Использование метода проектов на уроках физической культуры в условиях здоровьеформирующей среды ОУ
Автор: Романова Наталья Витальевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.
Дата публикации: 03.12.2015
Статья просмотрена: 4853 раза
Библиографическое описание:
Романова, Н. В. Использование метода проектов на уроках физической культуры в условиях здоровьеформирующей среды ОУ / Н. В. Романова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/508/ (дата обращения: 17.12.2024).
Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью.
П. Ф. Лесгафт
ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников.
Созданная в гимназии модель здоровьесберегающего обучения («тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда) способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. «Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы санитарно-гигиенические, психологического комфорта, эмоциональной активности, эмоционального эффекта, двигательной активности и другие критерии, которые влияют на успешность в обучении. «Тренирующая среда гимназии» связана с развитием интеллектуальных и физических способностей ребенка, развитием физических качеств. Она основывается на активной педагогике, в основе которой системно-деятельностный подход, активные формы и методы обучения.
Владея элементами здоровьесберегающих образовательных технологий, учителя физической культуры гимназии используют те из них, которые обеспечивают в конкретной ситуации достижение цели — формирование здоровой, спортивно-ориентированной, адаптированной к жизни в социуме личности, владеющей информацией и физкультурно-спортивными способами деятельности, которые бы позволяли ученику успешно познавать и преобразовывать самого себя.
Для достижения указанной цели в практической деятельности применяют следующие технологии: здоровьесберегающую, игровую, информационно–коммуникационную технологии, интегрированного и разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, с направленным развитием двигательных способностей, систему инновационной оценки «Портфолио», компетентностный подход, метод проектов.
Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников.
Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений.
Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов — развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.
Но!! Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой.
Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во внеурочное время за последние три года, разнообразны:
- Прикладные проекты: их отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников.
Например:
«Комплекс утренней гимнастики» (учащиеся 1–2-х классов)
«Мой режим дня» (учащиеся 2–3-х классов)
«Саморазвитие: программа по развитию гибкости», «Саморазвитие: программа по развитию силовых способностей» (учащиеся 7-х классов)
Сборник игр «Любимые подвижные игры учащихся 2Б класса»
акробатические комбинации, комплексы физических упражнений
- Социальные проекты:
видеофильм «Баскетбол — это наша судьба» на немецком языке (Романов В., ученик 8 Б класса)
видеоролик «Скажи жизни — ДА!" (Крючков А., ученик 8 Б класса)
флеш-моб «Делать вместе зарядку — это весело!" (ученицы 3 А класса Абрамочкина М., Баландина А., Кармакова В.)
Их ценность заключается в реальном использовании продукта на практике и его направленности на решение заданной социальной проблемы, задачи.
- Учебно-исследовательские проекты:
проекты-презентации «Спорт в моей жизни и семье» (ученики 3Б класса Мердеева В., Ермолаев Я. — 3В)
презентация «Здоровый образ жизни нашего класса» (групповой проект учащихся 6Б класса)
проект «Моя двигательная активность в норме?" (Каткова Д., ученица 6А класса)
Чаще всего такие проекты являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.
- Информационные проекты:
проект «Олимпийские игры Древней Греции» (ученик 5Б класса Шищенко С.)
проект «Олимпийские игры древности и современности» (учащиеся 3Б класса Любушкин И., 3А класса Константинова К.)
буклет «Вот это мышцы!" (ученик 9 класса, Матвеев А)
проекты по истории возникновения и развития видов спорта, например:
«Интересные факты: шахматы»,
«Почему баскетбольный мяч похож на апельсин»,
«Бокс и кулачный бой — одно и то же?"
Информационные проекты используем как форму домашнего задания исследовательского характера.
- Игровые и ролевые проекты:
спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время
Например, сценарный спортивный праздник с участием театральных героев «На пороге Новый год» был организован учащимися 4-х классов для первоклассников
школьная газета «Мы — за здоровый образ жизни» — 7 А класс
Их ценность заключается в том, что ученики приобретают опыт социальных практик, соответствующих их возрасту.
С лучшими проектами учащиеся выступают на конкурсе творческих учебно-исследовательских работ«Малая академия», итоговом мероприятии научного общества учащихся «Эврика» (среднее и старшее звено) в гимназии.
У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний и умений применения разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Таким образом, они становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.
Наиболее значимыми и интересными в моей практике являются мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока.
Предлагаю вам более детально рассмотреть фрагмент урока во 2-м классе с применением проектного метода. Урок проводился как заключительный по теме «Оздоровительные комплексы физических упражнений».
Цель урока: контроль знаний и умений учащихся по пройденной теме в рамках группового проекта “Утренняя гимнастика”.
Планируемые предметные результаты:
Понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни;
Умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики;
Применять полученные знания и умения в работе над проектом.
Планируемые метапредметные результаты:
Формирование навыков проектной деятельности;
Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.
Планируемые личностные результаты:
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;
Способность активно включаться в совместные проекты, принимать участие в их реализации.
Применение проектного метода подразумевает деление урока на следующие этапы:
1 этап — Организационный момент — мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
2 этап — Самоопределение к деятельности — постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели. Перед учащимися была поставлена проблема: почему некоторые взрослые и дети не делают зарядку?
Первых два этапа во фрагменте не представлены
4 этап — Создание проекта: формирование состава проектных групп (группа девочек и мальчиков); распределение обязанностей в группах (выбор капитана, который направляет работу группы и распределяет обязанности между участниками, оформителя проекта); выполнение практической части проекта (составление комплекса упражнений). Каждая группа получила «Набор исследователя»: заготовка проекта, карточки физических упражнений, образцы комплексов физических упражнений, клей. Учащиеся использовали технологическую карту, которая представляет собой план последовательных действий.
5 этап — Представление продукта проекта — демонстрация и защита проектов, самооценка и взаимооценка групп. Оценивается вся группа в целом, но также учитывается участие каждого ученика в работе над проектом.
6 этап — Рефлексия — самооценка и самоанализ. Учащиеся продолжают фразы за учителем типа — «теперь я могу…», «у меня получилось…». Таким образом создается ситуация, связанная с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
Педагогическое наблюдение показало, что использование метода проектов в физическом воспитании школьников превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Но нельзя забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения». Поэтому традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.