Интегрированный урок по литературе и биологии по роману В. Дудинцева «Белые одежды» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.

Дата публикации: 26.12.2018

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Ефименко, Н. В. Интегрированный урок по литературе и биологии по роману В. Дудинцева «Белые одежды» / Н. В. Ефименко, И. И. Майборода. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 15-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3841/ (дата обращения: 16.12.2024).



Пояснительная записка

«Ты можешь прожить долгую жизнь, так и не узнав, кто ты — подлец или герой. И всё потому, что твоя жизнь не складывается — не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода — вперёд или назад?» (В. Дудинцев)

А если жизнь послала тебе такие испытания, и ты оказался в этой железной трубе, где есть только два выхода — вперёд или назад, то, что лежит в основе этих испытаний? Что делает человек, чтобы идти вперёд или назад? ВЫБОР. Что же является мерилом этого нравственного выбора? СОВЕСТЬ.

Именно этому посвящён интегрированный урок по литературе ибиологии «Кто ты — подлец или герой? Злодей иль гений в жизни?» (по роману В. Дудинцева «Белые одежды»).

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных элементов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

– повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

– рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

– организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д.;

– показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Исходя из этого, нами была определена общая цель: основываясь на содержании романа В. Дудинцева «Белые одежды», показать нравственный подвиг учёных-генетиков в эпоху преследования науки.

Общие метапредметные результаты:

  1. Формирование умения сравнивать, анализировать литературный материал и материал по биологии.
  2. Формирование способности извлекать информацию из различных источников.
  3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
  4. Формирование мышления обучающихся в ходе проблемно-диалогического, проблемно-практического, проблемно-поискового анализа романа.

Данный интегрированный урок строится на проблемной основе, выделено в каждой дисциплине ядро проблемы, основные вопросы, решение которых прослеживается на протяжении двух уроков через различные формы работы.

Считаем, что содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, имеют определённые преимущества для обучающихся:

– повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся;

– способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

– позволяют систематизировать знания;

– способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

– способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления и рациональные навыки учебного труда;

– интенсификация учебного материала;

– расширяют сферы получаемой информации;

– подкрепляют мотивации в обучении;

– умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения; рассматривать их в единстве взглядов.

Преимущества интеграции для учителя:

– более эффективное использование учебного времени;

– увеличение времени на отработку практических умений и навыков;

– использование современных форм обучения;

– повышение роста профессионального мастерства учителя;

– рождение нового уровня мышления — глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации;

– исключает дублирование учебного материала;

– усиление межпредметных связей.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Общая цель: основываясь на содержании романа В. Дудинцева «Белые одежды», показать нравственный подвиг учёных-генетиков в эпоху преследования науки.

Общие метапредметные результаты:

  1. Формирование умения сравнивать, анализировать литературный материал и материал по биологии.
  2. Формирование способности извлекать информацию из различных источников.
  3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
  4. Формирование мышления обучающихся в ходе проблемно-диалогического, проблемно-практического, проблемно-поискового анализа романа.

Ход урока

Вступительная часть

Учитель литературы

Тема урока по литературе «Кто ты — подлец или герой?»

…Ты можешь прожить долгую жизнь,

так и не узнав, кто ты — подлец или герой.

В. Дудинцев

Учитель биологии

Тема урока по биологии «Злодей иль гений в жизни?»

Пойдём на костёр, будем гореть,

но от убеждений своих не откажемся.

Н. И. Вавилов

Учитель литературы

Определите, пожалуйста, в этих двух темах контекстные синонимы, которые станут опорой для нашего разговора.

Вы совершенно верно определили, что Добро и Зло — вечные противоборствующие силы жизни. Сегодня мы, основываясь на содержании романа В. Дудинцева «Белые одежды», попробуем разобраться в очень важном и сложном вопросе: легко ли делать нравственный подвиг в жизни и в науке?

Урок литературы

Цель: анализируя роман В.Дудинцева «Белые одежды», определить, в чём состоит суть добра и зла романе, кто из героев романа достоин «белых сияющих одежд».

