Литературно-лингвистическая викторина «Интеллектуальное казино» для учащихся 7–8-х классов | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.

Дата публикации: 09.04.2020

Статья просмотрена: 1529 раз

Библиографическое описание:

Борисова, М. Ю. Литературно-лингвистическая викторина «Интеллектуальное казино» для учащихся 7–8-х классов / М. Ю. Борисова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5085/ (дата обращения: 26.04.2024).



Пояснительная записка

Урок-викторина разработан как интегрированное занятие, сочетающее в себе дисциплины «Литература» и «Русский язык», а также курсы внеурочной деятельности «Занимательная лексика» и «Финансовая грамотность», присутствуют элементы математического анализа.

«Интеллектуальное казино» позволит «заработать» собственным умом, проверить знания в различных областях лингвистики и литературоведения. Игра предусматривает определенные тактические и стратегические элементы. Для успешной игры обучающимся необходимо наладить групповую работу и распределить роли, выработать определенную тактику выбора вопросов, принимать решение об участии в аукционе. Игра способствует развитию логики, коммуникативных навыков, межпредметных связей. Проведение мероприятия не требует специальной подготовки от учащихся.

Для проведения игры необходимо заранее заготовить карточки из цветной бумаги с рублями-очками. Одно очко равняется одному «умному рублю». Желательный номинал карточек: 1, 5 и 10 «умных рублей». Для игры «Магазин» необходимо подготовить карточки с названием товаров: «хлеб», «телефон», «телевизор», «конфеты», «карандаши».

Количество команд-участников от двух до четырех. В игре желательно наличие жюри, чтобы оценивать полноту ответов.

Тема: В мире литературы и языкознания

Цели занятия:

развивать речь, память, логическое мышление;

 стимулировать интерес к чтению, изучению родного и иностранных языков.

Задачи:

 формировать и развивать познавательные интересы;

 научить анализировать биографический и лингвистический материал;

 воспитывать любовь к русской классической и зарубежной литературе;

 расширить и углубить представления о жизни и творчестве русских и зарубежных писателей.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация (вместо презентации можно оформить доску как табло), карточки с вопросами, карточки с очками-рублями: 1, 5 и 10 «умных рублей», карточки для игры «Магазин» и «Полиглот».

Ход игры:

  1. Организационный момент

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами сыграем в интеллектуальном казино. Это не простое казино, здесь можно заработать только своими знаниями. Здесь у нас особая валюта и называется она «умный рубль». В течение игры вы можете, как увеличить своё умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои «умные рубли». Дайте название своей команде, выберите капитана и мы начинаем!

  1. Разминка.

Ведущий: каждый из нас регулярно ходит в магазин и покупает все необходимое. В магазинах самообслуживания все легко и просто: взял, что надо, и пошел к кассе. Давайте сейчас посетим необычный лингвистический магазин. Я приглашаю по одному участнику от команды.

Ведущий объясняет правила игры. Команды участвуют в игре «Магазин» без ставок, за правильный ответ команда получает 5 «умных рублей».

Правила игры «Магазин»: один участник из команды выступает в качестве покупателя. Ему предлагается выбрать билет, на котором написано название товара, который ему нужно купить, командам билет показывать нельзя. Остальные члены команды выступают в качестве продавцов. Покупатель должен за 1 минуту объяснить продавцам, что за товар ему нужен, при этом запрещается использовать однокоренные слова (однокоренные товару) и жестикулировать руками. Если команда угадывает, получает 5 «умных рублей».

  1. Основной этап: интеллектуальное казино

Ведущий: Не так-то легко объяснить, что за товар тебе нужен, без хорошего словарного запаса тут не обойтись. А теперь давайте перейдем к основной игре. Наше интеллектуальное казино открывается!

Ведущий объясняет правила игры. Очередность определяется жеребьевкой. Перед началом игры команда выбирает капитана и казначея, который должен вести подсчет очков-денег. Очки-деньги выдает и принимает взносы от команд специально назначенный ученик-банкир, который не участвует в игре (желательно из другого класса). Также ученик-банкир ведет общий счет игры. Казначей команды получает у банкира 25 «умных рублей».

