Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 21.05.2018

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Петрова И. Н. Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/99/3396/ (дата обращения: 23.08.2019).



В данной статье говорится об условиях, способствующих развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое внимание уделяется влиянию родителей, а также семейной обстановке. Все это является самым значимым и сильным, а, следовательно, и наиболее глубоким и устойчивым.

Ключевые слова: тревога, страх, расстройство, межличностные отношения, семья.

Роль органической недостаточности, к которой относится СДВГ, состоит, в частности, в том, что она способствует развитию волевой неустойчивости, легкости возникновения, бурному протеканию, застреваемости и неуправляемости аффектов [3].

К психической травматизации особенно чувствительны дети с повышенной впечатлительностью, пугливостью и неуверенностью в себе и с такими чертами личности как тревожная мнительность, склонность к страхам, патологическая фиксация на неприятных переживаниях, тенденция к возникновению внутренних конфликтных переживаний и психологических способов защиты.

Наиболее значимым условиями, способствующими развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, являются дефекты воспитания, а также проблемы школьной дезадаптации.

Значение отрицательных социально-психологических воздействий в детстве и младенчестве для возникновения психических расстройств стало осмысливаться и признаваться особенно отчетливо в середине прошлого столетия.

Оно связано с именем Р. Спиц, который под названием «госпитализма» описал так называемую «анаклитическую депрессию» у годовалых младенцев, вызванную разлукой с матерью [11]. Возможность возникновения этого состояния в раннем возрасте свидетельствует, с точки зрения автора, об огромном значении для ребенка постоянного общения с матерью.

Отношения между матерью и ребенком изучал и Дж. Боулби [8], который усматривал в нарушениях этих отношений основную причину неправильного развития личности. Он сформулировал положение, гласящее, что если ребенок оказывается в детстве лишенным материнской заботы, то это приводит к необратимым последствиям. Дж.Боулби подробно описал страх быть отлученным от матери и стадии его развития на протяжении первых четырех лет жизни. В привязанности, ласке, добром слове и утешении ребенок нуждается больше, чем в пище. Любое отлучение от матери он воспринимает как угрозу ему самому.

Естественной средой развития ребенка является семья, поэтому его поведенческие расстройства находятся в тесной связи с нарушениями процесса правильного выполнения членами семьи своих ролей.

Дж.Дюренд-Дассер [10] анализирует проблему межличностых отношений, используя понятие симметрии и взаимодополняемости. Правильными он считает отношения симметрично взаимодополняющие, а в случае незрелости, вместо симметричных взаимодополняющих отношений возникают отношения ассиметричные.

Влияние родителей является самым значимым и сильным, а, следовательно, и наиболее глубоким и устойчивым. Поэтому аномалии отношений в семье делают ребенка более восприимчивым к отрицательным воздействиям со стороны более широкого социального окружения. При этом на ребенка влияет вся совокупность сознательных и неосознаваемых актов родителей (их несдержанность, слишком эмоциональный подход к ребенку). Ребенок вступает в область патологии, овладевая эффективными способами приспособления к неправильным отношениям в семье своих родителей. Так происходит формирование порочной системы стремлений, искаженного представления о действительности, являющегося причиной возникновения в последующем ряде конфликтов. Привычка в данном случае играет роль фиксатора. Особенно сильное патогенное влияние оказывает неправильное воспитание, то есть воспитание родителями. Вопрос о нарушении отношений между родителями и детьми непосредственно касается не только проблемы неврозов, но и всех пограничных состояний и в детском, и взрослом возрасте. Эти нарушенные отношения нередко связанны с наличием у родителей невротической и личностной патологии.

Среди различных типов деструктивного семейного воспитания, имеющих значение для формирования личности, следует выделить следующие:

– нарушение детско-родительских отношений [5];

– внутрисемейные конфликты [1]; [2];

– наличие у родителей невротической и личностной патологии [1];

– деструктивное влияние матери на психическое развитие ребенка [8]; [4].