Метапредметные результаты:

  1. Совершенствование навыков анализа литературного произведения.
  2. Развитие познавательного интереса к истории своей страны, к литературе, к проблемам жизни и деятельности учёных-биологов.
  3. Развитие понимания, почему в одной и той же ситуации одни люди совершают подвиги, а другие становятся предателями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная книга, презентации, текст романа В. Дудинцева «Белые одежды», таблица «Добро и Зло».

Учитель

Прежде чем мы начнём разбираться в перипетиях романа «Белые одежды», хотелось бы немного узнать, а кем же был его автор. Кто этот человек, чей роман увидел свет только через двадцать лет после его написания?

Биографическая справка в сопровождении презентации (сообщение обучающейся 11 класса)

Учитель

Действие романа «Белые одежды» происходит в одном из сельскохозяйственных вузов страны, попавших под подозрение в распространении вредного западного направления в науке в конце 1948 года.

— Скакой целью приезжает вэтот город Фёдор Иванович Дежкин?

По поручению народного академик Кассиана Дамиановича Рядно Дежкин приезжает, чтобы «разгрести подпольное кубло», разоблачить вейсманистов-морганистов в институте.

В 1992 году по одноимённому роману Владимира Дудинцева на киностудии «Беларусьфильм» режиссёром Леонидом Белозоровичем был снят многосерийный телевизионный фильм «Белые одежды», фрагменты из которого будут в центре нашего внимания.

(Фрагмент 1 из художественного фильма «Белые одежды», серия 1)

В. Дудинцев говорил: «В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла или, как сказал мой читатель, создать инструментарий добра».

Кто же представляет в романе силы добра и силы зла?

Круг героев вами очерчен. Попробуем дать основным представителям этих сил небольшие характеристики.

Индивидуальные сообщения обучающихся 11 класса о Кассиане Дамиановиче Рядно, Иване Ильиче Стригалёве, Святозаре Александровиче Посошкове, Фёдоре Ивановиче Дёжкине

— Всложную ситуацию попадает Дежкин. Содной стороны, он должен провести ревизию ивывести на чистую воду враждебное кубло, но сдругой стороны, он честный, умный человек, стремящийся кистине. Что произошло снашим героем вдетстве? Что помогло ему научиться видеть людей «насквозь»?

История о геологе (Часть 1, глава 4, стр. 57–59)

— УДежкина после этой истории след остаётся на всю жизнь, этот урок «содрал кожу» ссердца мальчика, наделив его редкостным даром сопереживания чужим людям ичужой боли. (Часть 1, глава 4, стр. 57)

«…Понимаете, бывают обиды, когда хочется дать сдачи, ответно насолить. Могут быть люди с вечной жаждой отомстить…Оказывается, может быть такая же вечная жажда, но противоположная. Нечто, связывающее душу, отнимающее свободу. Ощущение такое, будто мёртвый — истлел ведь давно — тот, кого нет…Присутствует незримо и ждёт с болью удовлетворения. А как удовлетворишь, если его нет? Отдаёшь должок вместо него другим, отдаёшь без конца. А это вот самое не убывает…»

Именно этот случай помогает герою подбирать своеобразный ключ, чтобы руководить своими поступками иразбираться впоступках других. Посмотрим небольшой фрагмент из художественного фильма.

(Фрагмент 2 из художественного фильма «Белые одежды», серия 1)

Как по-другому мог бы поступить Фёдор Иванович?

Мог спокойно отсидеться, выслушав весь разговор до конца, промолчать, сделать для себя определённые выводы, а потом умело употребить знания этой ситуации в нужное время.

Почему же не делает этого?

Не позволяет совесть.

Укаждого, наверное, вжизни есть что-то, что «оцарапывает» им душу сдетства, заставляет потом мучиться всю жизнь. УДежкина это история сгеологом, ау Василия Степановича Цвяха? (Часть 1, глава 2, стр. 38)

«…У нас за деревней, где я родился, в поле был холм. Вроде кургана. А на нем каменный крест. В двадцатых годах молодежь наша деревенская собралась — накинули на этот крест веревку и сдернули его, сволокли куда‑то. Теперь он лежит, даже не знаю где. И я участвовал — всю жизнь, считай, этим подвигом гордился. А вот теперь маленько из истории узнал. Батый по этим местам проходил, татары. А в курганах‑то этих русские кости. Наших защитников. Крест‑то был, Федя, к делу поставлен. Видишь, чем я гордился всю жизнь!»