Правила игры «Интеллектуальное казино»: Команда самостоятельно выбирает тему и вопрос по сложности, затем делает ставку в размере цены вопроса (легкие вопросы 5 — «умных рублей», средней сложности — 10, сложные — 15). Ведущий зачитывает команде вопрос. Команда получает время на размышление — 1 минута. В случае правильного ответа команда получает обратно свой взнос и дополнительно сумму равную цене вопроса. В случае неправильного ответа можно разыграть аукцион: команда может продать свой вопрос сопернику по сниженной цене (цене выкупа). Команда-соперник при выкупе вопроса не имеет дополнительного времени на размышление и должна сразу дать ответ. В случае правильного ответа команда получает из банка сумму равную цене выкупа вопроса. При неправильном ответе вопрос снимается. Игра длится до тех пор, пока не будут заданы все вопросы или у одной из команд не закончатся очки-деньги. Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество «умных рублей». Вопросы к игре развешены на доске по темам в виде карточек, (карточка может быть сделала из листа цветной бумаги или картона, сам вопрос содержится на обратной стороне). Пример карточки изображен на рисунке 1.

Вопрос №1

5 умных рублей

Вопрос: Какое значение слово

«красный» имело у славян в древности?

(Время на размышление: 1 минута)

Рис. 1. Карточка с вопросом с лицевой (слева) и обратной стороны (справа)

Вопросы к игре «Интеллектуальное казино» по темам:

Тема № 1 «Тайны происхождения слов»

Вопрос № 1 – 5 «умных рублей»: Какое значение слово «красный» имело у славян в древности?

Вопрос № 2 – 10 «умных рублей»: Какое русское слово на украинский язык переводится как «окатий», а на белорусский «зёркасты»?

Вопрос № 3 – 10 «умных рублей»: Как называют языки, которые вышли из активного употребления несколько веков назад?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Какое известное русское слово дословно переводится с латинского как «быстрая нога» или «быстроног»?

Тема № 2 «Тайны русской грамматики»

Вопрос№ 1 – 5 «умных рублей»: Докажите, что в слове сердце есть непроизносимый согласный

Вопрос№ 2 – 10 «умных рублей»: Среди каких частей речи больше всего антонимов?

Вопрос № 3 – 15 «умных рублей»: Как называется морфемико-морфологическое явление, которое происходит в словах сон и сыночек при изменении по падежам и числам?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Почему в словосочетании «тушеная картошка» в слове «тушеная» пишется Н, а в словосочетании «тушенная с грибами картошка» — НН?

Тема № 3 «Из жизни писателей»

Вопрос № 1 – 5 «умных рублей»: Кто рассказывал А. С. Пушкину русские народные сказки, на основе которых он впоследствии создал свои?

Вопрос № 2 – 10 «умных рублей»: Какова была основная профессия А. П. Чехова?

Вопрос № 3 – 10 «умных рублей»: Кто написал рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Чью фамилию получил Афанасий Фет и почему?

Тема № 4 «По страницам сказок»

Вопрос № 1 – 5 «умных рублей»: Назовите 5 сказок А. С. Пушкина.

Вопрос № 2 – 5 «умных рублей»: Назовите 5 сказок, главными героями которых являются злая мачеха и падчерица.

Вопрос № 3 – 10 «умных рублей»: Кем приходились друг другу Кай и Герда в сказке «Снежная Королева»?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Отрывком из какого произведения древнерусской литературы является «Сказание о белгородском киселе»?

  1. Конкурс капитанов «Полиглот».

Ведущий: Вот и закончились наши «платные» вопросы. Некоторые команды сумели неплохо заработать при помощи своих знаний в области грамматики и литературы. А теперь я предлагаю капитанам команд проверить свое знание иностранных языков и продемонстрировать ораторское искусство. Приглашаю капитанов принять участие в конкурсе «Полиглот». Конкурс проводится без вступительного взноса, а вот ваш выигрыш может составить 10 «умных рублей».

Ведущий объясняет правила игры.

Правила игры «Полиглот»: Капитаны выбирают одну из заранее подготовленных карточек. На карточках написаны скороговорки на украинском языке. Участники должны правильно прочитать скороговорку и попытаться ее перевести (для лучшего понимания текста скороговорки желательно наличие тематического рисунка). Примеры карточек со скороговорками изображены на рисунке 2. При прочтении допускается незначительное искажение отдельных звуков, при переводе — небольшие неточности. Если участник правильно прочел и перевел скороговорку, он зарабатывает 10 «умных рублей». В случае только правильного прочтения или только правильного перевода — 5 «умных рублей». Если прочтение и перевод имеют ошибки, но в целом соответствую, участник зарабатывает «5» умных рублей.

Рис. 2. Примеры карточек для игры «Полиглот»

  1. Подведение итогов

Ведущий: Красив и непрост язык соседнего государства — украинский, но вы отлично справились с заданием. Вот и закончились все испытания. Теперь подсчитаем банк.

Казначеи команд подсчитывают банк и объявляют сумму накопленных умных рублей, банкир подтверждает подсчеты.

Слово жюри. Награждение команды-победителя и наиболее активных игроков из каждой команды.

