельности с учителем технологии.
Для проведения занятий необходимо следующее оборудование: комната для проведения занятий, стулья по количеству человек, компьютер, канцелярские принадлежности, видеоролики.
Виды используемого контроля: текущий, итоговый.
Выполнение учащимися практических работ на текущих занятиях позволяет проверять и оценивать результаты каждого урока. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме презентации собственного проекта.
Литература:
- Аджиева Е. М., Байкова Л. А. 50 сценариев классных часов: учебно-методическое пособие. — Москва, 2002.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 312 с.
- Свахина О. П. Как стать успешным: Программа дополнительного образования/ МОБУ Ирбейская СОШ № 1. — Ирбейское, 2010.
- Рогов Е. И. Психология группы / Е. И. Рогов. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 430 с.
- Рогов Е. И. Психология общения — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
- Федотова И. Г. Деловые термины и деловые переговоры. — Москва, 2000.
Ключевые слова
этикет общения и поведения в обществе, деловой этикет, этикет делового человекаПохожие статьи
Проблема этикета делового общения менеджера сферы образования
Искусство общения, знание психологических аспектов, определяющих воздействие речи на собеседника очень важны специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Актуальность изучения влияния этики и этикета делового общени...
О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете
В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введ...
Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...
Современные образовательные технологии как средство реализации военно-морского компонента при обучении иностранному языку воспитанников филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ)
В современных условиях развития Вооруженных Сил Российской Федерации владение иностранными языками становится одной из ключевых потребностей офицеров. При этом улучшению уровня лингвистической подготовки необходимо уделять внимание на самой первой ст...
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах
К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...
Технологии развития коммуникативности у будущих специалистов неязыковых вузов на основе обучения английского языка
В данной статье рассматривается вопрос внедрения технологии развития культуры коммуникативного метода в учебный процесс обеспечит формирование у студентов ценностных профессиональных ориентации, потребности к совершенствованию знаний и практике общен...
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...
Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе
Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...
Похожие статьи
Проблема этикета делового общения менеджера сферы образования
Искусство общения, знание психологических аспектов, определяющих воздействие речи на собеседника очень важны специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Актуальность изучения влияния этики и этикета делового общени...
О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете
В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введ...
Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...
Современные образовательные технологии как средство реализации военно-морского компонента при обучении иностранному языку воспитанников филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ)
В современных условиях развития Вооруженных Сил Российской Федерации владение иностранными языками становится одной из ключевых потребностей офицеров. При этом улучшению уровня лингвистической подготовки необходимо уделять внимание на самой первой ст...
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах
К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...
Технологии развития коммуникативности у будущих специалистов неязыковых вузов на основе обучения английского языка
В данной статье рассматривается вопрос внедрения технологии развития культуры коммуникативного метода в учебный процесс обеспечит формирование у студентов ценностных профессиональных ориентации, потребности к совершенствованию знаний и практике общен...
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...
Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе
Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...