— По-разному проявляются люди висключительных обстоятельствах: одни предают, другие идут на костёр, сохраняя свою точку зрения. На собрании винституте после ревизии открывается истинное лицо многих из героев.

Профессор Хейфец прямо и открыто заявляет свой протест.

Цитолог Вонлярлярский испуганно отрекается от своих взглядов, более того от страха доносит на профессора Хейфеца, чтобы спасти свою репутацию. Дёжкин отмечает: «Он доносит! Это его личная манера доносить!». Жалким и трусливым выглядит этот человек, когда возвращается с трибуны.

Аспирантка Анжела Шамкова под давлением ректора Варичева доносит на своего руководителя Стригалёва, заявляя, что он ведет два журнала. Затем она настраивает против него студентов, призывая их ставить подписи под письмом с отказом от обязательного слушания лекций Стригалёва, но сама подписывается только под давлением Дёжкина.

Доцент Иван Ильич Стригалёв признается в проведении экспериментов и пытается отстаивать свою точку зрения, совершенно справедливо замечая:«А в конечном счете ответственность за науку и, стало быть, за практику лежит на ком?.... Ответственность будет на том, кто все понимает, на кого газ не действует… На мне, на мне лежит ответственность. И меня надо будет судить, если я поддамся и не сумею ничего…»

Здесь как раз очень интересны размышления Дежкина острахе итрусости. (Часть 1, глава 1, стр. 15).

«…Страх наказания и нравственное чувство — разные вещи...— Страх — это область физиологии. А трусость — область нравственности…Трусость — это не просто страх. Это страх, удерживающий от благородного, доброго поступка. Трусость отличается от страха. Мотоциклист не боится разбиться насмерть. Носится как угорелый. А на собрании проголосовать, как требует совесть, — рука не подымается. Труслив. Хороший человек преодолевает в себе чувство страха, физиологию. Но если угроза очень страшная, такое может быть… Хороший человек, и тот может дрогнуть. Это уже будет не трусость, а катастрофа. Но это не изменит его нравственное лицо. Человек останется тем, кем он был до своей погибели…»

Зло начинает действовать, чтобы запугать. Во дворе провинциального института горят книги последователей великого Менделя... «Там уже ссеми утра костер… Жгут книги. Пожилая бездарь имолодая глупость жгут классические учебники»,— говорит профессор Хейфец. Что напоминает вам эта сцена?

(Фрагмент 3 из художественного фильма «Белые одежды», серия 2)

Разгул темных сил напоминает тяжкие времена инквизиции, охоту на ведьм, фашистскую Германию, когда сжигались в первую очередь книги, как источник истины.

Вжизни, как на маскараде,— зло нередко принимает личину добра. Почему иСтригалёв иДежкин верили академику Рядно? (Часть 1, глава 6, стр. 110–112)

«–Тогда я не понимал. Я молился на косоворотку и сапоги. И сам их носил. Галстук? Ни‑ни‑ни!..

—Да, да, — поддакнул Федор Иванович. — Я тоже. Меня поразила в академике Рядно и ужасно привлекла его народная непосредственность, прямота. Такая самородность, неподражаемое своеобразие, возросшее, я бы сказал, на крестьянской ниве, на земле…

…- В два года дам новый сорт! Засыплю страну хлебом! Залью молоком! И все о земле‑матушке. Любил научные сессии выносить в поле, чтоб профессора прямо на земле сидели… На этих конях и въехал в доверие. И вдруг узнаю, что никакой он не бедняк был, отец у него был «грамотный зажиточный крестьянин», имел паровую молотилку. Для меня, Федор Иванович, это было первое научное открытие. Я увидел, что человек сам может создавать в себе «народный тип»…

—А я вот задержался, — сказал Федор Иванович. — Я почти до сегодняшнего дня… Если бы анализировал — давно увидел бы истину. В том‑то и дело, Иван Ильич. Не анализировал. Не приучен был к анализу. Вера, вера! Не анализировал, а теперь вижу — подгонял результаты под концепцию. Десять лет подгонки! Помню случаи, когда не получалось и из‑под неуклюжей конструкции выглядывали белые нитки. Истина. Так я пугался! Не советское выглядывало, не наше…»

(Фрагмент 4 из художественного фильма «Белые одежды», серия 1)