Согласно К.Хорни базисная тревога есть целиком и полностью результат нарушений с родителями [7,]. В этих случаях у ребенка развивается «чувство собственной незначительности, бесполезности, покинутости, подверженности опасности, нахождение в мире, который открыт обидам, обману, нападкам оскорблениям, предательству, зависти» [6]. Окружающая действительность порождает страх. Поскольку ребенок «лишается уверенности в своей нужности, ценности для других...» [6].

Обнаружено, что 61 % матерей и 36 % от имели в детстве выраженные признаки нервности, неврозы наиболее выражены у женщин, чьи дети страдают неврастенией и неврозом навязчивых состояний и еще меньше у женщин, дети которых страдают истерическим неврозом [2].

Типы влияния семьи на формирование личности можно представить себе в виде трех основных вариантов: фиксация путем подражания; закрепление негативистических реакций; прямое культивирование реакций ребенка.

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности со средой являются реакции дезадаптации.

Литература:

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
  2. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — 208 с.
  3. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. — Л.: Медицина, 1984. — 192 с.
  4. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. — 334 с.
  5. Личко А.Е. Подрастковая психиатрия: Руководство для врачей. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
  6. Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. — М., 1992. — 94 с.
  7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: пер. с англ. Старовойтовой В.В. — М.: Изд. Группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 480 с.
  8. Bowlby J. The nature of the child'S the to his mother // Int. J. Psychoanal., 1951. — vol. 39. — P. 350 — 357.
  9. Bowlby J. Attachment and Loss Separation // Anxiety and Anger. — New York, 1975. — vol. 11. — P. 454 — 489.
  10. Durand-Dassier J. Structure et psychilogie de relation. — Paris, L’Epi, 1969.
  11. Spitz R. The first day of life. New York: International Universities Press, 1965.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, личностная патология, старший дошкольный возраст, влияние родителей, развитие тревоги, синдром дефицита внимания, формирование личности, мать, родитель.

Ключевые слова

семья, страх, тревога, межличностные отношения, расстройство

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают...

Взаимосвязь детско-родительских отношений...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер, либеральный стиль, дошкольный возраст.

Влияние детско-родительских отношений на развитие...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, кризис трех лет, детско-родительские отношения, личностные новообразования, рекомендации.

Отмечается и большее влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом...

Большинство родителей считает, что их ребенок – гиперактивный, ведь он такой непоседа, все время в движении. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Играя с гиперактивным ребёнком, взрослым необходимо придерживаться определённых правил.

Гиперактивный ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей особого подхода. Гиперактивные дети и работа с ними | Статья в журнале... - изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, эмоционально-личностные особенности, межличностные отношения, задачи и методы психоррекционной работы. В последние годы возрастает число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — расстройство развития, открытое сравнительно недавно и поэтому

Кроме того, родителям и педагогам, сталкивающимся с нарушениями поведения ребенка с СДВГ, необходимо знать, что он ведет себя так

Задержка психического развития, как результат неправильного...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста... В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать...»

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Похожие статьи. Личностные особенности родителей детей, страдающих...

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают...

Взаимосвязь детско-родительских отношений...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер, либеральный стиль, дошкольный возраст.

Влияние детско-родительских отношений на развитие...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, кризис трех лет, детско-родительские отношения, личностные новообразования, рекомендации.

Отмечается и большее влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом...

Большинство родителей считает, что их ребенок – гиперактивный, ведь он такой непоседа, все время в движении. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Играя с гиперактивным ребёнком, взрослым необходимо придерживаться определённых правил.

Гиперактивный ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей особого подхода. Гиперактивные дети и работа с ними | Статья в журнале... - изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, эмоционально-личностные особенности, межличностные отношения, задачи и методы психоррекционной работы. В последние годы возрастает число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — расстройство развития, открытое сравнительно недавно и поэтому

Кроме того, родителям и педагогам, сталкивающимся с нарушениями поведения ребенка с СДВГ, необходимо знать, что он ведет себя так

Задержка психического развития, как результат неправильного...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста... В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать...»

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Похожие статьи. Личностные особенности родителей детей, страдающих...

Задать вопрос