Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 25.06.2018

Статья просмотрена: 4677 раз

Библиографическое описание:

Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/ (дата обращения: 24.11.2024).



Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир.

Игра — это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений.

С. Выготский

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. В современном мире проблема социального развития детей с ограниченными возможностями становится одной из актуальных. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения).

К сожалению, не всем детям легко социализироваться в жизни. Есть определенная категория детей, которая не может этого сделать — дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, которые имеют либо физические, либо умственные недостатки.

Когда мы говорим о социализации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. Таким детям приобрести социальный опыт помогает сюжетно-ролевая игра. Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения.

Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.

Особенности сюжетно-ролевой игры:

– Соблюдение правил

– Социальный мотив игр

– Эмоциональное развитие

– Развитие интеллекта

– Развитие воображения и творчества

– Развитие речи

Виды сюжетно-ролевых игр:

– Игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» …)

– Игры на производственные и общественные темы («школа», «автобус», «почта» …)

– Игры на героико-патриотические темы («герои войны», «космические полёты» …)

– Режиссёрские игры

– Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач («моряки», «лётчики» …)

У детей с особенностями в развитии мы наблюдаем недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения начинают проявляться к 5–7 годам, они начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам.

В обучении дошкольников с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.

Обучение игре мы проводим в совместной деятельности, которая отражена в рабочей программе и соответствует лексическим темам, результат мы отражаем в индивидуальных маршрутах.

На начальном этапе мы создаём эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируем ориентировочную деятельность детей (проводим обыгрывание сюжетных игрушек: собачки, зайчики, и конечно куклы). Кукла для детей — это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с нею (отобразительные игры: укладывание спать, купать…). Так же здесь происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под нашим руководством дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.

Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»…). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей: формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание мы уделяем обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал?

Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки.

Дети с нарушением интеллекта в процессе самостоятельных игр воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки, в каком варианте им предлагалось, то есть игры у нас порой шаблонны, стереотипны. Редко наши детки проявляют свою индивидуальность, и вносит что-то от себя.

Характерным для детей нашей группы является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли у нас происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.

Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, и мы считаем, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.

Главным, на наш взгляд, является то, что ребёнок выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, и в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и сверстниками. И даже посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию.

Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах:

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета ввоображаемой ситуации

4–5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3–4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5–6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6–7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до её начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Сюжетно-ролевые игры — обязательная программа любого детского сада и важный

этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребенка давно доказано, и не оспаривается уже много лет. И если для воспитателя детского сада сюжетно-ролевые игры — это своего рода таблица умножения, то для родителей — это что-то познающееся только интуитивно. А ведь именно родители должны организовывать сюжетно-ролевую игру в условиях семьи.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, её организации в

семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения: занимает всё меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности — просмотром телепередач (мультфильмы, взрослые фильмы и т. д.), компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. По мнению многих психологов, ученых игра занимает ведущее место в жизни дошкольников.

Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры, в жизни

своих детей, а иногда даже не умеют в них играть.

Поэтому нашей задачей является:

– Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;

– Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;

– Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;

– Вовлечь родителей в игровую деятельность.

Для того чтобы родители получили как можно больше информации о значении игры в развитии детей с нарушением интеллекта нами были подготовлены консультации для родителей: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с нарушением интеллекта»; рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр; памятка для родителей: «В какие игры можно играть дома»; проведено родительское собрание «Организация сюжетно-ролевых игр в семье».

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Таким образом, любой ребенок, способен воспринимать и понимать окружающий мир, только не всегда может делать это теми способами, которыми пользуется обычно развивающийся сверстник. Нужно приложить максимум усилий, стараний, умений, любви и ставить перед собой и детьми реальные цели и задачи опираясь на положительные стороны развития таких детей.

Литература:

  1. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова «Диагностика — развитие — коррекция» программа дошкольного образования «детей с интеллектуальной недостаточностью» — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.
  2. А. В. Миллер «Социальное воспитание обучение детей с откланениями в развитии»: Методическое пособие. М.:АРКТИ, 2000.
  3. Л. Б. Баряева, А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития»: Учебно-методическое пособие. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  4. Н. В. Краснощёкова «Сюжетно-ролевые игры» — Изд.9е — Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, Сюжетно-ролевая игра, действие, игровая деятельность, окружающий мир, родитель, взрослый, нарушение интеллекта, детский сад.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особ...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.

Задать вопрос