Интересен ипоказателен образ Краснова. Как получилось, что этот человек, который стал причиной гибели многих людей, был вокружении Стригалёва, присутствовал на их собраниях? Что онём рассказал Стригалёв? (Часть 2, глава 4, стр. 246–247)

«…— Он же в прошлом году спёр у меня во дворе несколько ягод. И в оранжерее горшок. Я «Контумакс» — в заначку, спрятал, а другой гибрид с похожими листьями выставил. Он и спёр. А потом стал проговариваться загадочно. Мол, кажется, на основе лысенковской науки и касьяновской методики ему, наконец, удалось кое-что. Сначала болтал, потом начал тускнеть и замолк…

…— И вы после этого простили его и даже приняли в кубло!

…— Я и Касьяна бы принял, если бы он сумел так изобразить жажду истины…»

Силам зла вромане противостоит Дежкин. Почему он принимает на себя ответственность за наследство Стригалёва? Почему начинает вести двойную жизнь?

Дёжкин увидел и понял, что люди занимаются настоящей наукой. «Сама природа говорит в их пользу». Учёные работали тайно, собирали из обломков микроскопы и микросхемы, держали дома целые лаборатории, чтобы открыть новое в науке, развить её на благо своей Родины. Во-первых, Дёжкину нужно выиграть время для завершения работы, начатой Стригалёвым, а во-вторых, подготовить надёжное отступление, а также утвердить авторские права Ивана Ильича о внедрении новых сортов картофеля. Стригалёвские сорта не должны попасть в руки “народного академика”, иначе они станут его бесценным капиталом, что затормозит на неопределённый срок развитие истинной науки и усилит гонения на истинных учёных.

Путь Фёдора Ивановича Дежкина— это смена взглядов от поддержки позиций академика Рядно до полного научного соединения со Стригалёвым иего единомышленниками это изменение нравственных ориентиров. Но вромане есть ещё один герой, чей путь был очень тяжёлым. Это Святозар Алексеевич Посошков.

Проректор института академик Посошков, большой ученый, в высшей степени интеллигентный человек, прекрасно понимал, что творится вокруг, но сначала он отрекается от своих взглядов, даже слишком демонстративно, как говорит автор, отрекается. Однако в решительный момент он принимает для себя очень важное решение, делает свой выбор: отправляясь на симпозиум в Европу, он отступает от написанного для него текста выступления и сообщает, что в России биологом Стригалёвым выведен новый сорт картофеля, над которым работали и западные ученые, и показывает фотографии плодов. Понимая, что этого ему не простят на родине, он кончает жизнь самоубийством. В смерти его была скрыта, конечно, и глубоко личная драма человека, но это был и протест против жизни, какую вел он и все его товарищи по науке, протест против произвола в науке.

В. Дудинцев вромане создал прекрасные философские притчи-метафоры, помогающие читателю задуматься над смыслом жизни. Обратимся кодной из наиболее важных притч, которая помогает читателю распознать добро изло.

«Песочные часы» — «…Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже в бесконечность уходит, у которого нет дна, это я…Пока не научились записывать наши мысли и чувства… до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если научилось видеть Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила…». (Часть 2, глава 1, стр. 161–162).

Подвести итог нашего разговора япредлагаю созданием таблицы, которую предполагал Фёдор Иванович Дежкин вразговоре со Свешниковым.

«…Добро и зло родят и действия, специфические для соответствующих случаев. Можно даже классифицировать и составить таблицу. Обратите особенное внимание…какая получается зеркальность!.. Это же чудеса! Открытие!..»

Давайте попробуем сделать это открытие. Перед вами определённые действия, свойственные добру излу, попробуйте разместить их втаблицу «Добро-Зло». (Часть 2, глава 1, стр. 158).

ДОБРО

ЗЛО

Хочет ближнему приятных переживаний

Хочет ближнему страдания

Хочет уберечь кого-то от страдания

Хочет оградить от удовольствия

Радуется чужому счастью

Радуется чужому страданию

Страдает от чужого страдания

Страдает от чужого счастья

Маскирует себя под небольшое зло

Маскирует себя под великое добро

— Конечно, решить проблему добра изла одним произведением невозможно. Это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь ориентир.

Урок биологии

Кто ты— подлец или герой. Злодей иль гений вжизни?