Основные термины (генерируются автоматически): рубль, команда, правило игры, игра, карточка, ведущий, интеллектуальное казино, правильный ответ, Какое значение, неправильный ответ.

Похожие статьи

Разработка сценария проведения... | Молодой ученый

Ведущий 2: Проведём жеребьевку, чтобы определить последовательность ответа команд. Ведущий 1: Коэффициент интеллекта сокращенно

Ведущий 2: Обратите внимание! В нашей игре можно, не зная точного ответа, путем логического размышления найти правильный ответ.

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

В условиях современной школы проблема умственного развития учащихся приобретает доминирующее значение. Актуальность данной проблемы диктуется условиями современной жизни.

Методические основы использования интеллектуальных игр на...

Данная статья посвящена особенностям использования интеллектуальных игр на уроках математики.

Интеллектуальная игра — эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее

В игре выделяются следующие роли: ведущий (учитель) проводит...

Интеллектуальная игра как способ развития базовых...

Интеллектуальная игра — это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или

Поэтому вопросы и ответы для игры должны быть составлены в соответствии с

– в вопросах с выбором варианта ответа необходимо предложить помимо правильно...

Сценарий ежегодного интеллектуального марафона...

Ведущий: Весело и с пользой игру нам провести. И в этом нам поможет прекрасное компетентное жюри.

Ведущий: Участники готовы? Начинаем наш интеллектуальный марафон с «Приветствия команд»— представление команд и эмблемы участников марафона.

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции...

За каждый правильный ответ ребёнку даётся жетон.

Затем ведущий меняется. Игра: «Делай, как я».

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника. Одним из средств развития сенсорных способностей является игра.

Конспект игры «Юные финансисты» (старший дошкольный возраст)

Ход игры: Игра проводится в зале, оформленном в соответствии с темой.

Сегодня в нашем детском саду состоится интеллектуальная игра «Юные финансисты», в которой принимают участие

Если она отвечает неверно, то у другой команды есть еще 1 минута на обсуждение.

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников.

Играведущая деятельность потому, что именно в ней коренным образом изменяется

При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия...

Игра «Футбол» (внеклассное мероприятие, 5–6 классы)

Описание игры: Игра состоит из двух таймов и небольшого перерыва. В каждом тайме несколько заданий. Выполнив правильно задание, игроки делают пас. Если сделано 3 паса, то команда забивает гол команде-сопернице. Разыгрывает команда-соперница.

Похожие статьи

Разработка сценария проведения... | Молодой ученый

Ведущий 2: Проведём жеребьевку, чтобы определить последовательность ответа команд. Ведущий 1: Коэффициент интеллекта сокращенно

Ведущий 2: Обратите внимание! В нашей игре можно, не зная точного ответа, путем логического размышления найти правильный ответ.

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

В условиях современной школы проблема умственного развития учащихся приобретает доминирующее значение. Актуальность данной проблемы диктуется условиями современной жизни.

Методические основы использования интеллектуальных игр на...

Данная статья посвящена особенностям использования интеллектуальных игр на уроках математики.

Интеллектуальная игра — эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее

В игре выделяются следующие роли: ведущий (учитель) проводит...

Интеллектуальная игра как способ развития базовых...

Интеллектуальная игра — это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или

Поэтому вопросы и ответы для игры должны быть составлены в соответствии с

– в вопросах с выбором варианта ответа необходимо предложить помимо правильно...

Сценарий ежегодного интеллектуального марафона...

Ведущий: Весело и с пользой игру нам провести. И в этом нам поможет прекрасное компетентное жюри.

Ведущий: Участники готовы? Начинаем наш интеллектуальный марафон с «Приветствия команд»— представление команд и эмблемы участников марафона.

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции...

За каждый правильный ответ ребёнку даётся жетон.

Затем ведущий меняется. Игра: «Делай, как я».

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника. Одним из средств развития сенсорных способностей является игра.

Конспект игры «Юные финансисты» (старший дошкольный возраст)

Ход игры: Игра проводится в зале, оформленном в соответствии с темой.

Сегодня в нашем детском саду состоится интеллектуальная игра «Юные финансисты», в которой принимают участие

Если она отвечает неверно, то у другой команды есть еще 1 минута на обсуждение.

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников.

Играведущая деятельность потому, что именно в ней коренным образом изменяется

При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия...

Игра «Футбол» (внеклассное мероприятие, 5–6 классы)

Описание игры: Игра состоит из двух таймов и небольшого перерыва. В каждом тайме несколько заданий. Выполнив правильно задание, игроки делают пас. Если сделано 3 паса, то команда забивает гол команде-сопернице. Разыгрывает команда-соперница.

Задать вопрос