Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ
Авторы: Попова Ирина Григорьевна, Михайлова Евгения Геннадьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 25.06.2018
Статья просмотрена: 4677 раз
Библиографическое описание:
Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/ (дата обращения: 24.11.2024).
Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир.
Игра — это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений.
С. Выготский
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. В современном мире проблема социального развития детей с ограниченными возможностями становится одной из актуальных. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения).
К сожалению, не всем детям легко социализироваться в жизни. Есть определенная категория детей, которая не может этого сделать — дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, которые имеют либо физические, либо умственные недостатки.
Когда мы говорим о социализации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. Таким детям приобрести социальный опыт помогает сюжетно-ролевая игра. Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения.
Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.
Особенности сюжетно-ролевой игры:
– Соблюдение правил
– Социальный мотив игр
– Эмоциональное развитие
– Развитие интеллекта
– Развитие воображения и творчества
– Развитие речи
Виды сюжетно-ролевых игр:
– Игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» …)
– Игры на производственные и общественные темы («школа», «автобус», «почта» …)
– Игры на героико-патриотические темы («герои войны», «космические полёты» …)
– Режиссёрские игры
– Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач («моряки», «лётчики» …)
У детей с особенностями в развитии мы наблюдаем недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения начинают проявляться к 5–7 годам, они начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам.
В обучении дошкольников с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.
Обучение игре мы проводим в совместной деятельности, которая отражена в рабочей программе и соответствует лексическим темам, результат мы отражаем в индивидуальных маршрутах.
На начальном этапе мы создаём эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируем ориентировочную деятельность детей (проводим обыгрывание сюжетных игрушек: собачки, зайчики, и конечно куклы). Кукла для детей — это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с нею (отобразительные игры: укладывание спать, купать…). Так же здесь происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под нашим руководством дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.
Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»…). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей: формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание мы уделяем обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал?
Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки.
Дети с нарушением интеллекта в процессе самостоятельных игр воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки, в каком варианте им предлагалось, то есть игры у нас порой шаблонны, стереотипны. Редко наши детки проявляют свою индивидуальность, и вносит что-то от себя.
Характерным для детей нашей группы является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли у нас происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.
Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, и мы считаем, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.
Главным, на наш взгляд, является то, что ребёнок выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, и в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и сверстниками. И даже посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию.
Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах:
Возраст |
Характер игровых действий |
Выполнение роли |
Развитие сюжета ввоображаемой ситуации |
4–5 лет |
Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер |
Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль |
Цепочка из 3–4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5–6 лет |
Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей |
Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры |
Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6–7 лет |
Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна |
Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до её начала |
Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Сюжетно-ролевые игры — обязательная программа любого детского сада и важный
этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребенка давно доказано, и не оспаривается уже много лет. И если для воспитателя детского сада сюжетно-ролевые игры — это своего рода таблица умножения, то для родителей — это что-то познающееся только интуитивно. А ведь именно родители должны организовывать сюжетно-ролевую игру в условиях семьи.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, её организации в
семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения: занимает всё меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности — просмотром телепередач (мультфильмы, взрослые фильмы и т. д.), компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. По мнению многих психологов, ученых игра занимает ведущее место в жизни дошкольников.
Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры, в жизни
своих детей, а иногда даже не умеют в них играть.
Поэтому нашей задачей является:
– Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;
– Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
– Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
– Вовлечь родителей в игровую деятельность.
Для того чтобы родители получили как можно больше информации о значении игры в развитии детей с нарушением интеллекта нами были подготовлены консультации для родителей: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с нарушением интеллекта»; рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр; памятка для родителей: «В какие игры можно играть дома»; проведено родительское собрание «Организация сюжетно-ролевых игр в семье».
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Таким образом, любой ребенок, способен воспринимать и понимать окружающий мир, только не всегда может делать это теми способами, которыми пользуется обычно развивающийся сверстник. Нужно приложить максимум усилий, стараний, умений, любви и ставить перед собой и детьми реальные цели и задачи опираясь на положительные стороны развития таких детей.
Литература:
- Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова «Диагностика — развитие — коррекция» программа дошкольного образования «детей с интеллектуальной недостаточностью» — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.
- А. В. Миллер «Социальное воспитание обучение детей с откланениями в развитии»: Методическое пособие. М.:АРКТИ, 2000.
- Л. Б. Баряева, А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития»: Учебно-методическое пособие. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Н. В. Краснощёкова «Сюжетно-ролевые игры» — Изд.9е — Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Похожие статьи
Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.
Роль игры в воспитании личности ребёнка
В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста
В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.
Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников
В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников
В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.
Похожие статьи
Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.
Роль игры в воспитании личности ребёнка
В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста
В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.
Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников
В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников
В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.