Цель: повторение основных понятий, знаний умений по генетике, селекции.

Задачи:

Метапредметные:

Личностные

– нравственно-этическая ориентация;

– личностное, жизненное самоопределение.

Регулятивные

– самооценка, планирование

Познавательные

– общеучебные — поиск и выделение необходимой информации.

– логические — анализ полученного материала, выбор критериев для сравнения.

Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и аргументы.

Особенности метапредметного урока:

– Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

– Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д.

– Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даѐт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.

– Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Образовательные:

– обобщение, закрепление, углубление знаний по теме «Генетика», «Селекция»;

– систематизация навыков решения задач по генетике и молекулярной биологии.

Развивающие:

– развитие метапредметного мышления;

– умение сравнивать, анализировать полученную информацию из различных литературных и информационных источников, применять полученную информацию на практике;

– развитее потребности в самообразовании, саморазвитии, самовоспитании, творческой реализации

Воспитательные:

– воспитание культуры общения, потребности в здоровом образе жизни;

– развитие коммуникативных способностей, способностей работать в группе;

Оборудование: карточки с задачами, презентация, проектор, компьютер.


Структура урока

Этап урока

Содержание урока

I Организационно-психологический.

Задачи:

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие.

II Актуализация знаний иумений учащихся.

Задачи:

  1. Повторение и проверка знаний об основных генетических понятия
  2. Совершенствование умений объяснять и сравнивать информацию полученную из разных литературных и информационных источников
  3. Применение знаний об основных открытиях в генетике и селекции России и СССР 20 х — 50 — х годов

Сегодня мы вспомним основные закономерности наследования признаков живыми организмами. Механизм передачи и изменения этих признаков организмами в ходе онтогенеза.

В начале, давайте составим логическую цепочку, которая поможет нам соединить такие понятия как: Биология … признак

Генетика, наследственность, изменчивость, хромосомы, ДНК — ген

Вы видите, что у нас в основе генетики лежит понятие ГЕН. Скажите, как Вы считаете, может ли это слово, смысл, лежащий в основе этого слова, являться показателем нравственных качеств человека, признаком его убеждений, культуры, мировоззрения?

Да. На арене истории, мы можем увидеть, что биология зачастую выступала в роли третейского судьи в спорах между идеологиями.

Самым ярким примером противостояния научных и антинаучных идей в биологии России, по праву является жизнь и деятельность таких учёных как Трофим Денисович Лысенко и Николай Иванович Вавилов.

Вот краткий список основных открытий этих антагонистов агробиологии.

Вопросы в рамках эвристической беседы:

  1. Злодеи и гении в биологии, возможен такой союз?

Раздать опорные листки для работы на уроке

Трофим Лысенко

Николай Вавилов

  1. Яровизация растений.
  2. Теория стадийного развития растений
  3. Чеканка растений
  4. Летние посадки картофеля
  5. Выведение сортов зерновых ускоренным методом
  6. Посевы на стерне
  7. Посадка картофеля верхушкой клубня
  8. Гнездовые посадки растений
  9. Превращение видов (порождение одних видов другими)
  1. Учение об иммунитете растений
  2. Учение о центрах происхождения

культурных растений

  1. Учение о виде как системе
  2. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
  3. Внутривидовые таксономические и эколого — географические классификации
  4. Описание растений (7)
  5. Создание крупнейшей в мире коллекции семян культурных растений
  6. Создание основ системы государственных испытаний сортов полевых культур
  7. Основание и внедрение принципов главного научного центра по аграрным наукам
  8. Создание сети научных учреждений в аграрной области
  1. Какие, на ваш взгляд открытия, являются научными и используются биологами, агрономами в наше время?
  2. Каково значение основных открытий Н. И. Вавилова?

Значение открытия центров происхождения культурных растений, закона гомологических рядов.

  1. Вчём антинаучность яровизации, разработанной Т. Д. Лысенко?

Основы яровизации Т. Лысенко

Подведение итогов данного этапа урока

Противостояние научных идей определяется политическим строем государства.

III Постановка темы, цели изадач урока.

Задачи:

1.Сообщение темы, цели и задач.

2. Объяснение практической значимости повторения изученного материала.

3. Постановка перед обучающимися учебной проблемы.

Проблемные вопросы перед объявлением новой темы:

  1. Мы пойдём на костёр.

Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.

Николай Вавилов

Можно ли сжигая книги, портреты учёных опровергнуть законы живой природы, закономерности наследственности?

В основе генетики лежат закономерности, которые характеризуют процесс передачи наследственных признаков при половом размножении живых организмов. Эти законы, впервые, были сформулированы Г. Менделем 8 марта 1865 года в его работе «Опыты над растительными гибридами». С каждым годом учёные находят им большее подтверждение.

Запись темы урока в тетради:

«Кто ты — подлец или герой? Злодей иль гений в жизни»?

Давайте с вами, на примере наследования группы крови у человека, разберём механизм наследования данного признака.

У мальчика первая группа крови, а у его сестры четвёртая. Что можно сказать о группах крови и генотипах их родителей? Рождение детей, с какими ещё группами крови можно ожидать в этой семье?

Р АО х ВО

G А О В О

FАВ АО ВО ОО

Генотип: АВ АО ВО ОО

Фенотип: IV: II: III: I

  1. Значение митоза.

В основе процесса размножение лежит процесс деления клетки. Какие два деления Вам известны?

Митоз и мейоз.

В чём принципиальное отличие этих процессов?

Митоз — образование диплоидной клетки, генетический материал новой клетки идентичен материнской.

Мейоз — процесс образования гаплоидных гамет, рекомбинантные хромосомы. Изменчивость организмов зависит от мейоза. Организмы отличаются друг от друга

  1. Амитоз — старение.

В случае нарушения процессов митоза, факторами окружающей среды, временем, различными мутагенами происходит сбой передачи наследственной информации, что в свою очередь сопровождается старением организма или возникновением различных новообразований, или по другому раку.

Какие мутагены Вам известны?

Физические — ионизирующее излучение, радиоактивный распад, ультрафиолетовое излучение, чрезмерно высокая или низкая температура.

Химические — алкалоиды (колхицин),— один из самых распространённых в селекции мутагенов, винкамин, подофиллотоксин; окислители и восстановители (нитраты, нитриты, активные формы кислорода); алкилирующие агенты (например, иодацетамид); нитропроизводные мочевины: нитрозометилмочевина, нитрозоэтилмочевина, нитрозодиметилмочевина — часто применяются в сельском хозяйстве; этиленимин, этилметансульфонат, дметилсульфат, 1,4-бисдиазоацетилбутан (известный как ДАБ); некоторые пестициды; некоторые пищевые добавки (например, ароматические углеводороды, цикламаты); продукты переработки нефти; органические растворители; лекарственные препараты (например, цитостатики, препараты ртути, иммунодепрессанты).

Биологические специфические последовательности ДНК —транспозоны; некоторые вирусы (вирус кори, краснухи, гриппа); продукты обмена веществ (продукты окисления липидов); антигены некоторых микроорганизмов.

Как действует никотин на клетки организма?

Никотин является мутагеном, значит способен вызывать в клетке различные мутации.

  1. Мутации.

Сейчас мы рассмотрим возможный вариант возникновения мутации в отдельно взятом отрезке гена, при воздействии на него мутагена.

С помощью таблицы генетического кода решим задачу по молекулярной биологии.

Дана последовательность нуклеотидов молекулы ДНК: ААТ — ТЦГ — ГАА — ЦГТ. Определить последовательность аминокислот в первичной структуре белка. На ген произведено воздействие мутагена, колхицина, в результате чего меж второй и четвёртый нуклеотид поменялись местами, а с девятым нуклеотидом произошла делеция. Определить последовательность аминокислот второго белка.

Какой вывод можно сделать?

Мутации полностью меняют последовательность аминокислот, т. е. признак организма.

  1. Порождение новых видов другими.

Давайте посмотрим ещё один отрывок из художественного фильма «Белые одежды», который наглядно иллюстрирует одно из «учений» Т. Д. Лысенко «Порождение новых видов другими».

Что Вы можете сказать об этом?

Подобные факты в истории биологии не известны, т. к. лишь перестройка генетического материала может дать новый признак. Здесь мы видим закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

  1. Берёза и ольха.

Для создания новых пород, сортов необходим достаточно длительный промежуток времени. При рода не терпит торопливости.

Выступление обучающихся:

– Церападус

– Картофель

– Томато-картофель

  1. Злодей иль гений

Подведение итогов данного этапа

Природа «работает» по основным генетическим закономерностям, которые не могут подстраиваться под политические течения и направления в государстве. Фальсификация данных не возможна, т. к. время всё равно расставит всё по своим местам и станет ясно, кто из нас «Гений», а кто «Злодей».

V

Подведение итогов урока

Задачи:

1. Анализ работы обучающихся эффективности усвоения учебного материала.

Анализ активности, полноты, логичности ответов обучающихся, выставление оценок.Собрать листочки!!!!


Заключительная часть урока

Учитель биологии

Завершая нашу работу, мы приходим с вами к важным выводам: роман В. Дудинцева поднимает очень важные и насущные вопросы: что важнее, добро или зло, правда или ложь? Можно ли разрешить себе врать и притворяться во имя добра? Можно ли поступиться в какой-то ситуации принципами, не замарав «белых одежд»?

Учитель литературы:

«Ты можешь прожить долгую жизнь, так и не узнав, кто ты — подлец или герой. И всё потому, что твоя жизнь не складывается — не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода — вперёд или назад?» (В. Дудинцев)

А если жизнь послала тебе такие испытания, и ты оказался в этой железной трубе, где есть только два выхода — вперёд или назад, то что лежит в основе этих испытаний? Что делает человек, чтобы идти вперёд или назад?

ВЫБОР

Что же является мерилом этого нравственного выбора?

СОВЕСТЬ

Думаю, что стихотворение Юрия Левитанского очень точно отражает тему нашего урока. Прочтите его, пожалуйста, для всех нас.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви идля молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит илаты, посох изаплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Учитель биологии

Скоро вы уйдёте из стен своей родной школы, и каждый пойдёт своей дорогой. Нам хочется надеяться, что это будет дорога добра и справедливости, честное служение делу, которое вы выберете. И если нужно будет делать ВЫБОР, чтобы сделан он был по СОВЕСТИ. А роман В. Дудинцева «Белые одежды» в какой-то степени поможет разобраться в себе.

Литература:

  1. Дудинцев В. Белые одежды. Алматы. Жазушы. 1998.
  2. Кузнецова А. П. К обсуждению романа В.Дудинцева “Белые одежды”.- Литература в школе, 1991, № 1. с.114.
  3. Меликова З. С. “Разрывная книга”.- Литература в школе, 1991, № 5. с.107.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дудинцев,_Владимир_Дмитриевич
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/ %C1 %E5 %EB %FB %E5_ %EE %E4 %E5 %E6 %E4 %FB_ %28 %F0 %EE %EC %E0 %ED %29 http://www.aphorisme.ru/about-authors/dudincev/?q=4812
  6. В. Д. Дудинцев. Белые одежды: Роман. — М.Современник, 1989. — 606с., порт. — (Библиотека российского романа).
  7. Н. И. Вавилов. http://to-name.ru/biography/nikolaj-vavilov.htm
  8. Т. Д. Лысенко. http://portal-kultura.ru/articles/history/104235-trofim-lysenko-geniy-ili-sharlatan/Мутации. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9C %D1 %83 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %8B
Основные термины (генерируются автоматически): Белые, одежда, художественный фильм, III, герой, добро, железная труба, жизнь, задача, зло, урок.

Похожие статьи

Технологическая карта занятия «Путешествие по произведению Т. А. Александрова «Домовенок Кузька», глава «Банька»

Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

Конспект занятия в старшей группе по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»

Конспект комбинированного занятия для детей второй младшей группы по сказке В. Сутеева «Три котёнка»

Конспект занятия по чтению художественного произведения В. Катаева «Цветик-семицветик»

Конспект открытого урока по литературному чтению «П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем Буратино»

Похожие статьи

Технологическая карта занятия «Путешествие по произведению Т. А. Александрова «Домовенок Кузька», глава «Банька»

Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

Конспект занятия в старшей группе по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»

Конспект комбинированного занятия для детей второй младшей группы по сказке В. Сутеева «Три котёнка»

Конспект занятия по чтению художественного произведения В. Катаева «Цветик-семицветик»

Конспект открытого урока по литературному чтению «П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем Буратино»

Задать вопрос